Методическая разработка "Развитие математических способностей у старших дошкольников посредством сложных игр"
методическая разработка по математике (старшая группа)

Бичугова Надежда Арменаковна

Одним из основных источников познания ребенка-дошкольника является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений.Представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов находятся в прямой связи с развитием восприятия ребенка и его сенсорного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnye_igry.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие математических способностей у старших дошкольников

                               посредством сложных игр

Одним из основных источников познания ребенка – дошкольника является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. Представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов находятся в прямой связи с развитием восприятия ребенка или его сенсорного развития.

У детей пяти лет происходит формирование и осмысление таких свойств окружающего мира, как пространство и время, количество и качество, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое и др. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно- следственными связями. В этом возрасте почемучек, дети склонны наблюдать, экспериментировать, строить догадки, делать выводы. Поэтому педагогам следует уделять большое внимание развитию первоначальных навыков индуктивного и дедуктивного мышления, умственных операций: анализу, синтезу, сравнению, способностью к абстрагированию и обобщению, смекалки и сообразительности, пространственных и временных представлений, воображению.

Ведущий вид деятельности в ДОУ – это, конечно, игра. Ведь игра – это одно из наиболее значимых и эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра в детском возрасте – норма, жизненная необходимость, ребенок играет всегда и везде. Поэтому обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка. И лучше всего сформировать интерес к этой науке еще до преподавания ее в школе. В этом помогут интересные и увлекательные задания и упражнения по развитию математических представлений для дошкольников. Развивающие задания могут воспитать в ребенке ряд полезных качеств: упорство, способность к планированию своих действий, следованию правилам, умению анализировать, взвешивать полученный результат, приводить доводы. Поиск путей решения нестандартных задач способствует стимулированию творческой и исследовательской активности.

К занимательным математическим заданиям относятся игры, загадки, шуточные задачки, головоломки, упражнения с геометрическими фигурами. Все они направлены на развитие быстроты реакции, логического и нестандартного мышления, находчивости, воображения. К математическим играм относятся задания, которые базируются на анализе логических отношений и закономерностей.

Дидактические игры по математике проводятся с целью повышения уровня информированности ребенка в окружающем мире. Они вырабатывают наблюдательность, учат фиксировать и находить отличия между предметами, сравнивая их по разным характеристикам. В ходе игрового процесса дети учатся находить элементарные причинно-следственные связи. Использование в дидактических играх цифр и чисел способствует ознакомлению с понятием счета, истории возникновения цифр, совершенствованию умений счета и сравнения. Например: «Нарисуй картину по цифрам», математические пазлы, «Времена года», «Герои любимых сказок», «Кто соседи в домике» - совершенствование умения называть соседние числа. «Праздник в зоопарке» - обучение сопоставления числа с количеством предметов. «Пройди в ворота» - закрепление умения считать, знание состава числа, развитие внимания и сообразительности. «Разговор чисел» - закрепление прямого и обратного счета.

Игры, составленные с целью развития ориентации в пространстве, позволяют детям научиться фиксировать и излагать собственную позицию на местности, определять и называть местоположение какого-либо предмета относительно другого, применять точные слова и выражения для названия и положения предмета. Например: «Фигурки по местам» - развитие умения ориентироваться на плоскости альбомного листа. «Путешествие по комнате» - умение передвигаться по комнате в заданном направлении и считать шаги. «Нарисуем лето (зиму, осень…)» - формирование представлений о естественном пространственном расположении предметов в окружающем мире. «Что, где» - упражнение в правильном обозначении предметов по отношению к себе, развитие умения ориентироваться в пространстве. «Расскажи, что видишь» - развитие пространственных представлений.

Игры с фигурами применяются с целью укрепления знаний о форме разнообразных геометрических фигур, совершенствованию навыка их поиска в располагающихся рядом вещах. Такие игра благоприятствуют воспитанию внимания и формированию творческой фантазии у детей.

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных изображений. Такие игры очень полезны для развития мышления, сенсорных умений. Это давно и хорошо зарекомендовавшие себя наборы «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор». К таким играм можно отнести игры – головоломки. Самыми распространенными головоломками являются геометрические зад ачки со счетными палочками. Их называют геометрическими, потому что в основе задания – составление и трансформация различных геометрических фигур.

Игры, составленные с целью изучения времени приобщают детей к знакомству с днями недели, названием месяцев, учат запоминать их расположение в календаре, определению времени суток по обозначению деятельности человека.

Загадки, шуточные задачки, занимательные вопросы встречаются детьми с необыкновенным энтузиазмом. Они способны активизировать умственную деятельность ребенка, выработать навыки замечать главные и существенные свойства, отделяя их от второстепенных. Задания, относящиеся к этой категории, используются как умственная гимнастика перед решением более сложных задач.

И в завершение хочу сказать, что математика – это тренажер для мозга. Совершая в математических играх маленькие открытия, ребенок становится любознательным, раскрывает для себя красоту и глубину законов Вселенной, развивает логику, улучшает когнитивные функции мозга, становится настоящим исследователем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ППО "Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"

ППО "Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников посредством театрализованной деятельности" ориетирован для воспитателей дошкольных учреждений. Опыт раскрывает ключевые точки взаимодейс...

ППО "Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Тема опыта обусловленна актуальными вопросами дошкольного образования. В работе собранны методические материалы и практические разработки, позволяющие развивать коммуникативные способности дошкольнико...

Методическая разработка "Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»

Методическая разработка"Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»Подготовила Лепехина Елена Алексан...

Статья по теме: «Развитие математических способностей у старших дошкольников посредством сложных игр»

laquo;Развитие математических способностей  у старших дошкольников посредством сложных игр»...

Методическое пособие «Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников посредством игры в шахматы»

Данное методическое пособие посвящено  игре в шахматы  как  средству развития  интеллектуальных способностей у старших  дошкольников. Представленные в пособии  игры...