Методическая разработка «Развитие речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики»
методическая разработка (младшая группа)

Методическая разработка содержит перспективный план работы по развитию речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики, развернутые конспекты занятий по развитию речи, информацию для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_veselye_palchiki.docx660.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад п. Ермаково

Методическая разработка

«Развитие речи  детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики

«Веселые пальчики»

                                        Автор: Туровская Анна Владимировна

Пояснительная записка

Младший дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами, он переходит к речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится речь. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из главных задач развития речи является формирование лексико-грамматического строя речи. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть объемом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых и сверстников.

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуют развитию лексико-грамматической стороны речи детей младшего дошкольного возраста. Проведенные исследования отечественных и зарубежных психологов, физиологов и педагогов (В.А. Сухомлинский, М.М. Кольцова, Е.Железнова), показывают, что развитие рук находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребенка, оказывая большое влияние на функции нервной деятельности. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, грамматически правильная речь.

С целью развития лексико-грамматической стороны детей младшей группы нами были подобраны упражнения пальчиковой гимнастики, которые

включены в перспективный план работы.

Работа по развитию речи детей младшей группы осуществлялась в двух формах:

1. Проведение  упражнений на занятии;

2. Проведение упражнений в совместной деятельности воспитателя с детьми.

Согласно разделу «речевое развитие» программы «Детство» (В.И. Логиновой и Т.И. Бабаевой) младшей группе мы будем решать следующие задачи развития словаря и формирования грамматического строя речи:

- развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3х простых фраз;

- обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях;

 - согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе, падеже;

- правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе;

- использовать в речи простое распространенное предложение;

- с помощью воспитателя строить сложные предложения.

Мы распределили упражнения пальчиковой гимнастики на три месяца, так, чтобы каждый месяц решались различные задачи развития лексико-грамматической стороны речи. Также мы постарались использовать все разнообразие форм и методов работы каждый месяц.

Перспективный план работы по развитию речи

 детей младшей группы

с использованием упражнений пальчиковой гимнастики

Сроки

Название

упражнения

Задачи развития лексико – грамматической стороны речи

Форма проведения

 Приемы

ЯНВАРЬ

«Зимние забавы»

активизировать в речи слова - действия, формировать умение согласовывать существительное и глагол, используя предлоги

совместная игровая деятельность воспитателя с детьми

показ, объяснение, уточнение

«Посуда»

формировать умения образовывать слова от исходных существительных: напр. «хлеб - хлебница»

совместная игровая деятельность воспитателя с детьми

показ, объяснение, уточнение

«Снежинки»

активизировать в речи глаголы, ознакомить с новым словом «рой»)

индивидуальная работа

выразительное чтение, показ, вопрос

«Снежинка на ладошке»

активизировать в речи прилагательные, формировать умение согласовывать прилагательные с существительным

вводная часть занятия

показ, указания, подсказка

«Мы погреемся немножко»

активизировать в речи названия частей тела

физкультминутка

частичный показ

«Зимой»

формировать умение согласовывать части речи в односложных предложениях

основная часть занятия

показ, повторение

«Снеговик»

формировать умение согласовывать части речи в односложных предложениях

заключительная часть занятия

показ, уточнение

ФЕВРАЛЬ

«Котик»

закреплять умение согласовывать глаголы с существительными, формировать умение образовывать и использовать в речи уменьшительно ласкательные слова

совместная игровая деятельность воспитателя с детьми

показ, объяснение, уточнение

«Это я»

повторять и активизировать в речи названия частей тела

совместная игровая деятельность воспитателя с детьми

частичный показ, подсказка, указания

«Игрушки»

формировать умение согласовывать прилагательные с существительными

индивидуальная работа

выразительное чтение

«Поздороваемся со всеми»

формировать умение согласовывать части речи в односложных предложениях

вводная часть занятия

показ, уточнение

«Петя – петушок»

активизировать в речи уменьшительно ласкательные существительные

в основной части занятия - физкультминутка

частичный показ

МАРТ

«Перелетные птицы»

