НОД по развитию речи "Беседа по сказке "Айога"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Технологическая карта ООД
«Обучение рассказыванию нанайской сказки «Айога»
Воспитатель Мысливченко Анжелика Александровна
Возрастная группа: старшая группа
Образовательная область: речевое развитие.
Интеграция видов деятельности: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина).
Задачи:
Образовательные:
2. Формирование умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию.
3. Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения.
4. Расширение лексико – грамматических возможностей.
Воспитательные:
1. Воспитание интереса к художественной литературе.
2. Поощрение желания помочь, сопереживать.
3. Формирование способности к коллективному анализу.
4. Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним;
5. Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости.
Развивающие:
1. Активизация и обогащение словаря детей за счет глаголов и прилагательных.
2. Закрепление умения правильно сочетать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже.
3. Развитие вариативного мышления, умение использовать полученные ранее знания.
№ | Этап занятия | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1. |
Мотивационно - ориентировочный
| Воспитатель предлагает детям встать в круг. Читает стихотворение. - Доброе утро! – птицы запели. - Добрые люди, вставайте с постели! Прячется вся темнота по углам, Солнце взошло и идет по домам! И к нам солнышко заглянуло – Доброе, ласковое, нежное! Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга ласково. Мальчики, приветствуют девочек, а девочки – мальчиков. |
Девочки: доброе утро, мальчики. Мальчики: доброе утро, девочки. |
2 мин. |
2. | Поисковый
| Показывает детям лист бумаги, который они обследуют – какой? На этом листе заранее свечой нарисовали сердце - Ребята, вы любите чудеса? - Я покажу вам одно маленькое чуда. Воспитатель закрашивает гуашью лист, «сердце» проявляется на листе бумаги. - На листе проявилось сердце. Говоря о сердце, мы говорим о самом человеке, о его характере. Например: если один человек всем помогает, никого не обижает, то какой это человек? - А еще о таком человеке говорят, что у него доброе сердце. - А если человек всех обижает, жадничает, грубит всем, то как мы скажем о его сердце. Какое оно? - Вспомните героев сказок, у которых вы бы сказали –доброе сердце. - Сегодня мы познакомимся с нанайской сказкой и двумя девочками. Одна добрая и ласковая, а другая равнодушная, холодная. Сказка называется «Айога». | Дети: белый, ровный, чистый, прямоугольный, гладкий и т.д.
Дети: Да.
Дети: Добрый человек.
Дети: Злое сердце, холодное. | 4 мин |
3. | Основная часть
Открытие детьми новых знаний, способа действий
Практический | Чтение сказки до слов «Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке». Беседа: - На каком из рисунков изображена «Айога», справа или слева? - Как вы догадались? Расскажите, какая была Айога? - Кто изображен на другом рисунке? - Расскажите о ней. - Кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками». - Кто из девочек вам понравился? - С какой из девочек, вы бы хотели подружиться?
- Как вы считаете, какой должна стать Айога? - Почему вы так считаете?
- Ребята, давайте мы с вами вместе придумаем продолжение сказки. Но сначала немножко отдахнем. Физкультминутка: Раз – два – три – четыре – пять (руки согнули в локтях, поставили на стол и под счет загибаем пальцы) Начинаем мы играть! (вращательные движения кулачками) Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками) И головки опустили, (опускают голову) А когда откроем глазки (поднять голову, отвести руки) Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки) Сказка даст нам отдохнуть (махи руками) Отдохнем - и снова в путь! (отпускаем руки)
Воспитатель выслушивает ответы детей, задает уточняющие вопросы, подсказывает варианты, по которым могут развиваться события. |
Дети: Справа
Дети: Гордая, злая, ленивая. Дети: Соседская девочка. Дети: Девочка была доброй, трудолюбивой.
Дети: Соседская девочка Дети: Соседской девочке. Дети: С соседской девочкой.
Дети: Доброй, отзывчивой. Дети: У неё добрая и трудолюбивая мама, а мама всегда пример для дочки.
- сжимаем и разжимаем пальчики кулачки - на каждое название сказки загибаем поочередно пальчики
- хлопаем в ладоши
Дети сочиняют концовку сказки.
|
17 мин
|
4. | Рефлексивно-оценочный
| - Ребята, чему учит нас эта сказка? - Задание на дом: пересказать сказку кому-либо из взрослых и совместно завершить ее. Психогимнастика: салют «Доброта» Описание: Воспитатель предлагает ребятам положить свои ладошки на ладонь воспитателя и построить «башенку», второй рукой воспитатель накрывает детские ладони своей и благодарит ребят за занятие, активность, творчество и т.п. и со словом «доброта» вскидывают свои руки вверх дружным «салютом».
| Ответы детей. | 2 мин
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта ООД
«Обучение рассказыванию нанайской сказки «Айога»
Воспитатель Мысливченко Анжелика Александровна
Возрастная группа: старшая группа
Образовательная область: речевое развитие.
