Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Шустрые мышата"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шакирзянова Евгения Викторовна

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе в соответствии с требованиями ФГОС.

Тема: «Шустрые мышата».

 

Цель: активизация звука [ш] в словах и предложениях.

Задачи:

1.Обучающие:

 -формировать правильное произношение звука[ш];

-формировать умение выделять звук[ш] в словах;

-формировать понятия «слово», «предложение».

2.Развивающие:

-развивать силу голоса и речевого выдоха;

-развивать фонематический слух;

-развивать двигательную координацию.

3.Воспитательные:

-воспитывать дружеские взаимоотношения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе в соответствии с требованиями ФГОС.

Тема: «Шустрые мышата».

Цель: активизация звука [ш] в словах и предложениях.

Задачи:

1.Обучающие:

 -формировать правильное произношение звука[ш];

-формировать умение выделять звук[ш] в словах;

-формировать понятия «слово», «предложение».

2.Развивающие:

-развивать силу голоса и речевого выдоха;

-развивать фонематический слух;

-развивать двигательную координацию.

3.Воспитательные:

-воспитывать дружеские взаимоотношения.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Методы и приемы:

- практические: физкультурная минутка «Вышли мышки погулять», «Вышла мышка», дидактическая игра «Чуткие ушки», игра «Найди зернышко»

- наглядные: демонстрационный материал – иллюстрации «зернышки с картинками», сюжетные картинки

- словесные: загадывание загадки о мышке, проговаривание физкульминутки, имитация шипения кошки, чистоговорки, составление предложений, составление рассказа по серии сюжетных картинок, вопросы, рассуждения, обсуждения.

Материалы и оборудование:

 магнитная доска, магниты, шапочки-маски для мышек, пособие «зернышки с картинками», сюжетные картинки.

Ход НОД

I.Орг. момент

  1. Приветствие. «Поделись добротой с друзьями»

Дети становятся в круг и говорят слова - приветствие, подавая друг другу руку и при этом улыбаясь. Когда это сделают все, образуется замкнутый круг. Воспитатель отмечает, что все дети - единое целое. Подарив товарищу улыбку, они отдали ему частичку тепла своей души. Детям предлагается почувствовать, как пошло тепло в их ладони.

2. Физкультминутка «Вышли мышки поиграть».

Вышли мышки погулять - Раз-Два-Раз-Два,        (Шаг на месте)

Пошалить и поиграть - Раз-Два-Раз-Два,        (Движение «фонарики»)

Правой лапкой топнули – Топ-топ-топ,        (Топают правой ногой)

Левой лапкой топнули – топ-топ-топ.        (Топают левой ногой)

Сыр на полке увидали, лапки вверх к нему подняли        (Поднимают руки вверх)

Тянутся-потянутся – сыр им очень нравится        (Тянутся вверх)

Кусочек утащили – вниз лапки опустили        (Опускают руки вниз)

Рады лакомству мышата – хлопают в ладошки        (Хлопают в ладоши)

Оглянулись – а за ними наблюдает кошка!        (Поворачиваются назад)

Мышки испугались – в норки разбежались.        (Руки домиком над головой).

 3. –Кошка погналась за мышками, и шипела вот так: [ш-ш-ш]. Давайте вместе пошипим.

(меняем силу голоса и силу выдоха: тихо- громко, коротко- длинно).

4. – Мышки в норках затаились, и стали тише воды, ниже травы. (Прикладываем палец к губам, тихо говорим [ш-ш-ш-ш])

- Догадались, какой звук сегодня самый главный? Молодцы!

II. Основная часть.

 1.Отгадывание загадки.

 – Тихо, вы слышите? Прислушайтесь, кто-то под кустом листиками шуршит. Кто это может быть? А вы сейчас сами догадаетесь.

Кто-то ловко юркнул в норку,

Прихватив от хлеба корку

Знаешь ты ее малыш ,

Это серенькая...(Мышь)

- Давайте наденем ушки. Я буду мама-мышка, а вы - мои мышата.

2. Проговаривание чистоговорки.

- Послушайте, мышка ведь не просто шуршит, она учит своих мышат:

«Тише, мыши –

Кот на крыше,

Зашумите –

Он услышит».

