Проект по работе с иллюстрацией на занятиях по развитию речи в младшей группе детского сада и грамотному оснащению книжного уголка.
проект по развитию речи (младшая группа)
В проекте представлена разработка системы занятий по развитию речи в младшей группе детского сада с опорой на художественную иллюстрацию, а также даны рекомендации по оснащению книжного уголка.
Проект отмечен почётной грамотой РАНГХиГС и ФИРО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
система занятий по развитию речи с опорой на художественную иллюстрацию | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Занятия по работе с художественной иллюстрацией в младшей группе».
Автор: Колесникова Наталья Вячеславовна, воспитатель, 2-я младшая группа, ГБОУ Школа 2120, Д 1, Россия, 108811, г. Москва, г. Московский, ул. Атласова, д.7, к.3.
План-график проведения работ
Наименование этапа, мероприятий | Сроки начала и окончания | Возможные результаты |
1. Изучение педагогической литературы по обозначенной теме и обобщение собственного опыта работы на занятиях по развитию речи. | май 2018 – декабрь 2018гг. | Систематизация знаний, почерпнутых из педагогической литературы и полученных в результате собственного опыта работы в дошкольной организации. Оформление плана работы над проектом. |
2. Разработка проекта (теоретическая и практическая части). | сентябрь 2018 – декабрь 2018гг. | Написание теоретической части работы, подготовка к практическому применению (создание системы занятий по развитию речи во второй младшей группе детского сада). |
3. Совместное с родителями оформление книжного уголка в группе. | сентябрь 2018 – октябрь 2018гг. | Оформленный книжный уголок в группе – в соответствии с положениями ФГОС, требованиями эргономики и пожеланиями родителей и детей. |
4. Практическое применение разработок, описанных в теоретической части проекта. | январь 2019 – по н.в. | Апробация на практике разработок проекта, создание системы занятий с использованием разных методов и приёмов работы – в целях приобщения детей к художественной литературе с самого раннего возраста. |
5. Создание видеофильма (фрагмент занятия по развитию речи). | апрель 2019г. | Фотографии книжного уголка и видеофильм фрагмента занятия во второй младшей группе детского сада. |
В соответствии с требованиями ФГОС, а также Распоряжением правительства РФ №1155-р от 3 июня 2017г. – в рамках концепции программы поддержки детского и юношеского чтения,– предлагаем свой проект проведения занятий по изучению художественной литературы в младшей группе детского сада.
Проблема детского чтения особенно актуально звучит в условиях современной реальности, когда с появлением большего количества различных модных «гаджетов» (компьютеров, планшетов, телефонов и т. п.) не только дети, но и взрослые всё реже обращаются к книге и всё чаще отдают предпочтение общению с новомодными изобретениями цивилизации. Поэтому возникла необходимость на федеральном уровне обозначить систему мероприятий по приобщению детей к книге с самого раннего возраста и поддержанию этого интереса в дальнейшем. Приобщению к книге (а в дальнейшем привитию любви к чтению), особенно самых маленьких «читателей», в первую очередь может способствовать, помимо чтения самого текста, обращение к иллюстрациям.
Многие известные педагоги в своё время говорили о важной роли иллюстрации в освоении дошкольниками художественных произведений. Так, Е.А.Флерина писала, что «картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости». По определению Курочкиной Н. А., иллюстрации – это «рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй».
Выбор художественных произведений для изучения определяется программой, отвечающей возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС. В своей работе с художественным текстом воспитатели используют различные методы: слушание, активное слушание, пересказ (подробный, близко к тексту, частичный), анализ художественного текста (в рамках возрастных особенностей детей) и т.д. Спецификой работы с книгой в младшей группе детского сада является особое внимание к художественной иллюстрации.
