кружок Говорушки
материал по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Улыбка» с. Бисерово
Афанасьевского района Кировской области
Согласовано: Утверждено:
На Педагогическом совете И.о заведующего МБДОУ детского сада
МБДОУ детского сада «Улыбка» с. Бисерово
«Улыбка» с. Бисерово ____________ Л.Л.Белёва
Протокол № 1 от 06.08.2019 г. Приказ № 29/01-07 от 06.08.2019г.
_____________ Л.Л.Белёва
Программа
по дополнительному образованию
познавательной направленности
«Говорушки»
Для детей: 5 года жизни Педагог:
Срок реализации: 2019-2020 уч. г. Белёва
Людмила Леонидовна
с. Бисерово 2019 г.
Пояснительная записка.
Развитие речи есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей. Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители. Дети старшего дошкольного возраста полностью овладевают грамматическим строем речи и пользуются им достаточно свободно, активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением — антонимы (друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать); слова, близкие по смыслу, — синонимы (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный), пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений. Несмотря на все это, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.
Актуальность
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет огромное значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе. Умение дошкольника пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно – залог успешного обучения его в школе.
Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой, работы детского сада, отвечает Федеральным государственным образовательным стандартам к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации.
Цель: развитие коммуникативной функции речи и активизации познавательной деятельности детей.
Задачи:
- развивать словарный запас;
- развивать грамматический строй речи;
- развивать связную речь;
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- способствовать развитию графических навыков,
- формировать навыки самоконтроля и самооценки,
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
1. Принцип соответствия содержания и методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей дошкольников.
2. Принцип комплексности – на каждом занятии необходимо уделять внимание решению каждой из задач.
3. Принцип последовательности – только по мере накопления знаний, и овладения навыками и технологией работы содержание занятий расширяется и углубляется.
5. Принцип соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности детей данной возрастной группы – игровой.
6. Поэтапное, дозированное предъявление материала.
7. Развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
8. Принцип учета личностных особенностей.
9. Принцип развивающего подхода. (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
10. Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких задач в структуре одного занятия;
11. Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
12. Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Организация образовательной деятельности.
Содержание работы по данной программе, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и требованиями дошкольного образования (далее-ФГОС), направлено на создание системы помощи детям, нуждающимся в ней.
Эффективность работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов образовательно-воспитательного процесса: логопеда, родителей и педагогов.
Программа «Говорушки» разработана для реализации в условиях детского сада общеразвивающего вида, то есть в расписании НОД предусмотрено специальное время для проведения фронтальной деятельности учителя - логопеда.
Объем: 36 занятий (одно занятие продолжительностью не более 25 минут).
Программа рассчитана на один учебный год, проходит с сентября по май один раз в неделю.
3.Связь с другими образовательными областями.
Содержание работы.
Программа состоит из диагностической и развивающей частей.
Диагностическая часть представлена в виде индивидуальной и подгрупповой диагностики.
Развивающая часть включает в себя НОД по развитию речи вообще и одно занятие в тематическом цикле по обучению детей пересказу. Почему пересказ? Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Это подчеркивается как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике (Глухов В.П., Бородич А.М., Филичева Т.Б., Федоренко Л.П., и др.) Пересказ – это один из наиболее простых видов монологического высказывания.
Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 учебный год
1 Входная диагностика. (НОД 1-2).
2. НОД осенью (2-12).
3. НОД зимой (13-24).
4. НОД весной (25-30, 33-37).
