Статья по развитию речи младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
статья по развитию речи (младшая группа)

Федорова Мария Сергеевна

Статья  по развитию речи младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

ГБДОУ детский сад № 45 Московского района г. Санкт-Петербург

Статья  воспитателя Федоровой М.С.

 

 

Речь - величайшее богатство данное человеку. Ее как любое богатство можно приумножить, либо незаметно растерять.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья  по развитию речи младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

ГБДОУ детский сад № 45 Московского района г. Санкт-Петербург

Статья  воспитателя Федоровой М.С.

Речь - величайшее богатство данное человеку. Ее как любое богатство можно приумножить, либо незаметно растерять.

Актуальность темы.

     В настоящее время в связи с вступлением в ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. В решении задач, связанных с развитием речи ребенка дошкольника особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности.

    Особенности речевого развития дошкольников младшего возраста.

- Высказывания короткие;

- Состоят из фрагментов логически не связанных между собой;

- Отличаются непоследовательностью;

- Содержат низкий уровень информативности;

    Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Помогает решать следующие задачи:

- Пополнение и активизирование словаря детей.

- Совершенствование отчетливого произношения слов и словосочетаний.

- Развитие творческой самостоятельности в передаче образа, выразительности речевых и понтомических действий.

    Для того чтобы добиться определенных успехов нужно четко представлять этапы работы по этой проблеме:

    1 этап: ознакомление детей сюжетными игрушками, когда взрослый показывает и называет разнообразные действия с ними. Речь взрослого должна быть интонационно выразительной одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темы произношения (Маша идет по дорожке: «Топ-топ-топ». Волк: «топ-топ-топ». Лиса: «топ-топ-топ»).

    На этом этапе важно предоставить детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками в процессе активируется речь, и закрепляются игровые действия.

     2 этап: Работа с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешки легко инсценировать даже когда дети еще не владеют активной речью. Под рассказ воспитателя дети изображают движения действующих лиц или выполняют действия с игрушками.

     3 этап: Игры драматизации. Художественное произведение должно соответствовать возрастным возможностям детей и программным требованиям. Текст должен быть хорошо знаком детям они должны узнавать персонажей на картинках и в игрушках. Проведению игр драматизации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр, подвижных, музыкально-ритмических. Постановка знакомой сказки в театрализованной деятельности способствует развитию речи т. к. у детей в игровой обстановке возникает потребность говорить.

Виды театрализованной деятельности:

Игры – драматизации

Театр на фланелеграфе

Теневой театр

Театр би-ба-бо

Пальчиковые и варежковые театры

Настольные театры (с плоскостными и объемными фигурками)

Театр марионеток

     Различные виды театрализованной деятельности обогащают детей новыми впечатлениями, развивают интерес и литературе, активизируют словарь, способствуют нравственно эстетическому воспитанию.

    Работа по театрализованной деятельности начиналась с I младшей группы, где дети только начинают ходить в детский сад. Театрализованные игры помогли нам в работе по безболезненной адаптации детей. Мы обыгрывали любую игрушку в группе или ту, которую принес малыш. И видя, как игрушка, пляшет, поет, разговаривает, у ребенка появлялась на лице улыбка, радость. Это отвлекало его, помогало легче привыкнуть к коллективу, побуждало к общению со мной и с детьми.

    Разыгрывали  песенки «Петушок, петушок» колыбельные с куклами, потешки: «Кисонька-Мурысонька», «Водичка-водичка».

    А так же, знакомые сказки, народные песенки, потешки, используя игрушки, плоскостной, пальчиковый театр. Все это помогает подготовить детей к активному участию в театральных играх. Всё это позволило, научить детей пользоваться разнообразными средствами в их сочетании речь, напев, мимика, пантомима, движения.

   Обращаем внимание детей на интонацию голосов животных в сказках «Колобок», «Теремок». Учим эмоционально проговаривать фразы, чётко произносить звуки. Например, в игре «Прогулка в лес» (как шумит ветер, шуршат листья) звукоподражательные с различной интонацией, развивают речевое дыхание. После отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного животного.

    Учим детей выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса. «Са-са-са, к нам летит оса»-с разной силой голоса-тихо,громче,громко. Также меняя интонацию- удивлённо, вопросительно, испуганно, восторженно и т. п.

    Расширяется словарный запас детей. Большое внимание уделяем выразительности речи.

Закрепляется умение детей сочетать речь с движением.

    Для театрализации используют сказки Корнея Чуковского «Муха Цокотуха», «Айболит», Федорино горе и др. Маршака «Сказки о глупом мышонке», «Перчатки». Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Колобок». Песенки «Жили у бабуси», «В траве сидел кузнечик». Стихи «Дождик – дождик».

    В группе мы создали театрализованный уголок, в который входят следующие виды театра:

-пальчиковый театр;

-театр би – ба – бо;

-настольный театр;

-плоскостной театр;

-платковый театр.

-театр ряженых;

-театральные шапочки.

     Все эти театры находятся в доступном для детей месте. Мы используем их в разных режимных моментах (умывание, непосредственно образовательная деятельность, гимнастика после сна, подвижные игры, приём пищи и т. д.).

    В группе создан уголок ряженых, где дети любят наряжаться и разыгрывать разные сценки.

    В своей работе с детьми по театрализованной деятельности мы привлекаем родителей, которые помогают изготовить костюмы и атрибуты. Часто при инсценировки, какой либо сказки предлагаем родителям принять участие.

    В беседах с родителями рекомендуем посещать с ребёнком различные театральные спектакли, которые способствуют расширению кругозора ребёнка, обогащают внутренний мир, а главное, учат членов семьи взаимопониманию.

    Работа по театрализованной деятельности будет и дальше проводится.

    Планируем пополнить театральный уголок. В изготовление нового вида театра будем привлекать родителей, с которыми уже беседовали на эту тему и они обещали помочь.

    Основная трудность в работе с детьми по театрализованной деятельности - это слабое развитее речи детей, нарушение звукопроизношение. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Рекомендуем родителям чаще читать детям сказки, а потом в ролях пересказывать небольшие отрывки, учить стихи, потешки.

    Таким образом, работа по театральной деятельности способствует не только

пополнению знаний, умений а является средством формирования речи,личностных качеств ребёнка, его адекватного поведения в различных ситуациях.

    Речь ребёнка становится более выразительной, грамотной. Обогащается новыми словами.

     Наше стремление направлено к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть чёткой, звучной, выразительной, неторопливой. Должна быть красочной и выражать мысли ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Театрализация играет особую роль в жизни ребенка. Дети знакомятся с окружающим миром, выполняют различные игровые задания, которые способствуют интеллектуальному развитию. Ребенок сочувствуе...

"Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эст...

Опыт работы на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

С 2012 года я работаю над темой по самообразованию «Развитие речи детей через театрализованную деятельность». Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время возросло число детей с нар...

Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Воспитатель: Сатварённая Е.И. Средняя группа.    Актуальность:• В последние годы, к сожалению, от...

Методическая разработка по развитию речи младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Методическая разработка по развитию речи младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. ГБДОУ детский сад № 45 Московского района г. Санкт-Петербург Методическая разработка вос...