Развитие речи кружок «Говорушки»
материал по развитию речи (средняя группа)

Сат Елена Анатольевна

Рабочая программа

 дополнительной образовательной

 деятельности по естественнонаучному направлению: развитие речи кружок «Говорушки»

 в средней группе «Лунтик»

МБДОУ детский сад «Родничок»

 г.Чадаана на 2019-2020 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_govorushki_19-20.docx42.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» г.Чадаана Дзун-Хемчикского кожууна

Республики Тыва

           

           

Принят:                                                                                                                Утверждаю:

на педагогическом совете                                                                                  Заведующий

МБДОУ детский сад                                                                                         МБДОУ детский сад

«Родничок» г.Чадаана                                «Родничок» г.Чадаана

Протокол №_1_                                                                                                ___________/Сат А.К./

«29» августа 2019г                                                                                             Приказ №__37__

                                                                                                                           от «29» августа  2019г

Рабочая программа

 дополнительной образовательной

 деятельности по естественнонаучному направлению: развитие речи кружок «Говорушки»

 в средней группе «Лунтик»

МБДОУ детский сад «Родничок»

 г.Чадаана на 2019-2020 учебный год.

Срок реализации: 1 год

Возраст: 4-5 лет


Разработала:

 воспитатель средней группы

Сат Елена Анатольевна–

г. Чадан, 2019г.

Утверждаю

Заведующий МБДОУ д/с «Родничок»

______________/Сат А.К../

Список детей посещающих

 кружок «Говорушки» средняя группа «Лунтик»

на 2019-2020 учебный год.

Ф.И.О ребёнка.

Дата рождения.

Полных лет.

1

Дуганчы Айлуна Айдыновна

08.03.2015

4г 6м

2

Кыргыс Энерел Саяновна

09.09.2015

3

Монгуш Алдына Аркадьевна

22.12.2014

4г 8м

4

Куулар Астрид Айдыновна

31.05.2015

4г 3м

5

Монгуш Кузел Тахирович

28.01.2015

4г 7м

6

Ондар Дамиан Доржуевич

06.11.2015

3г 10м

7

Ооржак Ай-оол Омакович

04.03.2015

4г 6м

8

Соян Сонам-Доржу Айсланович

11.12.2015

3г 9м

9

Ширин-оол Чингис Аржаанович

15.01.2016

3г 8м

Пояснительная записка.

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник  становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают воспитатели и законные представители образовательные учреждения и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения  родному языку в начальной,  а затем и в средней школе.

Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном  возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.

Задачи:

-  развивать умение говорить и слушать;

- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

-  обогащать активный и пассивный словарь;

- развивать звуковую культуру речи детей;

-   развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.

-  развивать артикуляционный аппарат;

-  совершенствовать интонационную выразительность  речи;

- способствовать развитию графических навыков,

-  формировать навыки самоконтроля и самооценки,

-  развивать мелкую моторику;

-  воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Пути и методы реализации:

1.Правильный образец воспитателя. 

2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.

3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.

4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки и т.д.) по образцу и  на слух.

5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.

6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.

7. Правильный подбор мебели, освещения.

8. Гимнастика для глаз.

9. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).

10. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.

Условия реализации:

Кружок проводится с подгруппой детей (9 человек) или индивидуально. Тематическое планирование в средней группе рассчитано на одно занятия в неделю на протяжении учебного года, то есть 36 занятия в год, длительность одного занятия  20 минут.

На занятиях дети сидят и стоят полукругом или кругом, как можно ближе к воспитателю, что помогает им хорошо видеть и слышать воспитателя и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности.

Каждое занятие состоит из 4 частей: зарядка для пальчиков, зарядка для язычка, стихотворения для развития речи, скороговорки и чистоговорки.

Время проведения кружка: пятница 16:00 – 16:20

Интеграция образовательных областей

«Художественная литература» знакомство с литературными произведениями, которые будут использованы для составления рассказов, игр, занятий, праздников, и самостоятельной деятельности.

«Познание». Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей ребенка, сенсорное развитие.

«Коммуникация» использование скороговорок, чистоговорок, потешек. Развитие четкой дикции.

