«Знакомство с армянской народной сказкой «Сказка о Змее и Шиваре».
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Голованова  Любовь Михайловна

конспект по развитию речи «Знакомство с армянской народной сказкой «Сказка о Змее и Шиваре».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в старей группе  «Ромашка» на тему «Знакомство с армянской народной сказкой «Сказка о Змее и Шиваре».

Занятие подготовила Голованова Л.М., воспитатель.

Цель: расширение знаний детей о богатстве устного народного творчества армянского народа.

Задачи:

- формировать углубленное смысловое восприятие сказки;

-развивать мышление, память, речь и творческое воображение;

-воспитывать потребность в чтении книг, любовь к устному народному творчеству армянского народа.

Оборудование: иллюстрации с изображением горы Арарат, фотографии с изображением культуры армянского народа, музыкальное сопровождение, мнемотаблица к « Сказке о Змее и Шиваре».

Ход ООД.

  1. Приветствие.

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым!

И доброе утро длится до вечера!

  1. Артикуляционная гимнастика

А) «Чистим зубы»

Улыбнуться , открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны                «  почистить» поочередно верхние и нижние зубы.

      Б) « Дудочка»

      С напряжением вытянуть вперёд                       губы, зубы сомкнуты.

В) «Чашечка»

Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки, т.е.слегка приподнять кончик языка.

  1. Беседа.

- Ребята, вы любите путешествия? (Ответы детей) .

-В каких странах вы уже побывали? (ответы).

-А сегодня я предлагаю вам отправиться вместе с лёгким ветерком в одну удивительную страну. А поможет нам в этом ковёр- самолёт. Садитесь  поудобнее.

  1. Волшебное заклинание .

Здравствуй, ветер озорной!

Летом, осенью, весной

Ты прохладу даришь нам

И деревьям, и цветам!

  1. Знакомство с культурой и бытом армянского народа.

Армения - слышите нежную музыку? Это дудук, национальный армянский инструмент. Армяне очень любят его звуки. Посмотрите, в какой удивительный край мы попали. Предлагаю вам по очереди рассказать,  что вы знаете об Армении.

Армения - горная страна. Самая известная гора - Арарат.

Столица Армении - город Ереван, «розовый город мечты», его стены построены из розового камня.

Армяне - гостеприимный и трудолюбивый народ.

Они берегут свои национальные традиции. Чтут старших, любят детей.  У армян многодетные семьи.

Главные праздники - это рождение ребёнка и  свадьба.

В конце зимы  армяне празднуют праздник «Трндез», похожий на нашу Масленицу.  В этот день разводят большой костёр во дворе и прыгают через него, чтобы отогнать злых духов.

В старину дом у армян имел  свои особенности. Это была квадратная постройка из камня. Дымоход и окно в крыше служили и для вентиляции и единственным источником  света.

Национальная армянская одежда красочна и разнообразна.

Армяне – искусные ремесленники. Они изготавливают красивые глиняные горшки и  вазы.

Армения - теплая страна. Здесь 250 дней в году светит солнце. Тут растут вкусные фрукты и овощи.

В Армении живут добрые люди, наши друзья.

(Дети рассказывают по фотографиям об Армении).

  1. Национальная армянская игра «Крепость».

Играют две команды. Игроки одной команды образуют круг и охраняют «крепость» (у нас это конус). Игроки другой команды – нападающие. По сигналу они расходятся в разные стороны и пытаются пробраться в круг. А защитники стараются им помешать. « Крепость» считается завоеванной, когда кто-то из нападающих коснётся конуса.

  1. Беседа о прочитанной  армянской  «Сказке о Змее и Шиваре» по  мнемотаблице.

-Какой удивительный сон приснился царю в 1раз?

(Множество лисиц в его царстве).

-Кто смог объяснить этот сон?

(Шивар)

-Кто помог разгадать сон? И что он означал?

(Змея.  Вокруг – одни лгуны).

-Какое вознаграждение получил Шивар?

( 4 мешка золота)

-Стал ли герой делиться деньгами со змеёй?

(Нет).

-Расскажите о 2сне царя.

(Море крови).

-Как разгадала змея этот сон?

(Нужно войско для охраны границ от врагов).

-Как наградил царь Шивара за разгадку?

(Дал  8 мешков золота).

-Стал ли герой делиться со Змеёй? Как он поступил?

( Хотел убить камнем Змею, но она выжила).

-Расскажите о 3 сне царя.

(Море пшеницы).

-Как разгадала мудрая Змея этот сон?

(Богатство и благополучие для всех в царстве).

  1. Возвращение домой на ковре- самолёте под чудесную мелодию дудука.

-Ребята, в какой стране мы побывали?

-Что вы узнали об армянском народе?

-Какую сказку мы вспомнили?

-Чему учит нас эта армянская сказка?

