КАРТОТЕКА игр по речевому развитию для детей 6 – 7 лет
картотека по развитию речи (старшая группа)

Филякина Ольга Владимировна

Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в том, чтобы формировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.

При общении с природой ребенок раскрывается, у него развивается наблюдательность, внимание, зрительная память, обогащается словарный запас, формируется умение отвечать на вопросы и пересказывать услышанное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_0.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Белочка»

КАРТОТЕКА

игр по речевому развитию

 для детей 6 – 7 лет

 

     Учитель-логопед:

Филякина Ольга Владимировна

г.о.г. Кулебаки

Картотека речевых игр о природе

Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в том, чтобы формировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.

При общении с природой ребенок раскрывается, у него развивается наблюдательность, внимание, зрительная память, обогащается словарный запас, формируется умение отвечать на вопросы и пересказывать услышанное.

«Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом Хлеб –мукой
Лошадь – жеребёнком Шкаф -доской
Корова – телёнком Велосипед – железом
Дуб – жёлудем Рубашка – тканью
Рыба – икринкой Ботинки – кожей
Яблоня – семечкой                                              

Дом – кирпичом
Лягушка – головастиком Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей Взрослый –ребёнком

«Съедобное – несъедобное»

Цель игры: развивать внимание, умение сосредотачиваться на определенном предмете, быстроту мышления. Научить детей за короткое время делить предметы на две категории: съедобное и несъедобное.

Правила игры: дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель читает стихотворение. Если называется съедобный предмет - дети хлопают, несъедобный - топают.

Ход игры:

Рано утром я проснулся –
Улыбнулся, потянулся.
И конечно же с утра съел 
арбуз (автобус, фокус, кактус, и т. п.)
А потом и 
вертолет (самолет, компот, бутерброд и т. п.)
А вчера я на обед съел - 
монет (котлет, омлет, винегрет, и т. п.)
Я еще люблю покушать 
мармелад (виноград, снегопад, Ленинград и т. п.)
А еще и 
чемодан, еле-еле прожевал.
Ко мне мама подошла- молоко скорей дала.
Не прошло и часа снова кушать захотел.
Положил себе в тарелку я с десяток 
голубей-
Ой, конечно голубцов.
Вот и случай был недавно,
У меня болел живот –
Хотя съел то я 
пирог, и дом, и розетку с утюгом,
Сладким 
яблочком заел, вот живот и заболел.
Вам советую друзья без сметаны есть нельзя –
Борщ, жакет, салат, машину,
А 
сосульки просто диво – сладки, вкусны и красивы.
Никогда я не скучаю, сладким 
чаем запиваю.
Чтоб и дальше меня слушать дайте 
грушу мне покушать.
Можно даже 
мышку, только красивую.
Вот и пить я захотел, уж давно 
кисель не ел.
Все вокруг мне говорят надо фрукты кушать –
В них витаминов куча – это А, и Б, и 
гайка-
Ведь не то что 
балалайка.
Может шутят все вокруг-
Светофор ведь лучший друг.
Нет, конечно же друзья каша лучшая еда.
Ешьте 
щи и винегрет, рыбу, курицу, омлет.
Ведь голодными друзья – быть в саду никак нельзя!

«Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как-то или иное животное подаёт голос:

Корова - мычит
Тигр - рычит
Змея - шипит
Комар - пищит
Собака - лает
Волк - воет
Утка - крякает
Свинья – хрюкает

Вариант 2. Педагог бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

«Птицеферма»

Цель. Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе: произносить 3-4 слога.

Подготовительная работа. Подобрать звучащие игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка.

Краткое описание:

Взрослый показывает детям игрушки и воспроизводит 3 - 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Педагог говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречу нам... (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «ко-ко-ко».

«Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «га-га-га». Далее педагог последовательно показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания.

Методические указания.   Сначала говорят все участники игры, потом можно спросить трех-четырех детей по одному. Следить, чтобы звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-кря) дети произносили на одном выдохе. Одни дети могут произносить 2-3 звукоподражания, другие – 3 - 4.

«Узнай по голосу животного»

Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.

Краткое описание: Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.

«Угадай, кто кричит»

Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.

Ход: Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.

«Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

- Ворона каркает, а сорока?

Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

- Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

- Сова летает, а кролик?

- Корова ест сено, а лиса?

- Крот роет норки, а сорока?

- Петух кукарекает, а курица?

- Лягушка квакает, а лошадь?

- У коровы телёнок, а у овцы?

- У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»;

Педагог: Солнце – что делает?

Дети: - Светит, греет.

Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.

Снег – что делает? -Темнеет, тает.

Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? -Звенит, капает.

Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.

Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

О специальной организации «проблемных ситуаций», обеспечивающих необходимость обращения детей раннего возраста с задержкой речевого развития к окружающим....

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

Конспект НОД по Познавательному развитиюдля детей 6-7 лет. Тема: «Носы нужны не только для красы»

Интеграция ОО: познавательное  и социально-коммуникативное развитие.Вид деятельности: познавательно - речевая, игровая.Форма организации: беседа, дидактическая игра.Задачи:  Познакомить дете...

Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности в речевой коммуникации"

Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий  для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности, потребности в речевой коммуникации....

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...