закреплять и активизировать в речи названия птиц

совместная игровая деятельность воспитателя с детьми

частичный показ, подсказка, указания

«Кулачок»

обогащать словарь детей прилагательными

индивидуальная работа

частичный показ, подсказка, указания

«Котята»

закреплять употребление в речи названий детенышей во множественном числе, активизировать в речи прилагательные

основная часть занятия

показ, объяснение

«Детеныши»

формировать умение согласовывать название детеныша животного с прилагательным

заключительная часть занятия

показ, объяснение, указания

«Колобок»

формировать умение подбирать слова знакомой сказки, согласуя их в роде, падеже, числе; развивать лексико – грамматическую сторону речи посредством совместной игры - инсценировки

пальчиковый театр

вопросы к детям, сюрпризный момент, проблемная ситуация, объяснение, прием пассивных движений

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе

«Петушок в гостях у ребят»

Задачи:

  1. Обогащать словарный запас словами прилагательными, глаголами;
  2. Развивать умение составлять короткий рассказ – описание;
  3. Воспитывать внимательность, инициативность.

Образовательные области: познавательное развитие

Материал, оборудование:

Демонстрационный материал: мягкая игрушка-рукавица петушок, аудиозапись «голос петушка», песня " Настоящий друг".

Словарная работа: активизация слов: петушок, гребешок, пушистый, разноцветный, употребление пространственных предлогов.

Ход занятия:

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня такой чудесный день.

 Давайте поздороваемся со всеми!

Пальчиковая  игра «Поздороваемся со всеми»

 Здравствуй, солнце золотое! (дети поднимают руки вверх)

 Здравствуй, небо голубое! (ещё раз поднимают руки вверх)

 Здравствуй, лёгкий ветерок! (машут руками)

 Здравствуй, маленький цветок! (соединяют руки и пальцы делают, как лепестки)

 Здравствуй, утро! (правую руку в сторону)

 Здравствуй, день! (левую руку в сторону)

 Нам здороваться не лень!

 Доброе утро всем!

Основная часть

 Стук в окошко (Звучит аудиозапись голос петушка):

 - Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

 Хлопает крыльями громко-громко,

 Курочек верный пастух,

 Как зовут его?

Дети: Петух! (воспитатель вносит петушка).

Петушок: Здравствуйте ребята. Вы узнали меня? Я хотел научиться летать, но у меня так ничего и не вышло, хоть я и птица. Вот и приземлился к вам нечаянно на окно. Я так замёрз ведь на улице вы знаете какое время года?

Воспитатель: А какой холодный на улице ветер! А вы знаете как воет ветер?

Артикуляционная гимнастика «Ветер»

Дети:

 У-у-у… (сильный и слабый ветер)

Дыхательная гимнастика «Петушок»

Петушок: Вы не согреете меня у меня так замёрзли крылышки?

 Крыльями взмахнул петух,

 Всех нас разбудил он вдруг.

 1 – поднять руки в стороны (вдох);

 2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох).

Петушок: Спасибо ребята я согрелся.

Пальчиковая гимнастика «Петя-петушок».

 Петя, Петя-петушок (соединяем большой и указательный палец в «клюв»)

 Золотой гребешок (скрещиваем пальцы двух рук)

 Шелкова головушка (гладим по голове)

 Масляна бородушка (гладим по подбородку)

 Что ты рано встаешь (вытягиваемся на носочках, руки вверх)

 Голосисто поешь, детям спать не даешь (руки складываем под щекой).

Петушок: Это про меня!

Составление рассказа описания.

 - Какой красивый у нас Петушок. Назовите части тела петушка и какого они цвета? (Голова. гребешок, хвост, ноги).

 - Какого цвета гребешок? (красного).

 - А хвост какой? (Красивый, большой).

 - Хвост у петушка разноцветный. Послушайте мой рассказ о петушке: это петушок. Он большой, красивый. У него разноцветный хвост. Красный гребешок. Маленькие глазки, и клюв. Он кричит ку-ка-ре-ку. Кто хочет рассказать про петушка?

