«Зима. Признаки зимы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Зима. Признаки зимы»
Цель: Закрепить у детей представления о зиме и зимних изменениях в природе. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие длительного плавного выдоха, зрительного внимания, координации речи с движениями; развитие тонкой и общей моторики. Коррекционно-воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представления о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение, активизация словаря по теме, глагольная лексика и слова признаки. Развитие фонематического слуха. Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи уменьшительно-ласкательного суффикса, образование однокоренных слов, совершенствование слоговой структуры слова, закрепление простых и сложных предлогов, развитие связной речи).
Оборудование: волшебная палочка, набор картинок с признаками зимы, снежный ковѐр, трубочки со снежинками, пособие «Снежная крепость», запись музыки П.И.Чайковского «Времена года, конверт с загадкой.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Дети заходят в группу под музыку П.И Чайковского «Времена года» находят конверт с загадкой.
Логопед раскрывает конверт: Отгадайте-ка, ребятки, Про кого моя загадка: Кто поляны белит белым И на стенах пишет мелом, Шьет пуховые перины, Разукрасил все витрины? (Зима) Логопед: Ребята, вы любите зиму? За что вы еѐ любите? (ответы детей). Мы все очень любим зиму, а хотите поиграть? Посмотрите, что это? (логопед обращает внимание детей на волшебную палочку) Это волшебная зимняя палочка, она приглашает всех вас поиграть, тогда я взмахну волшебной зимней палочкой и произнесу слова: «появись зимняя игра» посмотрите скорее на стол, там что-то появилось, присаживайтесь на свои места.
2 Игра: «Выбери признаки зимы»
Логопед: Ребята, перед вами на столе лежат картинки, я сейчас вам буду читать стихотворение, а вы слушайте его, и выбирайте те картинки, на которых изображены признаки зимы, описываемые в стихотворении. Зима Отличается зима От весны и лета. Очень снежная она, Вся в снега одета. Реки скованны все льдом, И в узорах стекла, Иней на ветвях висит, Вьюга дует в окна: Небо серое с утра, Падают снежинки, Спят деревья и кусты, Кормят птиц рябинки. Звери в дуплах и норах Спрятались от стужи. А детишкам для забав Снег пушистый нужен. Слепят вмиг снеговика И кататься с горки. Шуба, шапка и штаны Все в ледовой корке! Лишь зимою Новый год С елкою приходит. Новогодний хоровод Весело заводит. О чѐм это стихотворение? (о зиме) Логопед просит детей описать выбранные картинки, используя монологическую речь. Например: На картинке стекло с узорами, ветка в инее и.т.д. Ребята, вы отлично описали признаки зимы.
3.Двигательное упражнение «Тропинка со снежными комками»
Логопед: Посмотрите, моя волшебная палочка указывает на снежную тропинку, хотите пройти по ней? Вставайте вокруг полянки друг за другом. Идѐм по узенькой тропинке (дети идут друг за другом) закончилась тропинка, сугробы высокие, перешагиваем их, высоко поднимая ноги, а теперь я вижу много огромным снежных комков, но чтобы нам не запнуться, комки нужно перепрыгнуть, как только услышите слово ком, перепрыгивайте его, а если услышите другое слово, то нужно идти дальше по тропинке (Дети идут друг за другом, руки на поясе, логопед произносит слова-ком-дом-сом-ком-том-лом-комбом-ком-том-сом-ком-дом-ком-ком.) Шли мы, шли и вышли на полянку, посмотрите какой снежный ковѐр, а на нѐм какие-то рисунки зимние, скажите ребята, что находится между снеговиком и ѐлкой? Что находится под 3 снежинкой? Что находится над снеговиком? Где находится снеговик? (под дедом Морозом) Где находятся санки? (между снеговиком и ѐлкой) Где находится снежок? Молодцы, правильно всѐ назвали. Ребята, наша волшебная палочка не простая, она умеет уменьшать слова, давайте с ней поиграем? Я направлю снежинкой на картинку, которая на нашем снежном ковре, а вы будете уменьшать еѐ. Логопед направляет палочку на картинку и произносит: санки-саночки, а теперь вы с помощью волшебной палочки уменьшите слова. (В конце игры логопед направляет палочку на снежок, дети его превращают) Вот он снежок-снежочек, как же мы любим играть со снежками, а сколько интересных игр есть со снежком, хотите поиграть?
