Развитие речи кружок «Говорушки»
материал по развитию речи (средняя группа)
Рабочая программа
дополнительной образовательной
деятельности по естественнонаучному направлению: развитие речи кружок «Говорушки»
в средней группе «Лунтик»
МБДОУ детский сад «Родничок»
г.Чадаана на 2019-2020 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_govorushki_19-20.docx | 42.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» г.Чадаана Дзун-Хемчикского кожууна
Республики Тыва
Принят: Утверждаю:
на педагогическом совете Заведующий
МБДОУ детский сад МБДОУ детский сад
«Родничок» г.Чадаана «Родничок» г.Чадаана
Протокол №_1_ ___________/Сат А.К./
«29» августа 2019г Приказ №__37__
от «29» августа 2019г
Рабочая программа
дополнительной образовательной
деятельности по естественнонаучному направлению: развитие речи кружок «Говорушки»
в средней группе «Лунтик»
МБДОУ детский сад «Родничок»
г.Чадаана на 2019-2020 учебный год.
Срок реализации: 1 год
Возраст: 4-5 лет
Разработала:
воспитатель средней группы
Сат Елена Анатольевна–
г. Чадан, 2019г.
Утверждаю
Заведующий МБДОУ д/с «Родничок»
______________/Сат А.К../
Список детей посещающих
кружок «Говорушки» средняя группа «Лунтик»
на 2019-2020 учебный год.
№ | Ф.И.О ребёнка. | Дата рождения. | Полных лет. |
1 | Дуганчы Айлуна Айдыновна | 08.03.2015 | 4г 6м |
2 | Кыргыс Энерел Саяновна | 09.09.2015 | 4г |
3 | Монгуш Алдына Аркадьевна | 22.12.2014 | 4г 8м |
4 | Куулар Астрид Айдыновна | 31.05.2015 | 4г 3м |
5 | Монгуш Кузел Тахирович | 28.01.2015 | 4г 7м |
6 | Ондар Дамиан Доржуевич | 06.11.2015 | 3г 10м |
7 | Ооржак Ай-оол Омакович | 04.03.2015 | 4г 6м |
8 | Соян Сонам-Доржу Айсланович | 11.12.2015 | 3г 9м |
9 | Ширин-оол Чингис Аржаанович | 15.01.2016 | 3г 8м |
Пояснительная записка.
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают воспитатели и законные представители образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
Задачи:
- развивать умение говорить и слушать;
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащать активный и пассивный словарь;
- развивать звуковую культуру речи детей;
- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
- развивать артикуляционный аппарат;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- способствовать развитию графических навыков,
- формировать навыки самоконтроля и самооценки,
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Пути и методы реализации:
1.Правильный образец воспитателя.
2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.
3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.
4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки и т.д.) по образцу и на слух.
5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
7. Правильный подбор мебели, освещения.
8. Гимнастика для глаз.
9. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
10. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
Условия реализации:
Кружок проводится с подгруппой детей (9 человек) или индивидуально. Тематическое планирование в средней группе рассчитано на одно занятия в неделю на протяжении учебного года, то есть 36 занятия в год, длительность одного занятия 20 минут.
На занятиях дети сидят и стоят полукругом или кругом, как можно ближе к воспитателю, что помогает им хорошо видеть и слышать воспитателя и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности.
Каждое занятие состоит из 4 частей: зарядка для пальчиков, зарядка для язычка, стихотворения для развития речи, скороговорки и чистоговорки.
Время проведения кружка: пятница 16:00 – 16:20
Интеграция образовательных областей
«Художественная литература» знакомство с литературными произведениями, которые будут использованы для составления рассказов, игр, занятий, праздников, и самостоятельной деятельности.
«Познание». Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей ребенка, сенсорное развитие.
«Коммуникация» использование скороговорок, чистоговорок, потешек. Развитие четкой дикции.
«Физическая культура» Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
«Социализация» Развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе кружка:
• дыхательная гимнастика
• артикуляционная гимнастика.
• пальчиковые игры со словами,
• гимнастика для глаз,
• физкультминутка, динамические паузы.
