Интегрированное занятие «Зимние напевы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие «Зимние напевы»
Программное содержание: вызвать у детей отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи; цветосочетания зимнего состояния природы, вызывающие соответствующие им настроения; рисунок, передающий характер образов; композиционные построения картин. Развивать эстетические оценки, суждения, умения соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии, художественной прозе. Обогащать словарь детей эмоционально- оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами.
Подготовительная работа: наблюдение за зимними явлениями в природе, цветовыми проявлениями сезона, времени суток. Рассматривание репродукций картин о зиме, разучивание стихов, пение песен, прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.
Воспитатель: Сегодня у меня веселое настроение. Я хочу с вами говорить загадками. Итак, отгадывайте!
Загадывание загадок о зиме
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
Какой это мастер
На стекло нанес
И листья и травы?
И заросли роз?
(Мороз)
Сверху звездочка упала,
А в ладошке каплей стала?
(Снежинка)
Воспитатель: Загадки вы умеете отгадывать. Ребята, а вы догадались, о каком времени года мы сегодня с вами будем говорить?
Дети: О зиме.
Воспитатель: А скажите мне, какой месяц начинает зиму, завершает год и поддает стужи?
Дети: Декабрь.
Воспитатель: Правильно, начинает зиму и завершает год декабрь. Декабрь в народе прозвали студень или стужайло. Но капризна и переменчива погода в декабре: выпавший снег сменяется неожиданным дождем, и вновь сильные ветры наметают снежные сугробы. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты - в словах, композиторы - в звуках, художники - в красках. Давайте и мы попробуем разгадать некоторые напевы зимушки-зимы.
Музыкальный руководитель: Я вам предлагаю разгадать музыкальные загадки. Прослушайте два отрывка из цикла «Времена года» великого русского композитора П. И. Чайковского. По характеру музыки вы сможете определить, какое время года отобразил композитор в своем произведении?
Звучит отрывок из пьесы «Песнь косаря. Июль».
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Правильно, прозвучал отрывок из пьесы, в котором вы правильно услышали летнее время года. Пьеса так и называется «Песнь косаря. Июль.» Июль – самый жаркий летний месяц, пора сенокоса. А косари – это в основном мужчины, которые рано-рано утром выходили в поле косить траву. А песни им помогали во время работы. Какие они были по характеру? Веселые, энергичные, ритмически четкие. А теперь, следующий музыкальный отрывок.
Звучит отрывок из пьесы «У камелька. Январь».
Музыкальный руководитель: Сейчас, прозвучало зимнее время года, а конкретно, пьеса называется «Январь. У камелька». Камелек – это русское название камина, у которого собиралась вся семья в долгие зимние вечера. В крестьянских избах у очага плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни. Какие по настроению они были? Правильно, задушевные, грустные, мечтательные. Вот таким услышал зимний месяц январь Чайковский.
Воспитатель: Ребята, зима по-разному поет свои песни: то морозную, суровую, звонкую, радостную, то разгульную, метельную, то тоскливо-унылую, печальную. В течение одной зимы часто меняется погода. От этого меняется наше настроение. Когда выпавший снег полежит-полежит, порадует нас своей белизной и красотой и вдруг растает, бывает грустно и тоскливо. Но вот опять заснежило, и повалил густой, пушистый снег. И нам становится радостно, весело, празднично. Послушайте стихи о зиме известных поэтов: И. Сурикова и С. Есенина.
1-й ребенок: Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
И. Суриков
2-й ребенок: Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка,
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака,
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна…
С. Есенин
Воспитатель: Ребята, а вам нравится зима? А за что вы любите зиму?
Ответы детей.
3-й ребенок:
Мы не могли зимы дождаться,
Чтоб с гор на саночках кататься,
Чтоб наши лыжи и коньки
Помчались наперегонки.
Музыкальный руководитель: А вы покажите, как вы умеете лепить снежки, кататься на коньках и санках.
Танец «Конькобежцы»
Воспитатель: А сейчас послушаем отрывок из рассказа писателя Г. Скребицкого о волшебнице Зиме.
