Рабочая программа по ТРИЗ-РТВ «Росток». Старшая группа.
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Журина Ольга Николаевна

         В современном обществе растет поток информации. Чтобы ребенок умел работать с любыми информационными полями, обладал способами мышления, позволяющими строить свои классификационные структуры, анализировать, синтезировать, систематизировать объекты материального и духовного мира, решать задачи творческого характера необходимо организовать работу с дошкольниками таким образом, чтобы сформировать у них:

  • творческое мышление;
  • способность к видению и разрешению проблем;
  • способность нестандартно смотреть на окружающий мир.

 Все эти задачи можно решить с помощью теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданной отечественным исследователем Г.С. Альтшуллером и его школой

      Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а дать в руки педагогам инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности.

     Практически все современные программы и методики содержат рекомендации по развитию творческой личности. Однако именно ТРИЗ дает еще и технологию работы, позволяет не только обсуждать методику. Позволяет добиваться практического результата, дает возможность ребенку почувствовать собственную значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы.

    Творческие способности подразумевают наличие подвижности мышления, быстрой ориентировки, нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является умение переносить характеристики одних явлений, предметов, ситуаций в другие условия и тем самым создать новые возможности решения задач. Овладеть механизмом развития

творческих способностей у детей воспитателю может помочь ТРИЗ.

      ТРИЗ в дошкольной педагогике призвана: не заменить или подменить основную программу, а максимально увеличить ее эффективность. Программа  строится на основе программы по ТРИЗ - РТВ для детей дошкольного возраста «РОСТОК» А.М.Страунинг, члена Международной Ассоциации ТРИЗ, доктора педагогических наук, профессора Академии Педагогики МЭГУ, преподавателя ТРИЗ, которая может быть использована как приложение к любой общеобразовательной программе для дошкольников, так считает сам автор.

         В программе используются методы и приемы, разработанные М.В.Ломоносовым, Ф.Кунцем, Ч.Вайтингом, У.Дж. Гордоном, Ф.Цвикки и др. Все эти методы адаптированы к работе с детьми дошкольного возраста.

Программа предусматривает проведение специальных занятий один раз в неделю на два года продолжительностью 25 минут в старшей группе и 30 минут в подготовительной группе.  Все занятия проводятся в игровой форме. Закрепление материала проводится во время режимных моментов повторением на более высоком уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchaya_rab_progra_po_triz_starshaya.docx35.27 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по ТРИЗ-РТВ «Росток»

Направления развития:   познавательно-речевое

Образовательная область: познание, коммуникация.

Разработчик программы :

Журина Ольга Николаевна,  воспитатель  МАДОУ ЦРР – д/с №27 «Росинка»

2018-2019 учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи программы   «Росток»
  3. Возрастные особенности детей старшей группы
  4. Планируемый результат освоения программы в старшей группе

            5. Литература

            6.Календарно-тематическое планирование в старшей группе.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Пояснительная записка

         В современном обществе растет поток информации. Чтобы ребенок умел работать с любыми информационными полями, обладал способами мышления, позволяющими строить свои классификационные структуры, анализировать, синтезировать, систематизировать объекты материального и духовного мира, решать задачи творческого характера необходимо организовать работу с дошкольниками таким образом, чтобы сформировать у них:

  • творческое мышление;
  • способность к видению и разрешению проблем;
  • способность нестандартно смотреть на окружающий мир.

 Все эти задачи можно решить с помощью теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданной отечественным исследователем Г.С. Альтшуллером и его школой

      Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а дать в руки педагогам инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности.

     Практически все современные программы и методики содержат рекомендации по развитию творческой личности. Однако именно ТРИЗ дает еще и технологию работы, позволяет не только обсуждать методику. Позволяет добиваться практического результата, дает возможность ребенку почувствовать собственную значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы.

    Творческие способности подразумевают наличие подвижности мышления, быстрой ориентировки, нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является умение переносить характеристики одних явлений, предметов, ситуаций в другие условия и тем самым создать новые возможности решения задач. Овладеть механизмом развития

творческих способностей у детей воспитателю может помочь ТРИЗ.

