"Мир эмоций"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Совершенствование связанной речи с помощью мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №110
Невского района Санкт-Петербурга
Речевое развитие
Тема: «Мир эмоций».
провела: воспитатель старшей группы
Новикова Полина
Викторовна
19 декабря 2018 г.
Цель:
Совершенствование связной речи детей с помощью мнемотехники.
Задачи:
Обучающие:
Знакомить детей с основными человеческими эмоциями и экспрессивными средствами их выражения (мимика, жесты).
Развивающие:
- развивать связную речь детей и обогащать их словарь словами, обозначающими эмоции и чувства;
- совершенствовать основные психические процессы – память, внимание, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, мелкую моторику руки.
Воспитательные:
- обогащать представления детей о разнообразии эмоций и чувств человека в процессе анализа ситуаций, связанных с эмоциональным состоянием сказочных героев, а также в процессе обращения к своему личному опыту;
- побуждать детей к выражению своего эмоционального состояния с помощью мимики, слов, жестов (формирование «экспрессивной грамотности»).
Современные образовательные технологии:
- Мнемотехника.
- Игровые.
- Здоровьесберегающие.
- Информационно-коммуникативные.
Дополнительный материал:
Мнемотаблица на эмоцию «радость»; пиктограммы «эмоции» (6 штук); иллюстрации к сказкам; цветные карточки (желтая, красная, черная, синяя, фиолетовая); пустые раздаточные таблицы из 6 клеток по количеству детей; цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организационно - целевой этап.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришли эмоциональные человечки. У этих человечков разное настроение. Давайте попробуем отгадать, что они чувствуют. (Воспитатель выставляет пиктограммы «эмоции»)
- Какой человечек испытывает радость?
- Ребята, приведите примеры, когда вы испытываете радость.
Мы испытываем радость, когда…
- получаем подарки;
- играем в интересные игры;
- слушаем, читаем или смотрим что-то веселое;
- кушаем сладости;
- теплая и солнечная погода;
- ходим в театр, цирк, парк отдыха;
- вся семья вместе.
- Какой человечек грустит? Как вы думаете, почему он грустит? (ответы детей)
- А какой из них злится? А когда злитесь вы?
Мы злимся, когда…
- нас бьют, что-то отбирают;
- ничего не покупают;
- не играют с нами;
- обзываются и говорят неприятные слова;
- что-то не получается;
- что-то не разрешают.
- Кто из человечков напуган? Подумайте, что может испугать? (ответы детей)
- Кто из них удивлен? Что может удивить? (ответы детей)
- А какой человечек безразличен? Как вы думаете, что такое безразличие?
(ответы детей)
- А давайте теперь попробуем изобразить эти эмоции!
Игра «Изобрази эмоцию».
- Нахмурьтесь как осенняя туча.
- Улыбнитесь так, будто вас поздравили с днем рождения и подарили подарок.
- Позлитесь, как будто у вас отняли мороженое; а теперь как будто вас ударили.
- Испугайтесь, как будто вы потерялись в лесу; а теперь как котенок, на которого лает собака.
- Покажите, что вы так устали, будто долго несли огромный тяжелый камень.
- Покажите, что вам все безразлично.
- Удивитесь, как будто вы увидели невиданное чудо.
2. Содержательный этап.
- Молодцы, ребята! А вы знаете, что цвета могут передавать настроение. Например,
Желтый – радость, благополучие.
Красный – злость, опасность, тревога.
Черный – случилось что-то плохое, страшное.
Синий – грусть, тоска, печаль.
Фиолетовый – скука, лень, однообразие.
- Давайте мы с вами попробуем определить цвет настроения эпизодов из разных сказок. (Воспитатель показывает иллюстрации к сказкам, дети определяют цвет настроения предложенных эпизодов)
Желтый: эпизод «Вытянули Репку» (сказка «Репка»), эпизод «Золушка танцует с принцем» (сказка «Золушка»), эпизод «Емеля поймал щуку» (сказка «По щучьему велению»).
Красный: эпизод «Колобок на носу у лисы» (сказка «Колобок»), эпизод «Яблоня прячет сестрицу Алёнушку» (сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»), эпизод «Три поросенка убегают от волка» (сказка «Три поросенка»).
Черный: эпизод «Волк съел бабушку» (сказка «Красная шапочка»), эпизод «Белоснежка откусила отравленное яблоко» (сказка «Белоснежка и семь гномов»), эпизод «Гуси-лебеди унесли Иванушку» (сказка «Гуси- лебеди»).
