Родительская школа на тему: «Играем пальцами – развиваем речь».
методическая разработка по развитию речи
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КРАСНОДАРСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»
Родительская школа
«Играем пальцами – развиваем речь».
Подготовила:
Учитель-логопед
Я.С. Москалева
г. Краснодар
2018
Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.
Задачи:
- стремиться установить доверительные отношения с родителями;
- формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с реабилитационным центром;
- познакомить родителей с эффективными методами
использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка;
- активизировать самостоятельную работу родителей, дать им
возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;
- познакомить родителей с рекомендациями по проведению пальчиковой
гимнастики.
Участники: родители, логопед.
План мероприятия:
I.Организационная часть.
(Положительный настрой родителей на мероприятие).
II. Теоретическая часть. (Краткий экскурс родителей в теорию взаимодействия и развития мелкой моторики пальцев рук и речевого развития).
III.Практическая часть. (Знакомство родителей с практическим применением пальчиковых игр, гимнастик, разнообразных упражнений, как на специально организованных занятиях, так и в условиях домашнего пребывания).
IV.Заключительная часть. (Подведение итогов мероприятия. Раздача родителям буклетов «Озорные пальчики»).
Ход мероприятия:
I. Организационная часть.
Цель – создать у родителей положительный настрой на данное мероприятие.
Уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались здесь в рамках проведения родительской школы. Данное мероприятие посвящено сегодня развитию речи посредством развития мелкой моторики пальцев рук. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму!».
Еще в старину наши предки пели детям песни-потешки, играли в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу-дерезу» и т. д., сопровождая текст движениями рук. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе, поэтому развитием мелкой моторики у детей нужно начать заниматься как можно раньше. Это важно при своевременном речевом развитии, и особенно когда развитие нарушено. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев – мощное средство повышение работоспособности головного мозга. Развивая мелкую моторику через игры и упражнения в детском саду и дома, можно не только подготовить ребенка к овладению навыком письма, но и оказать влияние на его общее интеллектуальное развитие.
II. Теоретическая часть.
Цель – познакомить родителей с теорией взаимодействия и развития мелкой моторики пальцев рук и речевого развития.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга.
В последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.
Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач НамикосиТокудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.
Виды работы с пальчиками:
- игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками («Сорока-белобока», «Мы делили апельсин» и др.);
- специальные упражнения без речевого сопровождения – пальчиковая гимнастика;
- игры и действия с игрушками и предметами: пуговицы, палочки, зёрна, бусы, колечки; пришивание, застёжки, мозаика и т.д.;
- дайте газету, листы бумаги – пусть рвет;
- нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает;
- изобразительная деятельность: лепка, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование разными способами, работа с ножницами, поделки из природного материала и т.д.
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.
Упражнения: внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка, графические упражнения, дорисовывание второй половины рисунка, его деталей, соединение по точкам, рисование по образцу, плетение, шнуровка, бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц, рисование верёвочкой; узелки – перебирать верёвочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы вышивание, вязание; имитация жестом различных конкретных предметов, действий (рассказывание стихов руками); театр в руке (кукольный, пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней); массаж и самомассаж кистей и пальцев рук мячиками-ёжиками, грецкими орехами, шестигранными карандашами, зубными щётками, мозаика, конструкторы, пазлы, пирамиды, волчки; отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации; работа с пластилином, бумагой, тканью;
Игры:с канцелярскими резинками или резинками для волос (для этого нужно резинку надеть на большой и указательный пальцы и растягивать её из стороны в сторону);
• выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;
• игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук);
• игра «Пальцеход» может проводиться с помощью решетки для раковины; игра «Лыжники» — используются пробки, большие пуговицы;
• комканье платка — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки.игры с эспандерами, губками;
• игры с прищепками;
• работа с природным и бросовым материалом, где с помощью мелких предметов (ореховая скорлупа, чешуйки от шишек и т.д.) выкладывается узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру;
• выполнить мозаику из пластилиновых шариков;
• с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой);
• игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).
Таким образом, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.
Функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т.к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом. Развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в логопедической коррекции дошкольников, кисть их руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
III. Практическая часть.
Цель - познакомить родителей с практическим применением пальчиковых игр, гимнастик, разнообразных упражнений, как на специально организованных занятиях, так и в условиях домашнего пребывания.
Начинать работу лучше с массажа (позже - самомассажа).
Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев годовалого малыша,
• вдвое ускоряет процесс овладения им речью,
• способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук,
• массируя пальчики, вы воздействуете на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Продолжительность массажа 3-5 минут.
