ОД по развитию речи «Путешествие в сказку»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель: формировать умение детей рассказывать сказку, используя метод наглядного моделирования.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели;
- создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей сказки, подбирать заместители по цвету;
- уметь строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию
прочитанной сказки;
- закреплять умение ориентироваться на поверхности, закрепить знание
геометрических фигур и цветов.
Развивающие:
- развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, связную речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки
Воспитательные:
- воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки.
- воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 33.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Ивушка» с.Липовка Базарно - Карабулакского муниципального района Саратовской области»
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по речевому развитию
в средней группе
на тему «Путешествие в сказку»
Подготовила:
Деманова Галина Владимировна
воспитатель I квалификационной категории
с. Липовка
2019г.
Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием):
В гостях у сказки
Тема НОД:
«Путешествие в сказку»
Цель: формировать умение детей рассказывать сказку, используя метод наглядного моделирования.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели;
- создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей сказки, подбирать заместители по цвету;
- уметь строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию
прочитанной сказки;
- закреплять умение ориентироваться на поверхности, закрепить знание
геометрических фигур и цветов.
Развивающие:
- развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, связную речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки
Воспитательные:
- воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки.
- воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная
Формы организации: подгрупповая
Формы реализации детских видов деятельности: пальчиковая игра «Замок», сюрпризный момент, игра «Угадай кто», загадки, динамическая пауза «Веселые животные», игровая ситуация «Моделирование сказки», упражнения для глаз.
Словарная работа: формировать умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (заяц – зайка, зайчишка; лиса – лисичка, лисонька; собака – собачка, собачонка т.д.).
Оборудование и материалы:
По пять одинаковых по величине и разных по цвету кружков – заместителей на каждого ребенка: лиса, заяц, собака, медведь и петушок; домики синего и коричневого цвета. Игрушка – Зайчик. Картинки животных из сказки. Волшебный рюкзачок.
Ход непосредственно - образовательной деятельности
Деятельность взрослого | Деятельность детей |
Вводная часть | |
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок. А вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, ведь именно там происходят настоящие чудеса. Только вот как нам с вами попасть в страну сказок? Давайте произнесем волшебные слова. Пальчиковая игра “Замок” Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. (С силой сжимаем и разжимаем кулаки.) Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок) Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок) Мы его покрутим, (крутим “замочек”) А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем) Покачаем – раз, два, три. Дверь, замочек, отопри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.) Двери открываются, сказка начинается. | Дети стоят вокруг воспитателя. Ответы детей. Ответы детей. Дети произносят волшебные слова и выполняют движения. |
Воспитатель привлекает внимание к волшебному рюкзачку, в котором находится игрушка зайца. -Ребята, посмотрите, что это? -Правильно, кто-то забыл волшебный рюкзачок, а внутри что-то есть. Игра «Угадай кто» Давайте попробуем с вами отгадать, что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри рюкзака. | Рюкзачок Дети ощупывают содержимое и пытаются отгадать, кто внутри. |
Основная часть | |
- А как вы догадалась, что в мешочке спрятался зайка? Правильно, ребята! Это зайка, он прибежал к нам из сказки. - Что можно сказать о характере зайца, какой он в сказках? -А как в сказках называют зайца? -Молодцы, ребята. Зайчик прибежал к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречаем зайца? -Да, действительно, в этих сказках мы встречаем зайчишку, но наш гость прибежал из сказки, где его обидела лиса и выгнала его из домика. Как называется эта сказка? - Правильно, ребята, сказка называется «Заюшкина избушка» и зайчик принес нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и потом говорим отгадку. Игра с загадками Сама рыжевата, Мордочка плутовата, Ей не до пирожка, Ей бы скушать петушка? Воспитатель показывает картинку лисы -Ребята, как можно назвать лису ласково? Кто, большой и косолапый, Мед достал из бочки лапой? Скушал сладость и реветь. А зовут его? Воспитатель показывает картинку медведя Назовите медведя ласково «Ку-ка-ре-ку» кричит он звонко, Крыльями хлопает громко. Курочек верный пастух, Как зовут его? Воспитатель показывает картинку петуха Назовите петуха ласково У меня отличный слух, Острый взгляд и тонкий нюх. Сразу лезу с кошкой в драку, Потому что я… Воспитатель показывает картинку собаки -Назовем собаку ласково Этот зверь живет лишь дома. Воспитатель показывает картинку кота Назовите кота ласково -Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали. А все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? - Правильно, ребята. Зайка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с ним? Тогда встаем в круг. Физкультминутка «Веселые животные» Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть. Поднимайтесь, ручки, вверх, Шевелитесь, пальчики, – Так шевелят ушками Серенькие зайчики. Крадемся тихо на носочках, Как лисы бродят по лесочку. Волк озирается кругом, И мы головки повернем. Теперь садимся тише, тише – Притихнем, словно в норках мыши. Ходил медведь по лесу, Топтался и рычал. Хотел он очень меда А где достать – не знал. -Вот мы немного отдохнули, и зайка приглашает вас за столы. У вас на столах лежат тарелочки с фигурами. Какие геометрические фигуры лежат перед вами? Чем они отличаются? Назовите цвета | У него длинные ушки. Трусишка, боязливый. Зайчишка, зайка — побегайка, зайчишка-трусишка «Заяц-хваста», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка» «Заюшкина избушка» Лиса Лисонька, лисичка Медведь Мишка, мишенька Петух Петушок, петенька