 (спросить 2-3детей)

 С малоактивным ребёнком индивидуально задаю вопросы.

 (Кто это? Что у него есть? Он большой или маленький?)

Физкультминутка «Петушок».

 Петушок стоит на ножке

 И клюет в саду горошки (стоят на одной ноге, руками изображают, как петушок клюет).

 Ой, устала ножка,

 Похожу немножко (ходьба на месте; то же другой ногой).

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята вам понравился петушок? Что мы сегодня с петушком делали?

 Петушок: Ребята я хочу с вами дружить, вы меня сегодня так выручили – согрели мои крылышки, развеселили! Так поступают только настоящие друзья. Спасибо! Жду снова в гости!

 Звучит песня «Настоящий друг».

Конспект  занятия по развитию речи в младшей группе

«Домашние животные и их детеныши»

Задачи:

  1. Формировать умение называть взрослых животных и их детенышей,  сравнивать их по величине - «большой» и «маленький»; обогащать словарный запас детей;
  2. Развивать  звуковую выразительность речи; умение отвечать на вопросы;
  3.  Воспитывать интерес к занятиям, создавать радостное настроение у детей.

Образовательные области: познавательное развитие

Оборудование: фланелеграф, силуэты домашних животных из бархатной бумаги, картинки домашних животных и их детенышей, клей ПВА, кисточки, заготовки по количеству детей с заранее наклеенным изображением домашнего животного, плоскостные фигуры детенышей домашних животных.

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель:

 - Ребята, посмотрите к нам в группу пришел гость.

 - Посмотрите, кто это сидит? (На окошке мягкая игрушка котенка)

 Ответы детей: Котенок.

Воспитатель: Опишите его.

 Ответы детей: маленький, белый, пушистый….

Воспитатель: Посмотрите, ребята, котенок грустный, как вы думаете, почему?

 Ответы детей: Он потерял свою маму.

Воспитатель: А где, живет его мама? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте, мы с вами, поедем в гости к котенку и познакомимся с его мамой. А на чём мы поедем?

 Дети: - На автобусе! На поезде!

Основная часть:

Воспитатель: Мы с вами поедем на поезде. Я буду паровозом, а вы вагончиками, становитесь все за мной и повторяйте. (Дети встают друг за другом, изображают поезд).

 Воспитатель:

 Загудел паровоз,

 И вагончики повёз.

 Ча – ча – ча, чу – чу – чу,

 Далеко я укачу. (Поезд подъезжает к фланелеграфу, на котором выложено изображение кошки)

Воспитатель: Посмотрите ребята, к кому мы с вами приехали в гости?

Дети: К маме кошке.

Воспитатель: Какую пользу приносит кошка человеку?

 Ответы детей: ловит мышей, крыс

 - Значит, кошка какое животное?

 Ответы детей: Домашнее животное.

Воспитатель: Маму кошку зовут Мурка и она приглашает вас к себе в гости, чтобы познакомить со своими друзьями. Вы хотите с ними познакомиться?

 Ответы детей: Да. (Показ картинки: кошка с котятами)

Воспитатель: Но кошка встречает нас не одна, а со своими остальными детками. Как их зовут? Правильно котята.

Пальчиковая игра «Котята»

У кошечки нашей есть десять котят,

 (Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу

 Локти опираются о стол.

 Покачиваем руками, не разъединяя их.)

 Сейчас все котята по парам стоят:

 Два толстых, два ловких,

 Два длинных, два хитрых,

 Два маленьких самых

 И самых красивых.

 (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Воспитатель: - Ребята, как мурлычет кошка? Помяукайте громко как кошка «Мяу-мяу»)

 - Как мяукает котенок? ( Помяукайте как котята тихо «Мяу-мяу»)

 -Правильно, ребята.

Воспитатель: Ребята, проходите на свои места.

Воспитатель: Хотите узнать с кем нас познакомит кошка? Послушайте и отгадайте загадку.

2.Загадывание загадок:

 Он гуляет по двору,

 Забираясь в конуру

 Громко лает,

 В дом не пускает.

