рабочая программа (парциальная программа)
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Парциальная программа "От звука к букве"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ot_zvuka_k_bukve.docx | 44.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте» / Е.В.Колесникова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.- 64 с.
Парциальная образовательная программа «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте» и организационно-методическое сопровождение составлено в свете основополагающих требований ФГОС дошкольного образования к структуре Программы и ее объему, условием реализации Программы и результатам ее освоения.
Программа может быть использована в части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, а также возможностей педагогического коллектива; сложившихся традиций организации или группы (ФГОС ДО).
Содержание программы ориентировано на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте дошкольников 2-7 лет, которое осуществляется в двух направлениях:
- систематизация и учет речевого развития детей, полученного из разных источников (игры, общения, обучения и т.д.);
- организация работы с детьми по освоению ими содержания программы.
Реализация программы в организационно-методическом сопровождении предусматривает комплексный подход к речевому развитию детей: на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи- фонетические, лексические, грамматические и – на их основе – развитие связной речи.
Цели программы:
- раскрытие основных направлений речевого развития детей 2-7 лет и задач в соответствии с требованиями Стандарта к структуре Программы, условиям ее реализации и результатам освоения, с учетом возрастных особенностей детей 2-7 лет;
- создание благоприятных условий для формирования аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте;
- формирование теоретического мышления, интереса и способности к чтению;
- введение ребенка в мир слов, звуков через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим миром, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, метод проекта.
Задачи программы:
- развитие потребности активно мыслить;
- создание условий не только для получения знаний, умений и навыков, но и развития психических процессов (внимания, памяти, мышления);
- формирование первоначальных лингвистических представлений о слове, звуке, предложений;
- обеспечение возможности непрерывного обучения в условиях образовательной организации;
- развитие логических форм мышления;
- формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование инициативности, самостоятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы, организованных форм ее усвоения;
- развитие умения применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т.д.);
- формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование);
- формирование простейших графических умений и навыков, развитие мелкой моторики с целью подготовки руки ребенка к письму;
- обеспечение повышения компетентности педагогов, родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Эти задачи решаются комплексно как на занятиях по формированию аналитико-синтетической деятельности, так и в процессе организации разных видов деятельности (общении, игровой, познавательно-исследовательской).
Построение программы и организационно-методическое сопровождение позволяет вносить изменения исходя из открытий в области педагогики, психологии, а также возможностей детей, педагогов, родителей.
Программа состоит из двух частей: 1) овладение звуковой стороной речи и ориентировка в ней (2-5 лет); 2) освоение знаковой системы языка (5-7 лет).
В целях эффективной реализации Программы имеется организационно-методическое сопровождение, которое представлено основным и дополнительным комплектом.
- Учебно-методические пособия на каждый возрастной период обучения, в которых дана характеристика речевого развития детей, содержатся развернутые рекомендации по реализации целей и задач Программы, имеется подробное планирование занятий, показатели развития.
- Рабочие тетради с подобранными в системе развивающими заданиями и упражнениями, выполнение которых направлено на последовательное усвоение детьми содержания Программы «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Занятия по Программе проводятся в первой половине дня. В середине занятия проводится физкультминутка. Распределение программного материала соответствует возрастным особенностям детей и реальным требованиям, предъявляемым к современному обучению дошкольников.
Деление программного материала по возрастным группам условно и зависит:
- от возраста, с которого начинается работа. Если работа начата с 6 лет, желательно сначала изучить материалы предыдущей группы;
- от того, как ребенок усваивает Программу: если проявляет интерес и способности к усвоению учебного материала, можно использовать книги следующей группы, дополнительного комплекта.
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
(2-3 года)
Программа на учебный год
(определяет путь речевого развития)
Развитие общей и мелкой моторики
Стимулировать самостоятельную и двигательную активность в ситуации игры.
Развивать умение согласовывать движения с текстом стихотворения.
Способствовать развитию общей и мелкой моторики (движение кистей рук).