5.Итоговая диагностика. (31-32)
Сокращения: Д/у – дидактическое упражнение; Д/и – дидактическая игра;
№ | Тема | Цели | Игры, упражнения | |
1-я неделя сентября | 1 | индиидуальная диагностика | Изучение уровня развития речи детей. | Д/у «Назови одним словом», Д/у «Кто что делает?», Д/у «Скажи наоборот», Д/у « Как?», |
2-я неделя сентября | 2 | Изучение уровня развития речи детей. | Д/и «Где белочка?», Д/у «Считай и называй», «Какой, какая, какие»и т.д. | |
3-я неделя сентября | 3 | «Игрушки» | Уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними; учить выделять составные части, форму, цвет, материал; образовывать существительные родительного падежа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательными; составлять описательные рассказы по игрушкам; развивать зрительную и слуховую память; активизировать словарь. | Игра «Какой игрушки не хватает?», «Что изменилось», «Скажи ласково», «Сосчитай». Составление рассказа. |
4-я неделя сентября | 4 | «Овощи» | Закрепить знания об овощах; закрепить умение составлять описательные рассказы, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительные с существительными; расширить словарь; развивать внимание, мышление. | Д/и «Осенний лес», отгадывание загадок, Д/и «Сбор урожая», д/и «Повар и овощи». |
1-я неделя октября | 5 | «Фрукты» | Уточнить и закрепить знания детей о фруктах; закрепить умение составлять описательные рассказы, образовывать прилагательные от существительных, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, развивать словарь, внимание мышление, память. | Д/и «Что изменилось», «Чего не стало?», составление рассказов, Д/и «Какой сок приготовили», «Назови ласково», «Сосчитай». |
2-я неделя октября | 6 | «Деревья» | Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; подбирать слова – антонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме. | Чтение стихотворения, беседа, подбор слов-действий, слов-значений, Д/и «Скажи ласково», игра «Прятки». |
3- неделя октября | 7 | «Грибы» | Уточнить знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы; знать внешние признаки; учить составлять описательные рассказы; согласовывать числительные с существительными; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов – антонимов; закрепить употребление предлогов. | Чтение стихотворения, Д/и «Сбор грибов», составление описательных рассказов. |
4-я неделя октября | 8 | «Перелетные птицы» | Познакомить детей с перелетными птицами; уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятие «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сложные прилагательные, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов – антонимов; учить составлять сюжетный рассказ. | Игра «Сосчитай», «Кто где живет», составление предложений, составление рассказа по плану. |
1-я неделя ноября | 9 | «Геометрические фигуры» | Рассмотреть геометрические фигуры; уточнить их названия и внешние признаки; учить ориентироваться на листе бумаги; образовывать сложные слова; образовывать с уменьшительно-ласкательную форму; образовывать существительные множественного числа родительного падежа. | Д/и «Скажи слово», «Сосчитай», «Чего не стало», «Что изменилось», «Поручение», «Каждой фигуре свое место». |
2-я неделя ноября | 10 | «Осень» | Обобщить и систематизировать знания детей об осени; упражняться в составлении рассказов по картинно-графическому плану; развивать внимание, память мышление. | Работа по плану. Составление рассказа по картинно-графическому плану. Чтение рассказа «Осень». |
3я неделя ноября | 11 | «Домашние птицы» | Уточнить названия домашних птиц; знать внешние признаки, повадки, чем питаются, как голос подают; какую пользу приносят; подобрать слова -действия и слова – признаки; образовывать притяжательные прилагательные, существительные множественного числа, уменьшительно-ласкательную форму существительных; работа над предложением; упражнять в составлении описательных рассказов. | Загадки, работа с картинками, д\у «Скажи по-другому»; игровое упражнение «Подбери слова-действия»; и/у «Подбери слова», д/и «Сосчитай», и/у «Составь предложение»; составление описательных рассказов по плану. |
4я неделя ноября | 12 | «Лесной голосок» | Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. | Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, картинок, графических схем, д/и «назови птенца», «кто как голос подает». |
1-я неделя декабря | 13 | «Домашние животные» | Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных; знать внешние признаки животных, чем питаются, где живут, какую пользу приносят; знать названия детенышей и их семью; образовывать существительные множественного числа, притяжательные прилагательные, сущ-ые с помощью суфф-са –ищ, подбирать слова-антонимы; согласовывать числительные с существительными; развивать словарь | Отгадывание загадок,рассказ о животных по картинкам, д \и «Сосчитай». |
