Использование кейс-иллюстраций в работе с детьми старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа)

Попкова Наталья Викторовна

Представлена возможностьт применения кейс-технологий в дошкольном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_keys-illyustratsii.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Использование кейс – иллюстраций в работе с детьми

старшего дошкольного возраста

С момента введения ФГОС ДО в современном российском дошкольном образовании не на словах, а на деле начался процесс субъект – субъектного взаимодействия педагога и воспитанников в образовательных отношениях. Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий.

На сегодняшний день нестандартное мышление - самый важный механизм развития каждого человека. В связи с этим главной задачей выступает обеспечение условий для формирования у ребёнка его индивидуальности.

В связи с реформами образования в нашей стране происходит постоянный поиск эффективных методов обучения. Для себя я открыла такой метод, как  кейс-технология.

Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик. Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Кейс - технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога.

Главное  предназначение кейс-технологии – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

В практике дошкольного образования можно широко использовать такой элемент кейс-технологий как  кейс-иллюстрация.

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, воспитывают чувства, усиливают потребность в общении с другими людьми. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Таким образом, кейс-технология формирует у дошкольников:

  • умение взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;
  • умение соотносить свои устремления с интересами других людей;
  • умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу;
  • умение получать необходимую информацию в общении;
  • умение выслушать другого и прийти к общему решению;
  • умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
  • умение отстаивать свою точку зрения в общении;
  • умение принимать помощь;
  • умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.

Кейс-иллюстрации используются во время непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста после прочтения текста или его части. Педагог предлагает проблемные ситуации на основе кейс-иллюстраций, занимает позицию равного партнера, совместно проживает с детьми события и решает посредством этого свои педагогические задачи.

Одним из основных направлений моей педагогической деятельности является социально-коммуникативное развитие. Поэтому мною подобраны и внедрены в практику  кейс-иллюстрации на такие темы как «Дружба», «Игра», «Поступки», «Семья», «Литературный герой», «Ябеда», «Профессии», «Опасности» и т.п.

Как известно, начало любого дела ведет за собой ряд вопросов и ошибок. Кейс-иллюстрации в моей практике не стали исключением. Например, собирая папку «Литературный герой», я просто включила туда рисунки с изображением персонажа. На деле оказалось, что мои дошколята просто не видят здесь проблему, которую нужно решить. Таким образом, заменив портрет Карлсона на картинку, где он ест руками варенье, мы с ребятишками выявили сразу две проблемы: можно ли есть руками и не вредно ли употреблять так много сладкого? А когда вместо одинокого Буратино мы рассмотрели иллюстрацию, где Буратино вместе с папой Карло, то выяснилось, что старших нужно уважать и прислушиваться к их советам.

Давайте рассмотрим на примере такую фотографию. Задав детям вопрос: что здесь изображено, можно получить ряд ответов (мальчик целует маму, ребенок говорит что-то маме, малыш рассказывает что-то няне или воспитательнице). Но если накануне прочитать ребятам сказку про Колю-ябеду, то дошкольникам обязательно придет в голову мысль, что мальчик-то просто ябедничает. Вместе приходим к вопросу – как вести себя в ситуации, когда кто-то ябедничает? Варианты решения проблемы записываем в таблицу и находим наилучший.

Варианты решения

проблемы

Последствия выбора

данного варианта

Лучший вариант

Перестать разговаривать с

ябедой

Проблема не исчезнет,

ябеда только больше

разозлится

Самим нажаловаться

воспитателю на ябеду

Проблема не решится,

только больше станет

ябед

Объяснить ябеде

доброжелательным тоном,

как надо правильно

поступать, если что-то не

нравится

Ябеда поймет, что другие

ребята не желают ей зла,

научится правильно себя

вести

!

Конечно, педагог должен быть готов к любому выводу, сделанному ребенком, суметь грамотно и доступно объяснить последствия его решения, не оставить без внимания все ответы детей.

По результатам проделанной за два года работы, в старшей и подготовительной к школе группах, могу сделать вывод, что работа  интересна и полезна. В моей практике произошел такой случай. Когда в непосредственной образовательной деятельности по развитию речи я предложила рассмотреть картину Николая Крымова «Зимний вечер», чтобы позже составить описательный рассказ, один мальчик, не дожидаясь моего вопроса, сказал: «Похоже, погода тёплая, вон люди идут, никуда не торопятся, наверное, гуляют. А в мороз ведь не погуляешь долго».  Подобные случаи показывают, как меняется мышление детей, как они  применяют полученные знания, переводя их в реальность.

Я считаю, что использование кейс-иллюстраций в работе с детьми старшего дошкольного возраста  позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны развития старших дошкольников, в том числе и на развитие речи.

Источники информации:

1. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 2. – 361 с.

2.Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М. : Изд-во

Института Психотерапии, 2001. – 256 с.

3. http://vmeste.opredelim.com/

4. http://pedsite.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование проектной деятельности с использованием регионального материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Патриот – это человек, который не пожалеет  Ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения  Своей Родины, ради любви к своему народу,  Человек, который жертвует собой ради бла...

Использование блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В статье "Возможность использования блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста" представлено описание пособия, варианты его использования для решения образовательных задач в процес...

Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с приставочными глаголами

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с прист...

Опыт работы в использование QR-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Опыт работы в использовании QR- технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Использование приемов нейрокоррекции в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР (Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций)

Педагогическая практика показывает, что педагоги в дошкольных образовательных организациях нуждаются в реализации современных методов коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста как ...