Звуковая культура речи
Способствовать развитию артикулярного, голосового, слухового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
Развивать способность отчетливо произносить гласные «А», «У», «И», «О», «Ы», «Э», согласные «М», «П», «Б», «Т», «Д», «Н», «В», «Ф», «К», «Г», «Х»,
Развивать способность воспроизводить звукоподражательные слова (ку-ку, мяу, ква-ква и др.),
Обогащение словаря
Развивать пассивный словарь. Находить в ближайшем окружении предметы по словесному заданию взрослого.
Уточнить имеющийся словарь и расширять активный словарь, который есть в пассивном.
В процессе ознакомления с окружающим в разных видах деятельности обогащать и активизировать словарь:
существительными, обозначающими названия предметов одежды, игрушек, посуды, мебели, растений (дерево, трава, цветы), овощей, фруктов, домашних и диких животных и их детенышей;
глаголами, обозначающими действия (мыть, вытирать, гладить, стирать и т.д.);
прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус предметов (большой, маленький, красный, синий, сладкий и т.д.;
наречиями (сегодня, близко, высоко и т.д.);
предлогами (в, на, под).
Грамматический строй речи
Формировать умение:
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже (красный мяч и т.д.).
- употреблять новые слова в разных падежах (котенок, котенку, котенка и т.д.).
Связная речь
Формировать умения:
- понимать речь взрослых, отвечать на вопросы кто это? что это? И т.д.
- слушать небольшие сказки, стихотворения, потешки; повторять знакомые стихотворения, строчки из них.
- отвечать на вопросы по сюжетной картинке несложными фразами (Аня и Ваня кормят птиц. Птицы летают. И т.д.).
Художественная литература
Воспитывать желание слушать и эмоционально воспринимать художественные произведения разных жанров (потешки, стихи, сказки).
Формировать умения договаривать отдельные слова, фразы при слушании знакомых произведений.
Привлекать к рассмотрению иллюстраций, побуждать отвечать на вопросы кто это? Что это? Что делает? И т.д.
Создавать условия для самостоятельного рассматривания книг, отдельных иллюстраций.
Целевые ориентиры
Имеет активный словарь из 1000-1200 слов.
Проявляет:
- интерес к слушанию литературных произведений;
- желание повторять строчки знакомых стихотворений, сказок;
- интерес к рассматриванию иллюстраций.
Передает словом, действием содержание произведения (игры-забавы, стихотворения).
Отвечает на вопросы взрослого кто это? что это? Что делает?
Пользуется речью как средством общения со взрослыми, со сверстниками.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
(3-4 года)
Программа на учебный год
- Развитие звуковой культуры речи.
Формировать умения:
- правильно и четко произносить гласные звуки «А», «О», «У», «Ы», «Э», «И» изолировано, в словах и во фразовой речи;
- правильно и четко произносить согласные звуки «М», «Б», «П», «Т», «Д», «Н», «К», «Г», Х», «Ф», «В», «Л», «С», «З», «Ц» изолированно, в словах и во фразовой речи.
- Готовить артикуляционный аппарат к произношению шипящих звуков.
- Способствовать развитию интонационной стороны речи: умение произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.
- Формировать умение говорить согласно нормам литературного произведения.
- Формировать выразительность речи.
- Знакомить с терминами «звук», «слово».
2. Развитие графических навыков (с целью подготовки руки ребенка к письму).
Формировать умения:
- рисовать вертикальные и горизонтальные линии.
- закрашивать контуры предметов;
- рисовать округлые линии.
3. Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища) и мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия |
СЕНТЯБРЬ | |
1 | Звук «А», рисование дорожек, заучивание потешки. |
2 | Звук «У», игра «Узнай, какой игрушки не стало», заучивание потешки. |
3 | Звук «О», рисование дождика из тучки, заучивание потешки. |
4 | Звуки «А», «У», «О» (закрепление), развитие моторики, повторение потешек. |
ОКТЯБРЬ | |
5 | Звук «Ы», заучивание стихотворения, рисование дорожек. |
6 | Звук «Э», рисование дорожки, заучивание стихотворения. |
7 | Звук «И», рисование зернышек, заучивание стихотворения. |
8 | Звуки «Ы», «Э», «И» (закрепление), развитие моторики, повторение стихотворений. |
НОЯБРЬ | |
9 | Звуки «М-МЬ», заучивание стихотворения. |
10 | Звуки «Н-НЬ», рисование ниточек к шарикам, заучивание стихотворения. |
11 | Звуки «Б-БЬ», развитие моторики, заучивание потешки. |
12 | Звуки»П-ПЬ», рисование колес к вагончикам, заучивание стихотворения. |
ДЕКАБРЬ | |
13 | Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ» (закрепление), рисование окошек в вагончиках, игра «Кто внимательный?». |
14 | Звуки «Д-ДЬ», рисование домика, заучивание стихотворения. |
15 | Звуки «Т-ТЬ», заучивание стихотворения. |
16 | Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ» (закрепление), рисование шариков на елке, повторение стихотворений. |
ЯНВАРЬ | |
17 | Звук «Г», игра «Кто внимательный?», заучивание стихотворения. |
18 | Звук «К», заучивание стихотворения. |
19 | Звуки «Г», «К» (закрепление), рисование дорожек, игра «Кто внимательный?», заучивание стихотворения. |
20 | Звуки «В-ВЬ», заучивание стихотворения, рисование ручек к ведеркам. |
ФЕВРАЛЬ | |
21 | Звуки «Ф-ФЬ», заучивание стихотворения, закрашивание предметов одежды. |
22 | Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ» (закрепление), повторение стихотворений, рисование дорожек. |
23 | Звук «Х», рисование дорожек, заучивание стихотворения. |
24 | Звуки «Л-ЛЬ», заучивание стихотворения. |
МАРТ | |
25 | Звуки «С-СЬ», рисование дорожек, заучивание стихотворения. |
26 | Звуки «З-ЗЬ», рисование ручек к корзинкам, заучивание стихотворения. |
27 | Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ» (закрепление), игра «Кто внимательный?», повторение стихотворений. |
28 | Звук «Ц», развитие моторики, рисование зернышек цыплятам. |
АПРЕЛЬ | |
29 | Закрепление пройденного материала (гласные звуки), штриховка предметов. |
30 | Закрепление пройденного материала (согласные звуки), штриховка предметов, повторение стихотворений. |
31 | Закрепление пройденного материала (согласные звуки), рисование листочков на березе, игра «Кто внимательный?». |
32 | Закрепление пройденного материала (согласные звуки), штриховка предметов, рисование дорожек. |
МАЙ | |
Закрепление пройденного материала. |
Целевые ориентиры
К концу года ребенок:
- правильно и четко произносит гласные звуки «А», «О», «У», «Ы», «И» изолированно, в словах и фразовой речи;
- правильно и четко произносит согласные звуки «М», «Б», «П», «Т», «Д», «Н», «К», «Г», «Х», «Ф», «В», «Л», «С», «Ц» изолированно, в словах и фразовой речи;
- может произвольно регулировать силу голоса (громко- тихо), темп (быстро-медленно) речи, речевое дыхание;
- использует выразительные средства речи- темп и ритмы, паузы, разнообразные интонации;
- понимает значение терминов «звук» и «слово»;
- умеет выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
- рисовать вертикальные. Горизонтальные, округлые линии, штриховать несложные предметы.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
(4-5 лет)
Программа на учебный год
- Развитие фонематического слуха.
- Продолжать знакомить с терминами «слово» и «звук».
- Знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и похоже.
- Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «С-СЬ», «З-ЗЬ», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Р-РЬ», «Л-ЛЬ», «М-МЬ», «Б-БЬ», «К-КЬ», «Г-ГЬ», «Д-ДЬ», Т-ТЬ» изолированно, в словах и во фразовой речи.
- Познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги.
- Познакомить с тем, что слово можно обозначить прямоугольником (простейшее моделирование).
Формировать умения:
- различать на слух твердые и мягкие согласные;
- определять и изолированно произносить первый звук в слове;
- называть слова с заданным звуком.
- Ознакомление со способами интонационного выделения звука в слове.
- Продолжать работу по развитию интонационной стороны речи: умению произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.
- Продолжать учить говорить согласно нормам литературного произношения.
2. Развитие графических навыков.