«Прятки»
Возьми короткий карандашик
и сожми его в кулачке, спрячь.
А теперь спрячь в другой руке.
Карандашик посжимаю
И ладошку поменяю.
Детям раннего и младшего дошкольного возраста предлагают крупные трёхгранные карандаши.
Массаж ладоней и пальцев рук массажным мячиком
1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4-6 раз).
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20-30 см и поймайте его.
7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз).
8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Игры с крупами:
«Волшебный поднос»
На яркий поднос (коробку из-под конфет, тонким слоем насыпьте манную крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится контрастная линия. Покажите ему, как нарисовать волны, круг, квадрат, солнышко, лодку, домик, цветок и т. п.
Пожалуйста, сопровождайте все игры речью! Объясняйте ребёнку всё, что вы делаете. Комментируйте его действия. Хвалите малыша даже за незначительные успехи.
«Сухой бассейн»
Наполните половину коробки (корзинки, крышки от контейнера для торта) сухим горохом. Заройте какую-нибудь маленькую игрушку.
Пусть ребенок опустит ручки в сухой бассейн и найдет там спрятанный предмет.
«Игра с горошком»
Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать,
Надо пальчику сказать:
- Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай
И другому передай.
Внимание! Во время игр с мелкими предметами не оставляйте малыша без присмотра!
Упражнения с палочками и спичками
«Строим забор (домик, лесенку)» из счетных палочек (закрепить знания о цвете и размере).
«Ежи и ежата» - втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек.
- «Красивый одуванчик» - втыкание спичек в пластилиновый комочек.
«Солнце светит ярко-ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка. Пластилиновые комочки серого и чёрного цветов можно «превратить в ёжиков», жёлтые комочки – в «одуванчики», воткнув в них спички.
Упражнения с ватой, бумагой:
Родителям предлагается выполнить задание:
1 группа:
«Поможем курочке»
Устелить «гнездо» мелкими клочками из ваты.
Материалы: гнездо, вата, игрушка-курочка.
Речевка: ко-ко-ко – ко-ко-ко – в гнезде у курочки тепло.
2 группа:
«Чтобы Мишке было теплее»
Отрывание бумаги (путем отщипывания от листа.)
Мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге».
Материал: бумага, игрушка-мишка «спит» в «берлоге».
Речевка: ы-ы-ы – ы-ы-ы – я зимою сплю, а ты?
Вот такие разнообразные игры можно использовать в домашних условиях для развития мелкой моторики пальцев рук, а также через мелкую моторику воздействовать на развитие речи ребенка.
IV. Заключительная часть.
Цель – предоставление родителям рекомендаций по проведению пальчиковых игр и некоторый практический комплекс игр в виде буклета; подведение итогов мероприятия.
Подводя итог нашей встрече, я приготовила для вас буклет «Озорные пальчики». Надеюсь, что полученная сегодня информация будет использоваться вами в совместных играх с вашим ребенком, а увиденные пальчиковые игры станут ежедневным традиционным ритуалом ваших семейных играх. Благодарю вас за внимание, до скорых встреч!
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.
- Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу
при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинацию пальцев, движения. Это не только подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Перед началом упражнения ребенок разогревает ладони легкими
поглаживающими движениями до приятного ощущения тепла.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
- Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируйте собственную увлеченность игрой.
- При выполнении упражнения необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
- Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводитьсистематически по 2-5 минут ежедневно и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своем репертуаре и возвращается к ним по желанию малыша.
- Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причине отказа, если возможно, ликвидируйте ее (например, изменив задание) или поменяйте игру.
- Придерживаясь этих простых рекомендаций, вы со своим ребенком отправитесь в веселое, увлекательное и полезное путешествие в мир пальчиковых игр, которое поможет развить ловкость и точность рук. А результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Литература:
1. Анищенкова Е. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2007
2. Бардышева Т. Ю. Пляшут мои ручки. Учебно-методическое пособие. ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.
3. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.
4. Галкина Г. Г. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2011.
5. Краузе Е. Логопедия. - 3-е изд. -СПб.: КОРОНА принт, 2006.
6. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук / Ольга Нови-ковская. - изд. 3-е, доп. - М.: ACT; СПб.: Сова, 2008.
7. Пятница Т. В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн.: Аверсвэв, 2005.8.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem_paltsami_-_razvivaem_rech_aprel_2018.docx | 39.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КРАСНОДАРСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»
Родительская школа
«Играем пальцами – развиваем речь».
Подготовила:
Учитель-логопед
Я.С. Москалева
г. Краснодар
2018
Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.
