форма для развернутого описния образовательной ситуации
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Голованова  Любовь Михайловна

форма для развернутого описния образовательной ситуации тема: "волшебная книга"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольное образование. Кафедра дошкольного и начального образования ПОИПКРО

Форма  для развернутого описания образовательной ситуации

ФИО слушателя курсов:Голованова Любовь Михайловна

Тема НОД (или режимного момента), в рамках которой организуется образовательная ситуация познавательной направленности: «Волшебная книга»

 

Цель (например, формирование активной деятельностной позиции дошкольников  в открытии нового для них знания):научить детей самостоятельно рассказывать сказки, потешки, петь колыбельные.

Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные):1) Продолжить знакомить детей с разными жанрами устного народного творчества: загадками, потешками, закличками, пестушками, колыбельными, сказками. 2) Развивать слуховое и зрительное внимание детей, умение вслушиваться в речь взрослого. 3) Развивать интерес к театрально- игровой деятельности.4) Развивать память, устную речь, имитационные движения, мелкую моторику. 5) Воспитывать чувство взаимопомощи, чувство сопереживания героям сказки, желание им помочь.6) Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.

Планируемые результаты образовательной ситуации: у детей расширяется представление об окружающем мире, обогатится словарный запас, Дети научатся самостоятельно рассказывать потешки, сказки, петь колыбельные.

 

Возрастная группа: дети 2 младшей группы.

Форма организации деятельности (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная): подгрупповая.

 

Форма проведения (дидактическая игра, проведение опытов, экспериментирование, наблюдение, рассматривание, экскурсия и др.):занятие по развитию речи.

 

Методические приемы (мозговой штурм, логическая цепочка, словесное описание, введение персонажа, ролей и др.): введение героини сказки «Гуси-лебеди» Алёнушки.

Формирование словаря детей (активный, пассивный):знакомим с названиями животных в фольклоре, учим называть их ласково с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, знакомим с бытом русского крестьянина (изба, печь и др).

 

Оборудование и материалы (перечислить с помощью чего организовано рабочее пространство, какие демонстрационные и раздаточные материалы использованы):сказочные ворота в волшебный лес, ковер- самолет, волшебная книга, иллюстрации к потешкам, пестушкам, загадкам, сказкам, игрушка щука, кот, зайчик, чудесный мешочек, иллюстрация избы Бабы-Яги ,музыкальное сопровождение( шум ветра), золотое солнце, полотенца с русской народной вышивкой, проектор с разноцветными огоньками, раскраски с любимыми сказочными героями.

 

 

Основная часть формы (вариант 1):

Этапы познавательно-

проблемной ситуации

Подсказка

Ваше описание

1. Осознание проблемной ситуации (вводный этап)

Содержит проблемный вопрос (или группу вопросов), рекомендуется использовать вопросы открытого типа, начинающиеся со слов “Как?, “Зачем?” и “Почему?”;

дается лишь часть информации, что способствует мотивации, постановке цели и планированию;

предоставляется детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом.

Приветствие. Появление героини русской сказки «Гуси- лебеди»  Алёнушки. Проблемная задача: Гуси - лебеди унесли волшебную книгу сказок братика Иванушки. Девочка пришла в детский сад за помощью.

2.Анализ условий

Выделение того, что известно, и того, что неизвестно, в результате чего проблема превращается в задание (задачу), нужно увидеть “разрыв” между знанием и незнанием

Добраться до сказочного леса  леса трудно. На каком транспорте? (дети предлагают машину, поезд, экскаватор). Лес волшебный и транспорт будет волшебный – ковёр - самолёт. Под музыкальное сопровождение дети садятся на покрывало. Закрыли глаза и полетели ( под музыку ветра)

3.Ограничение зоны поиска исходя из прошлого опыта детей

Побуждение детей обратиться к тому, что они уже знают, делали и т.п.

Дети очутились в волшебном лесу. Там очень темно. Поют закличку «Солнышко-вёдрышко». Появляется солнце. Оно говорит, что Баба – Яга приготовила для них трудные задания. Дети с радостью разгадывают загадки о колобке и трёх медведях. Волшебные ворота в лес открываются.

4.Предположения о способах решения проблемы, выхода из сложившейся ситуации

Высказываются детьми, корректируются и направляются педагогом

Игра «Угадай потешку и пестушку по картинке».(« Дедушка Егор»,      « Кисенька -  Мурысенька», «Сорока – ворона»)

5.Реализация предположений, собственно деятельность детей

Дети не должны быть пассивными слушателями, воспринимающими готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Нужно описать примерные действия детей, а также позиции (действия) воспитателя и детей во взаимодействии

Сказка « Курочка Ряба».Встреча с мышкой. На плакате бабушка и дедушка плачут.  Мышке стыдно, ведь она разбила яичко. Что нам делать? Рядом лежат комочки из пластилина. Дети предлагают слепить бабушке и дедушке новые разноцветные яички. Драматизация сказки.  На плакате теперь старички улыбаются.

    Русская народная игра «Заинька, покажись».

    Игра «Чудесный мешочек»- спрятана щука, нужно угадать, из какой она сказки.

    Избушка Бабы- Яги. Встреча с котом. Пение колыбельной «Уж ты , котенька,  коток». Кот уснул, дети забрали волшебную книгу .

   

6.Рефлексия

Что узнали, что делали, что хотят еще узнать?

Ковёр- самолёт. Возвращение домой с волшебной книгой. Пословица: «Когда все вместе, и душа на месте».  Кому мы сегодня помогли? (  Аленушке, бабушке, дедушке). Почему мы справились? (потому что мы – дружные).Открываем волшебную книгу- появляются разноцветные огоньки. Богатство! А фольклор –это тоже наше богатство!

Алёнушка благодарит и дарит детям раскраски с любимыми  героями русских народных сказок.

Кодекс чести:

Я подтверждаю, что представляю авторскую работу -  собственную разработку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Образовательные ситуации как форма организации образовательного процесса ДОО»

В материале рассмотрен вопрос организации образовательного процесса ДОО в форме образовательной ситуации....

Интерактивная часть Совета педагогов «Образовательные ситуации как форма организации образовательного процесса в ДОУ»

Цель: повышение компетенций педагогов в ходе использования образовательных ситуаций при взаимодействии с детьми.Задачи:Актуализировать представления педагогов, связанные с понятием «образователь...

«Образовательные ситуации как форма организации образовательного процесса ДОО».

А.В.Хуторской: «Образовательная ситуация обозначает конкретный временной и пространственный участок педагогической реальности, который выполняет функцию стимула и условий создания учениками обра...

Из опыта образовательной деятельности «Виды образовательных ситуаций, формы и методы работы по формированию основ культуры здоровья у детей среднего возраста»

Раскрыты виды образоватеьных ситуаций, формы и методы работы по формированию основ культуры и здоровья у детей среднего возраста....

Образовательные ситуации как форма организации образовательного процесса ДОО

Образовательная ситуация – это возникающая спонтанно или организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместное решение зад...

Конспект образовательной деятельности с воспитанниками в форме образовательной ситуации (на основе восприятия детьми произведения художественной литературы) Тема: «Мордовская сказка «Как собака друга искала»», возраст детей_5 - 6 лет

Интеграция образовательных областей: ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие».Цель: воспитывать духовно-нравстве...