"Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
материал (старшая группа) на тему
Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 «Совёнок»
«Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Опыт работы.
Воспитатель первой квалификационной категории Бычкова Людмила Александровна.
Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)
Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика.
Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.
Значение театрализованной деятельности
- помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
- появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
- совершенствует артикуляционный аппарат
- формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
- улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
- дети получают эмоциональный подъём
- способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
- позволяет формировать опыт социального поведения
- стимулирует активную речь
Актуальность
Одним из современных инновационных методов обучения я считаю проектную деятельность – технологию, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым. В своей работе я часто использую эту технологию. Для обогащения предметно – развивающей среды в группе был разработан и реализован проект с участием родителей «Сказка за сказкой».
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Я считаю, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй.
Постановка проблемы
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают родители.
Стимулом для творческой деятельности ребенка служит театрализованная игра, доступная с самого раннего возраста. Необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна. Увлечённость детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, лёгкое не авторитарное общение взрослого и ребёнка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Цель: создать оптимальные условия развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
- В процессе проекта дети рисовали любимых сказочных героев и выполняли аппликации.
- Слушали сказки и отвечали на вопросы по содержанию текста.
- Рассматривали иллюстрации к русским народным сказкам.
- Отгадывали загадки.
Были изготовлены персонажи сказок и атрибуты к ним из разных материалов. А сейчас дети на основе готовых кукольных театров продолжают разыгрывать сказки, составлять интересные и необычные рассказы, меняя героев и обстановку.
С большим интересом дети играют:
- в театр на палочках.
- Стендовый театр ( мягкая сказка на липучках), где дети могут самостоятельно передвигать героев сказки, действовать с ними по своему усмотрению и желанию, придумывать свою сказку.
- Разные виды настольных театров. Очень нравится детям играть в театр, который я приготовила для проведения занятия: «Как зайчонок маму искал».
- Театр на камушках.
- Театр Петрушек.
- Пальчиковый театр.
- Театр масок и шапочек.
Особая роль я отвожу работе с родителями. Ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. Поэтому родителей воспитанников следует привлекать к участию в театрализованных занятиях, праздниках, причем в качестве не только зрителей, но и исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д.
Наши мамы мастерицы смастерили для детей сказку «Колобок» из попьемаше, а на прогулочном участке вместе с родителями воспитанников, бабушками и дедушками мы постарались создать атмосферу сказки и у нас это получилось. Вот уже несколько лет подряд радуют нас и наших детей красивые, яркие персонажи сказок. Мы каждый год обновляем эти декорации и придумываем новые.
Работа воспитателя в ДОУ строится в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем. Успешность и результативность театральных занятий зависят, прежде всего, от музыкальных занятий. Поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно. Совместно с музыкальным руководителем мы показываем музыкальные спектакли, сказки - оперы, где дети не проговаривают текст, а пропевают.
Мною были сшиты куклы для показа кукольного театра. Дети очень любят этот вид театра и с большим желанием и нетерпением ждут показа новой сказки.
Вывод:
- Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
- В любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера.
- С удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях.
- Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
- Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Театрализация играет особую роль в жизни ребенка. Дети знакомятся с окружающим миром, выполняют различные игровые задания, которые способствуют интеллектуальному развитию. Ребенок сочувствуе...
Опыт работы на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
С 2012 года я работаю над темой по самообразованию «Развитие речи детей через театрализованную деятельность». Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время возросло число детей с нар...
Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Воспитатель: Сатварённая Е.И. Средняя группа. Актуальность:• В последние годы, к сожалению, от...
Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей...
Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Актуальный педагогический опыт...
Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а это деятельность помогает развитию речи детей....