Развитие речевого творчества дошкольников посредством составления стихотворных текстов
материал по развитию речи
Развитие словесного творчества дошкольников посредством составления стихотворных текстов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Развитие речевого творчества дошкольников посредством составления стихотворных текстов»
Зайцева Ольга Ивановна,
учитель-логопед МБДОУ №7, с. Развильное
Слайд 1. (титульный) Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас и думаю, что общение взаимно обогатит нас, поможет найти единомышленников, определить перспективы продвижения в профессиональном развитии.
Слайд 2. Почему сегодня мы решили обратиться к проблеме речевого творчества дошкольников???
Потому что говорить умеют почти все, но говорить правильно, красиво лишь единицы. Поэтому одной из важных задач обучения дошкольников наряду с развитием речи как средства общения является формирование связной речи. Но, к сожалению, анализ детских рассказов показывает, что большинство рассказов страдают:
- скудностью (подлежащее – сказуемое),
- наличием слов – повторов,
- длительными паузами,
- словарный запас ограничен, а главным является то, что ребёнок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями,
- В общении друг с другом дети мало проявляют речевую активность или вовсе не вступают в коммуникацию.
Данные проблемы актуализируют потребность развития речевого творчества детей.
В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью.
Технологии для детей дошкольного возраста, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности не находят должного внимания в практике работы педагогов ДОУ.
Слайд 3. Исследователями становления детской речи и особенностей её развития, установлено, что дети 3-5 лет имеют естественную потребность в стихосложении. Ведь весёлое смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это и есть «словесная игрушка». И в то же время детская поэзия – это особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове.
Конечно же, сама я не разработала технологию обучения детей составлению рифмованных текстов, но основу моего опыта составила методика Татьяны Александровны Сидорчук и Николая Николаевича Хоменко в модифицированном виде.
Мы предлагаем для развития словесного творчества детей использовать лимерик. И сегодня я хочу пригласить вас в необычное творческое путешествие, в поэзию. Отпустим на волю свое воображение: здесь можно совместить несовместимое, сопоставить несопоставимое. Я предлагаю вам взять билетики и узнать, с каким стихотворным жанром английского происхождения вы познакомитесь. Но не волнуйтесь, вы будете задавать вопросы, а я на них отвечать.
Слайд 4. Билет №1. Что такое лимерик?
Лимерик – это шуточное короткое стихотворение, в котором присутствуют бессмыслица, абсурд, сказочность, юмористичность, скрытый смысл, не явно выраженная мораль. Кстати, лимерик – это один из элементов всем нам известной технологии ТРИЗ.
Билет №2. Кто был первым автором лимериков?
Первым автором лимериков считается Эдвард Лир, чья книга переведена почти на все языки мира. Среди русских переводчиков наиболее известны нам Самуил Маршак и Корней Чуковский.
Слайд 5. Билет №3. Сколько всего строк в лимерике?
В лимерике пять строчек. Первая строчка рифмуется со второй и пятой, третья с четвёртой. А пятая является выводом и может не рифмоваться.
Билет №4. Модель составления лимерика
Слайд 6.
Билет №5. С какого возраста начинается обучение рифмованию?
Обучение рифмованию начинается с трехлетнего возраста. Основная форма работы – игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определённой последовательности.
Билет №6. Как ответить детям, что такое лимерик?
«Если спросит вас дошкольник или ученик:
«Правильно ли говорить лиме΄рик?»
Ответьте ему без истерик:
«Не лиме΄рик и не лимери΄к!
Ли΄мерик – город в Ирландии есть.
По городу и пятистишию честь.
А если в пять строк не уложились,
Значит ли́мерики у вас не получились!»
Как вы считаете, с каким видом поэтических произведений в русском народном творчестве схожи лимерики? (ответы участников мастер-класса): с частушками, на авторские стихотворные – небылицы Корнея Чуковского, например, вспомните авторские стихотворные – небылицы Корнея Чуковского…
Слайд 7. Основная форма работы по составлению рифмованных текстов – это игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.
Работу по составлению рифмованных текстов я начала во 2 младшей группе во второй половине года. Первое с чем познакомились дети, это была игра, которая называлась «Складные картинки». Они с удовольствием рассматривали яркие, красочные картинки. Затем я предлагала каждой картинке найти пару, но такую, чтобы при назывании изображенной картинки получилась песенка. Эту песенку мы назвали рифма. А чтобы заинтересовать ребёнка я нарядила куклу и дала ей имя - «Ладушка - складушка», которая посещала нас в течение всего года.
Также, при прочтении текстов стихотворной формы постоянно обращала внимание детей на слова – рифмы, повторяли их вместе с детьми несколько раз.
Слайд 8, 9. Игра с залом: и так, поиграем вместе.