«…Ходит зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит. Заглянула Зима в лес. «Уж его–то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется!» Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, нахлобучила белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да маленькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало натянула. Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого одеяла виднеются…Раздвинуло солнышко сизую тучку… А под его ласковым взглядом все еще краше становится.
Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на деревьях, на кустах. А подул ветерок… в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.
Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь!
Любуется солнышко картиной Зимы… - глаз оторвать не может…»
Г. Скребицкий. «Четыре художника»
Воспитатель: Вот какую прелестную картину нарисовала Зимушка-зима.
А сейчас нам предстоит рассмотреть картину о зиме, которую написал художник Иван Иванович Шишкин.
Катюша, расскажи нам, кто такой Иван Иванович Шишкин.
Рассказ о художнике.
Воспитатель: Так о чем же нам рассказал художник? Да, о зиме в лесу. Что покорило, и порадовало его? Красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега. Какой же это лес? Да, это старый, непроходимый, дремучий лес, еще говорят – «еловый бор». Почему мы решили, что это старый, дремучий бор? Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они? Огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко наверху. Это лесные богатыри. А чуть дальше, что мы видим? Частый лес, чащобу – не продерешься сквозь нее. А что мы видим на земле? Что лежит под снегом? Огромные стволы упавших деревьев. Кое-где стволы елей уже наклонились, но еще не упали. А есть ли тут маленькие елочки и кусты? Да, они чуть виднеются из-под шубок. Как вы думаете, почему художник нарисовал лес, что мы даже не видим верхушек деревьев? Что больше всего привлекло его внимание? Да, снег в этом еловом бору! Как вы думаете, где стоял художник, когда писал картину? Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы.
А видите ли вы здесь живое существо? Приглядитесь, внимательно. Видите вы кого-нибудь в этом сонном лесу? Вот какую загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке, кажется, что она тоже уснула.
Музыкальный руководитель:
Ребята, какая по настроению эта картина: шумная или тихая? Правильно, тихая, спокойная, негромкая.
Отрывок из пьесы А. Вивальди «Зима»
Тишина! – шепнула белая поляна.
Тишина – вздохнула, вея снегом, ель.
За стволами зыбь молочного тумана
Окаймила пухлую постель…
С. Черный
Полюбуемся на картину, послушаем и насладимся тихой песней морозного дня.
Музыкальный руководитель: Понравилась вам музыка? А что ощутили вы? Похоже это чувство на то, которое навевает картина?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказали поэты, писатель, композитор, художник о своем настроении, навеянном красотой и напевами зимы. А какие художественные средства они при этом использовали? Правильно, поэты передавали свои чувства в словах, композиторы - в звуках, художники - в красках.
Музыкальный руководитель:
Давайте и мы попробуем передать зимнее настроение в песне «Белые снежинки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое интегрированное занятие «Зимняя сказка» в старшей группе.
Задачи:Обобщить представления детей о зиме.Актуализировать знания детей о сезонных изменениях в природе зимой.Закрепить знания о характерных признаках зимы.Продолжать развивать памят...
Интегрированное занятие "Зимние истории"
«Зимние истории»Наш д/с работает по «Истокам» примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Педагогический процесс в д/cстроится в настоящее время на основе ком...
интегрированное занятие "Зимний лес"
Интеграция образовательных областей:Социализация, коммуникация, познание, здоровье, художественное творчество (рисование), музыка, безопасность....
Интегрированное занятие "Зимние фантазии"
Интегрированное занятие "Зимние фантазии" (старший дошкольный возраст)...
Интегрированное занятие "Зимняя экскурсия" для детей подготовительной группы.
музыкальное занятие с интеграцией образовательных областей: музыка, художественная литература, изобразительное искусство, грамота, развитие речи, художественное творчество (конструирование). в занятии...
Конспект интегрированного занятия "Зимняя одежда"
Образовательные области:Познание. Художественное творчество. Коммуникация. Социализация. Здоровье.Задачи: Закрепление названий зимней одежды, их назначение; уточнение последовательно...
интегрированное занятие " Зимнее путешествие"
занятие по закреплению знаний о жизни животных зимой...