      ТРИЗ в дошкольной педагогике призвана: не заменить или подменить основную программу, а максимально увеличить ее эффективность. Программа  строится на основе программы по ТРИЗ - РТВ для детей дошкольного возраста «РОСТОК» А.М.Страунинг, члена Международной Ассоциации ТРИЗ, доктора педагогических наук, профессора Академии Педагогики МЭГУ, преподавателя ТРИЗ, которая может быть использована как приложение к любой общеобразовательной программе для дошкольников, так считает сам автор.

         В программе используются методы и приемы, разработанные М.В.Ломоносовым, Ф.Кунцем, Ч.Вайтингом, У.Дж. Гордоном, Ф.Цвикки и др. Все эти методы адаптированы к работе с детьми дошкольного возраста.

Программа предусматривает проведение специальных занятий один раз в неделю на два года продолжительностью 25 минут в старшей группе и 30 минут в подготовительной группе.  Все занятия проводятся в игровой форме. Закрепление материала проводится во время режимных моментов повторением на более высоком уровне.

        Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка  - детский сад №27 «Росинка» г.о. Ступино

(МАДОУ ЦРР - д/с №27 «Росинка»)  осуществляет образовательную деятельность в интересах личности ребенка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения воспитанника в самообразовании и получении дополнительного образования.

2. Цель и задачи программы «Росток»

         Цель: развитие талантливого мышления, включающего гибкость, подвижность, системность, диалектичность, умение видеть мир в противоречиях, способность генерировать неожиданные идеи.

Задачи воспитания старшей группы.

 В воспитании личности:

         Продолжать формировать качества творческой личности на понятийной основе.

Формировать навыки творческой , исследовательской работы.

Развивать умение принимать оптимальное решение жизненной и учебной задачи при преодолении препятствий, стоящих на пути к достижению цели.

Развивать управляемое творческое воображение.

Закреплять становление целенаправленной деятельности, интерес к разным видам продуктивной деятельности.

Повышать самосознание – способность сознавать какой он, анализировать свои качества, ставить перед собой цель воспитать у себя какие-либо умения и качества знаний.

Учить оценивать реально свои поступки и действия, соотнося их с окружающими людьми.

Учить планировать итоговую цель, прогнозировать промежуточные цели, видеть  и устанавливать их связь.

Учить идти к цели наиболее идеальным путем.

В познавательной деятельности:

Формировать системное видение мира: умение выделять обобщенные признаки и свойства этих предметов, окружающих ребенка, обнаружение связей и зависимости между ними /цвет, форма, величина, количество, расположение в пространстве, во времени/.

Уметь видеть не случайные связи, а существенные и системные их стороны и особенности, особенно в области общечеловеческих взаимоотношений и культуры.

Уметь представлять себе предметы и явления, знакомые ребенку из предыдущего опыта, но отсутствующие в данный момент.

Знать элементарные понятия о безопасности жизни, с процессом труда людей, как системой разнообразных и взаимосвязанных трудовых усилий.

Дети знакомы с разными сторонами действительности:

явлениями природы, миром человеческих отношений, произведений культуры, миром собственных переживаний.

Формировать овладение лексической грамотностью.

Уметь свободно вести беседы на интересующие ребенка темы, анализировать события произошедшие в детском саду и дома.

Уметь формулированию противоречий с небольшой помощью воспитателя, приемам их разрешений:

  • принцип разделения противоречивых свойств в пространстве и во времени;
  • принцип копирования;

        - принцип "наоборот";

  • принцип посредника;
  • принцип “матрешки”;
  • принцип предварительного воздействия;
  • принцип объединения;
  • принцип вынесения;
  • принцип самообслуживания;
  • принцип изменения окраски;
  • принцип однородности.

Курс РТВ:

Уметь видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации.

Уметь представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.

За счет использования приемов фантазирования. Создавать новый образ, планировать его действия, жизненные этапы;

  • увеличение - уменьшение;
  • ускорение - замедление;
  • дробление - объединение;
  • оживление;
  • динамизация - статика;
  • квантование - непрерывность;
  • универсализация - ограничение.

Приемы РТВ:

  • бином фантазии;
  • метод снежного кома;
  • этажное конструирование;
  • метод Робинзона Крузо.

