«Весеннее путешествие бычка». Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с природой в средней группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
При использовании педагогом материала данного конспекта, дети уточняют, расширяют и активизируют словарь по теме "Весна", а также уточняются и систематизируются представления детей о весенних изменениях в природе; развивается связная речь и интерес к театрализованным играм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesna.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Весеннее путешествие бычка».
Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с природой в средней группе.
Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме "Весна". Задачи:
1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
2. Развивать связную речь, расширять лексический запас по теме: «Весна».
3. Развивать интерес к театрализованным играм.
4. Развивать умение подбирать действия и признаки предмета, образовывать однокоренные слова (с помощью суффикса)
5. Воспитание у детей отзывчивости.
Оборудование: иллюстрация с изображением весны в природе; таблица-схема; персонажи кукольного театра: бычок, заяц, волк, медведь.
Предварительная работа:
Беседы «Признаки весны в природе», изготовление коллективной работы «Первоцветы», « Весна в природе», домашнее задание: выучить стихи о весне, слушание музыки композитора Чайковского П. И. «Времена года», разучивание народных песен и потешек, чтение сказки «Бычок – смоляной бочок».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
-Ребята, сегодня к нам пришли гости посмотреть, что вы умеете и знаете.
- О чем мы будем говорить, вы должны отгадать загадку.
Приходит с добром
Веет теплом
Светом солнечным красна,
А зовут ее … (весна) .
- Да, ребята, это весна, и она уже в природе наступила. А по какому главному признаку мы можем сказать, что весна пришла? (потепление)
- Правильно. От потепления вся природа меняется. Какие изменения заметили вы? (ответы) (работа по таблице)
- Ребята, а вы знаете, ещё весной появляются у диких животных детёныши. У волка – волчата, у лисы –(ответы детей) …., у зайца - …… А также у домашних животных: у кошки – котята, у козы – козлята, у коровы – телята.
- Вот и моя знакомая тётя Валя сказала, что у её коровы Зорьки появился телёнок- бычок. А мы с вами недавно читали русскую народную сказку про бычка. Кто помнит, как она называется?
Дети: «Бычок – смоляной бочок» (показать, а затем рассмотреть игрушку бычок)
- Наш бычок ещё маленький и ему всё интересно. А чтобы он не потерялся, мы пойдём за ним следом. Встаньте друг за другом. Идём.
- Шагают наши ножки по кочкам (шаги влево, вправо), по камешкам (на носочках), остановились.
-Шёл-шёл бычок и встретил…А кого встретил бычок, догадайтесь (загадка) Прыг-скок, трусишка!
Хвост-коротышка,
Уши вдоль спинки, глаза с косинкой,
Одежда в два цвета: на зиму и лето (заяц)
- Правильно, зайчик.
Заяц: Здравствуйте. Куда идёшь, бычок?
Бычок: Иду, гуляю, да смотрю, чем весна от зимы отличается.
Заяц: А мы с ребятами тебе поможем. Поможем, ребята?
Дети: Да.
Воспитатель:
- Зима ушла, а весна? (пришла) .
- Зимой солнце тусклое, а весной ? (яркое) .
- Зимой дни короткие, а весной? длинные) .
- Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый).
Заяц: молодцы, ребята, помогли мы бычку, теперь ты знаешь, чем весна от зимы отличается. До свиданья.
Воспитатель: ребята, бычок, смотрите, дальше пошел. Становитесь, мы следом за ним пойдём.
Воспитатель: идёт бычок, торопится ещё что-нибудь новое узнать, а навстречу ему …. А кто навстречу – новая загадка:
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный (волк)
Волк: здравствуй, бычок. Куда идёшь?
Бычок: я ещё маленький, поэтому многое не знаю. Но ребята мне помогают.
Волк: наверно, ребята тебе и сейчас помогут?
Воспитатель: поможем, ребята?
Дети: да.
Воспитатель: скажите: весеннее солнышко какое? (Яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, доброе, большое, радостное)
– весенние облака какие? (легкие, светлые, пушистые)
– весеннее небо какое? (высокое, чистое, голубое)
– весенняя травка какая? (молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная).
Волк: молодцы, ребята. А теперь мне пора, волчица ждёт.
Воспитатель: а мы, ребята с бычком дальше пойдём. Идёт бычок, а навстречу ему ( загадка про медведя)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой (медведь)
Воспитатель: правильно, ребята.
Медведь: Здравствуй, бычок, здравствуйте, ребята. Куда идёшь, бычок?
Бычок: иду, весной любуюсь, а ребята мне помогают узнать о весне.
Медведь: да, весной вся природа просыпается. А давайте с вами в одну игру поиграем: слова нужно называть ласково.
Дети: да.
Дидактическая игра «Назови ласково».
Воспитатель называет слова, а дети называют их ласково (солнце – солнышко, берёза – берёзка, и т.д.)
Медведь: молодцы, ребята. До свидания.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, помогли мы бычку узнать о весне?
Дети: да.
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, немного устали, гуляя по лесу. Давайте устроим привал и присядем отдохнуть на «пеньки»-стульчики. У вас было домашнее задание выучить стихи о весне. Я думаю, все их с удовольствием послушают.
Дети читают стихи о весне.
Воспитатель: ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте вспомним, что вы видели, чем занимались. Понравилось ли вам путешествие. (Ответы детей).