«Физическая культура» Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

«Социализация» Развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе кружка:

• дыхательная гимнастика

• артикуляционная гимнастика.

• пальчиковые игры со словами,

• гимнастика для глаз,

• физкультминутка, динамические паузы.

Планируемые результаты уровня развития интегративных качеств

Интегративные качества.

Познавательно-речевое развитие детей.

Любознательный, активный.

Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения.

Эмоционально-отзывчивый.

Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие, эмоциональное состояние людей  и животных, передает свое отношение к окружающему

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Речь при общении со взрослыми становиться внеситуативной,  речь со сверстниками ситуативная, умеет считаться с интересами товарищей, умеет из детского коллектива выбирать партнеров по играм

Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Умеет выделять первый звук в слове, делить слово на слоги, определять длинные и короткие слова, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, выразительно читать стихотворения

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту.

Проявляет инициативу в решении познавательных задач, способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач.

Физически развитый.

Владеет в соответствии с возрастом основными упражнениями для мелкой мускулатуры рук, проявляет интерес к участию в подвижных играх и упражнениях.

Перспективный план работы кружка «Говорушки»

Сентябрь.

Дата

Занятие

Цель

Методические приемы

1.

20.09.

2019г.

Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких отрывистых линий.

Учить понимать и употреблять термин "слово". Познакомить с многообразием слов. Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах. Учить рисовать короткие отрывистые линии. Формировать интерес к речевой деятельности.

Игровое упражнение "Обведи правильно"

Физкультминутка. Игра с мячом "

Моделирование.

Игровое упражнение "Дорисуй картинку"

2.

27.09.

2019г.

Заучивание стихотворения О.Г. Зыкова.

Учить детей запоминать стихотворение, понимать его содержание, развивать память, мышление, речь.

Беседа с детьми об осени. Отметить, что изменилось в природе

Октябрь.

Дата

Занятие

Цель

Методические приемы

1.

04.10.

2019г.

«У Лариски - две редиски»

Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая игра «У Лариски - две редиски»

Игра с палочками «Домик» (квадрат, треугольник)

2.

11.10.

2019г.

Составление рассказа «Моя комната»

Учить детей при составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу. Развивать творческое воображение. Предложить детям, отметить, что больше им нравится в своей комнате. После составления рассказа зарисовать свою комнату.

Рассказы записываются, оформляются рисунками детей

3.

18.10.

2019г.

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов (длинные, короткие)

Учить отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Продолжать знакомить с моделированием. Формировать интерес к речевой деятельности, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Игра " загадки-отгадки"

Физкультминутка. Игра "Встреча друзей"

Игра " Какие бывают слова".

Рисование " Иголки"

4.

25.10.

2019г.

«Овощи»

Заучивание стихотворения

Н. Кончаловской

Закрепить знания об овощах. Развивать умение находить в запутанных словах, правильное слово. Развивать интонационную выразительность речи.

Ноябрь.

Дата

Занятие

Цель

Методические приемы

1.

08.11.2019г.

Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка.

Продолжать знакомить со звучащим словом. Упражнять в различении близких по звучанию слов. Учить сравнивать слова по звучанию. Учить рисовать округлые и прямые линии. Формировать интерес к речевой деятельности.

Игровое упражнение "Кто в домике живет"

Физкультминутка "Зарядка"

Игра "Подскажи словечко"

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Рисование "солнышко".

2.

15.11.2019г.

Вечер загадок.

Продолжать учить детей отгадывать загадки по описанию, логически мыслить; создать праздничную атмосферу, поднять настроение детям.

Материал: предметы на подносе, иголка, ежик, елка, картофелина, лось, гусь, велосипед - игрушечный, подосиновик (возможна замена картинками).

3.

22.11.2019г.

Знакомство с многообразием слов, игра "Подскажи словечко", нахождение несоответствий в рисунках

Знакомить с протяжностью слов. Учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Учить находить несоответствие в рисунке.

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Игра "Подскажи словечко"

Физкультминутке "Встреча друзей"

Игровое упражнение "Найди ошибку художника"

4.

29.11.2019г.