( Быть добрыми, щедрыми, всегда помнить добро, которое делают нам люди, быть благодарными).

Подарки детям - раскраски с изображением красивой армянской посуды.

Занятие по развитию речи в старшей группе « Ромашка» по армянской народной сказке «Бесхвостая лиса».

Цель:  расширение знаний о богатстве устного народного творчества армянского народа.

Задачи:

-формировать углублённое смысловое восприятие сказки «Бесхвостая лиса»;

-развивать мышление, память, речь и творческое воображение;

-Воспитывать потребность в чтении книг, любовь к устному народному творчеству, к сказкам других народов.

 

Оборудование: фото с изображением культуры и быта армянского народа, мнемотаблица к сказке «Бесхвостая лиса», элементы костюмов персонажей сказки, музыкальное сопровождение.

Ход  ООД:

  1. ПРИВЕТСТВИЕ

Вместе с солнышком встаём,

Небу мы улыбку шлём!

Всей Земле – большой привет!

Ведь её прекрасней нет!

  1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

А) «Заборчик»

Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние и верхние зубы. Удержать улыбку 5 секунд.

Б) «Хоботок»

Вытянуть сомкнутые губы вперёд. Удерживать их в таком положении 5 секунд.

В) «Окошко»

Широко открыть рот – жарко, закрыть – холодно.

  1. ПОЯВЛЕНИЕ ГОСТЬИ - ЛИСЫ.

Просит детей помочь своей сестре, ведь младшая сестра осталась без хвоста.

  1. ВОЛШЕБНОЕ ЗАКЛИНАНИЕ

Мы цветочки рвать не будем,

Пусть растут на радость людям!

Красные и голубые,

Все красивые такие!

С помощью волшебного цветка дети перемещаются в сказку.

  1. ЧТЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕМ СКАЗКИ « БЕСХВОСТАЯ ЛИСА».

  1. БЕСЕДА

-С чего начинается сказка?

(Бабушка подоила козу, ведро с молоком оставила на земле).

-Кто прибежал во двор?

(Лиса).

Что сделала лиса?

(Залезла головой в кувшин и застряла в нём).

-Что сделала бабушка?

( Отрубила мотыгой лисе хвост).

-Что пообещала лисе бабушка?

( Вернуть хвост).

-Как лиса сможет вернуть себе хвост?

( Надо сходить к корове за молоком).

-Что сказала корова  плутовке- лисе?

( Нужно сходить за травой).

-Что сказало поле с травой?

( Нужна вода из родника).

- Чтобы набрать воды, кто даст лисе кувшин?

( Девушка).

-А что попросила девушка за кувшин?

(Бусы).

-К кому побежала лиса за бусами?

( К разносчику).

-Что пожелал разносчик?

(Яйцо).

-К кому побежала лиса?

( К курице).

-Что попросила курица у плутовки?

(Зерна).

-Кто пожалел лису и дал ей зерна?

( Мельник).

-Когда лиса выполнила все просьбы и вернулась к бабушке, выполнила бабушка своё обещание?

( Да, вернула ей хвост).

  1. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «РЕКА-БЕРЕГА».

  1. ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ «БЕСХВОСТАЯ ЛИСА».

Герои: лиса, бабушка, поле, ручей, корова, девушка, разносчик, мельник, курица.

  1. ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ.

-Где мы побывали?

-С какой армянской сказкой познакомились?

-Понравилось ли вам играть персонажей сказки? Почему?

-Чему учит нас армянская сказка «Бесхвостая лиса»?

СКАЗКА УЧИТ БЫТЬ ЧЕСТНЫМИ, НИКОГДА НЕ БРАТЬ ЧУЖОЕ, БЕЗ СПРОСА.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Знакомство с русским народным творчеством - сказками"

Консультация для родителей детей второй младшей группы...

Литературная викторина: "Сказки, сказки, сказки".

Литературная викторина по русским народным сказкам в средней группе....

Литературная викторина по русским народным сказкам "Сказка-сказка,приходи!"

Целью данной викторины было: показать развитие речи детей,активизировать устную речь,совершенствовать элементы актёрского мастерства,прививать любовь к устному народному творчеству....

Презентация "Армянские народные сказки"

Народное творчество армянского народа имеет многовековую историю. Практически такую же древнюю историю имеют армянские народные сказки. Армянский народ за свою пяти тысячалетнюю историюсоздал множеств...

Памятка для родителей «Сказка… Сказка? Сказка!»

Содержание памятки направлено на решение вопросов по речевому направлению деятельности ДОУ сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по у...

Игровое занятие по теме углубленной работы "Национальный фольклор для детей". Знакомство с армянской народной песенкой "Ласточка"

Занятие направлено на продолжение знакомства детей с национальным народным фольклором. В рамках занятия дети вспоминают потешки и песни русского фольклора, а также знакомятся с армянской народной песн...