Проявлять способность «войти» в изображаемые события - словесно выражать состояние героя, сверстника, взрослого.

Уметь оперировать экранами системного оператора, морфологического анализа при рассмотрении реальных и создании фантастических объектов, явлений.

Уметь самостоятельно составлять сказки, рассказы, используя приемы фантазирования

Закреплять умение решать сказочные и жизненные задачи по возможности самостоятельно, или с помощью сверстников, взрослого.

3.Возрастные особенности детей старшей группы

         В этом возрасте у ребенка развиваются элементы логического мышления.

Они способны анализировать и моделировать логические взаимоотношения на знакомом им материале, с опорой на полученные ранее знания.

Становится целенаправленной деятельность, происходит развитие произвольных психических процессов: памяти, внимания, речи.

При выполнении каких-либо заданий или бытовой деятельности характерно доведение до конечного результата.

Все яснее становится личностный тип общения со сверстниками и взрослыми, проявляется интерес к человеческим отношениям, общепринятым нормам поведения.

Наглядность продолжает использоваться как основа для организации речевой и познавательной активности, но частично идет уже с опорой на память.

Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии.

Расширяются знания детей о сферах общественно полезной деятельности, не связанной непосредственно с обслуживанием детей.

Ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, очень эмоционально относится к этим требованиям.

В этом возрасте все чаще проявляется потребности обнаружить перед другими свои умения, осведомленность.

У детей достаточно высокий уровень развития моральных представлений и чувств, но на теоретическом уровне. В своих поступках знания используют далеко не все.

Проявляется действенный мотив сделать нужную вещь для себя. Наряду с этим набирает силу мотив общественной пользы для ближайшего окружения.

Деятельность ребенка характеризует самостоятельность в выполнении задания, сосредоточенность, соблюдение положительных форм взаимоотношений со сверстниками.

Движения воли ребенка еще не совершенно.

В этом возрасте снижается способности к внушаемости. У ребенка уже сформирован механизм сопоставления воспринимаемой действительности и объяснения, оценки, указании как взрослого, так и ребенка.

Дети уже способны защищать выработанное решение, отстаивать свою точку зрения.

Адекватная самооценка характеризует уровень сознания ребенка и является стимулом для развития личности.

У детей формируется потребность в личностном общении и совместной деятельности с взрослыми, сверстниками.

Детям еще трудно вступить в контакт со сверстниками на деятельностной основе, но он постоянно к нему стремиться.

Правила взаимоотношений уже усвоены, но применение их не характеризуются гибкостью, но выполняются уже совершенно осознанно.

  4. Планируемый результат освоения программы в старшей группе.

      Формировать системное видение мира: умение выделять обобщенные признаки и свойства этих предметов, окружающих ребенка, обнаружение связей и зависимости между ними /цвет, форма, величина, количество, расположение в пространстве, во времени/.

Уметь видеть не случайные связи, а существенные и системные их стороны и особенности, особенно в области общечеловеческих взаимоотношений и культуры.

Уметь представлять себе предметы и явления, знакомые ребенку из предыдущего опыта, но отсутствующие в данный момент.

Знать элементарные понятия о безопасности жизни, с процессом труда людей, как системой разнообразных и взаимосвязанных трудовых усилий.

Дети знакомы с разными сторонами действительности:

явлениями природы, миром человеческих отношений, произведений культуры, миром собственных переживаний.

5.Литература

  1. А.М.Страунинг, Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. «Росток» 1том, Обнинск, 2000

6.Календарно-тематическое планирование тем по месяцам учебного года в старшей группе.

Старшая группа (второй год обучения)

месяц

Темы по познавательному развитию

Цель

Элементы и методы  РТВ-ТРИЗ

Кол-во занятий

СЕНТЯБРЬ

Осень. Расти-тельный мир. Растения в при-роде, дома. Продукты пита-ния: саморас-тущие, посажен-ные, выращен-ные человеком. Разница между их вкусовыми и другими

качествами. Труд осенью на участке, в городе Безопасность труда. Погода, небо, облачность,

 их взаимоотно-шения с расти-тельным миром.

Познакомить детей с системным подходом: компонентным. Знакомить с разными сторонами явления природы. Учить находить прямые аналогии по внешнему виду. Показать прием фантазирования: оживление.

