«Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики»
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
Работа по развитию речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uvazhaemye_kollegi.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
“Аннинский детский сад №2 общеразвивающего вида”
«Развитие речи
детей раннего возраста посредством мелкой моторики»
Подготовила: воспитатель
Маслакова Наталия Владимировна
Анна 2014 г.
Уважаемые коллеги! Хочу предоставить Вашему вниманию опыт работы на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики»
Я работаю с детьми раннего дошкольного возраста, поэтому, недолго думала, какую же работу буду проводить с детьми. И решила провести углубленную работу по развитию речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики.
Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста.
Еще В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований находится на кончиках пальцев»
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, изучив методическую литературу и опираясь на предложенное в программе "От рождения до школы", под редакцией авторов Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, я поставила перед собой
цель: формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.
Для решения данной цели, были поставлены следующие задачи:
• Раскрыть взаимосвязь формирования речи детей раннего возраста с развитием мелкой моторики.
• Определить основные методы, формы использования игр и пособий в процессе речевого развития детей.
• привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии мелкой моторики рук;
В своей работе я постаралась раскрыть взаимосвязь развития речи детей раннего возраста с развитием мелкой моторики. Согласно анализу проводимой диагностики и наблюдениям пришла к выводу, что дети пришли в детский сад с задержкой речевого развития, плохо развита мелкая моторика Для них оказываются трудными многие упражнения: пальцы непослушные, малоподвижные, слишком напряжены. Во время игр с силой заталкивают предметы в отверстия или ёмкости.
На основе полученных данных была спроектирована система работы по развитию речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики.
Работа строилась по следующим направлениям:
Организация совместной деятельности взрослого с детьми (в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов).
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Организация взаимодействия с семьями воспитанников.
1 В ходе организации совместной деятельности взрослого с детьми были разработаны занятия по развитию речи с использованием пособий на развитие мелкой моторики: «Оденем Катю на прогулку», «Домашние животные» и др. Например, в ходе занятия «Оденем Катю на прогулку», дети знакомились со словами, обозначающими предметы одежды, ее цвет, в процессе действия с пособием на развитие мелкой моторики «Девочка Катя», где им предлагалось самим надеть одежду, прикрепив ее с помощью липучки, а также застегнуть пуговицы, завязать шапку.
В совместной деятельности взрослого и детей особое внимание уделялось таким методам и способам развития активной речи, как: ежедневные пальчиковые игры со стихами, широко использовались игровые персонажи, инсценирование.
Также для тренировки тонких движений рук я использую разнообразные упражнения без речевого сопровождения:
Например, «Пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
Обязательным условием для решения поставленных задач является создание необходимой предметно – пространственной развивающей образовательной среды. Также формированию мелкой моторики рук способствовала и работа с различными предметами и материалами (пластилин, конструктор, мозаика и др.).
Детям предлагались игры - вкладыши, различные виды игр-шнуровок, игрушки, предполагающие надевание и нанизывание отдельных элементов.
Также, для пополнения и разнообразия среды были дополнительно мной разработаны самодельные игры и пособия, которые пополнили картотеку игр и пособий на развитие мелкой моторики рук.
-игры-вкладыши – способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.
-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант) ;
- способствуют развитию речи;
-Выкладывание из счетных палочек
-Игры с бумагой: разрывание, комкание, разглаживание.
- Игры с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки.
-Игры с пробками
Две пробки от пластиковых бутылок кладём на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний палец встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу, проговаривая стишок:
«Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
- Массаж ладоней и пальчиков рук - он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов.
- Игры с пуговицами- открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру. Развивают у детей репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук.
-Застегивание и расстегивание различных видов застежек – липучек, пуговиц, кнопок
-«Угости животное» - развивает мелкую моторику пальцев рук и тактильную чувствительность, развивает концентрацию внимания, усидчивость, аккуратность.
Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие. При этом я объясняю, показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья.
Для родителей в раздевалке оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики. С целью обеспечения обратной связи с родителями по решению вопросов развития речи детей, проводились самые разнообразные работы:
1. индивидуальные рекомендации, коллективные консультации “ Развитие мелкой моторики в быту”, беседы по развитию и закреплению речевых навыков дома;
2.сообщения на родительских собраниях «Подвижные игры с речевым сопровождением», «Играем пальчиками и развиваем речь»;
3. Также, родители привлекались к созданию пособий по развитию речи детей.
Таким образом, проведенная работа по развитию речи посредством развития мелкой моторики рук позволила добиться положительных результатов.
Расширился словарный запас детей;
Использование пособий, способствующих развитию мелкой моторики помогло не только развить речь детей, но и действовать с предметами окружающей действительности, ориентироваться в пространстве;
Пополнилась предметно – развивающая среда группы;
Данная работа по развитию активной речи ребенка помогла сблизиться с родителями, что способствовало установлению атмосферы более тесного сотрудничества.
В дальнейшем я продолжу проводить работу по развитию речи, уделяя развитию общей и мелкой моторики большое внимание, но уже во 2 младшей группе. А сейчас мне бы хотелось предложить Вам поближе рассмотреть некоторые пособия, которые были сделаны своими руками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста.
Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста. Информация для родителей....
Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями в развитии на тему «Игры на познавательное развитие детей раннего возраста»
Игры на познавательное развитие детей раннего возраста...
Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему: «Игрушка как средство общения и психического развития ребёнка раннего возраста»
Игрушка является главной частью окружающей действительности, когда у малыша ещё не достаточно развита речь, он пользуется взглядом, мимикой, жестом указывая на заинтересовавшую его игрушку. Во взгляде...
Методическая разработка для воспитателей групп раннего возраста на тему: "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста".
В данной методической разработке произведенна работа по наблюдению воспитателей за развитием детей раннего развития. Описаны достоинства метода наблюдения. Подведенны итоги наблюдения....
Развитие детей раннего возраста.Основные виды занятий с детьми раннего возраста.
Развитие детей раннего возраста.Основные виды занятий с детьми раннего возраста...
Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....
Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...