Конспект НОД по развитию речи и обогащению словаря «Федорино горе» (средняя группа)
учебно-методическое пособие по развитию речи (средняя группа)
Непосредственно-образовательная деятельность «Речевое развитие»
Задачи:
- Формировать умение детей употреблять в речи обобщенные понятия (столовая, кухонная, чайная, столовые приборы).
- Закрепить знания о различных свойствах посуды (цвет, форма, размер, поверхность, материал).
- Совершенствовать умение детей подбирать определения к предметам, согласованные с существительными в числе и роде.
- Продолжать развивать умение пользоваться приставочными глаголами и различать их значение (мыть, вытирать, варить).
- Образовывать относительные прилагательные от существительных (мясной, рыбный, гречневый, гороховый.
- Воспитывать бережное отношение у детей к посуде.
Материалы: слайды на доске с изображением посуды, схемы рассказа о посуде, персонаж Федора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.docx | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи и обогащению словаря «Федорино горе» (средняя группа)
Непосредственно-образовательная деятельность «Речевое развитие»
Задачи:
- Формировать умение детей употреблять в речи обобщенные понятия (столовая, кухонная, чайная, столовые приборы).
- Закрепить знания о различных свойствах посуды (цвет, форма, размер, поверхность, материал).
- Совершенствовать умение детей подбирать определения к предметам, согласованные с существительными в числе и роде.
- Продолжать развивать умение пользоваться приставочными глаголами и различать их значение (мыть, вытирать, варить).
- Образовывать относительные прилагательные от существительных (мясной, рыбный, гречневый, гороховый.
- Воспитывать бережное отношение у детей к посуде.
Материалы: слайды на доске с изображением посуды, схемы рассказа о посуде, персонаж Федора.
Предварительная работа:
1. Чтение сказки «Федорино горе».
2. Беседа «Что нужно поварам».
3. Словесная игра «Угадай, про что я говорю».
4. Рассматривание картинок о посуде.
Обогащение словаря:
Существительные: кастрюля, сковорода, кофейник, хлебница, дуршлаг, салатница, заварной чайник, селедочница.
Прилагательные: столовая, кухонная, мясной, рыбный, гречневый, гороховый.
Глаголы: мыть, чистить, полоскать, расставлять, сушить, не бить, варить.
Ход занятия:
Ребята посмотрите сколько гостей к нам пришло. Давайте мы с ними громко поздороваемся.
Воспитатель: Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Входит Федора и плачет.
Воспитатель: Здравствуйте, а вы кто? И почему вы плачете?
Федора: Здравствуйте! Я бабушка Федора. У меня горе вся моя посуда исчезла, где она я не знаю. Вот только один конверт остался. Помогите мне?
Воспитатель: Давайте посмотрим, что в конверте.
В конверте диск звуковое письмо (слайд)
Воспитатель: Федора Егоровна от тебя вся посуда убежала.
Федора: Ну да, что же мне теперь делать? Помогите мне ребята посуду вернуть.
Воспитатель: Ну что, поможем Федоре?
Дети: Да
Воспитатель: Какая посуда от тебя убежала?
Федора: Да вся.
Воспитатель: Давайте ребята расскажем Федоре, какая бывает посуда?
На доске слайд кухонной посуды.
Воспитатель: Эта посуда какая?
Дети: Кухонная.
Воспитатель: Какую кухонную посуду вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята посмотрите какая красивая посуда. Давайте мы ее опишем, а помогут нам наши схемы.
Воспитатель: Выкладывает схемы по одной на мольберт.
Воспитатель: Что обозначает эта схема?
Дети отвечают
Воспитатель: и. т. д.
Дети по схемам составляют описательный рассказ 2-3 (кастрюля и сковорода).
Воспитатель: Для чего она нужна?
Дети: В ней варят суп.
Воспитатель: Какие супы вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Что еще готовят в кастрюле?
Дети: Кашу.
Воспитатель: Какие каши вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот видишь Федора для чего нужна кастрюля.
Воспитатель: Еще кто хочет рассказать о любой кухонной посуде?
Ответы детей.
Слайд столовая посуда.
Воспитатель: Еще какая бывает посуда?
Дети: Столовая.
Воспитатель: Какую столовую посуду вы знаете?
Ответы детей.
Слайд столовых приборов.
Воспитатель: А вилка, ложка-это что?
Дети: Столовые приборы.
Слайд со столовой посудой.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Воспитатель: Ребята еще какая бывает посуда?
Дети: Чайная.
Воспитатель: Какую чайную посуду вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: В чем мы воду кипятим для чая?
