«Работа с родителями по развитию речи дошкольников».
консультация по развитию речи
Материал консультации для педагогов раскрывает вопросы актуальности и необходимости проведения работы по повышению компетенции родителей в развитии речи детей . Представлен практический материал, который поможет в домашних условиях силами родителей развивать речь дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami_po_razvitiyu_rechi_doshkolnikov.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Работа с родителями по развитию речи дошкольников».
Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает, когда ребенок много болеет, по каким-то причинам часто отсутствует в детском саду. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа над звукопроизношением. Произносительная сторона речи в основном формируется в дошкольном детстве. На занятиях и в повседневном общении воспитатель упражняет детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учит говорить достаточно громко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух.
Однако нельзя забывать и о том, что ребенок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно ,поможет им в организации речевых занятий дома.
Пропаганда знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляется воспитателем, прежде всего в беседах и консультациях. Эффективны и другие формы работы: организация стендов, где вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в трудных для детей словах; небольшие заметки, статьи по развитию речи детей дошкольного возраста и т.д.
Воспитатель может рекомендовать для заучивания с детьми дома стихи, загадки, пословицы, по тешки, считалки, скороговорки, чисто говорки; посоветовать какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовать выставку новых книг.
В процессе работы с родителями воспитатель указывает, чем и как следует заниматься с ребенком дома, как пользоваться практический материал.
На одном из собраний родителей воспитатель специально заостряет их внимание на задачах развития речи, стоящих перед детским садом, доводит до сведения родителей у каких детей логопед выявила нарушения в звукопроизношении. Он доводит до сведения родителей, как развивается речь ребенка, указывает какой раздел малыш не усвоил или усвоил слабо и в каких дополнительных занятиях нуждается. Полезны открытые занятия по развитию речи, где могли бы присутствовать родители.
Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова ребенок должен ,прежде всего слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому важно обращать внимание на родителей на роль слуха в развитии речи ребенка. Указывать на необходимость оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий, а при заболеваниях органов слуха- на своевременное лечение, и не домашними средствами, в медицинских учреждениях.
Следует советовать родителям беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
Воспитатель, проводя с родителями беседы, консультации о том, как помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением , подчеркивает, что чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, одержанию, объему стихотворения ,учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще недоступны ( например в 2-3 года учить правильно произносить шипящие, звук Р), читать художественные произведения предназначенные детям школьного возраста. Беседуя с родителями, воспитатель объясняет им, к чему может привести перегрузка ребенка непосильным для него речевым материалом ( к заиканию, горловому произношению звука Р).
Воспитатель в беседах неоднократно подчеркивает, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своей речью, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова.
Важно обращать внимание родителей и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания(ляля, бибика и т.д.)
Нельзя уклоняться от вопросов ребенка, хотя порою на них трудно ответить сразу. В таких случаях можно пообещать ему дать ответ, когда он поспит (поест, погуляет и т.д.) Тогда малыш получит не только правильную информацию, но и увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Педагог советует родителям обязательно выслушивать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной книге, о просмотренном мультфильме.
Воспитатель подчеркивает, что в семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, интересно рассказывал.
При подготовке занятий в группе рекомендуется использовать стенд для того, чтобы заблаговременно проинформировать родителей о своих образовательных планах. Возможно, они смогут помочь вам в подборе необходимого иллюстративного материала.
Основные направления деятельности взрослых в семье по развитию речи:
- рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства;
- рассказывать о своей работе;
- показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, рассказывать о их свойствах.
- рассматривать и наблюдать с ребенком различные объекты и явления природы в разные времена года;
- ходить с детьми на экскурсии;
- объяснять ребенку требования, связанные с его безопасностью;
- собственными действиями и поступками демонстрировать бережное отношение к животным, к представителям животного мира, другим людям;
- заучивать с ребенком стихотворения и т.д.
Домашняя игротека.
Игровые упражнения, игры на закрепление различных речевых навыков.
· «Помогаю маме». Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
· «Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки или спички( с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы, узоры.
· «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из кухонного шкафа? Винегрета? Борща? Плиты? и т.д.
· «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку. Можно играть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
· «Приготовим сок». Из яблок сок... (яблочный); из груш..... и т.д.
· «Мастерская Золушки». Пока вы заняты пришиванием пуговиц, предложите ребенку выложить узоры из ярких ленточек, пуговиц. Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц.. Пуговицы можно пришивать ( с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).
· «По дороге из детского сада» предложите ребенку проверить, кто внимательнее. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно назовем -какие они. Вот почтовый ящик -он синий. Я заметил кошку -она пушистая.
· «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их называешь, то все становится красным(зеленым, желтым и т.д.) Посмотри вокруг и скажи, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красные очки, красный мяч и т.д.
· «Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч, ты будешь ловить его только тогда, когда услышишь звук «Ж».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
Цели: · развивать произносительную сторону речи· формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...
"Работа с родителями по развитию речи дошкольников"
Консультация для родителей...
Формы работы с родителями по развитию речи дошкольников
Формы работы с родителями по развитию речи дошкольников...
Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...
Выступление на педагогическом совете №2 " Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" по теме: Аукцион методических находок.Работа с родителями по развитию речи.
Ведущую роль в воспитании и развитии ребенка принадлежит семье. В семье закладываются первые умения и навыки ребенка. Формирование правильной речи ребенка зависит от окружения.От того сколько внимания...
«Совместная работа с родителями по развитию речи дошкольников посредством художественной литературы»
Одна из главных задач воспитания и развития детей дошкольного возраста в детском саду – это речевое развитие. Полноценное речевое развитие ребенка-дошкольника, безусловно, невозможно без художес...
Семинар - практикум для родителей по развитию речи дошкольников: «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи».
Семинар - практикум для родителей по развитию речи дошкольников:«Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»....