Собака Собачка, собачонка Кот Котик, котёнок Нет, кот из другой сказки Дети стоят в кругу и выполняют движения в соответствии с текстом. Круги Цветом: белый, серый, оранжевый, красный, коричневый Дети объясняют, почему круги разного цвета, каждый цвет соотносят с героями сказки лубяная – коричневого ледяная – синего Дети ставят модели избушек Показывают, как плачет заяц Лубяная Дети показывают Собака, медведь Дети изображают, как петушок поет песню: сначала тихо, потом громче и громче. Выполняют гимнастику для глаз Дети повторяют движения за воспитателем |
Сказку «Заюшкина избушка» мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки — круг определенного цвета. Для зайчика, как вы думаете — какой? Почему? Оранжевый круг для… . Почему? Какой цвет соответствует герою «Заюшкина избушка» — собаке? Медведю, какого цвета кружок, почему? А что есть еще у вас на столах — избушки. Они разного цвета, почему? А теперь мы с вами будем рассказывать сказку, используя цветные кружочки. Я рассказываю сказку, а вы выкладываете кружочки друг за другом. Будьте внимательны. СКАЗКА Жили-были заяц и лиса . У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна, и у лисы избушка и растаяла. А лиса попросилась к зайчику в избушку погреться, да и выгнала зайчика. Идет зайчик по дорожке и плачет, а навстречу ему собака: – Гав, гав! Что, зайчик, плачешь? – Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, попросилась она ко мне, да меня самого и выгнала. – Не плачь, зайчик! Я ее выгоню! Пошла собака к избушке, и говорит: - Гав-гав уходи лиса вон! -А лиса с печки отвечает: – Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала. Зайчик опять идет и плачет. Ребята, покажите как зайка плачет. Навстречу ему медведь: – О чём, зайчик, плачешь? – Как же мне не плакать? Была у меня избушка, какая ребята? — …, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала. – Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу, мы ее из избушки прогоним! – Нет, не поможешь! Собака гнала, не выгнала. И ты, косолапый, не выгонишь. Подошли они к избёнке, Медведь как зарычит: – Уходи, Лиса, вон из избушки! А Лиса с печи как закричит: – Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Медведь испугался и убежал. А как испугался медведь? Идет зайчик дальше по дорожке, плачет. Навстречу петух с косой: – Кукареку! O чем, зайчик, плачешь? – Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала. – Пойдем, зайчик, я тебе помогу, лису выгоню! – Нет, петух, не поможешь! Кто ребята помогал зайке выгонять лису? Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не прогнал. Подошли они к избёнке: – Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса вон! Лиса услыхала, испугалась и говорит: – Одеваюсь. Петух громче закричал, ребята помогайте мне: – Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон! А лиса: - Шубу одеваю. Петушок еще громче закричал, ребята помогаем петушку: – Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон! Испугалась лиса и убежала, а петух с зайчиком стали жить поживать и добра наживать. Думаю, глазки устали, пусть они отдохнут. Упражнение для глаз Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем Открываем, поморгаем, И работать продолжаем. -Ну, а нам пора прощаться. И со сказкой расставаться. Мы сказку увидели, в сказку играли, Ну и конечно немного устали. Закончились наши большие дела, И нам в детский сад возвращаться пора. | |
Заключительная часть | |
Где мы были? Что делали? Ребята, скажите, хорошо ли поступила лиса с зайцем? -Какая лиса в этой сказке? - А какой зайчик? -Почему не помогли зайцу волк и медведь? -Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису? -Что же победило в сказке, добро или зло? - Молодцы, ребята. Вы все правильно составляли и помогали мне рассказывать сказку. Как она называется? Вам понравилось составлять сказку при помощи моделей? | Ответы детей Нет Лиса – хитрая, бессердечная, плутовка Зайчик – добрый, беззащитный, горемыка. Волк и медведь струсили и убежали. Петушок смелый, храбрый, красивый. Добро «Заюшкина избушка» Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми во 2-й младшей группе по познавательной деятельности и развитию речи « Путешествие в сказку».
Конспект занятия с детьми во 2-й младшей группе по познавательной деятельности и развитию речи « Путешествие в сказку»....
Викторина по развитию речи «Путешествие по сказкам»
формирование интереса к художественным произведениям....
Конспект ООД по развитию речи "Путешествие в сказку "Три поросёнка"
"Путешествие в сказку "Три поросенка"...
План-конспект занятие по развитию речи "Путешествие по сказкам"
Обобщение знаний детей русских народных и авторских сказок и составление сказки конфликтного характера...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Развитие речи» «Путешествие по сказкам»
Цель: Воспитывать интерес и любовь к сказкам; передавать по показу персонажа игровые действия, развивать творческое воображение детей, желание оказывать помощь другим. Программные задачи: Образователь...
Конспект по развитию речи «Путешествие в сказку А.С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке »
Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы. Закрепление знаний детей о творчестве А.С. Пушкина....