Программа по инновационной деятельности с использованием природного материала с детьми раннего дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи

Блинцова Анна Владимировна

Программа по развитию речевой активности у детей раннего дошкольного возраста с использованием природного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_programma.docx43.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад № 115 Невского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Решением Педагогического Совета

от

УТВЕРЖДЕНА

Заведующий ГБДОУ № 115

_______________ Н.И.Зорина

Приказ №__________от__________20       г.

     Дополнительная общеразвивающая программа

                    по инновационной деятельности

                               Речевое развитие

  детей  раннего возраста (1,6-3 лет)

«Природный материал как средство развития мелкой моторики  »

                            Разработана   воспитателем:  

                                                      Блинцова Анна  Владимировна                        

                                                             Санкт-Петербург

2018 год

 Содержание

АКТУАЛЬНОСТЬ                                                                           3

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 1.1 Пояснительная записка                                                                4

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Комплексно- тематическое планирование                               7

2.1.1. Формы работы                                                                         10

2.2 Система педагогической диагностики (мониторинга) достижений детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы   по инновационной деятельности                                                          11                                                                                                                                                          

2.3. Организация и формы взаимодействия с родителями ( законными представителями) воспитанников                               13

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ                                          

 3.1. Создание развивающей предметно- пространственной среды группы                                                                                                14

3.2. Методическое обеспечение                                                       15    

4.  Приложение                                                                          

4.1 Массаж и упражнения с природным материалом                    17

4.2 Примерное содержание продуктивной деятельности с природным материалом                                                                    22

4.3 Развивающие игры по познавательному развитию с природным материалом                                                                    23

                 

Актуальность

 Мелкая моторика - координированные движения пальцев и кистей рук.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Работая по данной теме, я искала наиболее эффективные и рациональные методы и приемы и решила обратиться к природе.

Данный материал всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Игры с природным материалом способствуют развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных и количественных отношений, знакомству со свойствами природных материалов, развитию памяти, мышлению и речи.

1.1. Пояснительная записка 

Цель

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений с использованием природного материала.

Задачи

- Развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- Укрепить общую двигательную активность;

- Содействовать нормализации речевой функции;

- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

- Развивать тактильные ощущения

- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Основания разработки программы (документы и программно-методические материалы)

-Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155);

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26).

Срок реализации рабочей программы

             

          2018 -2019 учебный год

Интеграция областей:

                  область

                    задачи

Социально-коммуникативное

развитие

  • научить ребенка работать в группе с другими детьми
  • приучить к усидчивости
  • научить слушать и понимать воспитателя
  • аккуратно работать с природным материалом (не брать в рот, не запихивать, не тыкать в других детей)
  • - приобщение к нормам и ценностям общества,
  • - адаптация к условиям среды,
  • - психотерапия.

Познавательное развитие

  • знакомство с окружающим миром природы
  • к какому растению относится природный материал
  •  научить

сортировать материал по размеру, к какому растению относится

  • Учить соотносить, формы материала,

сравнивать объекты

и явления, выделять признаки сходства и различия,

классифицировать объекты по форме, цвету, величине

Речевое развитие

  • проговаривать название природного материала
  • учить  стихи, потешки во время работы
  • учить объяснять ребенка про то, что он сделал во время продуктивной деятельности

Художественно-эстетическое

развитие

  • научить использовать природный материал как основу для лепки
  • научить использовать природный материал как предмет для рисования
  • развивать аккуратность в работе

Физическое развитие

использовать природный материал:

  • для массажа рук
  • малоподвижных игр
  • укрепить общую двигательную активность

2. Содержательный раздел программы

        2.1. Комплексно –тематическое планирование

       месяц

         темы

    технологии

Основные задачи работы с детьми

     1 квартал

     Сентябрь

      Октябрь

       Ноябрь

Мониторинг

«Осенние подарки»

Технология обеспечения социально- психологического благополучия ребенка обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье

Технологии исследовательской деятельности беседы, наблюдения. Учить соотносить, формы материала, сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия,

классифицировать объекты по форме, цвету, величине.