Задачи:
- стремиться установить доверительные отношения с родителями;
- формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с реабилитационным центром;
- познакомить родителей с эффективными методами
использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка;
- активизировать самостоятельную работу родителей, дать им
возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;
- познакомить родителей с рекомендациями по проведению пальчиковой
гимнастики.
Участники: родители, логопед.
План мероприятия:
I. Организационная часть.
(Положительный настрой родителей на мероприятие).
II. Теоретическая часть. (Краткий экскурс родителей в теорию взаимодействия и развития мелкой моторики пальцев рук и речевого развития).
III. Практическая часть. (Знакомство родителей с практическим применением пальчиковых игр, гимнастик, разнообразных упражнений, как на специально организованных занятиях, так и в условиях домашнего пребывания).
IV. Заключительная часть. (Подведение итогов мероприятия. Раздача родителям буклетов «Озорные пальчики»).
Ход мероприятия:
I. Организационная часть.
Цель – создать у родителей положительный настрой на данное мероприятие.
Уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались здесь в рамках проведения родительской школы. Данное мероприятие посвящено сегодня развитию речи посредством развития мелкой моторики пальцев рук. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму!».
Еще в старину наши предки пели детям песни-потешки, играли в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу-дерезу» и т. д., сопровождая текст движениями рук. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе, поэтому развитием мелкой моторики у детей нужно начать заниматься как можно раньше. Это важно при своевременном речевом развитии, и особенно когда развитие нарушено. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев – мощное средство повышение работоспособности головного мозга. Развивая мелкую моторику через игры и упражнения в детском саду и дома, можно не только подготовить ребенка к овладению навыком письма, но и оказать влияние на его общее интеллектуальное развитие.
II. Теоретическая часть.
Цель – познакомить родителей с теорией взаимодействия и развития мелкой моторики пальцев рук и речевого развития.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга.
В последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.
Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.
Виды работы с пальчиками:
- игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками («Сорока-белобока», «Мы делили апельсин» и др.);
- специальные упражнения без речевого сопровождения – пальчиковая гимнастика;
- игры и действия с игрушками и предметами: пуговицы, палочки, зёрна, бусы, колечки; пришивание, застёжки, мозаика и т.д.;
- дайте газету, листы бумаги – пусть рвет;
- нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает;
- изобразительная деятельность: лепка, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование разными способами, работа с ножницами, поделки из природного материала и т.д.
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.
Упражнения: внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка, графические упражнения, дорисовывание второй половины рисунка, его деталей, соединение по точкам, рисование по образцу, плетение, шнуровка, бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц, рисование верёвочкой; узелки – перебирать верёвочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы вышивание, вязание; имитация жестом различных конкретных предметов, действий (рассказывание стихов руками); театр в руке (кукольный, пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней); массаж и самомассаж кистей и пальцев рук мячиками-ёжиками, грецкими орехами, шестигранными карандашами, зубными щётками, мозаика, конструкторы, пазлы, пирамиды, волчки; отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации; работа с пластилином, бумагой, тканью;
Игры: с канцелярскими резинками или резинками для волос (для этого нужно резинку надеть на большой и указательный пальцы и растягивать её из стороны в сторону);
• выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;
• игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук);
• игра «Пальцеход» может проводиться с помощью решетки для раковины; игра «Лыжники» — используются пробки, большие пуговицы;
• комканье платка — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. игры с эспандерами, губками;
• игры с прищепками;
• работа с природным и бросовым материалом, где с помощью мелких предметов (ореховая скорлупа, чешуйки от шишек и т.д.) выкладывается узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру;
• выполнить мозаику из пластилиновых шариков;
• с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой);
• игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).
Таким образом, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.
Функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т.к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом. Развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в логопедической коррекции дошкольников, кисть их руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
III. Практическая часть.
Цель - познакомить родителей с практическим применением пальчиковых игр, гимнастик, разнообразных упражнений, как на специально организованных занятиях, так и в условиях домашнего пребывания.
Начинать работу лучше с массажа (позже - самомассажа).
Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев годовалого малыша,
• вдвое ускоряет процесс овладения им речью,
• способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук,
• массируя пальчики, вы воздействуете на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Продолжительность массажа 3-5 минут.
«Прятки»
Возьми короткий карандашик
и сожми его в кулачке, спрячь.
А теперь спрячь в другой руке.
Карандашик посжимаю
И ладошку поменяю.
Детям раннего и младшего дошкольного возраста предлагают крупные трёхгранные карандаши.
Массаж ладоней и пальцев рук массажным мячиком
1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4-6 раз).