2-я неделя декабря | 14 | «Зима» | Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, родительного падежа мн.числа; подобрать однокоренные слова; развивать внимание. | Беседа, составление рассказа, д/и «Скажи слово», «Составь предложение», «Доскажи словечко» |
3-я неделя декабря | 15 | «Зимующие птицы» | Закрепить название зимующих птиц; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; развивать словарь, внимание. | Беседа, рассказ о птицах, «Скажи слово», «Составь предложение», «Доскажи словечко», «Скажи наоборот». |
4-я неделя декабря | 16 | Транспорт | Закрепить знания детей о транспорте, образовывать прилагательные от существительных, приставочные глаголы; составлять описательные рассказы; развивать словарь. | Беседа; игра «подбери слова» |
2-я неделя января | 17 | «Зима. Зимние забавы». | Закрепить знания о зиме; уточнить признаки зимы; учить составлять сюжетный рассказ по картине; развивать словарь; память, внимание. | Беседа; игра «подбери слова» ; задания по картинкам. |
3-я неделя января | 18 | «Мебель» | Уточнить название мебели, ее составные части; образовывать существительные родительного падежа, уменьшительно-ласкательную форму существительных, прилагательные от существительных, подбор слов-антонимов, составлять предложения с предлогами, сюжетный рассказ по опорным словам. | Игры: «Чего не стало», «Что изменилось», «Запомни и назови», «Скажи ласково», «Скажи наоборот», составление предложений с предлогами по опорным картинкам, составление рассказа. |
4-я неделя января | 19 | «Посуда» | Уметь различать виды посуды, части посуды, внешние признаки, образовывать существительные родительного падежа, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных, согласовывать числительные с существительными; составлять предложения с предлогами, активизировать словарь по данной теме. | Беседа, и/у «Подбери слова-действия к предметам», игра с мячом. |
1-я неделя февраля | 20 | «Белка» | Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий. | Подготовка к восприятию текста, чтение рассказа «Белка», беседа, игры «Найди белку», «Подбери признаки», «Подбери действия», пересказ по графическому плану. |
2-я неделя февраля | 21 | «Животные севера» | Уточнить названия, знания внешних признаков, их строение, чем питаются, характерные повадки, знать семью; образовывать сложные прилагательные с суффиксом -ищ, притяжательные прилагательные. | Рассказ логопеда, рассматривание и обсуждение иллюстраций, |
3-я неделя февраля | 22 | «День защитника отечества» | Уточнить знания детей об армии, их представления о родах войск; воспитывать уважение к защитникам нашей родины; составлять предложения с предлогами; закрепить словарь по данной теме. | Чтение стихотворения, д/и «Подбери эмблему войну», «Скажи много», «Составь предложение», рассказ логопеда |
4-ая неделя февраля | 23 | «Дикие животные» | Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных; знать внешние признаки животных, чем питаются, где живут, какую пользу приносят; знать названия детенышей и их семью; образовывать существительные множественного числа, притяжательные прилагательные, сущ-ые с помощью суфф-са –ищ, подбирать слова-антонимы; согласовывать числительные с существительными; развивать словарь. | Отгадывание загадок, рассказ о животных по картинкам, д/и «Сосчитай». |
1-ая неделя марта | 24 | «Одежда»» | Уточнить названия одежды, закрепить понятия: верхняя, нижняя, праздничная, повседневная; уметь называть отдельные детали одежды, уточнить кто шьет одежду, где и какие инструменты необходимы. | Беседа о деталях одежды. |
2-я неделя марта | 25 | «8 марта» | Закрепить и уточнить знания детей о празднике 8 марта; составить творческие рассказы; развивать словарь, воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестре. | Чтение стихотворения, рассматривание и обсуждение картинок «Помощники», рассказы детей «Как помогаю маме, бабушке», д/и «Как помогаю маме, бабушке», «Красивые слова о маме», «Запомни и повтори», рассказы детей о маме. |
3-я неделя марта | 26 | «семья» | Закрепить и уточнить, систематизировать знания детей о семье; закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в составлении предложений. | Д/и «Кто кем приходится», образование притяж.прил., д/и «Составь предложение» |
4-я неделя марта | 27 | «Животные жарких стран» | Закрепить и уточнить знания детей о животных жарких стран их детенышей; уточнить внешние признаки, их строение, чем питаются, характерные повадки; образовывать притяжательные прилагательные , сложные слова, учить детей понимать и объяснять значение крылатых выражений. | Беседа, д/и «Кто у кого», «Добавь словечко», «Чье это», «Составь слово», физминутка «Чудесное превращение». |
1-я неделя апреля | 28 | «Ранняя весна» | Уточнить время года, названия весенних месяцев, характерные признаки ранней весны; закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные, сущ-ые множественного числа; составлять рассказ о весне по картинно-графическому плану; развивать словарь. | Работа по картинно-графическому плану, отгадывание загадок, д/и «Скажи ласково», «Скажи чего много», составление рассказа. |
2-я неделя апреля | 29 | «Наша столица» | Уточнить и закрепить знания детей о Москве; Москва – это главный город. | Беседа о Москве. |
3-я неделя апреля | 30 | диагностика | Изучить особенности развития речи детей данной группы. | Д/у «Назови одним словом», Д/у «Кто что делает?», Д/у «Скажи наоборот», Д/у « Как?», |
4-я неделя апреля | 31 | диагностика | Изучить особенности развития речи детей данной возрастной группы. | Д/и «Где белочка?», Д/у «Считай и называй», «Какой, какая, какие»и т.д. |
1-я неделя мая | 32 | «Ягоды» | Уточнить названия ягод, внешние признаки; образовывать прилагательные от существительных; составлять описательные рассказы. | Д/и «Запомни и повтори», беседа о ягодах, физминутка, рефлексия. |
2-я неделя мая | 33 | «Космос» | Закрепить знания детей о космосе, космонавтах, образовывать существительные множественного числа. | Рассказ о космосе, д/и «Полет в космос», д/и Полет в космос», д/и «Составь предложение» |
3-я неделя мая | 34 | «Насекомые» | Познакомить детей с понятием «насекомые», уточнить названия, внешние признаки, их строение; составлять предложения с предлогами; развивать словарь, внимание, память. | Тематическая беседа, физминутка, отгадывание загадок, д/и «Закончи предложение». |
4-я неделя мая | 35 | «Пушок» | Формирование навыков пересказа достаточно большого по объему текста с наглядной опорой в виде графических схем. | Подготовка к восприятию текста, чтение рассказа, беседа, д/и «Кто где живет», повторное чтение рассказа, коллективное составление чтения рассказа, пересказ рассказа с изменением лица. |
Список используемой литературы.
Кузнецова Е.В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. – М.: Сфера, 2007.
Лебедева Л.И., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В., Павлова Т.С., Львова Т.С., Прокопова С.П., Журавлева Н.Н., Чернышова И.Н. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. – М., Центр педагогического образования, 2008.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1980.
Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.
Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991.
Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Развитие речи (Тесты для дошколят) – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту. – М.: ОЛИСС, Эксмо, 2007.
Герасимова А.С. И др. Большая энциклопедия дошкольника. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», РООССА, 2006.
Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. – М.: Изд-во Эксио, 2006
Планируемые результаты уровня развития интегративных качеств:
Система мониторинга
Общие положения
Диагностика проводится два раза в год. Входная проводится на первых двух занятиях и итоговая диагностика – на 31 и 32 занятиях.
Диагностический комплекс состоит из серий заданий, каждый из которых решает свои диагностические задачи.
Индивидуальная диагностика занимает от 20 минут.
Индивидуальную диагностику можно проводить в 2-3 приема. Если ребенок устал, он должен отдохнуть, а к работе можно будет вернуться позже.
- ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ
Имя существительное
Д/у «Назови одним словом»
Д/у проводится в подгруппе.
ЦЕЛЬ: Выявить умение называть имена существительные обозначающие предметы бытового окружения, профессии, растения, животных, птиц.
Оборудование. 6 карточек, по 4 картинки на каждой карточке:
Птицы: ласточка, снегирь, дятел, синичка.
Домашние животные: свинья, корова, лошадь, собака.
Дикие животные (звери): лось, медведь, волк, белка.
Деревья: дуб, береза, рябина, ель.
Мебель: кресло, диван, полка, кровать.
Профессии: врач, учитель, строитель, швея.
Ход диагностики.
Воспитатель раздает каждому ребенку по 2 карточки. Просит перечислить картинки на карточке и назвать их одним словом.
Критерии оценки:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Ребенок правильно называет 3-4 предмета на одной карточке, и обобщает их одним словом. Выполняет задание на обеих карточках. |
Средний | 2 | Ребенок называет предметы на карточке, но затрудняется подобрать обобщающее слово. (Ребенок называет предметы обобщающим словом, но затрудняется перечислить предметы). Выполняет задание на обеих карточках. |
Низкий | 1 | Ребенок затрудняется называть более 2 предметов на карточке, не подбирает обобщающее слово. Выполняет задание только на одной карточке. |
Глагол
Сложные предложения
Д/у «Кто что делает?»
Д/у проводится подгруппой.
ЦЕЛЬ: Выявить умение употреблять в речи глаголы близкие по значению, умение составлять сложные предложения.
Оборудование. 4 карточки, по 2 картинки на каждой карточке:
- мама шьет, бабушка вяжет;
- дедушка режет хлеб, мальчик вырезает картинку;
- девочка вышивает цветок; папа пришивает пуговицу;
- мама жарит котлеты, бабушка печет пироги.