С детской книгой малыш встречается уже в самые первые годы своей жизни, ещё до посещения детского сада. Книга – одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится. Но книга – это не только сам текст. Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве. Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия многие из них понимают содержания всей книги. Влияние иллюстрации на понимание текста, сюжета сказки, рассказа или даже стихотворения особенно велико в раннем и младшем дошкольном возрасте. Кроме того, хорошие иллюстрации помогают воспитывать эстетический вкус и развивать эмоциональную сферу ребёнка. Именно поэтому в своей работе воспитатели стараются использовать как можно больше иллюстративного материала при знакомстве с литературным произведением. На занятиях по развитию речи важно использовать книги, иллюстрированные профессионально, ярко, красочно, возможно, знаменитыми иллюстраторами XX века (Ю. Васнецовым, Ю. Коровиным, В. Сутеевым, Л. Владимирским, Ю. Рачевым и др.) или современными художниками (И. Олейниковым, Е. Антоненковым, В. Ерко, А. Ломаевым, М. Митрофановым и т.д.). Можно также привлекать репродукции картин известных художников, подходящие по теме к изучаемым произведениям: например, к сказкам и былинам – репродукции картин В. Васнецова, пейзажи И. Левитана, И. Шишкина, И. Айвазовского, И. Грабаря, А.Саврасова и др.).
Основной особенностью младшего возраста является небогатый словарный запас ребёнка и зачастую невнятная речь (а в ряде случаев её отсутствие). Поэтому визуальный образ, сопровождающий текст, должен быть обязательно. Кроме того, весь ход занятия по работе с художественным текстом, должен проходить в игровой форме или с включением игровых моментов.
Первый вопрос, возникающий при выборе книги, КАКОЙ она должна быть, чтобы привлечь внимание ребёнка (мы говорим о внешнем виде)? Яркой, необычной, привлекательной для малыша, ОТЛИЧАЮЩЕЙСЯ чем-то. Хорошо подойдут мягкие тканевые книги, книги из безопасного мягкого полимерного материала или книги-раскладушки с необычными раздвигающимися картинками. Такого рода издания заинтересуют уже своим видом любого малыша. Ведь совсем маленькому ребёнку важно не только посмотреть и полистать, но и «попробовать на зуб», помять и даже постараться порвать – в общем, произвести как можно больше действий с предметом. Хорошо, если это будет музыкальная книга, сначала звукоподражательного характера (имитирует звуки живой природы, крики животных), а потом можно предложить короткие стихи и сказки: ребёнок будет стараться повторять за «говорящей» книгой (развивается память и даже моторика рук – при нажатии на кнопки). И наконец, обязательное условие книги ДЛЯ ДЕТЕЙ – наличие большого количества иллюстраций.
Теперь обратимся к содержанию. Начнём с необычных книг. Сейчас на книжных прилавках можно найти книги-виммельбухи (в переводе с немецкого означает «мельтешащие книги» («wimmeln» – «мельтешить, роиться, толпиться», «buch» – «книга») – это, определенно, особенная часть детской библиотеки. От других книг виммельбухи (их еще называют книги-гляделки, или книги для рассматривания) отличает практически полное отсутствие текста. Некоторые специалисты считают, что для лучшего развития речи ребенка ему необходимо как можно чаще рассматривать книги, в которых абсолютно нет слов, но зато есть картинки, по которым можно рассказывать увлекательные истории. Из одной и той же иллюстрации можно получить множество историй, причем у каждого «чтеца» они будут свои, неповторимые. Виммельбухи имеют свои особенности. Как правило, количество разворотов небольшое — 7-10, напечатанных на плотном картоне. «Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты («дорожные»). Количество деталей на страницах огромно: каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. Всякий раз, открывая книгу, можно находить новые взаимосвязи, жизненные ситуации, «подсматривать» за привычками любимых героев, сравнивать и предполагать развитие событий, знакомиться с новыми словами, понятиями, взаимосвязями, — и все это в виде увлекательных, сиюминутно рождающихся историй. Кроме того, виммельбухи способствуют тренировке памяти, внимания, расширяют словарный запас, развивают кругозор, умение находить причинно-следственные связи. Такие книги для рассматривания пользуются сейчас большой популярностью во всём мире, они были по достоинству оценены педагогами-логопедами. Безусловно, стоит обратить на них внимание воспитателям и использовать их возможности на своих занятиях.
