Конспект НОД по развитию речи "Домашние животные" для детей 5-7 лет
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект Конспект НОД по развитию речи "Домашние животные" для детей 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razzvitie_rechi.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи «Домашние животные»
Область: речевое развитие
Цель: расширять словарный запас детей по теме «Домашние животные», научить составлять рассказы, используя мнемотаблицу. Закрепить название семьи животных.
Задачи.
Образовательные :
- Закрепить представления о домашних животных.
- Упражнять в словообразовании : длиннохвостая, остророгая, длиннобородая, длинношерстная, короткохвостая, мягкошерстная и т.д.
Развивающие :
- Развивать связную речь; учить составлять описательный рассказ о животных с опорой на мнемотаблицу.
- Развивать лексико-грамматический строй речи (притяжательные прилагательные, образование сложных притяжательных).
- Развивать зрительное, слуховое внимания, логического мышления, координации речи с движением.
- Развивать словарь детей: закрепить названия животных, их детенышей.
- Закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом.
Воспитательные :
- Прививать любовь к домашним животным.
- Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход.
Материалы и оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображением домашних животных; раздаточный материал: индивидуальные картинки –домашние животные, схема (мнемотаблица) для составления рассказа, наглядный материал по лексической теме.
Предварительная работа:
Рассматривание и беседа; рассматривание фото альбома по данной теме, энциклопедии – по данной лексической теме, проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок. Знакомство с домашними животными на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через дидактические игры «Домашние животные», Через подвижные игры, имитации движений животных.
Ход занятия:
I. Вступление
Воспитатель: Сильные мальчики здесь? Внимательные девочки тут? (Да) Очень хорошо!
Ребята, я своем кармашке спрятала картинку, а что на ней изображено попробуйте отгадать, задавайте вопросы, а я буду отвечать да или нет. (картинка Корова)
А корова это какое животное дикое или домашнее? (отв)
Мы сейчас с вами поговорим о домашних животных!
Почему их называют домашними? (Человек заботится о них. Животные приносят пользу).
II. Основная часть
- Загадки: А сейчас отгадайте загадки:
С бородой, а не старик.
С рогами, а не бык.
Доят, а не корова.
Лыко дерет, а лаптей не плетет. (коза)
Ласковый, но не солнышко,
Теплый, но не свитер,
Усатый, но не сом.(кот)
Быстрая, но не машина.
С капытами , но не коза.
С гривой , а не лев.
(лошадь)
- Игра «Собери семью»
Пока мы с вами отгадывали загадки, все животные перепутались между собой, не могут найти свои семьи. Вы им поможете?
Подойдите к столу, возьмите по одной картинке и составьте семью.
Назовите семьи.
( папа бык, мама корова, детеныш теленок, и т.д.)
Молодцы, все семьи собрали.
А хотите сами научиться составлять загадки? (отв)
Хорошо, я вам помогу.
Чтобы наши загадки получились красивые и ничего не забыли, мы будем использовать мнемотаблицу.
- Знакомство с мнемотаблицей.
Животное, о котором вы будете придумывать загадку, называть не нужно. Надо назвать какого оно цвета, его части тела, чем покрыто тело, какие звуки издает, чем питается, где живет, кто у него детеныши, какую пользу приносит человеку.
Вот послушайте, какую загадку загадаю я. (образец)
Это животное бывает белого или черного цвета. У него круглая голова, туловище длинное, на ногах копытца. Оно блеет, ест траву, сено, живет в овчарне. Детеныши – ягнята. Человеку дает мясо, шерсть, шкуру. О каком животном загадка?
А теперь будете загадывать вы.
Я назову вам на ушко животное, про которое вы будете составлять загадку, но это животное называть никому нельзя.
Кто готов?
(дети по очереди рассказывают о домашних животных, опираясь на мнемотаблицу)
Выставляются картинки отгадки
- Какие мы молодцы, все загадки отгадали, теперь давайте отдохнем.