Ход диагностики.
Воспитатель раздает детям по одной карточке, предлагает рассмотреть картинки и ответить на вопрос: «Кто что делает? Придумай предложение, используя сразу две картинки. Постарайся, чтобы предложение получилось длинным (Мама шьет красную рубашку на машинке, а бабушка вяжет теплый шарф)».
Критерии оценки глагола:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Ребенок правильно называет близкие по значению слова-дейстия. |
Средний | 2 | Ребенок правильно называет одно слово-действие. Другое – называет так же или заменяет другим глаголом. |
Низкий | 1 | Ребенок затрудняется правильно подобрать слово-действие. Заменяет их другими глаголами. |
Критерии оценки сложного предложения:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Ребенок составляет сложное предложение, используя обе картинки. Каждая часть сложного предложения является распространенной. |
Средний | 2 | Ребенок составляет сложное предложение, используя обе картинки. Каждая часть сложного предложения является не распространенной. |
Низкий | 1 | Ребенок затрудняется составить сложное предложение |
Имя прилагательное
Д/у «Скажи наоборот»
Д/у проводится в паре.
ЦЕЛЬ: Выявить умение подбирать прилагательные характеризующие свойства и качества предметов, эмоции.
Оборудование. Парные карточки: лимон – сахар, перышко – гантель, диван – стул, короткая и длинная ленты, дорога – тропинка, грустный мальчик – веселая девочка, Кощей – бабушка, высокое дерево – низкий куст. (Возможно проведение диагностического задания без оборудования)
Ход диагностики.
Воспитатель предлагает ребенку поиграть в игру «Скажи наоборот»: «Я скажу – лимон кислый, а сахар наоборот ........ (сладкий)».
Критерии оценки:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Ребенок правильно подобрал 3-4 прилагательных-антонимов. |
Средний | 2 | Ребенок правильно подобрал не более 2 прилагательных-антонимов. |
Низкий | 1 | Ребенок не смог подобрать прилагательные-антонимы. |
Наречие
Д/у « Как?»
Д/у проводится в подгруппе.
ЦЕЛЬ: Выявить умение употреблять в речи наречия.
Оборудование. Не требуется.
Ход диагностики.
Воспитатель предлагает ребенку ответить на вопросы: «Самолет летит как? Черепаха ползет как? Солнце светит как? Мама гладит тебя по голове как?»
Критерии оценки:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Ребенок подбирает наречия к каждому вопросу без ошибок. |
Средний | 2 | Ребенок при подборе наречий к вопросу допускает не более 1 ошибки. |
Низкий | 1 | Ребенок при подборе наречий к вопросу допускает 2-3 ошибки. |
Сложные предлоги
Д/и «Где белочка?»
Д/и проводится индивидуально.
ЦЕЛЬ: Выявить умение ребенка употреблять в речи ребенка сложные предлоги под, из-за, между, из-под, около, через.
Оборудование. Картинки: дерево с дуплом и гнездом, белочка.
Ход диагностики.
Воспитатель помещает белочку в разные части дерева и за дерево, побуждая ребенка отвечать на вопросы: «Где находится белочка?», «Откуда выглядывает белочка?», «Через что перепрыгнула белочка?» и другие.
Критерии оценки:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Все предлоги ребенок употребляет правильно, затруднение вызывает не более одного предлога |
Средний | 2 | Большинство предлогов ребенок употребляет правильно, 2-3 предлога употребляет не правильно, пропуская его или заменяя другим предлогом |
Низкий | 1 | Не более 2 предлогов ребенок употребляет правильно, остальные предлоги заменяет другими или пропускает в речи. |
ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ
Звукопроизношение
Рекомендуется проводить по дополнительной диагностической карте
Критерии оценки:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Другие звуки (Т, Д, Ф, К…) не нарушены. 13 – 17 обследуемых звуков произносит правильно. |
Средний | 2 | Имеет нарушения других звуков (Т, Д, Ф, К…) - произносит неправильно, замещает на другие звуки или пропускает их, 9 – 12 обследуемых звуков произносит правильно. |
Низкий | 1 | Имеет нарушения других звуков (Т, Д, Ф, К…) - произносит неправильно, замещает на другие звуки или пропускает их, менее 8 обследуемых звуков произносит правильно. |
Фонематический слух
Д/и «Где спрятался звук?»