 Правильно, собака. (На фланелеграфе появляется изображение собаки)

Воспитатель: - А как она лает? ( Полайте громко как большая собака «Гав-гав») (Показ картинки: собака с щенятами)

 - А кто рядом с нею? (это ее детеныш - щенок)

 - Как лает щенок? ( Полайте тихонечко как щенки «Гав-гав»)

 - Собака большая? А какой щенок? (а щенок маленький)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Хотите познакомиться еще с одним другом кошки? Отгадайте загадку и узнаете, с кем мы сейчас познакомимся.

 На дворе всё "Му-у!" да "Му-у!",

 Ну а кто там, не пойму?

 Только - "Му-у!" - я слышу снова,

 Может там мычит (Корова.) (На фланелеграфе выкладывается изображение коровы)

 - Посмотрите , это корова.

 А кто мне назовет как называется ее детеныш?

 Ответы детей. (Показ картинки: корова с теленком)

Воспитатель: Правильно – теленок. Как он мычит? (тоненько мычим Мму-у)

Воспитатель:  А еще теленка можно назвать бычок. Давайте вспомним стихотворение про бычка. Кто хочет рассказать?

 Идет бычок качается,

 Вздыхает на ходу.

 - Ох, доска кончается.

 Сейчас я упаду!

 (А.Барто.)

Воспитатель: Ну, смотрим дальше друзей кошки Мурки?

 Отгадайте следующую загадку?

 Вместо носа, пятачок

 Вместо хвостика крючок

 В луже я лежать люблю

 И похрюкиваю: Хрю-хрю. (На фланелеграфе выкладывается изображение свиньи)

 Дети отвечают: свинья.

 Как хрюкает взрослая свинья? Хрю-хрю. А поросятки: хрю- хрю. (Показ картинки: свинья с поросятами)

Воспитатель: Свинья какая? А поросята?

Воспитатель: - Кто еще пришел ребятки? Догадайтесь, вот загадка:

 Блеет жалобно «Б-е,б-е-е!»

 Травку щиплет во дворе,

 Шубка в завитых колечках,

 А зовут её …..(Овечка.) (На фланелеграфе выкладывается изображение овцы)

 - Правильно овечка. А кто детеныши у овцы?

 Ответы детей: Ягнята (Показ картинки: овца с ягнятами)

 Как мама овца зовет ягняток? бе-бе- бе.

 А как ее детеныши откликаются? бе- бе- бе.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Хотите еще узнать друзей нашей кошки? Отгадайте следующую загадку.

 Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок.

 У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок.

 Шелковиста её грива,

 Весела она, игрива.

 У неё так шёрстка гладка,

 Это к нам бежит … (Лошадка.)

 Правильно, к нам прискакала лошадка. (На фланелеграфе выкладывается изображение лошади)

Воспитатель: Как зовут деток лошадки?

 Ответы детей: У лошадки дети жеребятки.

 (Показ картинки: лошади с жеребенком)

Воспитатель: Как мама лошадка зовет своего жеребенка? (Иго-го-го)

 А как жеребята откликаются? (иго-иго-иго)

Пальчиковая игра «Лошадки»

Вот помощники мои,

 Их, как хочешь поверни.

 (Показать ладони, повертеть ими)

По дороге белой, гладкой

 Скачут пальцы, как лошадки.

 (Продвижение рук вперед, передвигая пальцами)

 Цок-цок-цок. Цок-цок-цок.

 Скачет резвый табунок.

 (Звукоподражание)

Громко кричат лошадки: «И-го-го!»

 Поскакали далеко.

 (Звукоподражание)

Пальчиковая игра «Детеныши»

 Детеныши в домике этом живут.

 Их мамы зовут — они сразу бегут.

(называя детенышей домашних животных, разгибают пальцы на руке, начиная с большого)

 Жеребеночек быстрый,

 Котенок пушистый,

 Теленок бодливый,

 Щенок шаловливый,

 Козленок рогатый,

 Убежали все ребята.

