Развитие речевого творчества дошкольников посредством составления стихотворных текстов
материал по развитию речи

Зайцева Ольга

Развитие словесного  творчества дошкольников посредством составления  стихотворных текстов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс 

«Развитие речевого творчества дошкольников посредством составления  стихотворных текстов»

 Зайцева Ольга Ивановна,

учитель-логопед МБДОУ №7,  с. Развильное

Слайд 1.  (титульный) Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас и думаю, что общение взаимно обогатит нас, поможет найти единомышленников, определить перспективы продвижения в профессиональном развитии.

Слайд 2. Почему сегодня мы решили обратиться к проблеме речевого творчества дошкольников???

      Потому что говорить умеют почти все, но говорить правильно, красиво лишь единицы. Поэтому одной из важных задач обучения дошкольников наряду с развитием речи как средства общения является формирование связной речи. Но, к сожалению, анализ детских рассказов показывает, что большинство рассказов страдают:

  • скудностью (подлежащее – сказуемое),
  • наличием слов – повторов,
  • длительными паузами,
  • словарный запас ограничен, а главным является то, что ребёнок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями,
  • В общении друг с другом дети мало проявляют речевую активность или вовсе не вступают в коммуникацию.

       Данные проблемы актуализируют потребность развития речевого творчества детей.

       В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью.

       Технологии для детей дошкольного возраста, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности не находят должного внимания в практике работы педагогов  ДОУ.

Слайд 3.    Исследователями становления детской речи и особенностей её развития, установлено, что дети 3-5 лет имеют естественную потребность в стихосложении. Ведь весёлое смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это и есть «словесная игрушка». И в то же время детская поэзия – это особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове.

       Конечно же, сама я не разработала технологию обучения детей составлению рифмованных текстов, но основу моего опыта составила методика Татьяны Александровны Сидорчук и Николая Николаевича Хоменко в модифицированном виде.

      Мы предлагаем для развития словесного творчества детей использовать лимерик.     И сегодня я хочу пригласить вас в необычное творческое путешествие, в поэзию. Отпустим на волю свое воображение: здесь можно совместить несовместимое, сопоставить несопоставимое. Я предлагаю вам взять билетики и узнать, с каким стихотворным жанром английского происхождения вы познакомитесь.  Но не волнуйтесь, вы будете задавать вопросы, а я на них отвечать.

Слайд 4.         Билет №1. Что такое лимерик?

       Лимерик – это шуточное короткое стихотворение, в котором присутствуют бессмыслица, абсурд, сказочность, юмористичность, скрытый смысл, не явно выраженная мораль. Кстати, лимерик – это один из элементов всем нам известной технологии ТРИЗ.

Билет №2.     Кто был первым автором лимериков?

       Первым автором лимериков считается Эдвард Лир, чья книга переведена почти на все языки мира. Среди русских переводчиков наиболее известны нам Самуил Маршак и Корней Чуковский.

Слайд 5.       Билет №3. Сколько всего строк в лимерике?

       В лимерике пять строчек. Первая строчка рифмуется со второй и пятой, третья с четвёртой. А пятая является выводом и может не рифмоваться.

Билет №4.      Модель составления лимерика

Слайд 6.

Билет №5.   С какого возраста начинается обучение рифмованию?

      Обучение рифмованию начинается с трехлетнего возраста. Основная форма работы – игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определённой последовательности.

Билет №6.   Как ответить детям, что такое лимерик?

«Если спросит вас дошкольник или ученик:

«Правильно ли говорить лиме΄рик?»

Ответьте ему без истерик:

«Не лиме΄рик и не лимери΄к!

Ли΄мерик – город в Ирландии есть.

По городу и пятистишию честь.

А если в пять строк не уложились,

Значит ли́мерики у вас не получились!»

        Как вы считаете, с каким видом поэтических произведений в русском народном творчестве схожи лимерики? (ответы участников мастер-класса): с частушками, на авторские стихотворные – небылицы Корнея Чуковского, например, вспомните  авторские стихотворные – небылицы Корнея Чуковского…

Слайд 7.          Основная форма работы по составлению рифмованных текстов – это игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.

       Работу по составлению рифмованных текстов я начала во 2 младшей группе во второй половине года. Первое с чем познакомились дети, это была игра, которая называлась «Складные картинки». Они с удовольствием рассматривали яркие, красочные картинки. Затем я предлагала каждой картинке найти пару, но такую, чтобы при назывании изображенной картинки получилась песенка. Эту песенку мы назвали рифма. А чтобы заинтересовать ребёнка я нарядила куклу и дала ей имя - «Ладушка - складушка», которая посещала нас в течение всего года.

      Также, при прочтении текстов стихотворной формы постоянно обращала внимание детей на слова – рифмы, повторяли их вместе с детьми несколько раз.