Планируемые результаты уровня развития интегративных качеств
Интегративные качества. | Познавательно-речевое развитие детей. |
Любознательный, активный. | Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения. |
Эмоционально-отзывчивый. | Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие, эмоциональное состояние людей и животных, передает свое отношение к окружающему |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. | Речь при общении со взрослыми становиться внеситуативной, речь со сверстниками ситуативная, умеет считаться с интересами товарищей, умеет из детского коллектива выбирать партнеров по играм |
Овладевший необходимыми умениями и навыками. | Умеет выделять первый звук в слове, делить слово на слоги, определять длинные и короткие слова, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, выразительно читать стихотворения |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту. | Проявляет инициативу в решении познавательных задач, способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач. |
Физически развитый. | Владеет в соответствии с возрастом основными упражнениями для мелкой мускулатуры рук, проявляет интерес к участию в подвижных играх и упражнениях. |
Перспективный план работы кружка «Говорушки»
Сентябрь.
№ | Дата | Занятие | Цель | Методические приемы |
1. | 20.09. 2019г. | Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких отрывистых линий. | Учить понимать и употреблять термин "слово". Познакомить с многообразием слов. Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах. Учить рисовать короткие отрывистые линии. Формировать интерес к речевой деятельности. | Игровое упражнение "Обведи правильно" Физкультминутка. Игра с мячом " Моделирование. Игровое упражнение "Дорисуй картинку" |
2. | 27.09. 2019г. | Заучивание стихотворения О.Г. Зыкова. | Учить детей запоминать стихотворение, понимать его содержание, развивать память, мышление, речь. | Беседа с детьми об осени. Отметить, что изменилось в природе |
Октябрь.
№ | Дата | Занятие | Цель | Методические приемы |
1. | 04.10. 2019г. | «У Лариски - две редиски» | Работа над темпом и ритмом речи. | Пальчиковая игра «У Лариски - две редиски» Игра с палочками «Домик» (квадрат, треугольник) |
2. | 11.10. 2019г. | Составление рассказа «Моя комната» | Учить детей при составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу. Развивать творческое воображение. Предложить детям, отметить, что больше им нравится в своей комнате. После составления рассказа зарисовать свою комнату. | Рассказы записываются, оформляются рисунками детей |
3. | 18.10. 2019г. | Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов (длинные, короткие) | Учить отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Продолжать знакомить с моделированием. Формировать интерес к речевой деятельности, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Игровое упражнение "Соедини правильно" Игра " загадки-отгадки" Физкультминутка. Игра "Встреча друзей" Игра " Какие бывают слова". Рисование " Иголки" |
4. | 25.10. 2019г. | «Овощи» Заучивание стихотворения Н. Кончаловской | Закрепить знания об овощах. Развивать умение находить в запутанных словах, правильное слово. Развивать интонационную выразительность речи. |
Ноябрь.
№ | Дата | Занятие | Цель | Методические приемы |
1. | 08.11.2019г. | Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка. | Продолжать знакомить со звучащим словом. Упражнять в различении близких по звучанию слов. Учить сравнивать слова по звучанию. Учить рисовать округлые и прямые линии. Формировать интерес к речевой деятельности. | Игровое упражнение "Кто в домике живет" Физкультминутка "Зарядка" Игра "Подскажи словечко" Игровое упражнение "Соедини правильно" Рисование "солнышко". |
2. | 15.11.2019г. | Вечер загадок. | Продолжать учить детей отгадывать загадки по описанию, логически мыслить; создать праздничную атмосферу, поднять настроение детям. | Материал: предметы на подносе, иголка, ежик, елка, картофелина, лось, гусь, велосипед - игрушечный, подосиновик (возможна замена картинками). |
3. | 22.11.2019г. | Знакомство с многообразием слов, игра "Подскажи словечко", нахождение несоответствий в рисунках | Знакомить с протяжностью слов. Учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Учить находить несоответствие в рисунке. | Игровое упражнение "Соедини правильно" Игра "Подскажи словечко" Физкультминутке "Встреча друзей" Игровое упражнение "Найди ошибку художника" |
4. | 29.11.2019г. | Заучивание стихотворения Н.Саконской. | Предложить детям спеть стихотворение, подобрать нужную интонацию. Развивать внимание, музыкальный слух, интонационную выразительность речи. Учить высказывать свое мнение объяснять, почему именно я эту мелодию выбрала для этого стихотворения. | Вопросы: А как бы вы поступили? Почему? Откуда берется ягодка? Какого цвета цветок земляники? |
Декабрь.