Начинать приобщение к миру литературы нужно с самых простых и понятных малышам вещей – малых фольклорных форм: закличек, потешек, прибауток, коротких стишков и сказок (подойдут всем известные «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» и т. п.). Можно использовать следующие приемы работы с текстом и иллюстрациями к тексту:
– узнавание ребенком персонажей, вещей («Узнай, кто это?»; «Покажи, где кто или что?»);
– рассматривание иллюстрации к книге и подробное обсуждение, что они там видят («Что вы видите на картинке?», «Как вы думаете, о чём будет, сказка (стихотворение, потешка и т. д.)?)»;
– соотнесение фраз текста с картинками («Найди картинку к таким словам...»; «Какие слова подходят к этой картинке?»);
– оценка ребенком цвета нарисованных предметов, расположения фигур («Нравится тебе эта картинка, почему?», «Какие предметы, каких цветов вы видите на картинке?»);
– обязательная демонстрация иллюстраций незнакомых пока детям предметов (например, старинных вещей, наименования которых могут встречаться в сказках) с обязательным подробным объяснением их назначения, способа применения;
– подбор иллюстраций к произведению и раскладывание их в порядке очерёдности происходящих событий («Найди картинку, на которой мы видим, что было в начале…, потом, в конце…»);
– сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.
Есть ещё одна важная вещь: для того, чтобы ребёнок обращался к книге не только на занятии, под руководством воспитателя, каждом саду должна быть своя хорошая библиотека или, если нет возможности выделить под библиотеку отдельное помещение, в каждой группе должен быть «качественный» книжный уголок. Качественный – значит грамотно устроенный. Он должен находиться в доступном месте, важно организовать специальные места для чтения. Хорошо, если это будет детская мягкая мебель либо мягкие модули для сидения. Книги должны соответствовать возрасту детей, обязательно быть с яркими качественными иллюстрациями и в хорошем состоянии, не порванными, с не замятыми листами. Даже для самых маленьких детей удобно сделать навигацию: разложить на разные полки издания со стихами, сказками, познавательной литературой. Со временем дети привыкнут ставить книги на свои места и сами наводить порядок в книжном уголке, а также следить за внешним состоянием изданий.
Кроме книжных полок обязательно должен быть выставочный стенд для иллюстраций (это может быть узкая полка с ограничителями). Тогда воспитатели и дети смогут выставлять иллюстрации из книг (можно просто выставить раскрытые на нужных страницах книги) и репродукции картин на заданные темы.
Для того, чтобы эффект от занятий был максимальным, можно предложить дошкольникам самим проиллюстрировать книгу («Нарисуй, что тебе понравилось…, изобрази героя, который тебе понравился, запомнился…»). Было бы интересно сделать подборку детских иллюстраций к книгам и организовать выставку в книжном уголке – как для самих детей, так и для их родителей.
Родителей тоже обязательно нужно привлекать к совместной с воспитателем работе. Можно, например, предложить принести иллюстрации к книге, о которой пойдёт речь, а потом устроить выставку, найти самые интересные, оригинальные рисунки.
Таким образом, работа по приобщению ребёнка к книге, привитию ему интереса к чтению должна проводиться систематически, обязательно с опорой на иллюстрации, использованием новых, нестандартных, возможно даже экспериментальных подходов и методик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Призентация к занятию по развитию речи в младшей группе детского сада по Сказке "Теремок"
Занятие призентация с использованием русской народной сказки Теремок...
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе детского сада.
Рассказывание сказки "Курочка ряба" и игра в кошки мышки...
Открытое занятие по развитию речи в младшей группе детского сада "Путешествие по сказкам:"Поможем Колобку"
ДО г. Москвы ГБОУ Школа № 1375. Подготовила и провела воспитатель Галай С.В.Открытое занятие по развитию речи в младшей группе детского сада "Путешествие по сказкам:"Поможем Колобку".Цель:...
Открытое занятие по развитию речи в младшей группе детского сада
Открытое занятие по развитию речи в младшей группе детского сада посредством театрализованной деятельности по мотивам сказки "Волк и козлятки"...
Конспект занятия НОД Развитие речи в младшей группе детского сада. Тема: «Драматизация сказки Заюшкина избушка».
Конспект занятия НОД Развитие речи в младшей группе детского сада.Тема: «Драматизация сказки Заюшкина избушка»....
Открытое занятие по развитию речи в младшей группе детского сада, «Обувь »
Данная разработка будет интересна воспитателям младших групп для проведения НОД по развитию речи по лексической теме «Обувь»...
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе детского сада на тему «Обувь»
Цель: Расширить знания детей и обогатить словарь по теме «Обувь»....