(все пальцы — снова в кулак)

Заключительная часть:

Воспитатель: Понравилось вам у кошки в гостях? Теперь вы знаете, с кем дружит кошка. Давайте вспомним, с кем дружит кошка?

 Ответы детей: с лошадкой дружит, с коровкой дружит, с собачкой дружит и т.д.

 Воспитатель:. Пора попрощаться с животными. Помашем и скажем: « До свидания!»

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Зима»

Задачи:

 1. Активизировать и обогащать словарный запас:

 • существительными (зима, мороз, снег, снежинка, снегопад, вьюга, лед, санки, коньки, лыжи, снеговик)

 • глаголами (мерзнуть, греться, чистить, лепить)

 • прилагательными (холодная, снежная, морозная, липкий, веселый, радостный, улыбчивый).

 2. Развивать лексико-грамматическую сторону речи:

 • согласовывать в речи имена прилагательные с существительными; образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;

 • развивать умение детей рассказывать по картине и схеме.

  1. Воспитывать любовь к зимнему времени года.

Образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие.

Оборудование: сюжетная картина «Зимой на прогулке»; магнитная доска, три круга разного размера, модели рук, носа, глаз для снеговика.

Ход занятия:

Вводная часть:

 - Ребята, отгадайте загадку:

Запорошила дорожки,

 Разукрасила окошки,

 Радость детям подарила

 И на санках прокатила.

 - Какое это время года? (Зима). Какими словами можно рассказать о зиме? Зимой холодно. Значит, можно сказать, что зима …(холодная). Зимой много снега. Значит, можно сказать, что зима …(снежная). Если зимой стоят большие морозы, то можно сказать, что зима …(морозная).

Основная часть:

 - А о чем идет речь в этой загадке?

Что за звёздочки такие

 На пальто и на платке —

 Все сквозные, вырезные,

 А возьмёшь — вода в руке?

 - О каких же звездочках идет речь в этих стихотворениях? На что похожи снежинки? Почему они тают в руке? Как называется такое явление, когда много-много снежинок падает на землю? (Снегопад). А если идет снег и дует сильный ветер, как это можно назвать? (Метель).

Пальчиковая игра «Снежинки»

Вот снежинка на ладошке

Разглядим ее немножко:

Какая она?

(Загибаем с большого пальца по одному)

Чистая,

Легкая,

Пушистая,

Холодная,

Воздушная,

Ветерку послушная!

(Встряхивание кистей рук).

 - Хоть и холодно зимой на улице, можно придумать много разных игр, забав и развлечений. Расскажите, пожалуйста, чем интересным можно заниматься на улице зимой? (Ответы детей: лепить снеговика, играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках).

Демонстрирую картину «Зимой на прогулке».

 - Расскажем по картине о развлечениях детей зимой. (Дети катаются с горки на санках. Старший мальчик везет на санках малыша. Девочка катается на коньках по льду. Несколько детей лепят Снеговика).

 - Как вы думаете, каким был снег в тот день, когда гуляли дети? (Белым, чистым). Какое у детей настроение? (Хорошее, веселое, приятное, радостное). Как они смеются? (Ха-ха-ха).

Пальчиковая игра «Зимой»

Снег пушистый лег на ветки.

(Изображаем руками деревья: сгибаем руки в  локтях и высоко поднимаем их.

Пальцы растопыриваем,  изображая ветви дерева )

И гулять бегут все детки.  

(Указательный и средний пальцы обеих рук  «бегут» по столу, как ножки)

Лепят бабу под окном,    

(Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим )

Дружно катят снежный ком.

(Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики» )

Лыжи,  

(Скользить по столу ладонями вперед-назад )

 Санки  

 ( Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад )

  И коньки    

(  Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе)

  Мчатся наперегонки.

 - А вам бывает холодно на улице? Давайте изобразим, что нужно делать для того, чтобы никакой мороз был не страшен.

Мы погреемся немножко

 И похлопаем в ладошки:

 Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

 Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

 Ножки тоже мы погреем,

 И потопаем скорее:

 Топ-топ-топ-топ-топ!

 Топ-топ-топ-топ-топ!

 - А теперь согреем части лица.