говоришь к весне (чешет голову лапой). Весна это хорошо, пчелы проснутся, мед будут делать. А я мед люблю. Ладно, колобок, не съем я тебя. Есть у меня картина про весну, а на ней чего только ни нарисовано… Весной всё красивое и хорошее. Давайте назове=ём предметы, нарисованные на картине ласково. (солнце – солнышко и т. д.)
Медведь: Верно. Молодцы, ребята. Ну что же отпускаю я тебя, колобок. Весне привет передавай!
Воспитатель: ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. И мы, ребята , пойдем за колобком к Весне.
Движения
Воспитатель: катится колобок, а навстречу ему лисичка – сестричка.
Лиса: какой румяный и вкусный. Надо же сам прибежал! (облизывается) Съем я тебя!
Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут! Лиса, ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь! Давай так: не отгадаю твою загадку - съешь меня, а отгадаю - отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?
Лиса: ладно. Стихи я люблю. Расскажешь стихи о весне, так и быть отпущу.
Колобок: ребята, поможете?
(Дети читают стихи о весне, лиса слушает)
Лиса: молодцы, ребята, помогли тебе, колобок. Эх, жалко только без обеда осталась! Но слово своё не буду нарушать, не трону тебя. Привет Весне передавай! (Лиса убегает)
Воспитатель: молодцы, ребята, выручили колобка. Никто его не съел, даже хитрая лиса. А как вы думаете, встретил колобок весну?
Дети: да.
Воспитатель: Конечно, весна уже давно пришла. Давайте для наших гостей составим рассказ о весне……………………………..
Игра «Один и много».
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Она в центре с мячом в руках.
- Ребята, давайте поиграем в игру «Один и много». Я называю один предмет, а тот кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали:
Ручей – ручьи скворец – скворцы гнездо - гнезда
Дождь – дожди сосулька – сосульки дерево – деревья
Лист – листья проталина – проталины скворечник – скворечники
Лужа – лужи река – реки
- Молодцы, садитесь.
-Ребята, вы все знаете сказку «Колобок? ». (Да) .
- А сейчас мы разыграем сказку про колобка на весенний лад. А называется она «Как колобок весну встречал».
Инсценировка по сказке «Как колобок весну встречал».
Бабушка: Ой, а это что такое?
Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости? Как здорово, будет весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне.
Бабушка: Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.
Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.
Колобок: Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)
Я весёлый Колобок,
У меня румяный бок,
А качусь я по дорожке
Весну красную встречать
Будет мы тогда все дружно
Песни петь и танцевать
Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку-отпущу подобру-поздорову.
Колобок (обращаясь к ребятам) : Ребята, вы мне поможете?
Дети: Да!
Бабушка:
Ну, слушайте загадку от зайца:
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
Дети: Март!
Заяц: Верно! Ладно, колобок, дальше ступай и Весне привет от меня передавай!
Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Волк.
Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный…
Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)
Волк: Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку - оставлю в покое.
Бабушка: Слушайте загадку от Волка:
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
Дети: Апрель!
Волк: Правильно. Хорошо, беги дальше, да Весне привет от меня передавай!
Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Медведь.
Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою.
Поёт песенку.
Медведь: Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый. Отгадаешь загадку мою - отпущу.
Бабушка: Загадка от медведя:
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
Дети: Май!
Медведь: Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай!
Бабушка: Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-катится, а навстречу ему Лиса.
Лиса: Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!
Лиса: Ладно, попробуй отгадать.
Бабушка: Загадка от лисы:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт.
Колобок (задумчиво) :
Дети, помогите мне ещё раз!
Дети: Весна!
Лиса: Верно, Весна. Эх, без обеда я осталась. Воспитатель: Ну, что, колобок, нашёл Весну? А ведь весна-то уже наступила. Весна пришла! Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!
Завершение занятия.
- Ребята, о каком времени года мы говорили сегодня? (О весне) .
- Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май) .
- Какие признаки весны вы знаете? (Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются первые цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из теплых стран) .
- Молодцы, все сегодня хорошо поработали. А теперь пора и поиграть.
Игра “Воробышки и дождик”
Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притопывая под текст:
Воробей с березы на дорожку прыг!
Больше нет морозов чик-чирик!
По сигналу “Дождик пошел, скорей домой! ” все бегут и прячутся под зонтик, который держит взрослый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по методике развития речи и ознакомления с окружающим в средней группе "Ознакомление с различными породами собак"
Знакомство детей с породами таких собак, как: овчарка, такса, далматин....
Конспект интегрированной ООД по развитию речи и ознакомлению с окружающим в средней группе для детей с нарушением зрения на тему: «На чем мы путешествуем»
В этом коспекте поставленны развивающие, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе «Экскурсия в зоопарк».
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе «Экскурсия в зоопарк»....
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе « Весна»
Занятие по развитию речи....
КОНСПЕКТ по развитию речи и ознакомлению с окружающим в средней группе «В поисках весеннего Солнца»
Тема: «В поисках весеннего Солнца».Цель: Обобщить представления детей о весне. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений.Программное соде...
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в средней группе «Весна»
Цель: Обобщить представления детей о весне. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. Вырабатывать диафрагмальный тип дыхания с элементами релаксацииЗада...
Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в средней группе «Путешествие в весенний лес»
Цель:Систематизировать представления детей о признаках весны.Задачи:-Формировать обобщающее понятие «лес», закрепить знания о различных деревьях. Закрепить правила поведения в лесу.-...