Дети: В чайнике.
Слайд чайник закипает.
Воспитатель: Посмотрите, как чайник кипит?
Физминутка посуда (в кругу)
Вот большой пузатый чайник.
Очень важный, как начальник (надули живот, показали руками).
Вот фарфоровые чашки.
Очень хрупкие бедняжки (присели, одна рука на поясе).
Вот фарфоровые блюдца.
Только стукни – разобьются (руки на поясе, кружатся).
Вот серебряные ложки
Голова на тонкой ножке (потянулись, руки сомкнули над головой).
Вот пластмассовый поднос
Он посуду нам принес (руки перед собой).
Слайд из мультфильма Федора.
Воспитатель: посмотрите ребята как убегает посуда от Федоры.
Воспитатель: Федора, а почему от тебя посуда убежала?
Воспитатель: Ребята давайте присядем.
Воспитатель: Скажите почему посуда убежала от Федоры Егоровны?
Ответы детей.
Воспитатель: Потому что она ее не мыла, а надо?
Дети: Мыть
Воспитатель? Не чистила?
Дети: А надо чистить.
Воспитатель: Не вытирала?
Дети: Надо вытирать.
Воспитатель: Не расставляла?
Дети: А надо расставлять.
Воспитатель: видишь Федора, что надо делать с посудой. Ее надо мыть, чистить и будет она чистая и красивая.
Федора:
Ой вы бедные сиротки мои,
Чашки, блюдца, сковородки мои.
Вы подитека, немытые домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком.
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять!
Воспитатель: Ребята давайте поможем Федоре позовем ее посуду.
Дети: Посуда вернись пожалуйста к Федоре.
Слайд из мультфильма Федора (Возвращение посуды)
Воспитатель: Федора ты рада, что посуда к тебе вернулась?
Федора отвечает.
Воспитатель: Ребята давайте вместе с Федорой порадуемся и потанцуем немножко.
Физминутка (слайд музыкальный танец посуды).
Воспитатель: Запомнила Федора, что обижать посуду нельзя.
Федора: Спасибо вам ребята, что помогли вернуть мне посуду. Я обижать ее не буду никогда.
Федора уходит и наталкивается на стол.
Федора: Ой, а что это у вас такое?
Воспитатель: Ребята это нам посуда на радостях оставила мороженное.
Раздается мороженное.
Воспитатель: Бабушка Федора у тебя какое мороженное?
Федора: Апельсин.
Воспитатель: Ребята, а правильно сказала Федора?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как правильно сказать?
Дети: Апельсиновое.
Воспитатель: Катя, а у тебя какое мороженное?
Катя: Малиновое.
Воспитатель: Но, а мы отнесем мороженное нашим куклам и угостим их.
Федора: Спасибо детишки и до свидания.
Воспитатель: Ну что ребята мы сегодня столько много рассказали о посуде, какая она, из какого материала она сделана и для чего она нужна. Помогли Федоре вернуть посуду. И научили ее, как правильно обращаться с ней. Вы все молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи с театрализованной деятельностью "Моя семья" средняя группа
Садыкова Л.Ш.Конспект занятия по развитию речи с театрализованной деятельностью.Тема: « Моя семья»Возрастная группа: Средняя группа.Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи...
Конспект занятия по развитию речи «Репка и другие овощи» для средней группы
Цель: уточнить название овощей, формировать умение называть и описывать их. Учить связно, последовательно передавать содержание сказки «Репка», упражнять детей в произнесении звука «р» .Материалы: пло...
конспект занятия по развитию речи на тему " Виды транспорта" в средней группе
Тема: « Виды транспорта»Задачи:Образовательные:· Знакомить детей с понятием –транспорт;· Закреплять в активном слова...
Конспект НОД по развитию речи "Признаки весны" (итоговое занятие в средней группе)
Конспект НОД по развитию речи "Признаки весны" (итоговое занятие в средней группе)...
«Весеннее путешествие бычка». Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с природой в средней группе.
При использовании педагогом материала данного конспекта, дети уточняют, расширяют и активизируют словарь по теме "Весна", а также уточняются и систематизируются представления детей о весенних изменени...
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Домашние животные в средней группе. Образовательная область: развитие речи.
Цель: уточнение и расширение знаний детей о домашних животных и их детенышах, создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности....
Конспект занятия по развитию речи.Чтение произведения Чуковского "Федорино горе" Лепка посуды.
Учить детей осимысленно воспринимать произведение.Развивать логическое мышление, оценивать поступки персонажей. Формировать умение лепить....