Системный подход - компонентный и функциональный. Зависимость системы от надсистемы Системный оператор. Синектика: прямая аналогия. Приемы фантазирования: оживление, увеличение, уменьшение.

4

Познакомить с функциональным подходом к окруж. миру. Закрепить прием «оживление», выбрать его символ. Продолжать учить находить прямые аналогии по внешней форме, цвету.

Закрепить у детей системное виденье окруж. мира, учить видеть его составные части, зависимость системы от надсистемы.

Познакомить детей с прием фантазирования «увеличение -  умень-шение», показать принцип его дейст-вия на знакомых сказках. Решать ска-зочные задачи, используя этот подход

ОКТЯБРЬ

Группа - детский сад - город. Общественные и  жилые здания.

Особенность города проживания, детского сада (если есть).

Познакомить детей с символической, фантастической аналогией, методом фокальных объектов. Закрепить системный (компонентный, функциональный) подход, знакомя детей с детским садом.

Выявление противоречий приемом "хорошо-плохо". Принципы: наоборот, однородность. Метод фокальных объектов. Синектика. Приемы фантазирования: дробление- объединение.

4

Системный подход по теме «Город». Закрепить использование фантази-рования: «Наоборот», «Оживление», «Увеличение – уменьшение». Подвести к принципу однородности предметов, используя метод фокальных объектов.

Дать больше возможности детям делать все самостоятельно, вспомнив предыдущие занятия.

Подводить детей к виденью противоречий, не называя их. Подвести к приему: «Дробление – объединение», без фиксации его.

НОЯБРЬ

Животный мир. Домашние и дикие живот-ные. Строение и

поведение животных.образующих единый приспо-собленческий комплекс. Особенности выращивания

потомства.

Показать детям преимущества символической графической аналогии. Закрепить умение пользоваться прин-ципом «однородности» при создании чего-либо нового, при графической фиксации уже известного. Работать с кольцом Луллия.

Противоречия (формулирование совместно с воспитателями). Принцип предварительного действия. Кольцо Луллия. Ресурсы. Метод гирлянд и ассоциации.

4

Учить сравнивать различные свойства разных животных, находить аналогии в животном и техническом мире. Закрепить умение использовать принцип однородности, найти его зрительный аналог.

Показать ресурсы животных. Познакомить с принципом предварительного действия «сделай заранее».

Закрепить принцип «однородности». Решать возникшие в нетрадиционной ситуации задачи по аналогии или вырабатывая самостоятельное решение.

ДЕКАБРЬ

Семья, ребенок, общество.

Функции членов семьи дома и в обществе. Потребности людей,

их чувства, желания. Взаимопомощь в семье,

коллективе на работе, учебе, детском саду.

Занятие проводится по схеме занятия за декабрь в средней группе. В конце занятия предложить нарисовать портрет своей семьи.

Системный подход - генетический. Противоречия: уметь видеть, сформулировать, решить с исполь-зованием приемов Принцип само-обслуживания. Приемы фантазирования: ускорение-замедление.

4

Развивать формы чувственного познания и совершенствовать ощущения и восприятия. Продолжать учить находить символические, цветовые и фантастические аналогии.

Познакомить с принципом «самообслуживания» как приемом разрешения противоречий и приемом фантазирования.

Закрепить знание функций членов семьи, привычных и необычных, редких. Показать прием «ускорение – замедление», как прием фантазирования и принцип разрешения противоречий.

ЯНВАРЬ

Дом, в котором я живу. Подроб-ное системное

рассмотрение квартиры, дома. Наполнение квартиры: мебель, посуда, одежда, обувь... Жизненная необходимость того, чем напол-нен дом, кварти-ра. Жилье, обс-тановка, одежда, обувь раньше.

Закрепить системное виденье мира, выделить обобщающих свойств и функций знакомых окружающих объектов. Познакомить и объяснить сущность метода моделирования маленькими человечками.

Принципы: Разрешение противоречий в пространстве и во времени, "матрешка".- Метод моделирования маленькими человечками. Морфологический анализ.

2

Познакомить детей с принципом разрешения противоречия «матрешка».

