Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Творческое рассказывание по сюжетной картине Л.Новоселовой «Первый снег»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Творческое рассказывание по сюжетной картине Л.Новоселовой «Первый снег».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervyy_sneg_konspekt.docx | 36.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Творческое рассказывание по сюжетной картине Л.Новоселовой «Первый снег».
Подготовила и провела воспитатель Захарова О.Е.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- подготовить детей к составлению рассказа по сюжетной картине с использованием мнемотехники;
- совершенствовать диалогическую речь детей, развивать активный словарь детей;
- вырабатывать у детей навык отвечать на вопрос полным ответом;
Развивающие задачи:
- развивать художественное восприятие картин и художественные навыки детей;
- формировать способность эмоционально воспринимать произведения изобразительного искусства;
- развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию при обучении творческому рассказыванию по сюжетной картине (придумывание концовки)
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение художника;
- воспитывать у детей любовь к природе русской земли.
Предварительная работа:
- чтение и разучивание стихотворений о снеге (И.Суриков «Белый снег пушистый…», Е.Трутнева «Первый снег», И.Бунин «Первый снег», Е.Благинина «Зима», А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка…»);
- наблюдение за падающим снегом на прогулке;
- подвижные и дидактические игры (п/и «Снег-снежок», «Метелица», «Снеговик» «Снежная карусель», «Зимушка-зима», «Снежиночки-пушиночки» и д/и «Времена года», «Назови зимние слова», «Продолжи логическую цепочку», «Скажи ласково», «Продолжи зимнюю пословицу» и другие);
- опытно-экспериментальная деятельность со снегом, цель которой - развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами снега.
Оборудование:
Репродукция картины Л.Новоселовой «Первый снег» ( Проект «Планета Земля. Времена года. Зима. Демонстрационный материал для педагогов» Автор Светлана Вохринцева), мнемотаблица (составляем вместе с детьми), небольшие комочки ваты для физкультминутки (по количеству ребят), таблица чувств и эмоций, музыкальное сопровождение стихотворения – «Вальс №7. Зима» Ф. Шопена
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Приветствие и объявление темы занятия
II. Вводная часть (используется личный опыт детей, воспоминания о событиях, близких к изображенным на картине)
1. Игровое упражнение «Назови время года» по картинке
2. Д/и «Что изменилось?» (картинки времен года меняются местами)
А сейчас у нас какое время года? (поздняя осень)
Что происходит с деревьями в это время года? (опадают листья у лиственных, у хвойных - нет)
3. Загадки о деревьях, которые встретятся на картине:
Она весну встречает – серёжки надевает.
Накинута на спинку зелёная косынка,
А платьице - в полоску. Ты узнаёшь? (берёзка)
Ой, в июне снегопад?!
Хлопья белые летят!
С веточек они слетают,
Но на солнышке не тают.
Это вовсе не снежок.
Ты узнал его, дружок? (тополиный пух, дерево - тополь)
С елью стройной мы родня
Обе зелены и колки,
Но длиннее у меня
И названье, и иголки (сосна)
4. Игра с мячом – «назови ласково»:
Дерево - деревце
зима – зимушка
снег – снежок
трава – травка, травушка
куст - кустик.
5. Игра «Скажи наоборот»:
тепло – холодно
ясно – пасмурно
черный – белый
светлый – темный
грустный – веселый
III. Сообщение темы занятия
Воспитатель вывешивает репродукцию картины художника-иллюстратора Любови Новоселовой «Первый снег», которая за несколько дней до данного занятия появляется в группе на видном для детей месте, на доску.
- Сегодня мы поговорим об одном очень красивом, торжественном явлении природы, которое случается ежегодно поздней осенью – о первом снеге, и составим повествовательный рассказ с продолжением по одноименной картине Л.Новоселовой (рассматривание картины).
- Чтение наизусть стихотворения «Первый снег» Е.Трутневой (под музыкальное сопровождение читает воспитанник):
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
Вот о чем всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зиму встретил.
Нарядилась и рябина
В белый праздничный наряд.
Только гроздья на вершине
Ярче прежнего горят.
- Какие чувства вызывает у вас первый снег? Схожи ли они с эмоциями от картины? (да, это радость, восторг, любопытство, удивление) Если дети затрудняются в назывании эмоций и чувств, можно предложить им в помощь таблицу эмоций.
- А любите ли вы снег и почему? (да, т.к. можно кататься на санках с горки, лепить снеговиков и т.д.)
IV. Основная часть: беседа по картине и ее анализ
1. Объяснение названия картины:
- А сейчас закройте глаза и попробуйте представить нашу картину. Как вы думаете, почему она именно так называется? Придумайте картине свое название ( Белое покрывало. Красота зимы. Снег кружится. Наступила зима.)