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20-30 см и поймайте его.
7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз).
8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Игры с крупами:
«Волшебный поднос»
На яркий поднос (коробку из-под конфет, тонким слоем насыпьте манную крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится контрастная линия. Покажите ему, как нарисовать волны, круг, квадрат, солнышко, лодку, домик, цветок и т. п.
Пожалуйста, сопровождайте все игры речью! Объясняйте ребёнку всё, что вы делаете. Комментируйте его действия. Хвалите малыша даже за незначительные успехи.
«Сухой бассейн»
Наполните половину коробки (корзинки, крышки от контейнера для торта) сухим горохом. Заройте какую-нибудь маленькую игрушку.
Пусть ребенок опустит ручки в сухой бассейн и найдет там спрятанный предмет.
«Игра с горошком»
Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать,
Надо пальчику сказать:
- Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай
И другому передай.
Внимание! Во время игр с мелкими предметами не оставляйте малыша без присмотра!
Упражнения с палочками и спичками
«Строим забор (домик, лесенку)» из счетных палочек (закрепить знания о цвете и размере).
«Ежи и ежата» - втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек.
- «Красивый одуванчик» - втыкание спичек в пластилиновый комочек.
«Солнце светит ярко-ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка. Пластилиновые комочки серого и чёрного цветов можно «превратить в ёжиков», жёлтые комочки – в «одуванчики», воткнув в них спички.
Упражнения с ватой, бумагой:
Родителям предлагается выполнить задание:
1 группа:
«Поможем курочке»
Устелить «гнездо» мелкими клочками из ваты.
Материалы: гнездо, вата, игрушка-курочка.
Речевка: ко-ко-ко – ко-ко-ко – в гнезде у курочки тепло.
2 группа:
«Чтобы Мишке было теплее»
Отрывание бумаги (путем отщипывания от листа.)
Мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге».
Материал: бумага, игрушка-мишка «спит» в «берлоге».
Речевка: ы-ы-ы – ы-ы-ы – я зимою сплю, а ты?
Вот такие разнообразные игры можно использовать в домашних условиях для развития мелкой моторики пальцев рук, а также через мелкую моторику воздействовать на развитие речи ребенка.
IV. Заключительная часть.
Цель – предоставление родителям рекомендаций по проведению пальчиковых игр и некоторый практический комплекс игр в виде буклета; подведение итогов мероприятия.
Подводя итог нашей встрече, я приготовила для вас буклет «Озорные пальчики». Надеюсь, что полученная сегодня информация будет использоваться вами в совместных играх с вашим ребенком, а увиденные пальчиковые игры станут ежедневным традиционным ритуалом ваших семейных играх. Благодарю вас за внимание, до скорых встреч!
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.
- Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу
при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинацию пальцев, движения. Это не только подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Перед началом упражнения ребенок разогревает ладони легкими
поглаживающими движениями до приятного ощущения тепла.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
- Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируйте собственную увлеченность игрой.
- При выполнении упражнения необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
- Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своем репертуаре и возвращается к ним по желанию малыша.
- Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причине отказа, если возможно, ликвидируйте ее (например, изменив задание) или поменяйте игру.
- Придерживаясь этих простых рекомендаций, вы со своим ребенком отправитесь в веселое, увлекательное и полезное путешествие в мир пальчиковых игр, которое поможет развить ловкость и точность рук. А результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Литература:
1. Анищенкова Е. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2007
2. Бардышева Т. Ю. Пляшут мои ручки. Учебно-методическое пособие. ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.
3. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.
4. Галкина Г. Г. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2011.
5. Краузе Е. Логопедия. - 3-е изд. -СПб.: КОРОНА принт, 2006.
6. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук / Ольга Нови-ковская. - изд. 3-е, доп. - М.: ACT; СПб.: Сова, 2008.
7. Пятница Т. В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн.: Аверсвэв, 2005.8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста в рамках работы клуба «Семейная академия» по теме: «Играем пальчиками и развиваем речь»
Мастер-класс для повышения компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях....
Творческий отчёт из опыта работы на тему: "Играем пальчиками и развиваем речь" (1 младшая группа)
Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также о...
Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Играем пальчиками и развиваем речь»
Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...
Проект:ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ "ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ"
Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии речи ребёнка, практические советы по развитию мелкое моторики....
Тема: " Играем, обучаем, исправляем, развиваем речь" (Мастер-класс для педагогов ДОУ)
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы...
Занятие по развитию речи в младшей группе тема «Играем пальчиками и развиваем речь».
Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...
Игра-практикум для родителей на тему: «Играем пальчиками и развиваем речь»
Повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях....