«Развитие речевого творчества дошкольников посредствам детского фольклора».
статья по художественной литературе (младшая группа)
«Развитие речевого творчества дошкольников посредствам детского фольклора».
Выполнила воспитатель
МБДОУ Б детского сада «Светлячок»
Шишкина Ольга Владимировна
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушиваться, повторять слова. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
Потешка – это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом.
Пестушки – это маленькие фольклорные произведения (стишки, песенки), в которых выделяют две главные особенности:
Ритмичная, с четким произнесением звуков и слогов и с утрированным протягиванием гласных звуков речь мамы или бабушки.
Действия мамы – поглаживание ручек и ножек малыша, массаж, покачивание ребенка – которые дают новые тактильные ощущения младенцу.
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
- воспитание звуковой культуры речи;
- обогащение словаря;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие монологической и диалогической речи;
- развитие мелкой моторики.
Для решения этих задач мною была проведена следующая работа:
-анкетирование родителей на тему: «Что такое детский фольклор»;
-составлена картотека потешек;
-консультации для родителей: «Детский фольклор», «Потешки в помощь маме»;
-папка-передвижка «Детский фольклор»;
-оформлена выставка книг по устному народному творчеству;
-подобран аудио-сборник детского фольклора.
Потешки используем не только в режимных моментах, но и в организационно – образовательной и совместной деятельности.
Методы и приёмы, используемые при реализации данных задач:
- обыгрывание сюжета потешки
В ходе ООД с детьми используются наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.) с помощью которых создается развернутая картина действий. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.
Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, осторожно ходит котик, и т.д.
- словесные игры или игры «Доскажи словечко»
- подвижные и хороводные игры («У медведя во бору», «Вышла курочка гулять»)
- пальчиковая гимнастика
- чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций.
Итоги работы показали, что многие дети без помощи взрослого самостоятельно рассказывают стихи, потешки.
Таким образом, целенаправленное и систематическое использование потешек помогает детям овладеть:
- родным языком;
-разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие) ;
- первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.
Результатом моей работы являются положительные эмоции, весёлое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, даёт возможность побегать, попрыгать, т. е. всесторонне развивает ребёнка.
Наблюдая за игрой детей, я заметила, что малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shishkina_prezentatsiya.pptx | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки . Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушиваться, повторять слова. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
Потешка – это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом.
Пестушки – это маленькие фольклорные произведения (стишки, песенки), в которых выделяют две главные особенности: Ритмичная, с четким произнесением звуков и слогов и с утрированным протягиванием гласных звуков речь мамы или бабушки. Действия мамы – поглаживание ручек и ножек малыша, массаж, покачивание ребенка – которые дают новые тактильные ощущения младенцу.
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач: - воспитание звуковой культуры речи - обогащение словаря - формирование грамматического строя речи - развитие монологической и диалогической речи - развитие мелкой моторики
Для решения этих задач мною была проведена следующая работа: -анкетирование родителей на тему: «Что такое детский фольклор»; -составлена картотека потешек ; -консультации для родителей: «Детский фольклор», « Потешки в помощь маме»; -папка-передвижка «Детский фольклор»; -оформлена выставка книг по устному народному творчеству ; -подобран аудио-сборник детского фольклора.
Потешки используем не только в режимных моментах, но и в организационно – образовательной и совместной деятельности. Методы и приёмы, используемые при реализации данных задач: - обыгрывание сюжета потешки В ходе ООД с детьми используются наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.) с помощью которых создается развернутая картина действий. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.
Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, осторожно ходит котик, и т.д. - словесные игры или игры «Доскажи словечко» - подвижные и хороводные игры («У медведя во бору», «Вышла курочка гулять») - пальчиковая гимнастика - чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций
Работа с родителями
Потешки для сна: Петя-Петя-петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Ване спать не даешь! Баю-баю-баю-бай, Вместе с Ваней засыпай Ходит Сказка по домам, По высоким теремам, Жди ее, глаза закрой. Спи, глазок, Спи, другой Сказка добрая придет, Сердце доброе найдет, Жди ее, глаза закрой Спи, глазок, Спи, другой.
Потешки при умывании: Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
Улитка, улитка! Покажи свои рога, Дам кусок пирога, Пышки, ватрушки, Сдобной лепешки,- Высуни рожки!
Ладушки, ладушки, Испекли оладушки. На окно поставили, Остывать оставили. Остынут, поедим И воробышкам дадим. Воробышки сели, Все оладьи съели. Кыш, кыш — полетели! На головку сели!
Тук, ток, туки ток Бьёт кулак как молоток. Тук, ток, туки - ток, Бьёт кулак как молоток. Тук, тук, тук, туки, Застучали две руки. Тук, тук, тук, туки, Застучали две руки. Тук, тук, туки ток, Застучал мой каблучок. Тук, тук, туки ток, Застучал мой каблучок. Тук, тук, тук, туки, Застучали каблучки. Тук, тук, тук туки, Застучали каблучки. Тук, тук, тук туки, Две ноги и две руки, Тук, тук, тук туки Две ноги и две руки
Итоги работы показали, что многие дети без помощи взрослого самостоятельно рассказывают стихи, потешки . Таким образом, целенаправленное и систематическое использование потешек помогает детям овладеть: - родным языком; -разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие) ; - первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.
Результатом моей работы являются положительные эмоции, весёлое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, даёт возможность побегать, попрыгать, т. е. всесторонне развивает ребёнка. Наблюдая за игрой детей, я заметила, что малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие и воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора
О важности духовного и эстетического развития детей в процессе изучения музыкального фольклора....
Развитие и воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора
О важности духовного и эстетического развития детей при знакомстве с музыкальным фольклором...
Развитие и воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора
О важности духовного и эстетического развития дошкольников при ознакомлении с фольклором...
Аналитический отчет о деятельности опорной площадки «Инновационная технология ТРИЗ как средство развития речевого творчества дошкольников» «Детский сад комбинированного вида «Радуга» за 2014-2015 учебный год.
Аналитический отчет о деятельности опорной площадки«Инновационная технология ТРИЗ как средство развития речевого творчества дошкольников» «Детский сад комбинированного вида «Радуга» за ...
Развитие речевого творчества дошкольников посредством составления стихотворных текстов
Развитие словесного творчества дошкольников посредством составления стихотворных текстов....
Развитие речевого творчества дошкольников посредством составления стихотворных текстов
Развитие словесного творчества дошкольников посредством составления стихотворных текстов....
Развитие речевого творчества дошкольников посредством песочной анимации в условиях реализации ФГОС ДОО.(Опыт работы)
Рисование песком- это занятие не только творческое и увлекательное, но и полезное. Техника рисования песком играет огромную роль в познавательно-речевом развитии дошкольника....