«Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики»
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Маслакова Наталия Владимировна

Работа по развитию речи детей раннего возраста посредством  мелкой  моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uvazhaemye_kollegi.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

                             “Аннинский детский сад №2 общеразвивающего вида”

                «Развитие речи

детей раннего возраста посредством  мелкой  моторики»

               Подготовила: воспитатель

     

                                                                    Маслакова Наталия Владимировна

        

                                       Анна 2014 г.

Уважаемые коллеги! Хочу предоставить Вашему вниманию опыт работы на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством  мелкой  моторики»

Я работаю с детьми раннего дошкольного возраста, поэтому, недолго думала, какую же работу  буду проводить с детьми.  И решила провести углубленную работу по развитию речи детей раннего возраста посредством  мелкой  моторики.

Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста.

Еще В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований находится на кончиках пальцев»

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, изучив методическую литературу и опираясь на  предложенное в программе "От рождения до школы", под редакцией авторов Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, я поставила перед собой

цель: формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.

Для решения данной цели, были поставлены следующие задачи:

•        Раскрыть взаимосвязь формирования речи детей раннего возраста с развитием мелкой моторики.

•        Определить основные методы, формы использования игр и пособий в  процессе речевого развития детей.

•        привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии мелкой моторики рук;

 В своей работе я постаралась раскрыть взаимосвязь развития речи детей раннего возраста с развитием мелкой моторики. Согласно анализу проводимой диагностики и наблюдениям пришла к выводу, что дети пришли в детский сад с задержкой речевого развития, плохо развита мелкая моторика Для них оказываются трудными многие упражнения: пальцы непослушные, малоподвижные, слишком напряжены. Во время игр с силой заталкивают предметы в отверстия или ёмкости.

На основе полученных данных была спроектирована система работы  по развитию речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики.  

Работа строилась по следующим направлениям:

        Организация совместной деятельности взрослого с детьми (в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов).

        Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

        Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

 1 В ходе организации совместной деятельности взрослого с детьми были разработаны занятия по развитию речи с  использованием пособий на развитие  мелкой моторики: «Оденем Катю на прогулку», «Домашние животные» и др. Например, в ходе занятия  «Оденем Катю на прогулку», дети знакомились  со словами, обозначающими предметы одежды, ее цвет, в процессе действия с пособием на развитие мелкой моторики «Девочка Катя»,  где им предлагалось самим надеть одежду, прикрепив ее с помощью липучки, а также застегнуть пуговицы, завязать шапку.

В совместной деятельности взрослого и детей особое внимание уделялось таким методам и способам развития активной речи, как: ежедневные пальчиковые игры со стихами, широко  использовались  игровые персонажи, инсценирование. 

Также для тренировки тонких движений рук я использую разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

Например, «Пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

Обязательным условием для решения поставленных задач является создание необходимой предметно – пространственной развивающей образовательной среды. Также формированию мелкой моторики рук способствовала и  работа с различными предметами и материалами (пластилин, конструктор, мозаика и др.).

Детям предлагались игры - вкладыши, различные виды игр-шнуровок, игрушки, предполагающие  надевание и нанизывание отдельных элементов.

Также,  для пополнения и разнообразия среды были дополнительно мной разработаны самодельные игры и пособия, которые пополнили картотеку игр и пособий на развитие мелкой моторики рук.

 -игры-вкладыши – способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.

-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант) ;

- способствуют развитию речи;

-Выкладывание из счетных палочек

-Игры с бумагой: разрывание, комкание, разглаживание.

- Игры с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки.

-Игры с пробками

Две пробки от пластиковых бутылок кладём на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний палец встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу, проговаривая стишок:

«Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

- Массаж ладоней и пальчиков рук - он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов.

- Игры с пуговицами- открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру. Развивают у детей репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук.

-Застегивание и расстегивание различных видов застежек – липучек, пуговиц, кнопок

-«Угости животное» - развивает мелкую моторику пальцев рук и тактильную чувствительность, развивает концентрацию внимания, усидчивость, аккуратность.

Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие. При этом я объясняю, показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья.

Для родителей в раздевалке оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики. С целью обеспечения обратной связи с родителями по решению вопросов развития речи детей, проводились самые разнообразные работы:

   1. индивидуальные рекомендации, коллективные консультации  “ Развитие мелкой моторики в быту”, беседы по развитию и закреплению речевых навыков дома;

2.сообщения на родительских собраниях «Подвижные игры с речевым сопровождением», «Играем пальчиками и развиваем речь»;

3. Также, родители привлекались к  созданию   пособий по развитию речи детей.

Таким образом, проведенная работа по развитию речи посредством развития мелкой моторики рук позволила добиться положительных результатов.

        Расширился словарный запас детей;

        Использование пособий, способствующих развитию мелкой моторики  помогло не только развить речь детей, но и действовать с предметами окружающей действительности, ориентироваться в пространстве;

        Пополнилась предметно – развивающая среда группы;

        Данная работа по развитию активной речи ребенка помогла сблизиться с родителями, что способствовало установлению атмосферы более тесного сотрудничества.

В дальнейшем я продолжу проводить работу по развитию речи, уделяя развитию общей и мелкой моторики большое внимание, но уже во 2 младшей группе. А сейчас мне бы хотелось предложить Вам поближе рассмотреть некоторые пособия, которые были сделаны своими руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста.

Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста. Информация для родителей....

Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему: «Игрушка как средство общения и психического развития ребёнка раннего возраста»

Игрушка является главной частью окружающей действительности, когда у малыша ещё не достаточно развита речь, он пользуется взглядом, мимикой, жестом указывая на заинтересовавшую его игрушку. Во взгляде...

Методическая разработка для воспитателей групп раннего возраста на тему: "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста".

В данной методической разработке произведенна работа по наблюдению воспитателей за развитием детей раннего развития. Описаны достоинства метода наблюдения. Подведенны итоги наблюдения....

Развитие детей раннего возраста.Основные виды занятий с детьми раннего возраста.

Развитие детей раннего возраста.Основные виды занятий с детьми раннего возраста...

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...