Здоровье-сберегающая технология

 массаж пальцев рук с использованием природного материала, игры на развитие мелкой моторики с использованием природного материала, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика.

Технология театрализованной деятельности инсценировка потешек, сказок, мимические упражнения, упражнения для развития речи

Информационно - коммуникативные технологии подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, сканирование, использование интернет- ресурсов, принтер, подбор дополнительного познавательного материала к занятиям

  • познакомить детей с природным материалом
  • объяснить правила безопасной работы с природным материалом
  • показать детям массаж пальцев при помощи природного материала
  • познакомить детей  с каких растений используется природный материал
  • показать, что можно лепить с природным материалом

      2 квартал

       Декабрь

       Январь

     

Февраль

«Вот упала шишка»

«Ёжик – ни головы не ножек»

«Раз горох, два горох»

  • Познакомить детей с мелким природным материалом: семечки, горох, фасоль, пшено
  • Отработать технику раскатывания колбасок из пластилина при помощи жёлудя
  • Отработать технику раскатывания шара из пластилина при помощи каштана
  • Показать технику «налепа» природного материала на пластилин
  • Учить дополнять изделия из пластилина природным материалом, украшать поделки природным материалом

     3 квартал

         Март

      Апрель

 

 Май

«Солнышко»

«Волшебные палочки»

«Наши пальчики умелые»

  • Использовать палочки от деревьев в качестве материала по ФЭМП
  • Показать детям возможность рисования и нанесения узоров краской при помощи шишки, палочки, листика дерева
  • Учиться сортировать природный материал только за счёт тактильных ощущений
  • Закрепить знания о растениях, которые используются в качестве природного материла
  • Закрепить  знания потешек и стихов про природу
  • Закрепить технику массажа пальцев рук

2.1.1    Формы работы

- массаж пальцев природным материалом

- продуктивная деятельность;

-образовательная ситуация;

- тактильные познавательные исследования

- рассматривание природных картинок

 -игровые обучающие ситуации (ИОС);

-разучивание  загадок ,потешек, считалок

-беседа, ситуативный разговор;

- наблюдения

-индивидуальная работа с детьми;

2.2. Система педагогической диагностики (мониторинга)  достижения детьми планируемых  результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы по инновационной деятельности

Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии с реализуемой дополнительной общеразвивающей программой по инновационной деятельности.

Объект

педагогической диагностики (мониторинга)

Формы и методы педагогической диагностики

Периодичность проведения педагогической диагностики

Длительность проведения педагогической диагностики

Сроки проведения педагогической диагностики

Индивидуальные достижения детей в контексте  образовательных областей:

"Социально-коммуникативное развитие",

"Познавательное развитие",

"Речевое развитие",

"Художественно-эстетическое развитие",

 "Физическое развитие".

Формы: Наблюдение, продуктивная деятельность, совместная деятельность, образовательные ситуаций, игровая обучаемая ситуация, индивидуальная работа.

Методы: Анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми, опросы, анкетирование родителей.

2 раза в год

1-2 недели

Сентябрь

Май

Критерии оценки развития мелкой моторики:

+ развилась положительно: ребенок способен вдеть шнурок в отверстие, застегнуть пуговицу, сортировать природный материал только за счёт тактильных ощущений, способен назвать природный материал, сделать самостоятельно массаж пальцев природным материалом.

- развилась недостаточно: к концу года требуется помощь педагога.

2.3. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников

месяц

Темы

Формы работы

Дополнительная информация

IX-2018 г.

« Знакомство с дарами природы»

Оформление информационного стенда

В группе

X-2018 г.

«Осенние подарки»

Выставка детских работ

В группе

XI-2018 г.

«Осенние подарки»

 Конкурс поделок из природного материала с детьми

Индивидуальные консультации

XII-2018 г.