Слайд 10. На 2 этапе, в среднем дошкольном возрасте предлагаю игры «Придумай рифмованное слово» или «Похожие слова», где к названному слову подбирают похожие на него, обращая внимание на одинаковые «хвостики». Причём рифмуются не только существительные, но и прилагательные, и глаголы.
Или игра «Доскажи словечко» (см. по слайду)
Игра с залом: по слайду
Слайд 11. Затем предлагаю игры «Придумаем рифмованные строчки». Учу детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.
Игра с залом: по слайду
Слайд 12. На следующем, 3 этапе работы, с детьми старшего дошкольного возраста для развития словесного творчества я использую лимерик. Сначала знакомлю их с правилом работы со схемой (на слайде).
Слайд 13. Для того чтобы у детей не пропал интерес к сочинительству, мы на третьем этапе работы создали стихотворный домик, который позволял выстраивать стихотворения по схеме. Придумали карточки с обозначением места – это домик, действия – «?», объекта - кружочек и признака - геометрические фигуры. В стихотворении может быть несколько объектов, действий, мест. Если в начале стихотворения зачин начинается с места, то это карточка с обозначением домика, если действия - то карточка с вопросом. Затем записываем с помощью графических символов.
Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль берёт педагог. Во время составления лимерика ребёнок может придумывать слова в рифму, но этих слов нет в русском языке. В принципе это придуманное слово я оставляла, но с условием, если он объяснит его значение, этим самым ещё и формируется детское словотворчество.
Слайд 14. Предлагаю вам познакомиться с лимериками, которые сочинили мои ребятишки.
Слайд 15. Попробуем все вместе сочинить стишок про наш мастер-класс и записать его с помощью модели составления лимерика и графических символов, которые мы используем с детьми.
Вы можете сказать, что вы не поэты и писать стихи не можете. Позвольте не согласиться. Если речь идет о таких стихах, как лимерики, то написать их может практически каждый.
Как вы уже знаете лимерик - это короткое стихотворение из 5-ти строк. Оно должно быть немного сказочным, загадочным, в нём можно использовать элементы нелепицы и небылицы.
Первый шаг – это выбор объекта, про который надо составить рифмовку и наделение его признаками. Мы подбираем сравнительные или описательные характеристики выбранного объекта. Как правило, из этого подбора составляются первые две строчки рифмовки.
Второй шаг – это обращение к действию. Выбираем какие-либо действия данного объекта и рифмуем вторую пару строчек.
Третий шаг – своеобразный вывод – пятая строчка. Идет повторение первой строчки.
(Сочинение лимерика).
Мы сочинили замечательное стихотворение – лимерик. Наше путешествие в поэзию закончилось.
Слайд 16. У вас имеются смайлики.
Прошу оценить мой мастер-класс:
Если он вам был интересен и вам удалось освоить технологию создания рифмованных текстов, то покажите соответствующий смайлик.
Если же мне не удалось вам доступно и понятно продемонстрировать технологию, то покажите другой смайлик.
Мне бы очень хотелось, чтобы те методы и приемы для развития словесного творчества, с которыми вы сегодня познакомились, в перспективе (в дальнейшем) вы использовали в своей творческой работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/16/picture-59864.jpg)
Развитие речевого творчества дошкольников с использованием мнемотаблиц
Мнемотаблицы, как основа интеллектуального тренинга, заметно облегчают детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана – схемы, делает рассказы (сказки) четкими, связными и ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/20/picture-187814-1568997167.jpg)
Мастер-класс "Развитие словесного творчества дошкольников посредством составления поэтических текстов"
Презентация мастер-класса "Развитие словесного творчества дошкольников посредством составления поэтических текстов"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/20/picture-187814-1568997167.jpg)
Развитие речевого творчества дошкольников посредством составления стихотворных текстов
Развитие словесного творчества дошкольников посредством составления стихотворных текстов....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/08/picture-834812-1481212208.jpg)
Развитие речевого творчества дошкольников посредством песочной анимации в условиях реализации ФГОС ДОО.(Опыт работы)
Рисование песком- это занятие не только творческое и увлекательное, но и полезное. Техника рисования песком играет огромную роль в познавательно-речевом развитии дошкольника....
Развитие изобразительного творчества дошкольников посредством использования морфологических таблиц по рисованию
В статье обосновывается использование морфологических таблиц по рисованию в ходе занятий в детском саду с целью развития детского изобразительного творчества, а также предлагаются некоторые варианты р...
«Развитие речевого творчества дошкольников посредствам детского фольклора».
laquo;Развитие речевого творчества дошкольников посредствам детского фольклора».Выполнила воспитательМБДОУ Б детского сада «Светлячок»Шишкина Ольга Владимировна Особую роль в р...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/06/picture-431056-1396742360.jpg)
Консультация для педагогов Развитие технического творчества дошкольников посредством использования Lego-конструирования и робототехники
В данной консультации описывается работа с детьми по lego-конструированию....