Птичий двор
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Родионовская Алёна Сергеевна

Конспект НОД по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptichiy_dvor.docx31.31 КБ
Файл ptichiy_dvor.pptx1.33 МБ
Файл k_ptichemu_dvoru.docx2.09 МБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка к занятию

Тема занятия: «Путешествие на птичий двор».

Тип НОД: интегрированное занятие по речевому развитию детей.

Возрастная группа: первая младшая группа.

Место занятия в изучении темы: занятие по речевому развитию при реализации долгосрочного проекта «Домашние животные».

Цель НОД: способствовать развитию понимания речи, речевой активности, речевого общения посредством ознакомления с домашними птицами.

Задачи приоритетной образовательной области "Речевое развитие":

  • развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя;
  • развивать умение называть домашних птиц;
  • побуждать рассказывать о внешних особенностях домашних птиц;
  • обогащать словарь детей существительными, обозначающими особенности внешнего вида птиц (клюв, хвост, перья, лапки, перепонки); глаголами, обозначающими действия домашних птиц (клюют, плавают, гогочут, крякают, кукарекает, кудахчет); глаголами, обозначающими трудовые действия (кормят, чистят, ухаживают, оберегают); прилагательными, обозначающими цвет, величину; наречиями (длинный короткий);
  • упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний (кря-кря, ко- ко- ко, га-га-га, ку-ка-ре-ку);
  • способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппарата;
  • развивать умение использовать в речи предлоги (за, на, у, в).

Задачи в интеграции образовательных областей:

"Познавательное развитие":

  • обогащать представления детей о домашних животных;
  • развивать умение различать цвета; количество предметов (один-много), размер (длинный - короткий);
  • развивать внимание, память;
  • развивать познавательную активность.

"Социально-коммуникативное развитие":

  • способствовать развитию навыков доброжелательного отношения со сверстниками и взрослыми, умению слушать их;
  • способствовать повышению эмоционального настроя воспитанников;
  • воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к птицам.

"Художественно-эстетическое развитие":

  • воспитывать желание слушать и рассказывать стихи;
  • формировать умение видеть красоту природы, домашних птиц;
  • развивать умение двигаться под музыку (имитация движения поезда).

"Физическое развитие":

  • развивать мелкую моторики в процессе работы с кейс-планшетами;
  • способствовать приобретению опыта в двигательной деятельности, направленного на развитие координации движений.

План НОД:

  1. Вводная часть (1 мин.).
  2. Основная часть (8 мин.).
  3. Заключительная часть (1 мин.).

Планируемые результаты:

Ребенок

  • понимает речь воспитателя, активно включается в общение со взрослым;
  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуации, проявляет любознательность;
  • имеет элементарные представления о домашних птицах;
  • различает и называет домашних птиц, рассказывает об особенностях их внешнего вида;
  • с интересом рассматривает картинки, слушает и читает стихи; вступает в разговор с воспитателем, отвечают на вопросы;
  • умеет различать, сопоставлять предметы по величине (длинный-короткий), по цвету;
  • различает предлоги в, на, у, за, использует их в речи;
  • умеет правильно воспроизводить звукоподражания голосам домашних птиц.
  • проявляет активность при выполнении упражнений самомассажа и физкультминутки, старается выполнить движения выразительно;
  • эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражаем его действиям.

Приемы работы: художественное слово, указания, помощь, вопросы, рассматривание предметов, повтор ребенком слов, фраз за воспитателем, совместное выполнение действий, поощрение.

Цель применения ИКТ на данном занятии:

  • привлечь внимание детей, вызвать интерес к деятельности;
  • активизировать познавательную активность детей.

Обоснование целесообразности применения ИКТ на данном занятии:

Компьютерная презентация помогает расширить представления детей о домашних птицах; активизирует внимание детей, поддерживает мотивацию при выполнении речевых упражнений; повышает эффективность образовательной деятельности.

Предпосылки УУД:

Коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы, обращаться за помощью, выражать благодарность, участвовать в совместной деятельности;

Познавательные - умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, умение понимать пространственные отношения;

 Регулятивные -  умение осуществлять действия по заданному правилу, умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;

Личностные – умение оценивать свои поступки, желание помогать друг другу.

Используемое оборудование: мультимедийная система для показа компьютерной презентации, презентация «Птичий двор», дидактическая игра «Кто где спрятался», игрушка паровозик с музыкальным сопровождением,

II. Содержательная часть

2.1. Конспект занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I.Вводная часть

1.1.Приветствие"Подходи ко мне, дружок"

Цель: создание доброжелательной атмосферы, эмоциональной безопасности, развитие мелкой моторики рук, ознакомление с элементами самомассажа.

Цель: переключение на новую деятельность, участие в игре.

Подходи ко мне, дружок,

 И вставай скорей в кружок.

Ушки ты свои найди

И скорей их покажи.

Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз.

 Ушко, ты не отвались!

Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра.

 А раз кончилась игра,

Наступила ти-ши-на!

Выполняют движения в соответствии с текстом.

 Раздается сигнал паровоза, въезжает в группу игрушечный паровозик.