- Продолжать рисовать вертикальные и горизонтальные линии; рисовать округлые линии; рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии; заштриховать различные предметы.
3. Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).
- Способствовать развитию произвольных движений пальцев и кистей рук.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия |
СЕНТЯБРЬ | |
1 | Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких, отрывистых линий. |
2 | Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках. |
3 | Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные и короткие), моделированием, рисование иголок ежикам. |
4 | Знакомство с многообразием слов, их звучанием: звонко, громко, тихо: рисование солнышка. |
ОКТЯБРЬ | |
5 | Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование иголок на елках. |
6 | Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках. |
7 | Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках. |
8 | Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек, заучивание стихотворения Я.Козловского. |
НОЯБРЬ | |
9 | Звуки «С-СЬ» («песенки большого и м аленького насоса»), знакомство с твердыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на березе, заучивание стихотворения Г.Сапгира. |
10 | Звуки «З-ЗЬ» («песенки большого комара и маленького комарика»), знакомство с твердыми и мягкими согласными, заучивание стихотворения Б.Заходера, рисование ушей зайчикам. |
11 | Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ», твердые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках. |
12 | Звук «Ц», рисование огурцов, заучивание стихотворения Г.Сапгира» |
ДЕКАБРЬ | |
13 | Звук «Ш» («песенка ветра»), рисование шариков, заучивание потешки. |
14 | Звук «Ж» («песенка жука»), моделирование, рисование желудей, заучивание стихотворения И.Солдатенко. |
15 | Звуки «Ш-Ж», моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворений. |
16 | Звук «Щ», моделирование, рисование щеток, заучивание стихотворения С.Михалкова. |
ЯНВАРЬ | |
17 | Звук «Ч», моделирование, рисование предметов. |
18 | Звуки «Ч-Щ», моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание потешки. |
19 | Звуки «Р-РЬ», закрашивание предметов, заучивание стихотворения О.Высотской. |
20 | Звуки «Л-ЛЬ», моделирование, рисование лягушки, заучивание стихотворения Е.Александровой. |
ФЕВРАЛЬ | |
21 | Звуки «М-МЬ», рисование мишки, заучивание стихотворения Т.Шорыгиной. |
22 | Звуки «Б-БЬ», моделирование, заучивание стихотворения Г.Сапгира, рисование бус. |
23 | Звуки «К-КЬ», закрашивание овощей, заучивание стихотворения Д.Хамса. |
24 | |
МАРТ | |
25 | Звуки «Г-К», моделирование, закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т.Шорыгиной. |
26 | Звуки «Д-ДЬ», штриховка и рисование кругов, заучивание стихотворения М.Дружининой. |
27 | Звуки «Т-ТЬ», моделирование, рисование тучи и зонтика, заучивание стихотворения В.Берестова. |
28 | Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», моделирование, рисование домика, повторение стихотворений. |
АПРЕЛЬ | |
29 | Закрепление пройденного материала. Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ», повторение стихотворений, штриховка. |
30 | Закрепление пройденного материала. Звуки «Р-РЬ», «Ш», моделирование, раскрашивание предметов. |
31 | Закрепление пройденного материала. Звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ», моделирование, рисование березки, повторение стихотворений. |
32 | Закрепление пройденного материала. |
МАЙ | |
33-36 | Закрепление пройденного материала. |
Целевые ориентиры
К концу года ребенок:
- правильно произносит все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи (если не произносит какие-либо звуки, необходимо обратиться к логопеду);
- различает короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;
- делит слова на слоги;
- дифференцирует твердые и мягкие согласные, называет их изолированно;
- определяет и называет первый звук в слове (без призвука гласного);
- произвольно регулирует темп, силу голоса, речевое дыхание;
- рисует вертикальные, горизонтальные т округлые линии, может штриховать несложные предметы;
- выполняет упражнения для пальцев и кистей рук.
СТАРШАЯ ГРУППА
5-6 лет
Программа на учебный год
Развитие звуко- буквенного анализа
- Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.
- Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.
- Закреплять умение делить слова на слоги.
- Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.
Формировать умение:
- различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные;
- определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
- Продолжать знакомить с графическим изображением слова- прямоугольником (моделирование).