Учить видеть в окружающих знакомых вещах уже разрешенные противоречия. Конструировать самостоятельно что-либо новое для удовлетворения своей или сказочной претензии.

ФЕВРАЛЬ

Бытовые приборы дома и в детском саду. Их функции,

необходимость. Потребности

человека в Других необходимых

приборах. Их заменители. Приборы будущего.

Системное рассмотрение бытовых приборов в квартире и в детском саду. Показать и зафиксировать с детьми технологию бинома фантазии. Учит придумывать совершенно новые приборы, нагрузив их новыми функциями.

Приемы фантазирования: динамизация - статика, универсализация - ограничение. Бином фантазии. Метод снежного кома. Этажное конструирование. Самостоятельный поиск сказочных задач и их решение.

4

Рассмотреть правила безопасности при использовании приборов. Подвести к приему «Динамизация – статика».

Закрепить владение приемом «Динамизация – статика», найти символ этого приема. Познакомить с приемом развитья воображения – «этажное конструирование».

Рассмотреть один из предметов по системному подходу. Закрепить владение приемами изменения, проведя изменения выбранного предмета по всем знакомым приемам изменения. Показать детям алгоритм конструирования по методу снежного кома.

МАРТ

Профессии человека. “Профессии” животных. Игры

детские и  взрослые. Особенности различных видов игр, их необхо-димость, целевая направленность.

Закрепить системный анализ зимы. Рассмотреть зимы в различных климатических зонах.

 Знакомство с приемом «квантование – непрерывность», находя его в знакомых сказках, в окружающей действительности.

Вепольный анализ. Принцип разрешения противоречий: объединение разнородных систем. Прием фантазирования: квантование - непрерывность.

4

Научить детей видеть ресурсы человеческого организма. Его главные и дополнительные функции. Показать универсальность человеческих рук.

Закрепить функциональный анализ. Подвести  к вепольному анализу, закрепляя понимание противопо-ложностей в любом процессе

Закрепить владение вепольным анализом. Учить видеть противоречия в окружающей жизни и разрешать их реально.

АПРЕЛЬ

Транспорт. Зависимость

строе-ния транспортных средств от среды передвижения,

 его назначения и характера груза.

Закон повышения степени идеальности

Закрепить системное виденье на теме «Транспорт». Рассмотреть предпо-сылки возникновения транспорта, его изменения за время существования. Показать новый принцип противоречия «Изменение окраски».

Принцип изменения окраски. Метод Робинзона Крузо.

4

Подвести детей к пониманию закона повышения степени идеальности. Закрепить принцип «изменения окраски».

Познакомить с методом Робинзона Крузо. Учить решать жизненные задачи реальным и фантастическим вариантами. Учить видеть и использовать ближайшие ресурсы.

Закрепить пройденный материал решением серии задач – жизненных и сказочных.

МАЙ

Средства информации: чувства,

техника. Игрушки.

Познакомить с видами информации. Показать принцип посредника, учить находить его в окружающей жизни. Учить изменять окружающие предметы, свои ощущения, используя приемы фантазирования.

Принципы копирования, посредник. Повторение ранее изученных тем.

2

Показать детям использование принципа «копирования». Использовать его при решении собственных или заданных задач.

Закрепление пройденного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя (ежедневное планирование) в старшей группе по программе "От рождения до школы"

Рабочая программа составлена на основе ФГОС, охватывающая комплекс содержания и организации  жизни и воспитания детей в ДОУ на сентябрь - ноябрь учебного года....

Рабочая программа по ТРИЗ-РТВ «Росток» Подготовительная группа.

1.  Пояснительная записка         В современном обществе растет поток информации. Чтобы ребенок умел работать с любыми информационными полями, обладал спос...

Рабочая программа развития и воспитания детей старшей группы срок реализации программы 2020-2021 учебный год.

Пояснительная запискаРабочая программа старшей группы разработана на основе комплексной программы «Детский сад 2100».Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определ...

Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы".

Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательной деятельности для детей старшей группы составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой ( срок реализа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАОбразовательной деятельности для детей старшей  группы составлена на основе примерной общеобразовательной программыдошкольного образования «От рождения до школы»...