№ | Дата | Занятие | Цель | Методические приемы |
1. | 06.12.2019г. | «Невероятные истории» | Предложить детям сочинить какую-нибудь интересную историю из личного опта. Развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение. Воспитывать желание делиться своим историями. Учить давать характеристику интересным историям. | Рассказы записываются, оформляются рисунками детей |
2. | 13.12.2019г. | «Снежок» | Работа над темпом и ритмом речи. | Пальчиковая игра «Снежок» Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги) |
3. | 20.12.2019г. | Звук "Ш" (песенка "ветра"), рисование шариков, заучивание потешки. | Учить интонационно выделять твердый согласный звук "Ш" в словах. Учить четко и ясно произносить звуки. Учить выразительно читать потешку, пользуясь естественными логическими паузами. Формировать интерес к речевой деятельности | Игра " Подскажи словечко" Игровое упражнение "будь внимательным" Физкультминутка "Шарик" Рисование "Шарики" Заучивание потешки. |
4. | 27.12.2019г. | Дидактическая игра «Проведи дорожку» | Учить детей составлять предложения связанные между собой по смыслу. Побеседовать о семье. Воспитывать желание играть дружно. |
Январь.
№ | Дата | Занятие | Цель | Методические приемы |
1. | 17.01.2020г. | Звук "Ж" (песенка жука), рисование желудей, заучивание стихотворения И. Солдатенко | Учить интонационно выделять звук "ж" в словах. Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов. Развивать внимание, наглядно-образное. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Игра " загадки и отгадки" Игровое упражнение "раздели правильно" Игровое упражнение " Будь внимательным" Физкультминутка " Жуки" Рисование "Желуди" |
2. | 24.01.2020г. | Звуки "Ш-Ж", рисование дорожек, повторение стихотворений. | Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Ш-Ж" в словах. Продолжать знакомить с термином "звук". Развивать поэтический слух. Формировать избирательность зрительного восприятия, интерес к речевой деятельности. Развивать графические навыки. | Игровое упражнение "Помоги животным найти свой вагон" Игра "Подскажи словечко" Физкультминутка Игровое упражнение "Соедини правильно", "Повторяем стихи" |
3. | 31.01.2020г. | «Мои любимые животные» | Работа над темпом и ритмом речи. | Пальчиковая игра «У оленя» Рисование «Мои любимые животные». |
Февраль.
№ | Дата | Занятие | Цель | Методические приемы |
1. | 07.02.2020г. | Драматизация сказки «Колобок» | Продолжать учить детей распределять роли между собой, вживаться в образы сказочных героев, использовать разную интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к художественному творчеству. | |
2. | 14.02.2020г. | Составление рассказа о зиме. | Упражнять детей в составлении рассказов из личного опыта. Развивать воображение, мышление, связную речь. | Рассказы записываются, оформляются рисунками детей |
3. | 21.02.2020г. | «Весёлый Снеговик» | Работа над темпом и ритмом речи. | Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки» Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги). |
4. | 28.02.2020г. | Звук "Ц", рисование огурцов, заучивание стихотворение Г. Сапгира. | Учить различать и произносить твердый согласный звук "Ц" в словах и фразовой речи. Учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по тексту, развивать связную речь, формировать интерес к речевой деятельности. | Чтение рассказа А. Максакова " Цыпленок Цып" Игра " Закончи предложение" Физкультминутка "Игровое упражнение "Цапля" Рисование " Огурцы". |
Март.
№ | Дата | Занятие | Цель | Методические приемы |
1. | 06.03. 2020г. | Заучивание чистоговорки. | Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи. | |
2. | 13.03. 2020г. | «Мимоза для мамы» | Работа над темпом и ритмом речи. Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. | Пальчиковая игра «Цветочек» Рисование «Мимоза для мамы» |
3. | 20.03. 2020г. | Дидактическая игра «Огород» | Учить активно сопровождать свою деятельность речью, развивать внимание. | Импровизация (собираем овощи в корзины). |
4. | 27.03. 2020г. | «Дружба» | Работа над темпом и ритмом речи. | Пальчиковая игра «Дружба» Игра «Шоферы» |
Апрель.
