Методическая разработка по развитию речи младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по развитию речи младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
ГБДОУ детский сад № 45 Московского района г. Санкт-Петербург
Методическая разработка воспитателя Федоровой М.С.
Оглавление.
Актуальность
Цели
Задачи
Теоретическая часть
Анализ результативности опыта
Влияние работы на развитие детей
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Рекомендации по использованию опыта.
Литература.
Актуальность.
Данная тема актуальна для работы с дошкольниками в современном детском саду, так как позволяет развивать чувства, глубокие переживания и открытия ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Развивает память, мышление, воображение, внимание; позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к обучению в школе.
В современном мире все чаще живое общение детям заменяют различными гаджетами, и эта тенденция растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Цель.
Развитие связной, выразительной речи у детей через художественное слово, формирование умения излагать свои мысли последовательно.
Задачи.
-учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
-формировать грамматический, лексический строй речи;
-развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
-продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
-продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности;
-продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
-пополнять литературный запас детей за счет инсценировки, драматизации сказок, рассказов, потешек и пословиц;
-воспитывать чуткость к художественному слову, зачитывать отрывки с наиболее яркими описаниями;
-развивать мелкую моторику рук;
-формировать умение воплощать услышанное в инсценировках.
Теоретическая часть.
Есть народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех смыслах. Поэтому темой своей педагогической концепции я взяла: «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность». Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей, а театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Свою работу я начала с того, что отобрала сюжеты из повседневной жизни детей, подготовила персонажи. Далее подобрала вопросы и задания от персонажей, направленные на активизацию речевой деятельности малышей; физкультминутки, подвижные игры, загадки так, чтобы они были объединены общим сюжетом; оборудование для создания сказочного сюжета. Стала применять театрализованные игры на практике. В содержание занятий по театрализованной деятельности включила:
-Игры–имитации образов животных, людей;
-Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки;
-Инсценировки произведений;
-Театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);
-Самостоятельная театрально-игровая деятельность.
-Организацию работы строю следующем образом:
-Введение в тему, создание эмоционального настроения;
-Театрализованная деятельность (в разных формах, где все участники (дети и взрослые) имеют возможность реализовать свой творческий потенциал.
Считаю, что предметно-пространственная среда, обеспечивающая творческое и речевое развитие на основе театрализованной деятельности, имеет некоторые специфические особенности. Она не только обеспечивает театрализованную деятельность детей, но и обеспечивает эффективное общение детей с воспитателем и друг с другом. Для этого я оформила уголок ряженья с атрибутами-костюмами: сарафанами, платочками, головными уборами. Также изготовила настольный театр «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Оформила книжный уголок, куда поместила книги разной направленности: потешки, сказки, художественные произведения, соответствующие возрасту детей. Были приобретены сказки на CD носителях. Оформлена картотека «Пальчиковые игры».
В своей работе для развития активной речи детей использую следующие методы и приёмы:
Словестные
-Повторение речевого материала
-Вопросы
-Использование текстов с повторяющимися элементами
-Чтение произведений со звукоподражаниями
-Договаривание слов, фраз
-Похвала
Игровые
-Использование элементов подвижной игры
-Сюрпризные моменты
-Имитационные движения с элементами звукоподражания
-Обыгрывание текста
Наглядные
-Использование иллюстраций к текстам
-Ритмическое сочетание текста с движениями (потешки, стихотворения, с мелодией (пение детских песенок)
-Использование игрушек, персонажей кукольного театра.
Важным аспектом моей деятельности является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-театрализации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребёнок.
Ступени работы следующие:
-Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (солнышко встает – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
-Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (весёлые матрёшки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел волка, испугался и спрятался за дерево).
-Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (мишка косолапый идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
-Игра-импровизация под музыку («Весёлый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг ёлки»).
-Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
-Игра- импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (З. Александрова «Ёлочка», К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Васька», Н. Павлова «На машине», «Земляничка», Е. Чарушин «Утка с утятами»).
-Ролевой диалог героев сказок («Колобок», «Заюшкина избушка»).
-Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», Три медведя»).
-Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстом (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыплёнок»).
Прежде чем показывать детям какую-либо сказку, проводила этюды с куклами, то есть знакомила малышей с каждым героем поочерёдно: показывала персонаж - зайку, называла его, предлагала потрогать, рассматривали все части, давала детям самим внимательно изучить игрушку. Затем читала потешку «Зайка шел, зайка шел» или «Заинька – зайка» или пела песенку «Зайка» Е. Железновой. Показывала одну и ту же игрушку несколько раз, предлагая потанцевать с ней, самим спеть про неё песенку, потом знакомила со следующим персонажем. Когда малыши узнавали всех героев, начинала показ самой сказки. Одно и то же произведение рассказывала с применением разных видов кукольного театра (настольный, пальчиковый и др.) вместе рассматривали иллюстрации к сказкам, повторяя пройденный материал. Дети показывали на картинках персонажей, демонстрировали, как рычит волк, кудахчет курочка.