( рецитация чистоговорки с ходьбой по кругу вправо, влево; в середину круга – шепотом, из круга – громко.)

- Как здорово мои мышата умеют произносить звук [ш]!

3. Игра «Чуткие ушки».

– Давайте проверим, как ваши ушки умеют слушать. Приготовьте свои ушки! Я буду произносить слова. Если в слове есть звук [ш] – хлопните, если нет, покажите так (пальчик к губам).

Слова: школа, губа, лыжи, шуба, туча, кошка, крыжовник, квакушка, вагон, стул, ландыш, ножницы, поломка, зонт, каштан, пшеница, пирожное, вишня, художник, одежда, вышка.

- Молодцы, ушки хорошо слышат. Пора мышкам потрудиться!

4. Игра «Найди зернышко».

- На полях остались зернышки, а в них прячутся слова со звуком [ш]. Давайте найдите эти зернышки.

(дети ищут зернышки с картинками, называют слово, прикрепляют на магнитную доску)

5.Игра «Подружи слова».

 – Какие дружные мышата! Давайте и слова наши подружим? Составим с ними предложения.

(например: «Мишка любит кататься на машинке». Я придумала предложение, у меня подружились два слова – «машинка» и «мишка»).

- Теперь вы придумайте предложения. (дети работают со словами).

- Мы подружили все слова.

6.Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Воспитатель создает проблемную ситуацию, обратив внимание на серию сюжетных картинок.

-Как вы думаете, для чего нужны нам эти картинки? Что с ними нужно сделать? (определить последовательность). Давайте разложим их в нужном порядке.

Рассмотрим 1 картинку.

Кто и где потерял воздушный шарик? Кто нашёл шарик на поле? Какой был мышонок? Чем мышонок занимался на поле?

Рассмотрим 2 картинку.

Что мышонок стал делать с шариком? -Что произошло дальше? -Чем закончилась игра с шариком? Придумай продолжение этой истории.

Образец рассказа «Воздушный шарик».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа. 

Девочки рвали в поле васильки и потеряли воздушный шарик. Маленький мышонок бегал по полю. Он искал сладкие зёрнышки овса, но вместо них в траве нашёл воздушный шарик. Мышонок стал надувать шарик. Он дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил мышонка с шариком и понес над полем.

7.Физкультминутка «Вышла мышка».

Вышла мышка как-то раз        (ходьба на месте).

Поглядеть, который час        (повороты в стороны, пальцы «трубочкой»).

Раз, два, три, четыре        (хлопки над головой в ладони).

Мышки дернули за гири        (руки вверх и приседание с опусканием рук).

Вдруг раздался страшный звон        (хлопки перед собой).

Убежали мышки вон        (бег на месте или к своему месту).

8.Повторение рассказа по серии картинок детьми.

-Ребята, расскажите эту историю от начала до конца. Будьте внимательны.

-Молодцы, очень интересные рассказы у вас получились.

 - А теперь снимите маски и превратитесь из мышат в ребят.

III. Заключительная часть.

 – Какой звук был главный на занятие? Что вам больше всего понравилось делать?

- В конце хочу сказать вам одно слово. Прочитайте его по губам.

(«Спасибо»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы.

Конспект занятия по развитию речи содержит игровой материал для обучения детей составлению повествовательного рассказа по картине....

Конспекты занятий по речевому развитию в старшей группе по теме "Великая Отечественная Война"

Конспекты занятий по речевому развитию: "Памятники защитникам Отечества", " Блокада Ленинграда".Долг живущих в своём Отечестве- помнить и чтить тех, кто в тяжелейших боях защитил Родину и подарил пото...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего возраста

Тема: «Дикие животные наших лесов.»Цель: Углублять знания детей о диких животных наших лесов, об их повадках и поведении.Задачи:1. Закреплять названия детенышей диких животных.2. Побеседовать с детьми...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего возраста

Тема: «Домашние животные»Цель: Углублять знания детей о домашних животных.Задачи.1. Учить употреблять форму Род. п. мн. ч.2. Активизировать, расширять и уточнять словарь детей;3. Развивать мыслительны...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Лето"

Данное занятие по речевому развитию детей в старшей группе...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...