 Чтоб согреться – посмотри, (Потереть ладони одна о другую).

 Все, как следует, потри:

 Щеки, (Потереть ладонями щеки),

 Носик, (крылья носа),

 Уши (уши),

 Губы… (губы сверху вниз).

 Пар пошел даже от шубы. (Развести руки в стороны, слегка вытянуть губы и выдохнуть через них струю теплого воздуха).

 - Когда мы с вами пойдем гулять, мы вылепим из снега снеговика. Но в группе снега нет, давайте смастерим снеговика на доске. Я что-то забыла, какой из себя Снеговик? На какие формы он похож? (Предложить детям различного размера круги. Дети выкладывают на доске круги – большой, средний, маленький). Вот здорово, уже немного похож, но чего-то не хватает. Какие же еще детали можно добавить? (Руки, нос, глаза)

 Педагог предлагает различные варианты рук, носа, глаз.

Пальчиковая игра «Снеговик»

Мы слепили снежный ком,              

 (Лепим двумя руками комок)

Шляпу сделали на нем,                    

( Соединяем руки в кольцо и кладем на  голову)

Нос приделали и вмиг,                      

(Приставляем кулачки к носу)

Получился снеговик                        

(Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика).

 - Какой замечательный Снеговик у нас получился!

 - Вот как весело ребятам на прогулке зимой. Всегда найдется веселая игра или развлечение. Никакой мороз, ветер ребятам не страшен, так как от веселой игры у детей радостное настроение и хорошее, крепкое здоровье!

 Итог занятия:

 Воспитатель детям: О чем мы с вами сегодня говорили на занятии? Что нового вы узнали сегодня? Что вам понравилось больше всего?

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе

«Пальчиковый театр по мотивам русской народной сказки «Колобок»

Задачи:

  1. формировать умение подбирать слова знакомой сказки, согласуя их  в роде, падеже и времени;
  2. развивать диалогическую речь посредством совместной игры-инсценировки;
  3. воспитывать интерес к совместной игре.

Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: набор игрушек-персонажей пальчикового театра «Колобок»; иллюстрации к сказке «Колобок», к русским народным сказкам, «волшебный» сундучок, колобок, коробка.

Ход:

Воспитатель:  Ребята, а у меня есть волшебный сундучок.

Хотите я вам покажу, кто спрятался у меня в сундучке?

Д. –да.

открываем сундучок (достаю книгу с картинками).

Ребята, что это? (Книга) Посмотрите внимательно на обложку, интересно, какая сказка спряталась в книжке? (Показывает обложку). («Колобок»).

Правильно «Колобок». Как вы догадались? (Нарисован колобок)

Какой колобок? (Веселый, добрый, круглый)

(Переворачивает страницу, все страницы рассыпаются).

Ой, ребята, рассыпались страницы у моей книжки. Вы, ребята, помогите, мою книжку соберите.

Давайте вспомним, с чего начиналась сказка? Правильно. Покажите, где эта страница. Молодцы!

Кого вначале встретил колобок, когда убежал от бабушки и дедушки? Покажите, где эта страница. И т.д.

Молодцы, ребята. Помогли мне книжку собрать. Сейчас мы ее свяжем, вот так и страницы больше не будут рассыпаться и теряться.

Ребята, а у меня еще страницы остались (Нарисован петух и кот) Петух и кот тоже из сказки «Колобок»? (Нет) А из какой сказки? («Кот, петух и лиса») Скажите, из каких сказок эти страницы? (Показывает: «Заюшкина избушка» (Правильно, это русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Курочка ряба», «Репка») И т.д.

Правильно, ребята. Вот мы с вами и вспомнили русские народные сказки, а помог нам в этом мой сундучок.

Встала я сегодня рано, замесила тесто на сметане, скатала колобок (вот так………), а вы так можете.

Пальчиковая игра: «Печём пироги».

(Пальчиковая игра проводиться стоя в кругу).

«Печем пироги»

Тесто мнем, мнем, мнем!

(поочередно «давить» кулачками воображаемое тесто)

Тесто жмем, жмем, жмем!