№ | Дата | Занятие | Цель | Методические приемы |
1. | 03.04.2020г. | Звуки «Л-ЛЬ», рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е.Александровой | Учить различать твердые и мягкие согласные звуки. Учить называть первый звук в словах. Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строками из стихотворения, передавать свое отношение к окружающему.Развивать графические навыки. | Рисование " Неваляшка" Игра "Подскажи словечко" Физкультминутка. "Мы немножко рисовали" Игровое упражнение "Раздели правильно" Заучивание стихотворения |
2. | 10.04.2020г. | Заучивание стихотворения А.Кочергиной | Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание. Воспитывать интерес к художественному слову. | |
3. | 17.04.2020г. | Звуки "М МЬ", рисование мишки, заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. | Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "М-МЬ". Учить интонационному выделению твердых и мягких звуков в словах. Учить называть первый звук в слове. Учить отгадывать загадки, развивать графические навыки. | Заучивание стихотворения Рисование "Мишка" Физкультминутка Игровое упражнение "Раскрась правильно" |
4. | 24.04.2020г. | Чтение сказки С.Маршака «Красная шапочка» | Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, пересказывать ее содержание, различать положительных и отрицательных героев. Развивать умение понимать содержание сказки, сопереживать героям сказки. Продолжать работу по формированию интереса книге. |
Май.
№ | Дата | Занятие | Цель | Методические приемы |
1. | 15.05.2020г. | Составление необыкновенной, интересной истории о лесных жителях весной. | Учить использовать в речи наиболее потребительские прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Развивать связную речь, воображение, фантазию. Активизировать словарь детей. | Использование картинок с дикими животными для составления рассказа. |
2. | 22.05.2020г. | Звуки "г-к", закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т.Шорыгиной. | Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Г-К". Продолжать учить называть первый звук в словах. Способствовать развитию графических навыков. Развивать активную речь. | Игровое упражнение "Раскрась и обведи правильно" Игровое упражнение "Соедини правильно" Физкультминутка "Пальчики" Игра "скворечник" Заучивание стихотворение. |
3. | 29.05.2020г. | «Чудесный вечер» | Вспомнить с детьми все, что мы узнали за весь учебный год. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Пальчиковая гимнастика», Л.П. Савина.
«Развитие речи детей 4-5 лет», О.С.Ушакова.- М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2010.»
Хрестоматия 4-5 лет, Н.П. Ильчук.
«Читаем детям», З.Г. Сахипова.
Жукова О.Игры со сказками.- С.-П.: Издательский дом «Нева», 2005.
Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней логопедической группе с ОНР.- С-П.:
Детство-пресс, 2005.
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2005.
Иванкова В.Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. - М: Аквариум, 2007.
Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. – М.: Гном и Д., 2011.
Сидорова У.М. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. – М.: Творческий центр «Сфера», 2010.
Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
кружок "Говорушка"
Рабочая программа кружка "Говорушки" младшая группа Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, снят...
Кружок "Говорушки" для детей 2 младшей группы по речевому развитию
В материале предоставлен план ведения кружка по ознакомлению детей 2 младшей группы с устным народным творчеством....
Кружок "Говорушки" для 2ой младшей группы (Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста)
Как педагог дошкольного образования, я сталкиваюсь с проблемой развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Учитывая важность проблемы, решила провести с детьми углубленную работу в этом направл...
Дидактическая игра на развитие речи "Улитка-говорушка" для детей 3-4 лет
Цель игры:Развивать навык устанавливать причинно-следственные связи в предложенной ситуации. Формировать умение связанно составлять рассказы по картинкам из 2-3 предложений.Воспитывать желание пр...
Кружок "Говорушки". Развитие речи. Средняя группа
Кружок по развитию речи "Говорушки". Средняя группа 4 - 5 лет....
Кружок по развитию речи "Говорушки"
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей дош...
Кружок по развитию речи во второй младшей группе «Говорушки» на 2022- 2023 уч. год.
Кружок по развитию речи во второй младшей группе...