- Познакомить с условным обозначением звуков: гласные- красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат (моделирование).
Формировать умение:
- обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения звуков;
- писать слова с помощью графических изображений;
- печать печатные буквы в клетке, используя образец;
- соотносить букву и звук;
- писать слова, предложения печатными буквами;
- проводить звуковой (фонетический) анализ слова.
- Способствовать развитию фонематического восприятия.
- Формировать умение читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.
- Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.
Познакомить с термином «предложение».
Формировать умение:
- правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение»;
- составлять предложение из двух, трех, четырех слов;
- записывать предложение условными обозначениями;
- Способствовать развитию графических навыков.
- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия |
СЕНТЯБРЬ | |
1 | Звук «А» и буква А. Графическое изображение звука «А». Рисование матрешек, написание буквы А в клетке. Место звука и буквы в слове. |
2 | Звук «О» и буква О. графическое изображение звука «О». Рисование мячей, написание буквы О в клетке. Игра «Схема-слово». |
3 | Звук «У» и буква У. Графическое изображение звука «У». Рисование крючков, написание буквы У. Игра «Соедини правильно». |
4 | Звук «Ы» и буква Ы. Графическое изображение звука «Ы». Игры «Слово, схема», «Ну-ка, буква, отзовись». |
ОКТЯБРЬ | |
5 | Звук «Э» и буква Э. Написание буквы Э в клетке. Игры «Закончи предложение», «Напиши правильно», «Кто больше». |
6 | Закрепление пройденного материала, написание и чтение слогов АУ, УА. Игры «Кто в домике живет», «Закрась правильно», «Звуки и буквы». |
7 | Звук «Л» и буква Л, написание буквы Л, чтение слогов. Игры «Схема-слово», «Раздели правильно». Графическое изображение звука «Л». |
8 | Звук «М» и буква М, написание буквы М, чтение слогов. Графическое изображение звука «М». Игры «Загадки и отгадки», «Слоговые домики». Чтение слов «мама», «мыло». Знакомство с ударением. |
НОЯБРЬ | |
9 | Звук «Н» и буква Н, написание буквы Н, чтение слогов. Игры «Соедини правильно», «Подскажи словечко», «Слово, схема, предмет». |
10 | Звук «Р» и буква Р, написание буквы Р, чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закрась правильно», «Слова и слоги». |
11 | Закрепление пройденного материала. Игры «Звук потерялся», «Как зовут мальчика», «Закрась правильно», «Звук и буква». |
12 | Буква Я, написание буквы Я, чтение слогов, знакомство с твердыми и мягкими согласными. Игры «Загадки и отгадки», «Как зовут девочку». Чтение предложения и его графическая запись. |
ДЕКАБРЬ | |
13 | Буква Ю, написание буквы Ю. Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Как зовут девочку и мальчика», Чтение слов и их графическая запись. |
14 | Буква Е, написание буквы Е. Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Составление предложения и его графическая запись. |
15 | Буква Ё, написание буквы Ё. чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались», «Подскажи словечко». |
16 | Звук «И» и буква И, написание буквы И. чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Предмет, схема, слово». |
ЯНВАРЬ | |
17 | Закрепление пройденного материала. Твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Кто больше». Чтение предложения. |
18 | Звуки «Г-ГЬ», «К-КЬ», буквы Г-К. Написание букв Г-К. Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Слово, схема». Составление предложения и его графическая запись. |
19 | Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», буквы Д-Т. Написание букв Д-Т, Написание букв Д-Т, чтение слогов, предложения. Написание букв Д-Т. Игры «Загадки и отгадки», «Узнай, какой звук потерялся». |
20 | Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы В-Ф. Написание букв В-Ф, чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Определи место звука в слове». Запись слов звуками, фонетический разбор слова. |
ФЕВРАЛЬ | |
21 | Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы З-С. Написание букв З-С. Чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Допиши и прочитай». Фонетический разбор слов. |
22 | Звуки «Х-ХЬ», буква Х, написание буквы Х, чтение слогов, слов, предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение». |