4. Физкультминутка:
Ребята, лошадка захотела покатать вас на тележке. (Вставайте)
Цок-цок-цок! – лошадка скачет ( скачут, как лошадки, по кругу),
Цок-цок-цок! – копытом бьет ( дети ударяют ногами по полу).
Цок-цок-цок! – тележку тащит (снова скачут по кругу),
На тележке нас везет (дети приседают на корточки и встают).
5.Образование сложных притяжательных.
А еще про животных можно сказать так:
Если у коровы длинный хвост. Корова какая? …….длиннохвостая.
У быка острые рога. Бык какой? …….остророгий.
У свиньи короткие ноги. Свинья какая? ……..коротконогая.
У кролика длинные уши. Кролик какой? …….длинноухий.
У лошади длинная грива. Лошадь какая? …….длинногривая.
У овцы мягкая шерсть. Овца какая? ………мягкошерстная.
У козы длинная борода. Коза какая? ………..длиннобородая.
У собаки острые зубы. Собака какая? ………острозубая.
У козы длинная шерсть. Коза какая? ……….длинношерстная.
У кошки длинные усы. Кошка какая? …………длинноусая
- Образование притяжательных прилагательных.
Пока мы играли, наши животные попрятались, давайте их найдем.
( дети берут картинки с частями животных и называют, какого животного часть тела).
Хвост кошки. Чей хвост?......кошачий хвост
Голова лошади. Чья голова? ……лошадиная голова.
Лапы кошки. Чьи лапы? ……..кошачьи лапы.
Копыта козы. Чьи копыта? …….козьи копыта.
Хвост коровы. Чей хвост? …….коровий хвост.
Голова овцы. Чья голова? …….овечья голова.
Лапы кролика. Чьи лапы? …….кроличьи лапы. И т.д.
- Образование существительных с помощью суффикса – ищ ТРИЗ
А помните волшебника уменьшение увеличение? А хотите с ним поиграть? Он будет уменьшать и увеличивать. Готовы?
У кошки - усы, у котенка – усики, у кота – усищи.
У собаки – зубы, у щенка – зубки, у пса – зубищи.
У крольчихи – уши, у крольчонка-ушки, у кролика – ушищи
У лошади – хвост, у жеребенка – хвостик, у коня – хвостище.
У собаки – лапы, у щенка –лапки, у пса –лапищи.
У козы – борода, у козленка – бородка, у козла – бородища.
У кошки - когти, у котенка –коготки, у кота –когтищи.
У коровы – глаза, у теленка – глазки, у быка – глазищи.
У ослицы – уши, у ослика – ушки, у осла – ушищи.
У свиньи – пятак, у поросенка – пятачок, у хряка – пятачище.
III. Заключительная часть.
Молодцы, справились с заданием. Волшебнику очень понравилось играть с вами!
Ребята, а вам понравилось занятие? Скажите, что мы учились делать на занятии?
Было интересно? Если да, то положите фишку в кармашек смеющейся ромашке, ну а если нет - к грустной ромашке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи для детей с отклонением в развитии «Зима в лесу» (1-2 лет)
В занятии; закрепляем знания детей о сезонных явлениях природы. Расширяем знания детей об окружающем, создаем двигательную и речевую реакцию на происходящее. Побуждаем детей, с помощью художеств...
конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы с задержкой психического развития
Это занятие рекомендовано для детей подготовительной группы (6-7лет) с задержкой психического развития ....
Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы "Дети нашли ежа"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы "Дети нашли ежа"...
«Зайчик в гостях у детей»: конспект РОД по развитию речи для детей 2 - 3-летнего возраста
Занятие по развитию речи направлено на развитие коммуникативных способностей детей и умения устанавливать доброжелательные отношения.Во время коллективной игры воспитатель учит детей отгады...
Конспект ООД по развитию речи для детей 5 – 6 лет. Образовательная область: Речевое развитие. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка».
Пересказ текста с использованием опорных сигналов (презентации с иллюстрациями к тексту) и схемы....
Конспект НОД по развитию речи для детей (старшего дошкольного возраста 6-7 лет). Образовательная область «Речевое развитие». Тема: Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин.
Составление рассказа по серии сюжетных картин с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....