- Кто это к нам приехал, ребята?

- Паровоз.

1.2.Мотивация, целеполагание

Цель: создать положительную мотивацию на образовательную деятельность, сформировать представление о предстоящей деятельности.

Цель: осознать и принять поставленную задачу.

- Ребята, паровоз приглашает нас в путешествие. Он предлагает нам съездить на птичий двор и познакомиться с его жителями, посмотреть, чем они занимаются.

- Вы хотите поехать?

Ответы детей.

1.3. Актуализация знаний

Цель: уточнить представления детей о том, каких животных называют домашними, кто и как за ними ухаживает.

Цель: ответить на вопросы воспитателя.

- Как вы думаете, почему двор называется птичьим? Кто там живет?

- Там живут птицы.

- Птичий двор находится в деревне рядом с домом бабушки -хозяйки. Если птицы живут на дворе рядом с домом, значит какие это птицы?

- Домашние.

- Кто за ними ухаживает?

- Как они ухаживают, что делают?

- Хозяин и хозяйка.

- Кормят, оберегают, поят, домики для них строят.

- Правильно, а теперь в путь. Садитесь в вагончики и поехали.

Звучит гудок паровоза, и дети под музыку идут друг за другом, имитируя движение поезда.

II. Основная часть

1. Рассматривание компьютерной презентации "Птичий двор". Беседа об обитателях птичьего двора. (Домашние птицы появляются на слайде постепенно ).

Цель: развивать умение детей рассматривать картинки, побуждать к общению в процессе беседы, развивать умение отвечать на вопросы воспитателя; называть домашних птиц, особенности их строения; упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний (кря-кря, ко-ко-ко, га-га-га, ку-ка-ре-ку).

Цель: рассмотреть картинки, ответить на вопросы воспитателя.

Слайд №1- Птичий двор. 

- Вот мы и приехали.  Присаживайтесь на стулья.

Почему нас никто не встречает?

Давайте подадим гудок, чтобы они услышали нас.

- У-У-У!

Слайд №2 -  Петушок.

Индивидуальные и хоровые ответы детей в зависимости от уровня развития речи детей.

-Посмотрите, кто это идет к нам на встречу?

- Петушок кукарекает. Как он голос подает?

-Что у петушка на голове?

-Какой у него хвост?

-Что еще есть у петушка?

- Петушок.

- Ку-ка-ре-ку!

- Гребешок.

- Красивый, разноцветный.

- Шелкова бородушка.

(Приложение №1)

- Давайте расскажем стихотворение про петушка. Петушку будет приятно.

Рассказывают хором стихотворение "Петушок - золотой гребешок".

Слайд №3 Курочка

Индивидуальные и хоровые ответы детей в зависимости от уровня развития речи детей.

-Кто же идет за петушком?

-Какого она цвета?

- Курочка кудахчет. Как курочка голос подает, цыпляток зовет?

- Курочка.

- Пестрая.

- Ко-ко-ко.

-А где же их детки? Как их зовут?

- Цыплята.

- Давайте позовем их.

- Цып-цып-цып.

- Вот и они. Какие они?

-Как они пищат?

- Маленькие, желтенькие.

- Пи-пи-пи.

- Цыплята зернышки в земле ищут. Чем они гребут землю?

- Лапками.

- Куда мама-курочка прячет цыпляток от дождя?

- Под крыло.

Слайд 4- Пруд на птичьем дворе, в нем плавают утки.

Индивидуальные и хоровые ответы детей в зависимости от уровня развития речи детей.

- Посмотрите, кто это плавает в пруду?

- Уточка.

- Она плавает одна?

- Нет, за ней плывут утята.

- Сколько утят плывет за мамой?

- Много.

- Утка крякает. Как голос подает уточка?

- Кря-кря-кря(громко).

- Как утята повторяют за мамой?

- Кря-кря-кря (тихо).

- Что на лапках у уточек есть? Правильно перепонка, чтобы лучше воду загребать и быстрее плыть.

- Перепонка.

-Кого же еще не хватает? Каких домашних птиц мы еще не видели?

Гусей.

Слайд 5- Гуси у кормушки

Индивидуальные и хоровые ответы детей в зависимости от уровня развития речи детей.

-Вот же они. Что они делают? Клюют корм.  Чем они клюют корм?

- Едят корм.

- Клювом.

- Какие гуси?

- Белый и серый.

- Посмотрите на их шеи. Какие они?

- Длинные.

-А хвостики?

- Короткие.

Экран закрывается.

2. Физкультминутка «Гусята»

Цель: снять умственное и эмоциональное напряжение; развивать координацию движений.

Цель: выполнять действия в соответствии со словами стих-я.

- Ребята, гусята приглашают вас на зарядку. Хотите погулять и сделать с ними гусиную зарядку?

- Да.

Вышли гусята

Утром на зарядку.

Наклонялись, приседали,

Раз-два, раз-два.

Громко песню распевали

Га-га-га, га-га-га.

По тропинке побежали

Кто туда, кто сюда.

Так они старались

Даже запыхались.

Есть вдруг захотели.

