Игры по развитию речи.
материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Познакомить детей и взрослых с играми по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry.docx | 27.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры по развитию речи.
Младший дошкольный возраст.
1.«Кто живет во дворе?»
Цель: Ввести в активный словарь детей название домашних животных и птиц и их детенышей.
Материал: иллюстрации по теме.
Описание: ребенок рассматривает картинки с изображением животных. Потом подбирает каждому картинку с изображением детеныша и называет его.
2.«В магазине игрушек»
Цель: Расширять и активизировать словарный запас детей, умение использовать предлоги для обозначения пространственного положения предметов.
Материал: иллюстрации с набором игрушек.
Описание: «Что где находится?»
Предложить ребенку определить, что находится справа, слева, вверху, внизу от мишки, мячика и т.п.
3.«Кто где живет?»
Цель: Активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ.
Материал: иллюстрации по теме.
Описание: Дети по очереди называют животное или птицу, подбирают и называют его жилище.
4.«Добавь слово»
Цель: Находить нужное по смыслу слово (глагол).
Материал: кукла.
Описание: Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришла кукла. Она тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, маме, папе, братику, сестричке. А что именно умеет делать кукла, дети должны будут сейчас угадать.
Я умею постель…(глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол…(подметать). Я умею пыль… (вытирать).Я умею посуду…(мыть).
При повторном проведении игры дети от хоровых высказываний переходят к индивидуальным ответам.
5. «Назови ласково»
Цель: Учить детей образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных.
Материал: набор иллюстраций.
Описание: дом – домик, улица – улочка, город – городок, двор – дворик, мост – мосток, мяч – мячик.
6. «Кто больше слов (действий) назовет?»
Цель: Учить использовать в речи глаголы (прилагательные), образовывать различные глагольные формы.
Материал: картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Описание: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия (признаки) относящиеся к предметам и явлениям изображенным на картинках. Например: Что можно сказать о самолете, что он делает? (летит, гудит, взлетает, поднимается, садится…) Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить…) Одежда какая? (чистая, новая, красивая…)
7. «Закончи предложение».
Цель: Учить детей подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.
Материал: набор иллюстраций.
Описание: Воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчивает:
- Оля проснулась и …(стала умываться)
- Коля оделся и …(побежал гулять)
- Он замерз и…( пошел домой)
- Зайчик испугался и…(убежал, спрятался)
8. «Узнай меня»
Цель: Развивать логическое мышление, связную речь.
Материал: предметные картинки.
Описание: Дети получают предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, что ест, где живет и т. Д., не называя его самого.
Например: «Это предмет неживой, его можно встретить на кухне. У него есть ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду. (Все догадались, что это чайник.)
9. «Сдуй перышко»
Цель: Развивать фонематический слух, речевое дыхание. Активизация мышц губ.
Описание: 1 вариант: Воспитатель предлагает ребенку взять перышко, положить на ладошку и подуть на него так сильно, чтобы оно слетело с ладошки.
2 вариант: Можно предложить подуть на маленький кусок ваты, лежащий на столе и воздухом загнать его в ворота (кубики).
Речевые игры.
Средний дошкольный возраст.
1. «Кто где живет?»
Цель: Закрепление знаний детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление, употребление в речи детей грамматической формы, предложного падежа с предлогом «В».
Ход: Бросая мяч поочередно каждому ребенку, педагог задает вопрос, а ребенок возвращая мяч отвечает.
Вариант 1. Педагог: - Дети, кто живет в дупле? (белка). – Кто живет в скворечнике? (скворцы). Кто живет в гнезде? (птицы). - Кто живет в будке? (собака).
Вариант 2. Педагог: - Дети, где живет медведь? (в берлоге). Где живет волк? (в логове).
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».
2. «Подскажи словечко».
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: Педагог бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает: - Ворона каркает, а сорока? Ребенок возвращая мяч, должен ответить: - Сорока стрекочет.
Примеры вопросов : - Сова летает, а кролик?
- Корова ест сено, а лиса?
- Крот роет норки, а сорока?
- Петух кукарекает, а курица?
- Лягушка квакает, а лошадь?
- У коровы теленок, а у козы?
- У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
3. «Горячий – холодный».
Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов – антонимов.
