НОД по развитию речи "Беседа по сказке "Айога"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мысливченко Анжелика Александровна

Технологическая карта ООД

«Обучение рассказыванию нанайской сказки «Айога»

 

Воспитатель Мысливченко Анжелика Александровна

Возрастная группа: старшая группа

Образовательная область: речевое  развитие.

Интеграция видов деятельности: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина).

Задачи:

Образовательные:

2. Формирование умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию. 
        3. Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения. 
        4. Расширение лексико – грамматических возможностей. 

Воспитательные: 

1. Воспитание интереса к художественной литературе. 

2. Поощрение желания помочь, сопереживать. 

3. Формирование способности к коллективному анализу. 

      4. Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним;
      5. Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости.

Развивающие: 
        1. Активизация и обогащение словаря детей за счет глаголов и прилагательных. 
        2. Закрепление умения правильно сочетать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже. 
        3. Развитие вариативного мышления, умение использовать полученные ранее знания. 

 

 

 

 

Этап занятия

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

 

Мотивационно - ориентировочный

 

 Воспитатель предлагает детям встать в круг. Читает стихотворение.

- Доброе утро! – птицы запели.

- Добрые люди, вставайте с постели!

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по домам!

И к нам солнышко заглянуло –

Доброе, ласковое, нежное!

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга ласково. Мальчики, приветствуют девочек, а девочки – мальчиков.

 

 

 

 

 

 

 

Девочки: доброе утро, мальчики.

Мальчики: доброе утро, девочки.

 

2 мин.

2.

Поисковый

 

Показывает детям лист бумаги, который они обследуют – какой?

На этом листе заранее свечой нарисовали сердце

- Ребята, вы любите чудеса?

- Я покажу вам одно маленькое чуда.

 Воспитатель закрашивает гуашью лист, «сердце» проявляется на листе бумаги.

- На листе проявилось сердце. Говоря о сердце, мы говорим о самом человеке, о его характере.  Например: если один человек всем помогает, никого не обижает, то какой это человек?

- А еще о таком человеке говорят, что у него доброе сердце.

- А если человек всех обижает, жадничает, грубит всем, то как мы скажем о его сердце. Какое оно?

- Вспомните героев сказок, у которых вы бы сказали –доброе сердце.

- Сегодня мы познакомимся с нанайской сказкой и двумя девочками.  Одна добрая и ласковая, а другая равнодушная, холодная. Сказка называется «Айога».

Дети: белый, ровный, чистый, прямоугольный, гладкий и т.д.

 

Дети: Да.

 

 

 

 

 

Дети: Добрый человек.

 

 

 

 

Дети: Злое сердце, холодное.

4 мин

3.

Основная часть

 

Открытие детьми новых знаний, способа действий

 

Практический

 Чтение сказки до слов «Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке».

Беседа:

- На каком из рисунков изображена «Айога», справа или слева?

- Как вы догадались? Расскажите, какая была Айога?

- Кто изображен на другом рисунке?

- Расскажите о ней.

- Кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками».

- Кто из девочек вам понравился?

- С какой из девочек, вы бы хотели подружиться?

 

- Как вы считаете, какой должна стать Айога?

- Почему вы так считаете?

 

 

- Ребята, давайте мы с вами вместе придумаем продолжение сказки.

Но сначала немножко отдахнем.

Физкультминутка:

Раз – два – три – четыре – пять (руки согнули в локтях, поставили на стол и под счет загибаем пальцы)

Начинаем мы играть! (вращательные движения кулачками)

Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)

И головки опустили, (опускают голову)

А когда откроем глазки (поднять голову, отвести руки)

Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)

Сказка даст нам отдохнуть (махи руками)

       Отдохнем - и снова в путь! (отпускаем руки)

 

Воспитатель выслушивает ответы детей, задает уточняющие вопросы, подсказывает варианты, по которым могут развиваться события.

 

 

 

 

Дети: Справа

 

Дети: Гордая, злая, ленивая.

Дети: Соседская девочка.

Дети: Девочка была доброй, трудолюбивой.

 

 

Дети: Соседская девочка

Дети: Соседской девочке.

Дети: С соседской девочкой.

 

Дети: Доброй, отзывчивой.

Дети: У неё добрая и трудолюбивая мама, а мама всегда пример для дочки.

 

 

 

- сжимаем и разжимаем пальчики кулачки

 - на каждое название сказки загибаем поочередно пальчики

 

 

 

 

 

- хлопаем в ладоши

 

 

 

Дети сочиняют концовку сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

17 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Рефлексивно-оценочный 

 

- Ребята, чему учит нас эта сказка?

- Задание на дом: пересказать сказку кому-либо из взрослых и совместно завершить ее.     

Психогимнастика: салют «Доброта»

Описание: Воспитатель предлагает ребятам положить свои ладошки на ладонь воспитателя и построить «башенку», второй рукой воспитатель накрывает детские ладони своей и благодарит ребят за занятие, активность, творчество и т.п. и со словом «доброта» вскидывают свои руки вверх дружным «салютом».