«Вот упала шишка»

Выставка детских работ

Папки-передвижки

В группе

I-2019 г.

«Ёжик – ни головы не ножек»

Выставка детских работ

В группе

II-2019 г.

«Раз горох, два горох»

Выставка детских работ

В группе

III-2019 г.

«Солнышко»

Выставка детских работ

В группе

IV-2019 г.

«Волшебные палочки»

Выставка детских работ

В группе

V-2019 г.

«Наши пальчики умелые»

Выставка детских работ

Открытое занятие для родителей

В группе

3. Организационный раздел рабочей программы.

3.1. Создание развивающей предметно- пространственной среды группы

Образовательная область

Формы организации

(уголки, центры, пространства и др.)

Обогащение (пополнение) предметно-пространственной среды группы

        Содержание

Срок (месяц)

Познавательное развитие

Уголок природы

Предметные картинки. Природный материал: плоды разных   растений (шишки, жёлуди, семена,  палочки от деревьев, коллекция листьев, ракушки,   камушки, каштаны и т.д.)

Сентябрь

октябрь

Речевое развитие

Картотека

Картотека потешек, стихов.

В течение года

Художественно-эстетическое развитие

Выставка продуктивной деятельности

Картинки с изображением поделок из природного материала, пластилин, гуашь, бросовый материал        

В течение года

Физическое развитие

Картотека

Картотека подвижных игр, комплексов массажей для пальцев,  физ. минуток

В течение года

3.2. Методическое обеспечение (список литературы, ЭОР, др.)

Образовательная область, направление образовательной

деятельности

 Список литературы (учебно-методические пособия, методические разработки, др.)

Речевое развитие

Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.

Физическое развитие

     • Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

      • Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

     • Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

   • Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

   • Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

   • Пименова Е. П. Пальчиковые игры.

   • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Художественно-эстетическое развитие

  • Высокова Т.П.,  Сенсомоторное развитие детей раннего возраста.- Волгоград, 2012 .
  • Лыкова И.А, Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»-М., Цветной мир,2014.
  • Колдина Д.Н., Нетрадиционные техники рисования с детьми 1,5-3 лет, Современное дошкольное образование.-2009.

Познавательное

развитие

  • Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» - СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016.
  • Интернет- ресурсы: maam.ru, doshkolnik.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение с использованием математического материала с детьми старшего дошкольного возраста

Развлечение основано на методе соревнования двух команд. Можно использовать в качестве итогового занятия....

«Изготовление поделок из осеннего природного материала с детьми старшего дошкольного возраста»

Примеры подбора материала для изготовления осенних поделок. Изготовление поделок из выбранного природного материала....

Насекомые из природного материала с детьми старшего дошкольного возраста

Лето – чудесная пора!Летом увеличивается время пребывания дошкольников на участке, что расширяет возможность для ознакомления с окружающей природой.Живое общение детей с природой обогащает их ду...

«Игры с использованием природного материала с детьми раннего и дошкольного возраста»

laquo;В природе нет ничего бесполезного» Мишель МонтеньИгра с природным материалом – это естественная и доступная форма деятельности для детей. Поэтому, нужно использовать самый разнообра...

Куклотерапия как инновационная образовательная технология в образовательном процессе с детьми раннего дошкольного возраста

Результаты данного проекта с одной стороны помогут педагогам наметить пути воспитательной работы, а с другой стороны, будут полезны детям и родителям. Несомненно, данный проект будет интересен всем пе...

Куклотерапия как инновационная образовательная технология в образовательном процессе с детьми раннего дошкольного возраста

Образы кукольного театра обладают удивительной способностью влиять на детскую психику как бы «играючи». Такие проблемы, как отказ мыть руки, капризы во время еды, драчливость могут исчезну...

ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Дети раннего возраста - это маленькие исследователи. Интерес к природным объектам формируется у них постепенно, в результате многократных встреч.При знакомстве с окружающим миром малыши хотят всё расс...