Д/и проводится индивидуально.
ЦЕЛЬ: Выявить умение определять место звука в слове.
Оборудование. Не требуется.
Ход диагностики.
Воспитатель предлагает ребенку послушать слово: «Я буду называть тебе слова, а ты скажи: где находится звук [Р]. (РАК, КОРОВА, ШАР)
Критерии оценки:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Ребенок правильно определяет местоположение звука во всех позициях. |
Средний | 2 | Ребенок определяет местоположение звука в словах, допускается не более 1 ошибки. |
Низкий | 1 | Ребенок затрудняется определить местоположение звука в словах. |
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Согласование существительных с числительными
Д/у «Считай и называй»
Д/у проводится в подгруппе.
ЦЕЛЬ: Выявить умение согласовывать существительные с числительными.
Оборудование. Не требуется.
Ход диагностики.
Воспитатель спрашивает у ребенка: «Ты любишь считать? Давай будем с тобой считать предметы и называть их: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин. (Ребенку предлагаются слова: пирамидка, мяч, яблоко, ухо)».
Критерии оценки:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Ребенок правильно согласовывает существительные с числительными в роде, числе и падеже. Допускается 1-2 ошибки. |
Средний | 2 | Ребенок правильно согласовывает существительные с числительными в роде, числе и падеже. Допускается 3-5 ошибки. |
Низкий | 1 | Ребенок допускает множественные ошибки в согласовании существительных с числительными. |
Согласование существительных с прилагательными
Д/у «Какой, какая, какое, какие?»
Д/у проводится в подгруппе.
ЦЕЛЬ: Выявить умение согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе.
Оборудование. Не требуется
Ход диагностики.
Воспитатель предлагает детям подобрать слова: «Я назову предмет, а вы мне скажите каким он может быть. (мяч, машина, яблоко, карандаши)». Воспитатель следит, чтобы каждый ребенок подобрал по 1 прилагательному к существительным разного рода и множественного числа, и обращает внимание на правильное проговаривание окончаний прилагательных.
Критерии оценки:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Ребенок правильно согласовывает прилагательные с существительными в роде и числе. |
Средний | 2 | Ребенок согласовывает прилагательные с существительными. Допускает 1-2 ошибки. |
Низкий | 1 | Ребенок затрудняется согласовывать прилагательные с существительными. Допускает множественные ошибки. |
Образование однокоренных слов
Д/у «В гости к бабушке»
Д/у проводится индивидуально.
ЦЕЛЬ: Выявить умение образовывать однокоренные слова: существительные с суффиксами, глаголы с приставками.
Оборудование. Не требуется.
Ход диагностики.
Воспитатель: «Я буду рассказывать сказку, а ты мне помогай.
Шла Катя в гости к бабушке. У бабушки был небольшой дом, а рядом стоял огромный, многоэтажный ……. К бабушкиному дому она ……. Затем в дом ……. Принесла Катя бабушке пирожки и конфеты. Бабушка пригласила внучку пить чай. На стол она поставила чашки: рядом с большой чашкой поставила маленькую …… Сахар положила в ………, а масло – в …….. Бабушка с внучкой с удовольствием попили чай.
Критерии оценки:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Ребенок правильно образовывает однокоренные слова, допускает не более 1 ошибки. |
Средний | 2 | Ребенок правильно образовывает однокоренные слова, допускает 2-3 ошибки. |
Низкий | 1 | Ребенок затрудняется образовывать однокоренные слова, допускает множественные ошибки. |
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Пересказ
Проводится индивидуально.
ЦЕЛЬ: Выявить умение пересказать небольшой рассказ.
Оборудование. Не требуется.
Ход диагностики.
Воспитатель предлагает ребенку послушать рассказ. Затем задает ряд вопросов по тексту. Текст прочитывается ещё раз. Ребенку предлагается его пересказать.
Умная галка.
Хотела галка пить. Увидела кувшин с водой. А вода в нем на самом дне. Галка скакала, скакала – все без толку. Никак не смогла галка достать воду. Стала галка кидать камешки в кувшин. Кидала, кидала и накидала столько, что вода поднялась, и галка смогла напиться. Вот какая умная галка! (по Л.Н. Толстому)
Критерии оценки:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Ребенок самостоятельно в полном объеме пересказывает текст. |
Средний | 2 | Пересказ ребенка носит сжатый характер. |
Низкий | 1 | Пропускает значимые части текста. Ребенок пересказывает с помощью наводящих вопросов воспитателя. |
Описательный рассказ
Проводится индивидуально.