Заучивание стихотворения Н.Саконской.

Предложить детям спеть стихотворение, подобрать нужную интонацию. Развивать внимание, музыкальный слух, интонационную выразительность речи. Учить высказывать свое мнение объяснять, почему именно я эту мелодию выбрала для этого стихотворения.

Вопросы: А как бы вы поступили? Почему? Откуда берется ягодка? Какого цвета цветок земляники?

Декабрь.

Дата

Занятие

Цель

Методические приемы

1.

06.12.2019г.

«Невероятные истории»

Предложить детям сочинить какую-нибудь интересную историю из личного опта. Развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение. Воспитывать желание делиться своим историями. Учить давать характеристику интересным историям.

Рассказы записываются, оформляются рисунками детей

2.

13.12.2019г.

«Снежок»

Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая игра «Снежок»

Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги)

3.

20.12.2019г.

Звук "Ш" (песенка "ветра"), рисование шариков, заучивание потешки.

Учить интонационно выделять твердый согласный звук "Ш" в словах. Учить четко и ясно произносить звуки. Учить выразительно читать потешку, пользуясь естественными логическими паузами. Формировать интерес к речевой деятельности

Игра " Подскажи словечко"

Игровое упражнение "будь внимательным"

Физкультминутка "Шарик"

Рисование "Шарики"

Заучивание потешки.

4.

27.12.2019г.

Дидактическая игра «Проведи дорожку»

Учить детей составлять предложения связанные между собой по смыслу. Побеседовать о семье. Воспитывать желание играть дружно.

Январь.

Дата

Занятие

Цель

Методические приемы

1.

17.01.2020г.

Звук "Ж" (песенка жука), рисование желудей, заучивание стихотворения

И. Солдатенко

Учить интонационно выделять звук "ж" в словах. Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов. Развивать внимание, наглядно-образное. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Игра " загадки и отгадки"

Игровое упражнение "раздели правильно"

Игровое упражнение " Будь внимательным"

Физкультминутка " Жуки"

Рисование "Желуди"

2.

24.01.2020г.

Звуки "Ш-Ж", рисование дорожек, повторение стихотворений.

Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Ш-Ж" в словах. Продолжать знакомить с термином "звук". Развивать поэтический слух. Формировать избирательность зрительного восприятия, интерес к речевой деятельности. Развивать графические навыки.

Игровое упражнение "Помоги животным найти свой вагон"

Игра "Подскажи словечко"

Физкультминутка

Игровое упражнение "Соедини правильно", "Повторяем стихи"

3.

31.01.2020г.

«Мои любимые животные»

Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая игра «У оленя»

Рисование «Мои любимые животные».

Февраль.

Дата

Занятие

Цель

Методические приемы

1.

07.02.2020г.

Драматизация сказки «Колобок»

Продолжать учить детей распределять роли между собой, вживаться в образы сказочных героев, использовать разную интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к художественному творчеству.

2.

14.02.2020г.

Составление рассказа о зиме.

Упражнять детей в составлении рассказов из личного опыта. Развивать воображение, мышление, связную речь.

Рассказы записываются, оформляются рисунками детей

3.

21.02.2020г.

«Весёлый Снеговик»

Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»

Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги).

4.

28.02.2020г.

Звук "Ц", рисование огурцов, заучивание стихотворение

Г. Сапгира.

Учить различать и произносить твердый согласный звук "Ц" в словах и фразовой речи. Учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по тексту, развивать связную речь, формировать интерес к речевой деятельности.

Чтение рассказа А. Максакова " Цыпленок Цып"

Игра " Закончи предложение"

Физкультминутка "Игровое упражнение "Цапля"

Рисование " Огурцы".

Март.

Дата

Занятие

Цель

Методические приемы

1.

06.03.

2020г.

Заучивание чистоговорки.

Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.

2.

13.03.

2020г.

«Мимоза для мамы»

Работа над темпом и ритмом речи.

Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

Пальчиковая игра «Цветочек»

Рисование «Мимоза для мамы»

3.

20.03.

2020г.

Дидактическая игра «Огород»

Учить активно сопровождать свою деятельность речью, развивать внимание.