4.Игра: «Подбери слова» Логопед: Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мной словечко. Зимой метель (метѐт, бушует, воет). Из снеговой тучи снежинки (падают, летят, кружатся). В лесу зимой голодный волк (воет). На зиму медведь в берлоге (засыпает). Мороз щѐки и нос (щиплет). Зимой вода в реке. (замерзает). Иней на ветках деревьев (блестит). Зимой снег (идет, летит, падает, кружится). Зимой насекомые (прячутся, спят). Снег (идет, летит, падает, кружится). Дети зимой (гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются)
5.Упражнение «Без чего не бывает зимы?» Логопед: А знаете ли вы, без чего не бывает зимы? Отвечайте полным ответом «Не бывает зимы без снега. (сосулек, санок, горки) Логопед: Ребята, отгадайте загадку: С неба падают зимой И кружатся над землей Легкие пушинки, Белые... (снежинки). Логопед: Давайте заставим наши снежинки кружится (раздает каждому ребенку снежинку на трубочке). Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы и дуйте в трубочку на снежинки.
Молодцы ребята, как красиво летали ваши легкие снежинки. Скажите, пожалуйста: Если днѐм светит солнце, то день (какой?) солнечный. Если утром мороз, то утро (какое?) (морозное) Если горка изо льда, то горка (ледяная) Если ночью холод, то ночь (холодная) Если зимой часто идѐт снег, то зима (снежная) Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру. Белые полянки. И на горке снеговой Лыжи или санки (2 р.). Мягкие сугробы, Чтоб копаться день деньской Крепость делать чтобы (2 р.). Потеплей одеться, В шубке тѐплой меховой, На морозе греться (2 р.). Развести руки в стороны. Поднять руки вверх (показать «горку»). Ходьба лыжника. Показать сугробы. Имитировать копание снега лопатой. Лепить снежки. Имитировать одевание одежды. Похлопать ладошками по одежде. Прыжки. Логопед: Ребята, вы умеете лепить снежки? 6.Пальчиковая игра «Снежок» Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем-совсем не сладкий. Загибают пальчики, начиная с большого «Лепят» меняя положение ладоней Показывают круг, сжимают ладони вместе Гладят одной ладонью другую Грозят пальчиком Как много снежков вы слепили, давайте из них построим снежную крепость? У вас на столах лежат «снежки», а для того чтобы из них построить снежную крепость, нужно разделить слова, которые я буду называть на слоги. Сколько в слове слогов, столько «снежков» вы поставите. Крепость начинаем строить снизу-вверх. Слушайте внимательно: сне-жин-ка, гор-ка, сне-го-пад, сан-ки, лед, снег. Какие отличные крепости у вас получились, молодцы. 7.Итог занятия. А сейчас ребята я вас приглашаю встать в круг на ковре. Ребята, вам понравилось занятие? Взяв в руки снежок, расскажите, что вам понравилось больше всего, и что вы запомнили?
5 Список литературы: 1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. М.: ТЦ Сфера, Н.В. Нищева. «Конспекты подгрупповых занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб.: Детство-пресс,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Зима. Признаки зимы. «На дворе мороз и ветер»"
Данная публикация представляет собой конспект занятия тифлопедагога для детей старшего дошкольного возраста. Целью занятий является формирование и расширение у детей с нарушением зрения знаний о ...
"Зима" признаки зимы в стихах.
Закрепить знание детей о зиме, зимних явлениях природы. Уточнить знания детей о зимних природных явлениях. Развитие эмоционального восприятия посредством стихов....
Лексическая тема "Зима.Признаки зимы"
Домашнее задание по теме "Зима.Признаки зимы"...
Конспект НОД с использованием элементов психологических практик здоровьесберегающих технологий в логопедической группе на тему: «Зима. Признаки зимы».
Образовательные задачи:- закрепить представления детей о зиме и активизировать словарь детей по теме «Зима»;- развивать умение подбирать слова-родственники к заданному слову и образовывать...
Календарно - тематическое планирование. Декабрь. Темы: "Зимующие птицы", "Зимняя одежда", "Зима. Признаки зимы", "Новый год".
ДекабрьТема месяца: Новый год.Цели: привлечение детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Содействие возникновению чувства удовлетворения от участ...
Планирование по теме "Зима. Признаки зимы. Зимующие птицы" в подготовительной группе.
Планирование по теме "Зима. Признаки зимы. Зимующие птицы"...