23 | Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы Б-П, написание букв Б-П, чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Буквы рассыпались». Чтение предложений. |
24 | |
МАРТ | |
25 | Звуки «Ч-Щ» и буквы Ч-Щ. Написание букв Ч-Щ, чтение слогов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Фонетический разбор слов. |
26 | Звук «Ц» и буква Ц. Написание буквы Ц. Чтение слогов, стихотворения. Игры «Загадки и отгадки», «Буквы рассыпались». |
27 | Звук «Й» и буква Й, написание буквы Й. Чтение слов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема». |
28 | Буква Ь, написание буквы Ь. Чтение слов, стихотворения, фонетический разбор слов. Игры «Буква потерялась», «Слово, схема», «Допиши слово». |
АПРЕЛЬ | |
29 | Буква Ъ, написание буквы Ъ, чтение слов, стихотворения. Игры «Слово, схема», «Звук, буква, слово», «Найди букву». |
30 | Закрепление пройденного материала. Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно», «Разгадываем ребусы», «Отгадываем загадки». |
31 | Закрепление пройденного материала. Игровые упражнения «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и допиши предложения». Игра «Подскажи словечко». |
32 | Закрепление пройденного материала. Чтение стихотворения, знакомство с алфавитом. |
МАЙ | |
Закрепление пройденного материала. | |
(Можно использовать материалы занятий 25-31.) |
Целевые ориентиры
К концу учебного года ребенок:
- знает буквы русского алфавита;
- пишет печатные буквы русского алфавита в клетке;
- понимает и использует в речи термины «звук» и «буква»;
- определяет место звука в слове: в начале, в середине и конце;
- различает гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- пользуется графическим обозначением звуков (гласные- красный квадрат, твердые согласные- синий квадрат, мягкие согласные- зеленый квадрат);
- умеет записывать слова условными обозначениями, буквами;
- соотносит звук и букву;
- пишет слова, предложения условными обозначениями, буквами;
- определяет ударный слог, ударную гласную и обозначает соответствующим значком;
- проводит звуковой анализ слов;
- читает слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;
- правильно пользуется терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- составляет предложение из двух, трех слов, анализирует его;
- читает небольшие стихотворные тексты (2-4 строчки).
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
6-7 лет
Программа на учебный год
- Расширять знания и представления об окружающем мире.
- Формировать умение проводить фонетический разбор слов.
- Закреплять умение соотносить звук и букву.
Формировать умение:
- читать слова, стихотворения, тексты;
- разгадывать ребусы, кроссворды;
- писать слова, предложения печатными буквами.
- Познакомить с тетрадью в линейку, научить способам работы в ней с целью подготовки руки ребенка к письму.
- Способствовать развитию логического мышления.
- Формировать умение понимать прочитанный текст.
- Развивать интерес и способности к чтению.
- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
- Формировать умение самостоятельно формулировать учебную задачу, пользуясь условными обозначениями.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия |
СЕНТЯБРЬ | |
1 | Тема «Звуки и буквы» (закрепление). Игровое упражнение «Прочитай и допиши правильно». Игры «Буквы рассыпались», «Буквы потерялись», «Буквы поменялись местами». |
2 | Тема «Звуки и буквы» (закрепление). Чтение пословиц. Игровое упражнение «Соедини правильно». Игровое упражнение «Кто в каком домике живет». |
3 | Тема «Слова и слоги» (закрепление). Чтение пословиц. Игровое упражнение «Соедини правильно». Игровое упражнение «Кто в каком домике живет». |
4 | Тема «Предложение, графические навыки» (закрепление). Игровое упражнение «Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку. |
ОКТЯБРЬ | |
5 | Тема «В мире книг». Чтение и отгадывание загадок, чтение пословиц, рисование Колобка в тетради в линейку. |
6 | Тема «Игрушки». Игровые упражнения «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение загадок, рисование шариков в тетради в линейку. |
7 | Тема «Овощи». Игровые упражнения «Напиши правильно», «Соедини правильно», чтение загадок, рисование огурцов в тетради в линейку. |