ЦЕЛЬ: Выявить умение составлять описательный рассказ по плану.
Оборудование. Не требуется
Ход диагностики.
Воспитатель интересуется у ребенка, есть ли у него любимая игрушка: «Расскажи мне о ней. Сначала назови её. Скажи, из каких частей она состоит? Какого она цвета? Из какого материала она сделана? Как ты с ней играешь?»
Критерии оценки:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Ребенок составляет подробный описательный рассказ, придерживается плана. |
Средний | 2 | Затрудняется составлять подробный описательный рассказ. Старается придерживаться плана. Допускается перестановка или пропуск 1-2 пунктов плана. |
Низкий | 1 | Ребенок составляет рассказ при помощи вопросов воспитателя, отвечая на них односложно. План описания предмета отсутствует. |
Составление рассказа по сюжетной картине
Д/у проводится индивидуально.
ЦЕЛЬ: Выявить умение составлять рассказ по сюжетной картине.
Оборудование. Сюжетная картина (по временам года).
Ход диагностики.
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картину, задает по её содержанию несколько вопросов: «Составь свой рассказ по картине, используя план: Какое время года изображено на картине? Какое небо? Как выглядят деревья? Чем покрыта земля? Как ведут себя животные? Чем заняты люди?»
Критерии оценки:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Ребенок составляет подробный рассказ по сюжету картины, самостоятельно развивая сюжет картины. Придерживается логического плана. |
Средний | 2 | Затрудняется составлять подробный рассказ по сюжету картины. Не придерживается логического плана. Сюжет рассказа сжат. |
Низкий | 1 | Ребенок составляет рассказ по картине при помощи вопросов воспитателя, отвечая на них односложно. Логический план рассказа отсутствует. |
Составление рассказа по серии картин
Проводится индивидуально.
ЦЕЛЬ: Выявить умение составлять рассказ по набору картинок с последовательно развивающимися действиями.
Оборудование. Серия из 4 картинок.
Ход диагностики.
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть набор картинок с последовательно развивающимися действиями: «Посмотри внимательно на картинки и составь по ним рассказ».
Критерии оценки:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Ребенок самостоятельно составляет последовательный рассказ. Объединяет картинки одним сюжетом. |
Средний | 2 | Ребенок составляет рассказ. Затрудняется некоторые картинки (не более 2) объединить одним сюжетом. |
Низкий | 1 | Составляет по каждой картинке предложение. Не объединяет их в один сюжет. |
Результат обследование ребенка:
Уровень | Общее количество баллов |
Высокий | 36 – 45 |
Средний | 26 – 35 |
низкий | 15 – 25 |
Список используемой литературы.
Рекомендуемая литература
- Кузнецова Е.В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. – М.: Сфера, 2007.
- Лебедева Л.И., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В., Павлова Т.С., Львова Т.С., Прокопова С.П., Журавлева Н.Н., Чернышова И.Н. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. – М., Центр педагогического образования, 2008.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1980.
- Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Развитие речи (Тесты для дошколят) – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
- Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту. – М.: ОЛИСС, Эксмо, 2007.
- Герасимова А.С. И др. Большая энциклопедия дошкольника. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», РООССА, 2006.
Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. – М.: Изд-во Эксио, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
кружок "Говорушка"
Рабочая программа кружка "Говорушки" младшая группа Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, снят...
кружок Говорушки" 1-я младшая группа
Кружковая работа в ДОУ...
Кружок "Говорушки" для детей 2 младшей группы по речевому развитию
В материале предоставлен план ведения кружка по ознакомлению детей 2 младшей группы с устным народным творчеством....
Кружок "Говорушки"
Воспитать цельную личность — нелёгкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога - психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у р...
Кружок "Говорушки"
Воспитать цельную личность — нелёгкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога - психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у р...
Кружок "Говорушки" для 2ой младшей группы (Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста)
Как педагог дошкольного образования, я сталкиваюсь с проблемой развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Учитывая важность проблемы, решила провести с детьми углубленную работу в этом направл...
Кружок «Говорушки»
СодержаниеПояснительная записка………………………………………………………...3Перспективный план работы кружка «Говорушки» для воспитанников средней группы на 2014 – 2015 учебный год………………………………...6Планируемые ...