Слайд 8, 9.    Игра с залом: и так, поиграем вместе.

Слайд 10.      На 2 этапе, в среднем дошкольном возрасте предлагаю игры «Придумай рифмованное слово» или «Похожие слова», где к названному слову подбирают похожие на него, обращая внимание на одинаковые «хвостики». Причём рифмуются не только существительные, но и прилагательные, и глаголы.

Или игра «Доскажи словечко» (см. по слайду)

Игра с залом: по слайду

Слайд 11.     Затем  предлагаю игры «Придумаем рифмованные строчки». Учу детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.

Игра с залом: по слайду

Слайд 12.           На следующем,  3 этапе работы, с детьми старшего дошкольного возраста для развития словесного творчества я использую лимерик. Сначала знакомлю их с правилом работы со схемой (на слайде).

Слайд 13.   Для того чтобы у детей не пропал интерес к сочинительству, мы на третьем этапе работы создали стихотворный домик, который позволял выстраивать стихотворения по схеме. Придумали карточки с обозначением места – это домик, действия – «?», объекта - кружочек и признака - геометрические фигуры. В стихотворении может быть несколько объектов, действий, мест. Если в начале стихотворения зачин начинается с места, то это карточка с обозначением домика, если действия - то карточка с вопросом. Затем записываем с помощью графических символов.

        Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль берёт педагог. Во время составления лимерика ребёнок может придумывать слова в рифму, но этих слов нет в русском языке. В принципе это придуманное слово я оставляла, но с условием, если он объяснит его значение, этим самым ещё и формируется детское словотворчество.

Слайд 14.    Предлагаю вам познакомиться с лимериками, которые сочинили мои ребятишки.

Слайд 15.    Попробуем все вместе сочинить стишок про наш мастер-класс и записать его с помощью модели составления лимерика и графических символов, которые мы используем с детьми.

       Вы можете сказать, что вы не поэты и писать стихи не можете.  Позвольте не согласиться. Если речь идет о таких стихах, как лимерики, то написать их может практически каждый.

Как вы уже знаете лимерик - это короткое стихотворение из 5-ти строк. Оно должно быть немного сказочным, загадочным, в нём можно использовать элементы нелепицы и небылицы.

     Первый шаг – это выбор объекта, про который надо составить рифмовку и наделение его признаками. Мы подбираем сравнительные или описательные характеристики выбранного объекта. Как правило, из этого подбора составляются первые две строчки рифмовки.

Второй шаг – это обращение к действию. Выбираем какие-либо действия данного объекта и рифмуем вторую пару строчек.

Третий шаг – своеобразный вывод – пятая строчка. Идет повторение первой строчки.

(Сочинение лимерика).

       Мы сочинили замечательное стихотворение – лимерик. Наше путешествие в поэзию закончилось.

Слайд 16.       У вас имеются смайлики.

Прошу оценить мой мастер-класс:

      Если он вам был интересен и вам удалось освоить технологию создания рифмованных текстов, то покажите соответствующий смайлик.

      Если  же мне не удалось вам доступно и понятно продемонстрировать технологию, то покажите другой смайлик.

Мне бы очень хотелось, чтобы те методы и приемы для развития словесного творчества, с которыми вы сегодня познакомились, в перспективе (в дальнейшем) вы использовали в своей творческой работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого творчества дошкольников с использованием мнемотаблиц

Мнемотаблицы, как основа интеллектуального тренинга, заметно облегчают детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана – схемы, делает рассказы (сказки) четкими, связными и ...

Мастер-класс "Развитие словесного творчества дошкольников посредством составления поэтических текстов"

Презентация мастер-класса "Развитие словесного творчества дошкольников посредством составления поэтических текстов"....

Развитие речевого творчества дошкольников посредством составления стихотворных текстов

Развитие словесного  творчества дошкольников посредством составления  стихотворных текстов....

Развитие речевого творчества дошкольников посредством песочной анимации в условиях реализации ФГОС ДОО. (Опыт работы)

Рисование песком- это занятие не только творческое и увлекательное, но и полезное. Техника рисования песком играет огромную роль в познавательно-речевом развитии дошкольника....

Развитие изобразительного творчества дошкольников посредством использования морфологических таблиц по рисованию

В статье обосновывается использование морфологических таблиц по рисованию в ходе занятий в детском саду с целью развития детского изобразительного творчества, а также предлагаются некоторые варианты р...

«Развитие речевого творчества дошкольников посредствам детского фольклора».

laquo;Развитие речевого творчества дошкольников посредствам детского фольклора».Выполнила воспитательМБДОУ Б детского сада «Светлячок»Шишкина Ольга Владимировна Особую роль в р...