Синий: эпизод «Зайчик плачет у избушки» (сказка «Заюшкина избушка»), эпизод «Плачет дед и баба» (сказка «Курочка Ряба»), эпизод «Алёнушка заблудилась в лесу» (сказка «Алёнушка и лиса»).
Фиолетовый: эпизод «Дед тянет репку» (сказка «Репка»), эпизод «Волк несет на спине лису» (сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»), эпизод «Медведь несет Машу в коробе» (сказка «Маша и медведь»).
- Ребята, вам понравилось определять цвет настроения? (да)
- А какое настроение вам больше всего нравится ощущать? (радостное)
- Давайте познакомимся поближе с этой эмоцией.
(Воспитатель выставляет мнемотаблицу на эмоцию «радость»)
Ход работы с мнемотаблицей на эмоцию «радость»:
- Рассматривание мнемотаблицы, анализ значения всех символов мнемотаблицы (с помощью педагога).
Примерные вопросы по содержанию мнемотаблицы:
• Как вы думаете, на какую эмоцию эта таблица?
• Подумайте, почему здесь нарисовано сердце?
• Скажите, почему здесь нарисовано солнце?
• Какое отношение имеет улыбка к радости?
• Какое выражение лица у радостного человека?
• Как вы думаете, что за человечки нарисованы в мнемотаблице?
• Почему здесь изображен торт?
• Подумайте, почему здесь нарисован подарок?
- Педагог предлагает детям составить рассказ об эмоции «Радость» по мнемотаблице.
Примерный рассказ: «Радостно бывает тогда, когда тебя любят. Когда у тебя хорошее, веселое настроение. И все вокруг улыбаются. Радостно, когда отличная, солнечная погода. Радостно, когда вся семья собирается вместе, когда наступает праздник, приходят гости и дарят тебе подарки. А еще я радуюсь, когда мне покупают что-нибудь сладкое».
- Заполнение пустой таблицы по памяти.
Педагог просит детей занять места за рабочими столами, раздает пустые таблицы и цветные карандаши. Далее педагог еще раз демонстрирует мнемотаблицу, затем убирает её. Дети рисуют знаки по памяти, в правильной последовательности, так как они умеют. По окончании работы педагог предлагает детям проверить правильность воспроизведения и сравнить свои мнемотаблицы с демонстрационной.
3. Итоговый этап (рефлексия).
- Ребята, наше занятие подходит к концу, и я хочу поделиться с вами своим хорошим настроением. А вы хотите поделиться со мной? (да)
-Тогда после каждой моей фразы повторяйте «Мы тоже».
Педагог: Я делюсь с вами своим хорошим настроением!
Дети: Мы тоже!
Педагог: Я дарю вам улыбку.
Дети: Мы тоже.
Педагог: Я радуюсь.
Дети: Мы тоже!
Педагог: Я прыгаю от счастья!
Дети: Мы тоже!
Педагог: Я вас люблю!
Дети: Мы тоже!
Педагог: Я вас обнимаю!
Дети: Мы тоже!
- Ваше настроение отличное? (да)
- Думаю, что у всех наших эмоциональных человечков будет веселое настроение. Давайте почаще радовать друг друга положительными эмоциями!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/05/03/picture-10778.jpg)
консультация для родителей "Что такое эмоции? Роль эмоций в развитии и жизни ребёнка."
Консультация для родителей "Что такое эмоции?" Какую роль играют эмоции в развитии и жизни ребёнка....
Статья ”Мир эмоций и что мы знаем о наших эмоциях” Автор: Романова Екатерина Юрьевна Воспитатель ГБДОУ д/с №91
Знакомство с миром эмоций...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842655-1478182609.jpg)
Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций. Эмоция Радость»
Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций.Эмоция Радость»Цель: Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/10/picture-86489-1678422389.jpg)
Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/07/picture-872956-1483792204.jpg)
Методическая разработка "Гномик эмоций. Все эмоции нужны, все эмоции важны"
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему эмоционального развития личности....
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/16/picture-1453367-1713299121.jpg)
Семинар для педагогов «Все эмоции нужны! Все эмоции важны! Почему важно учить дошкольников правильно проявлять эмоции»
Эмоции представляют переживания наших отношений к различным предметам и явлениям окружающего мира, а так же к самому себе. Эмоции – это наши реакции на конкретные ситуации. Эмоции необходимы для...