 

Ответы детей.

2 мин

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта ООД

«Обучение рассказыванию нанайской сказки «Айога»

Воспитатель Мысливченко Анжелика Александровна

Возрастная группа: старшая группа

Образовательная область: речевое  развитие.

Интеграция видов деятельности: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина).

Задачи:

Образовательные: 

2. Формирование умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию. 
        3. Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения. 
        4. Расширение лексико – грамматических возможностей. 

Воспитательные: 

1. Воспитание интереса к художественной литературе. 

2. Поощрение желания помочь, сопереживать. 

3. Формирование способности к коллективному анализу. 

      4. Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним;
      5. Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости.

Развивающие: 
        1. Активизация и обогащение словаря детей за счет глаголов и прилагательных. 
        2. Закрепление умения правильно сочетать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже. 
        3. Развитие вариативного мышления, умение использовать полученные ранее знания. 

 

Этап занятия

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

Мотивационно - ориентировочный

 Воспитатель предлагает детям встать в круг. Читает стихотворение.

- Доброе утро! – птицы запели.

- Добрые люди, вставайте с постели!

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по домам!

И к нам солнышко заглянуло –

Доброе, ласковое, нежное!

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга ласково. Мальчики, приветствуют девочек, а девочки – мальчиков.

Девочки: доброе утро, мальчики.

Мальчики: доброе утро, девочки.

2 мин.

2.

Поисковый

Показывает детям лист бумаги, который они обследуют – какой?

На этом листе заранее свечой нарисовали сердце 

- Ребята, вы любите чудеса?

- Я покажу вам одно маленькое чуда.

 Воспитатель закрашивает гуашью лист, «сердце» проявляется на листе бумаги. 

- На листе проявилось сердце. Говоря о сердце, мы говорим о самом человеке, о его характере.  Например: если один человек всем помогает, никого не обижает, то какой это человек?

- А еще о таком человеке говорят, что у него доброе сердце.

- А если человек всех обижает, жадничает, грубит всем, то как мы скажем о его сердце. Какое оно?

- Вспомните героев сказок, у которых вы бы сказали –доброе сердце.

- Сегодня мы познакомимся с нанайской сказкой и двумя девочками.  Одна добрая и ласковая, а другая равнодушная, холодная. Сказка называется «Айога».

Дети: белый, ровный, чистый, прямоугольный, гладкий и т.д.

Дети: Да.

Дети: Добрый человек.

Дети: Злое сердце, холодное.

4 мин

3.

Основная часть

Открытие детьми новых знаний, способа действий

Практический

 Чтение сказки до слов «Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке».

Беседа:

- На каком из рисунков изображена «Айога», справа или слева?

- Как вы догадались? Расскажите, какая была Айога?

- Кто изображен на другом рисунке?

- Расскажите о ней.

- Кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками».

- Кто из девочек вам понравился?

- С какой из девочек, вы бы хотели подружиться?

- Как вы считаете, какой должна стать Айога?

- Почему вы так считаете?

- Ребята, давайте мы с вами вместе придумаем продолжение сказки.

Но сначала немножко отдахнем.

Физкультминутка:

Раз – два – три – четыре – пять (руки согнули в локтях, поставили на стол и под счет загибаем пальцы)

Начинаем мы играть! (вращательные движения кулачками)

Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)

И головки опустили, (опускают голову)

А когда откроем глазки (поднять голову, отвести руки)

Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)

Сказка даст нам отдохнуть (махи руками)

       Отдохнем - и снова в путь! (отпускаем руки)

Воспитатель выслушивает ответы детей, задает уточняющие вопросы, подсказывает варианты, по которым могут развиваться события.

Дети: Справа

Дети: Гордая, злая, ленивая.

Дети: Соседская девочка.

Дети: Девочка была доброй, трудолюбивой.

Дети: Соседская девочка

Дети: Соседской девочке.

Дети: С соседской девочкой.

Дети: Доброй, отзывчивой.

Дети: У неё добрая и трудолюбивая мама, а мама всегда пример для дочки.

- сжимаем и разжимаем пальчики кулачки

 - на каждое название сказки загибаем поочередно пальчики

- хлопаем в ладоши 

Дети сочиняют концовку сказки.

17 мин

 

4.

Рефлексивно-оценочный  

- Ребята, чему учит нас эта сказка?

- Задание на дом: пересказать сказку кому-либо из взрослых и совместно завершить ее.     

Психогимнастика: салют «Доброта»

Описание: Воспитатель предлагает ребятам положить свои ладошки на ладонь воспитателя и построить «башенку», второй рукой воспитатель накрывает детские ладони своей и благодарит ребят за занятие, активность, творчество и т.п. и со словом «доброта» вскидывают свои руки вверх дружным «салютом».

Ответы детей.

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...