Сели поклевали,

Маму с Димой пощипали-

Га-га-га, га-га-га

Но от них мы убежали.

Выполнение движение в соответствии с текстом, проговаривают звукоподражания.

Дети садятся за стол. Перед каждым ребенком лежит панно с изображением птичьего двора (см. приложение).

3. Дидактическая игра с использованием   "Кейс-технологии" «Кто, где спрятался?»

Цель: развивать внимание и память; активизировать в речи детей предлоги и названия домашних птиц; развивать мелкую моторику, умение элементарно анализировать свою деятельность.

Цель: разместить карточку на картинке по заданию воспитателя, рассказать, куда спряталась птица, проверить, правильно ли выполнил задание товарищ.

Каждый ребенок получает объемное панно с изображением птичьего двора и плоскостные фигуры из фетра в виде домашних птиц. Фигурки прикрепляются к панно с помощью кнопок, липучек, крючков, шнуровок.

- Дети, подойдите к столу. У вас на картинке птичий двор, а рядом лежат фигурки домашних птиц.

Рассматривают пособие.

- Дети, птицы хотят поиграть в прятки. Сейчас они будут прятаться. Первый спрятался гусь.  Он спрятался за конурой. Возьмите фигурку гуся и спрячьте его за конурой.

Вставляют фигурку гуся на картинке за конуру.

- Маша, кто у тебя прятался?

- Гусь.

- Где спрятался гусь?

- За кустом.

- А у тебя, Саша, где спрятался гусь?

- За кустом.

- Посмотри, Катя, точно у Саши гусь спряталась за кустом?

- Нет, у Саши гусь спряталась под деревом.

-  Саша, спрячь гуся за конуру, Катя, помоги ему.

А сейчас ваши птицы спрячутся.

Катя при необходимости помогает правильно разместить фигурку птицы.

- Петушок взлетел на забор, курица зашла в сарай, утка гуляют у пруда.

Аналогично дети выполняют задания, отвечают на вопросы, рассказывают, где спрятались птицы у товарищей.

- Поиграли с вами домашние птицы, а теперь им пора уходить, их зовет хозяйка. Попрощаемся с ними.

Дети прощаются с птицами.

- Садитесь в поезд. Поедем в детский сад.

Дети под музыку "приезжают" в группу.

III. Заключительная часть

1.Итог занятия

Цель: подвести итог занятия, снять умственное и эмоциональное напряжение обобщить знания детей, создать мотивация для дальнейшей деятельности.

Цель: ответить на вопросы воспитателя, получить положительную оценку своей деятельности.

- Где мы с вами сегодня побывали?

- На птичьем дворе.

- С кем вы познакомились, с какими домашними птицами?

Ответы детей.

- Что умеют делать домашние птицы?

(показывает картинки с изображение домашних птиц).

- Кукарекать, плавать, зернышки клевать и т.д.

Воспитатель дает положительную оценку деятельности детей на занятии.

2. Рефлексия

Цель: выявить отношение детей к деятельности; мотивировать детей на дальнейшее продолжение игру.

Цель: ответить на вопросы воспитателя, высказать свое желание продолжить игру.

- Вам понравилось путешествие на птичий двор?

Ответы детей.

- Какая птица вам понравилась больше всего?

- Хотите еще поиграть с птицами в прятки? А покормить птиц хотите?

- У нас в группе игрушки-птички хотите их покормить, поиграть с ними? Тогда выбирайте себе игрушку.

Дети идут играть.

2.2. Информационные ресурсы:

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т,С,Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2019.

2.Литвинова О.Е. Речевое развитие детей раннего возраста. Владение речью как средством общения. – Ч.3 – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

3. Игровой самомассаж:[Электронный ресурс]:https://infodoo.ru/igrovoj-samomassazh-v-dou.

4.Музыка: [Электронный ресурс]: https://muzofond.fm.

5.  Яндекс. Картинки:[Электронный ресурс]:https://yandex.ru/images.

6. Международный образовательный портал МААМ.ru:[Электронный ресурс]:https://www.maam.ru.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

Источники: 1.Яндекс . Картинки:[Электронный ресурс]: https ://yandex.ru/ images .


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра занятие "На птичьем дворе"

Учить имитировать движения животных (цыплят),закреплять умения отбирать среди геометрических фигур заданную форму (овал),назвать цвет. Определять на слух шкмящие коробочки си соотносить их с нужной иг...

" Птичий двор"

Конспект занятия, направленный на активизацию и развитие творческого аоображения....

Наш веселый птичий двор

Интегрированное логоритмическое развлечение в подготовительной к школе группе...

Птичий двор.

Закрепить знания о домашних птицах - петухе, курице. утке. знакомство с новой птицей - индюком....

Конспект интегрированного занятия на тему «На птичьем дворе» для детей младшего дошкольного возраста

Познавательное развитие + художественная литература + продуктивная деятельность...

НОД "Путешествие на птичий двор" (средняя группа).

Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы Тема: «Путешествие на птичий двор».     Программное содержание:Закреплять и расширять знания о домашних птицах; прод...

Конспект занятия "У хозяйки на птичьем дворе"

Дети закрепляют знания о домашних птицах....