Этнокультурное развитие речи в средней группе ДОУ.
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа)
Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Воспитание детей в духе и на материале традиционной национальной культуры, восстановление системы преемственности народных традиций является одним из способов преодоления кризисной ситуаций. Это и послужило выбору темы моей статьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yetnokulturnaja-sreda_net4j.pptx | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор – это создаваемая народом поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и трудовой уклад, знание жизни, природы, культуры.
Колыбельные песни Пестушки Потешки Прибаутки Пословицы и поговорки Игры Заклички Считалки Скороговорки Загадки Дразнилки Перевертыши и небылицы Обязательными спутниками дошкольника являются сказки. Фольклор , имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту:
Цель : использование произведений устного народного творчества, как возможность развития речи детей дошкольного возраста . Задачи : -обогащение словаря; -развитие звуковой культуры речи; -развитие грамматического строя речи; -развитие фонематического слуха; -развитие артикуляционного аппарата; -развитие связной речи.
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении позволяет дошкольникам приобретать необходимые умения и навыки в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх. Малые жанры фольклора развивают и обогащают словарь. Дети усваивают знания о близком им окружающем мире: предметы обихода, домашние животные.
Звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание. Следовательно, целесообразно обращение к таким жанрам фольклора, как заклички , колыбельные, скороговорки. Колыбельные песни содержат в себе большие возможности в формировании: фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Пословицы и поговорки помогают детям чётко и лаконично выражать свои мысли, красочно описывать предметы и явления, творчески употреблять слово.
Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова. Они прекрасно подходят для совершенствования произношения трудных звуков, чего можно добиться только путем частого повторения. Считалки легко запоминаются, развивают и обогащают речь ребенка. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами. Перевертыши и небылицы открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.
Потешки для развития мелкой моторики. Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик –бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»
Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»
Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"
Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...