Интеграция видов деятельности: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина).
Задачи:
Образовательные:
2. Формирование умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию.
3. Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения.
4. Расширение лексико – грамматических возможностей.
Воспитательные:
1. Воспитание интереса к художественной литературе.
2. Поощрение желания помочь, сопереживать.
3. Формирование способности к коллективному анализу.
4. Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним;
5. Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости.
Развивающие:
1. Активизация и обогащение словаря детей за счет глаголов и прилагательных.
2. Закрепление умения правильно сочетать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже.
3. Развитие вариативного мышления, умение использовать полученные ранее знания.
№ | Этап занятия | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1. | Мотивационно - ориентировочный | Воспитатель предлагает детям встать в круг. Читает стихотворение. - Доброе утро! – птицы запели. - Добрые люди, вставайте с постели! Прячется вся темнота по углам, Солнце взошло и идет по домам! И к нам солнышко заглянуло – Доброе, ласковое, нежное! Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга ласково. Мальчики, приветствуют девочек, а девочки – мальчиков. | Девочки: доброе утро, мальчики. Мальчики: доброе утро, девочки. | 2 мин. |
2. | Поисковый | Показывает детям лист бумаги, который они обследуют – какой? На этом листе заранее свечой нарисовали сердце - Ребята, вы любите чудеса? - Я покажу вам одно маленькое чуда. Воспитатель закрашивает гуашью лист, «сердце» проявляется на листе бумаги. - На листе проявилось сердце. Говоря о сердце, мы говорим о самом человеке, о его характере. Например: если один человек всем помогает, никого не обижает, то какой это человек? - А еще о таком человеке говорят, что у него доброе сердце. - А если человек всех обижает, жадничает, грубит всем, то как мы скажем о его сердце. Какое оно? - Вспомните героев сказок, у которых вы бы сказали –доброе сердце. - Сегодня мы познакомимся с нанайской сказкой и двумя девочками. Одна добрая и ласковая, а другая равнодушная, холодная. Сказка называется «Айога». | Дети: белый, ровный, чистый, прямоугольный, гладкий и т.д. Дети: Да. Дети: Добрый человек. Дети: Злое сердце, холодное. | 4 мин |
3. | Основная часть Открытие детьми новых знаний, способа действий Практический | Чтение сказки до слов «Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке». Беседа: - На каком из рисунков изображена «Айога», справа или слева? - Как вы догадались? Расскажите, какая была Айога? - Кто изображен на другом рисунке? - Расскажите о ней. - Кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками». - Кто из девочек вам понравился? - С какой из девочек, вы бы хотели подружиться? - Как вы считаете, какой должна стать Айога? - Почему вы так считаете? - Ребята, давайте мы с вами вместе придумаем продолжение сказки. Но сначала немножко отдахнем. Физкультминутка: Раз – два – три – четыре – пять (руки согнули в локтях, поставили на стол и под счет загибаем пальцы) Начинаем мы играть! (вращательные движения кулачками) Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками) И головки опустили, (опускают голову) А когда откроем глазки (поднять голову, отвести руки) Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки) Сказка даст нам отдохнуть (махи руками) Отдохнем - и снова в путь! (отпускаем руки) Воспитатель выслушивает ответы детей, задает уточняющие вопросы, подсказывает варианты, по которым могут развиваться события. | Дети: Справа Дети: Гордая, злая, ленивая. Дети: Соседская девочка. Дети: Девочка была доброй, трудолюбивой. Дети: Соседская девочка Дети: Соседской девочке. Дети: С соседской девочкой. Дети: Доброй, отзывчивой. Дети: У неё добрая и трудолюбивая мама, а мама всегда пример для дочки. - сжимаем и разжимаем пальчики кулачки - на каждое название сказки загибаем поочередно пальчики - хлопаем в ладоши Дети сочиняют концовку сказки. | 17 мин
|
4. | Рефлексивно-оценочный | - Ребята, чему учит нас эта сказка? - Задание на дом: пересказать сказку кому-либо из взрослых и совместно завершить ее. Психогимнастика: салют «Доброта» Описание: Воспитатель предлагает ребятам положить свои ладошки на ладонь воспитателя и построить «башенку», второй рукой воспитатель накрывает детские ладони своей и благодарит ребят за занятие, активность, творчество и т.п. и со словом «доброта» вскидывают свои руки вверх дружным «салютом». | Ответы детей. | 2 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию (интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие . «
Мероприятие с использованием палочек Кюизенера, направленное на развитие логического мышления и математических способностей детей 6-7 лет....
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...