Чтобы не угасал интерес малышей к театрализованным играм, придерживалась определённых требований:
-Содержание и разнообразие тематики.
-Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.
-Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
-Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной деятельности.
Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально – чувственного опыта – длительная работа, потребовалось участие родителей. В родительском уголке я выставляла рекомендации по театральной деятельности:
1. «Как правильно разучивать стихи?»
2. «Театр в жизни вашего ребенка».
3. «Как организовать домашний театр?»
4. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театральные игры»
5. «Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности»
Анализ результативности опыта.
Вместе с ребятами мы обыграли потешки и произведения А. Барто («Зайка», «Бычок», имитировали движения различных животных (кошечка, лисичка, медведь, волк и других животных). А также драматизировали сказки – «Курочка ряба», «Репка». Конечно же, малыши ещё не в совершенстве передают образы героев, но они очень стараются. А какое удовольствие это им доставляет! Чтобы дети развивались творчески в играх-театрализациях, я предлагала им поиграть с игрушками-зверушками, пофантазировать, как с ними можно обыграть различные действия. А ещё дети стали самостоятельно использовать театр на фланелеграфе, разговаривать от имени героев сказок, действовать с картинками - героями. В свободной и организованно-образовательной деятельностях играют с пальчиками: «Семья», «Наши мамы», «Дружные ребята», «Домашние животные», «Дикие животные» и другие. Рассмотрев альбом «Эмоции и чувства», дети выражают разные эмоции людей: радость, грусть и другие. В игровых упражнениях имитируют движения бабушки, дедушки, внучки. В подвижных играх «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Лошадки», «Мыши и кот», «Лохматый пёс», «Наседка и цыплята», «Котята и щенята», «Зарядка зверей» и других с удовольствием имитируют движения животных и птиц. С помощью физ. минуток также передают движения животных. С помощью этюдов малыши в игровой форме научились выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Стали имитировать цепочку последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя – весёлые матрёшки захлопали в ладоши и стали танцевать, зайчик увидел лису и испугался, непослушный котёнок обжёг себе лапу и расплакался. В своей работе привлекала родителей для поддержания интереса детей, инсценировали сказку «Репка», выставку творческих работ « Моя любимая сказка».
Результатом моей работы является вырабатывание речевых навыков и навыков общения, а также большой интерес детей и родителей к организации и проведению театрализованных представлений.
Благодаря таким играм дети познакомились с окружающим миром через образы, краски, звуки; обогатились новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развили интерес к литературе, дети с большим желанием слушают произведения художественной литературы, у них активизировалась речь, активно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.
Знакомясь с художественной литературой, дети научились применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
Влияние работы на развитие детей
-У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.
-Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.
- Расширились представления детей об окружающей действительности.
-Повысился уровень речевого развития и речевого этикета детей.
-Обогатился и активизировался словарь детей.
-Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
- Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.
-Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки
-Появилось умение контролировать эмоциональное состояние детей.
-Появилось осознанное поведение и общение в обществе.
-Повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Особо больших трудностей в своей работе не наблюдалось, дети включались в деятельность с желанием и огромной активностью, родители обращали внимание на консультации в уголке и просьбы для подготовки атрибутов детского театра. Работа по развитию речи младших дошкольников посредством театрализованной деятельности интересна, увлекательна, продуктивна, поэтому результатом я довольна
Рекомендации по использованию опыта.
Данный опыт может быть использован начинающим педагогам с детьми раннего возраста в организованной образовательной и совместной деятельности.
Используемая литература.
1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991г.
3. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: ТЦ — Сфера, 2003г.
5. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ — Сфера, 2003г.
6. Новотворцев Н. К. Развитие речи детей. Ярославль, 1995г.
8. Программа, методические рекомендации под редакцией М. А. Васильевой. «Воспитание дошкольника».
10. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр, 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:"Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. "
Актуальностьсоздания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деяте...
Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Театрализация играет особую роль в жизни ребенка. Дети знакомятся с окружающим миром, выполняют различные игровые задания, которые способствуют интеллектуальному развитию. Ребенок сочувствуе...
"Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эст...
РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ...
Статья по развитию речи младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Статья по развитию речи младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.ГБДОУ детский сад № 45 Московского района г. Санкт-ПетербургСтатья воспитателя Федоровой М.С....
Методические рекомендации для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Рекомендации дл педагогов ДОУ...