8 | Тема «Фрукты». Игровые упражнения «Напиши правильно», «Что где растет», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен, яблок в тетради в линейку. |
НОЯБРЬ | |
9 | Тема «Осень». Чтение загадок, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листьев в тетради в линейку. |
10 | Тема «Домашние животные». Чтение загадок, игровое упражнение «Напиши правильно», чтение рассказа К.Д.Ушинского «Васька», рисование кошки в тетради в линейку. |
11 | Тема «Домашние животные». Разгадывание кроссворда, игровое упражнение «Допиши предложение», чтение загадок, рисование зайца в тетради в линейку |
ДЕКАБРЬ | |
12 | Тема «Сказки». Чтение отрывка из рассказа Ю.Коваля, игровое упражнение «Напиши правильно», чтение загадок, рисование Чебурашки в тетради в линейку. |
13 | Тема «Зима». Чтение загадок, рассказа о зиме, составление предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в линейку. |
14 | Тема «Новый год». Чтение стихотворения, игровое упражнение «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование елочных шариков в тетради в линейку. |
ЯНВАРЬ | |
15 | Тема «Транспорт». Игровое упражнение «Напиши правильно», чтение загадок, рисование вагончиков в тетради в линейку. |
16 | Тема «Профессии». Игровые упражнения «Прочитай и допиши предложение», «Соедини правильно», чтение загадок. |
ФЕВРАЛЬ | |
17 | Тема «Природные явления». Чтение пословиц, стихотворения о природных явлениях, игровое упражнение «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы. |
18 | Тема «Лес». Чтение рассказа, загадок о деревьях, игровое упражнение «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради в линейку. |
19 | Тема «Насекомые». Разгадывание кроссворда, игровое упражнение «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в линейку. |
МАРТ | |
20 | Тема «Птицы». Игровое упражнение «Напиши правильно», чтение загадок, рассказа К.Д.Ушинского «Дятел», рисование птички в тетради в линейку. |
21 | Тема «Цветы». Разгадывание кроссворда, игровое упражнение «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку. |
22 | Тема «8 Марта». Чтение стихотворения Т.Шорыгиной, написание поздравлений женщинам и рисование для них букетов цветов. |
АПРЕЛЬ | |
23 | Тема «Весна». Чтение загадки, рассказа Н.Сладкова «Весенние радости», игровое упражнение «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку. |
24 | Тема «Лето». Чтение загадки и рассказа о лете, игровые упражнения «Раскрась правильно», «звуки и буквы», чтение пословиц о лете, рисование грибов в тетради в линейку. |
МАЙ | |
25 | Тема «Ребусы». Разгадывание ребусов. |
26 | Тема «Кроссворды». Разгадывание кроссворда. |
27 | Тема «Скоро в школу». Чтение стихотворения и пословиц о школе, игровое упражнение «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов на них. |
Целевые ориентиры
К концу учебного года ребенок:
- проявляет интерес к звучащему слову, чтению, письму;
- ориентируется в звуко-буквенной системе родного языка;
- понимает смыслоразличительную функцию звуков, букв;
- разгадывает ребусы, кроссворды;
- читает слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимает прочитанный текст;
- ориентируется в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
- рисует символические изображения предметов в тетради в линейку;
- овладевает предпосылками учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по программе "Ладушки"
Рабочая программа по программе "Ладушки" Каплуновой , Новоскольцевой....
Рабочая программа.Подготовительная программа.(бассейн).
Рабочая программа.Подготовительная группа.(бассейн)разработана на овнове авторов:Вороновой.Е.К. и Осокиной.Т.И....
Рабочая программа по программе Н. Е. Вераксы. Средняя группа 2020 - 2021 уч.г.
Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой...
Рабочая программа по программе Н. Е. Вераксы. Старшая группа 2018 - 2019 уч. год
Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой...
Рабочая программа по программе "Радуга" средняя группа
Рабочая программа по программе "Радуга" средняя группа...
Рабочая программа"Рабочая программа по предмету «Музыкальная деятельность» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» все возрастные группы (2-7 лет)"
Рабочая программа"Рабочая программа по предмету «Музыкальная деятельность» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» все возрастные группы...