2. Обращение к методике восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанной русским ученым И.М.Мурашковской. Эта методика построена на принципах теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и направлена на формирование у детей умений воспринимать изображение через мнимые возможные ощущения от соприкосновения с различными объектами, воображаемые звуки, вкусы, ароматы и передавать это затем в связном высказывании.
Так, взяв «слуховую трубочку» дошколята ответили, что услышали радостные крики детей, ветер, хруст снега под ногами и даже абсолютную тишину от удивления произошедшим, а почувствовали приятный холодок, свежесть, капельку воды от растаявших на ладони снежинок.
Эта же методика позволила детям быстрее и интереснее найти связи между различными объектами на картине. Используя метод «подзорной трубы» ребята обратили внимание на то, как различные предметы и персонажи связаны между собой, словно разобрав нашу картину на отдельные кусочки или пазлы. А снова собрать картину воедино помог нам образ снега, занимающий большую часть картины.
3. Игровое упражнение «Кто самый внимательный?»
Воспитатель предлагает выбрать любой объект картины - персонажа или предмет – и сказать какой он и что делает, при этом среди отвечающих передается мяч, как в эстафете ( Стоит заснеженная березка. Маленький мальчик рассматривает снег, свои следы на снегу, притаптывает снег. Мама с малышом восхищаются запорошенным лесом, смотрят на заледеневший пруд, удивляются, любуются, гуляют по первому снегу и т.д.)
4. Анализ картины
- Как вы думаете, кто главные персонажи картины? Почему? (Мальчик и девочка, т.к. находятся на переднем плане картины)
- Что они делают? ( Дети вышли на прогулку, любуются падающим снегом, наблюдают)
- Какие еще персонажи есть на картине и чем они занимаются? ( Мальчик в синем комбинезоне топчет ногами снег, наблюдая за своими следами, ловит снежинки на лету, на рукавичку, рассматривая их. Вдалеке видны фигуры мамы с малышом. Они тоже любуются первым снегом, с интересом разглядывают замерзший пруд)
5. Составление плана рассказа
Воспитатель напоминает, что мы составляем повествовательный рассказ, в котором должна соблюдаться последовательность событий.
Дети подготовительной к школе группы пытаются самостоятельно составить план рассказа, т.е. 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность.
1.Что было до того, как брат с сестричкой вышли на улицу?
2. Что они увидели в парке?
3. Кто еще был в парке и чем они были заняты?
6. Составление опорной схемы будущего рассказа
Применяем метод наглядного моделирования, или мнемотехники. Дети предлагают символы для зашифровки плана с частичной помощью взрослого)
7. Физкультминутка (с комочками ваты)
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке! (дети наблюдают за падающими снежинками, смотря сверху вниз )
Все поднялись с места дружно! (дети встают)
По снежку слепить вам нужно! (лепим снежок)
Бросьте влево, бросьте вправо! (перекидываем снежок с одной ладони на другую)
Увернитесь от расправы! (прижали голову к груди)
Запусти снежок вперед, (бросаем вперед )
Подними и сядь, дружок! (поднимают и садятся на свои места)
Наблюдение (эвристический момент)
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, почему для физкультминутки я предложила вам комочки ваты?
Дети: - Они похожи на настоящий снег
Воспитатель: - Чем?
Дети: - Белым цветом, они легкие, мягкие, пушистые. Похожи на хлопья снега, снежные комочки, падают, кружась в воздухе.
8.Целевая установка на составление продолжения рассказа
- А сейчас каждый из вас попробует представить себя в роли художника и придумать, что же могло быть дальше? Как наш рассказ можно было бы продолжить? Какую картину вы бы нарисовали в продолжение истории? (дети предлагают свои варианты, можно дать задание зарисовать возможное развитие событий, например, схематически)
9. Составление детьми рассказов с опорой на схему и своим продолжением (воспитатель обязательно напоминает ребятам, что их рассказ должен получиться законченным. Вместе с детьми обсуждаются варианты концовки. Как правило, это эмоциональная реакция на описанные в рассказе события)
10. Самооценка рассказов (при помощи цветных карточек, где зеленый цвет – рассказ удался, желтый – мог бы получиться лучше, красный – рассказ не удался, буду стараться) и рефлексия (дети объясняют свой выбор)
V. Подведение итогов занятия
- Что показалось самым трудным?
- Что тебя порадовало и показалось наиболее интересным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе " Поляна сказок". Презентация к занятию "Поляна сказок"
Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе с презентацией....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Рассказывание по картине «Если бы мы были художниками»
Задачи:*Учить детей составлять предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении;*Учить составлять коллективный рассказ-описание;*Дифференцировать на слух и в произношении звук...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Незнайка идет в школу»
Цели: Образовательные. Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи.Образовательные задачи: Закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в слов...
План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)
Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...