Ход: Педагог бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением: горячий – холодный, хороший – плохой, веселый – грустный, высокий – низкий.
4 «Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных.
Ход: Педагог бросая мяч ребенку говорит: «У вороны голова…», а ребенок бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Педагог бросая мяч ребенку говорит: «У вороны голова…», а ребенок бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например: «У рыси голова – рысья. У кошки – кошачья. У сороки – сорочья. У лошади – лошадиная. У орла – орлиная. У верблюда – верблюжья.»
5. «Веселый счет»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Ход: Педагог бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».
Пример: Один стол – пять столов. Один слон – пять слонов. Один журавль – пять журавлей. Один лебедь – пять лебедей. Одна гайка – пять гаек. Одна шишка – пять шишек. Один гусенок – пять гусят.
6. «Угадай, кто позвал?»
Цель: различение по тембру максимально сокращенных звукокомплексов.
Ход: Водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи – пи» определяет, кто его позвал. Зовет водящего тот ребенок, на которого указывает педагог.
7. «Дай определение словам»
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления.
Ход: Я начну, а ты закончи: «Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая». «Праздник (какой?) – веселый, долгожданный».
8. «Отвечай быстро»
Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства какого – либо предмета – цвет, вкус, размер и т.п.
Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам.
Звонкий, быстрый, веселый…(мяч)
Высокий, прочный, кирпичный…(дом)
Рыжая, пушистая, хитрая…(лиса)
Зеленая, колючая, нарядная…(елка).
Речевые игры
Старший дошкольный возраст
- «Назови лишнее слово»
Цель: активизировать внимание, развивать мышление, речь. Навык правильного звукопроизношения.
Ход: Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
- «Лишнее» слово среди имен существительных:
Стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
Волк, собака, рысь, лиса, заяц.
-«Лишнее» слово среди имен прилагательных:
Грустный, печальный, унылый, глубокий;
Желтый, красный, сильный, зеленый;
Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий;
- «Лишнее» слово среди глаголов:
Думать, ехать, размышлять, соображать;
Бросился, слушал, ринулся, помчался;
Приехал, прибыл, убежал, прискакал.
- «Понятийное мышление».
Закончи предложение:
- Лимоны кислые, а сахар…
- Собака лает, а кошка…
- Ночью темно, а днем…
- Трава зеленая, а небо…
- Зимой холодно, а летом…
- Ты ешь ртом, а слушаешь…
- Птица летает, а змея…
- Лодка плывет, а машина…
- «Ищем одинаковые свойства предметов».
Задания: 1. В мешочек положить несколько мелких вещей. Определить на ощупь, что это за вещи. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые. 2. Среди нескольких игрушек или вещей отыскать одинаковые.
- «Замени звук».
Цель: учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.
Материал: ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.
Ход: Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове. Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.
Например: нужно заменить на «Ч» первый (кашка – чашка, гайка – чайка, масть – часть) или последний звук (враг – врач, клюв – ключ, мел – меч). По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.
- «Третий лишний».
Цель: Развивать умение услышать в слове определенный звук.
Ход: Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука «Ш»
-шина, ландыш, белка;
- шапка, гармошка, пила;
- голубь, шуба, неваляшка;
- мыши, банан, пушка.
- «Цепочка слов».
Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей.
Материал: мяч, значки и т.д.
Ход: В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.
Играющие садятся в круг. Один из них бросает кому – нибудь мяч и говорит какое – либо слово (имя существительное), например: «стакан». Получивший мяч говорит слово, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например: «нога». Следующий говорит например: «апрель», а за ним «листок» и т.д. Выигрывает тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается значок.
- «Лови да бросай – цвета называй».
(на развитие словаря).
Цель: Упражнять в подборе существительного к прилагательному обозначающему цвет.
Материал: мяч.
Ход: Что у нас какого цвета – мы расскажем вам об этом.
Взрослый , бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Взрослый: «Красный» -
Ребенок: «мак, огонь, флаг»
Оранжевый – апельсин, морковь, заря;
Желтый – цыпленок, солнце, репа;
Зеленый – огурец, трава, лес;
Голубой – небо, лед, незабудки;
Синий – колокольчик, море, чернила;
Фиолетовый – слива, сирень, сумерки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....
Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»
Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ
В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...
Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"
В статье раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...
Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.
В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....