Импровизация (собираем овощи в корзины).

4.

27.03.

2020г.

«Дружба»

Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая игра «Дружба»

Игра «Шоферы»

Апрель.

Дата

Занятие

Цель

Методические приемы

1.

03.04.2020г.

Звуки «Л-ЛЬ», рисование неваляшки, заучивание стихотворения

Е.Александровой

Учить различать твердые и мягкие согласные звуки. Учить называть первый звук в словах. Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строками из стихотворения, передавать свое отношение к окружающему.Развивать графические навыки.

Рисование " Неваляшка"

Игра "Подскажи словечко"

Физкультминутка. "Мы немножко рисовали"

Игровое упражнение "Раздели правильно"

Заучивание стихотворения

2.

10.04.2020г.

Заучивание стихотворения

А.Кочергиной

Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание. Воспитывать интерес к художественному слову.

3.

17.04.2020г.

Звуки "М

МЬ", рисование мишки, заучивание стихотворения

Т. Шорыгиной.

Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "М-МЬ". Учить интонационному выделению твердых и мягких звуков в словах. Учить называть первый звук в слове. Учить отгадывать загадки, развивать графические навыки.

Заучивание стихотворения

Рисование "Мишка"

Физкультминутка

Игровое упражнение "Раскрась правильно"

4.

24.04.2020г.

Чтение сказки

С.Маршака «Красная шапочка»

Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, пересказывать ее содержание, различать положительных и отрицательных героев. Развивать умение понимать содержание сказки, сопереживать героям сказки. Продолжать работу по формированию интереса книге.

Май.

Дата

Занятие

Цель

Методические приемы

1.

15.05.2020г.

Составление необыкновенной, интересной истории о лесных жителях весной.

Учить использовать в речи наиболее потребительские прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Развивать связную речь, воображение, фантазию. Активизировать словарь детей.

Использование картинок с дикими животными для составления рассказа.

2.

22.05.2020г.

Звуки "г-к", закрашивание предметов, заучивание стихотворения

Т.Шорыгиной.

Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Г-К". Продолжать учить называть первый звук в словах. Способствовать развитию графических навыков. Развивать активную речь.

Игровое упражнение "Раскрась и обведи правильно"

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Физкультминутка "Пальчики"

Игра "скворечник"

Заучивание стихотворение.

3.

29.05.2020г.

«Чудесный вечер»

Вспомнить с детьми все, что мы узнали за весь учебный год.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

«Пальчиковая гимнастика», Л.П. Савина.

«Развитие речи детей 4-5 лет», О.С.Ушакова.- М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2010.»

Хрестоматия 4-5 лет, Н.П. Ильчук.

«Читаем детям», З.Г. Сахипова.

Жукова О.Игры со сказками.- С.-П.: Издательский дом «Нева», 2005.

Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней логопедической группе с ОНР.- С-П.:

Детство-пресс, 2005.

Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2005.

Иванкова В.Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. - М: Аквариум, 2007.

Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. – М.: Гном и Д., 2011.

Сидорова У.М. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. – М.: Творческий центр «Сфера», 2010.

Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кружок "Говорушка"

Рабочая программа кружка "Говорушки" младшая группа  Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, снят...

Кружок "Говорушки" для детей 2 младшей группы по речевому развитию

В материале предоставлен план ведения кружка по ознакомлению детей 2 младшей группы с устным народным творчеством....

Кружок "Говорушки" для 2ой младшей группы (Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста)

Как педагог дошкольного образования, я сталкиваюсь с проблемой развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Учитывая важность проблемы, решила провести с детьми углубленную работу в этом направл...

Дидактическая игра на развитие речи "Улитка-говорушка" для детей 3-4 лет

Цель игры:Развивать навык устанавливать причинно-следственные связи в предложенной ситуации. Формировать умение связанно составлять рассказы по картинкам из 2-3 предложений.Воспитывать желание пр...

Кружок "Говорушки". Развитие речи. Средняя группа

Кружок по развитию речи "Говорушки". Средняя группа 4 - 5 лет....

Кружок по развитию речи "Говорушки"

Данная рабочая программа разработана в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей дош...