(резко сжимать пальчики в кулаки и разжимать их, вначале одновременно, а после поочередно)

Пироги мы испечем! (руками «лепить» пироги, «перекладывая» их из одной ладошки руки в другую)

В печке пищит – ой, ой, ой колобок.

 Ребята, давайте посмотрим, кто там пищит?

В. -  достаёт колобок, вот уже и готов колобок, надо его остудить, а то он горячий, положу ка я его на тарелочку, постудить (на окошко).

Только ты колобок не убегай, а лучше послушай сказку.

Ребята, посмотрите, в моем сундучке еще что-то есть? Доставайте посмотрим, что там лежит? Да там герои сказки «Колобок». Выбирайте их себе.

Я вам предлагаю вспомнить сказку, а наши герои нам помогут.

 (Воспитатель просит детей надеть фигурки на пальчики).

Жили - были старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». — «Из чего-печь-то? Муки нет». — «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусекам помети; авось муки и наберется». Старуха так и сделала, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набрала муки. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.

Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через пороги покатился дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

 «Колобок, колобок! Я тебя съем».

— «Не ешь меня, зайчик! Я тебе песенку спою», — сказал колобок и запел: Я колобок, колобок;

В.- Ребята, давайте все вместе  поможем колобку спеть песенку.

Дети:

Я румяный бок

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл,

         И от тебя заяц уйду!

И покатился себе дальше; только заяц его и видел!..

Катится колобок, а навстречу ему волк: «Колобок, колобок! Я тебя съем!» — «Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою!»

Вместе:

Я колобок, колобок;

Я румяный бок

Я от бабушки ушёл,

        Я от дедушки ушёл,

Я от зайца ушёл

И от тебя волк  уйду!

И покатился себе дальше; только волк его и видел!..

Катится колобок, а навстречу ему медведь: «Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Не ешь меня медведь, я тебе песенку спою»

Я колобок, колобок;

Я румяный бок

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл,

Я от зайца ушёл

Я от волка ушёл,

И от тебя медведь уйду!!

И опять укатился; только медведь его и видел!..

Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса: «Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький». А колобок запел:

Я колобок, колобок;

Я румяный бок

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл,

Я от зайца ушёл

Я от волка ушёл,

От медведя ушёл,

От тебя, лиса, и подавно уйду!

«Какая славная песенка! — сказала лиса. — Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на носок да пропой еще разок погромче». Колобок вскочил лисе на носок, а лиса — ам его! и скушала.

Молодцы, ребята!

А сейчас складывайте героев сказки обратно в сундучок, в другой раз еще поиграете с ними (Прячет колобка).

В. (обращает внимание на колобок)

 – Ой-ой-ой, ребята, а колоба то нет. Куда же он делся?

Ой-ой-ой, ребята, бабушке помогите, колобка, пожалуйста, слепите!

У меня здесь и тесто осталось. Присаживайтесь, за столы. Комочек теста на ладошку положите, в ладошках комочек покрутите, да мне скорей несите.  (Дети катают колобки).

Молодцы, ребята, помогли бабушке. Вот какие колобки у вас получились: круглые, румяные, да как много…

 (Способы лепки: катание на дощечке или в ладошках: на одну положить и другой круговыми движениями лепить шарик).

Итог:

В. - Дети, подскажите мне, какую сказку мы сегодня с вами рассказывали и показывали? (Ответы детей).

Давайте, посмотрим в сундучок, может там еще что-нибудь есть? ( Гостинцы для ребят). Да, здесь угощения для моих гостей – пряники печатные, вкусные и мятные.

А сейчас пора ребята в группу.

Упражнения пальчиковой гимнастики для детей младшей группы

 «Перелетные птицы»

Цель – закрепление и активизация в речи  названий птиц, обогащение словаря детей прилагательными.

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв –

«птицы поют».

«Зимние забавы»

Цель - активизация в речи слов - действий, формирование умения согласовывать существительное и глагол, используя предлоги

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

«Новогодние игрушки»

Цель - формирование умения согласовывать части речи в простых предложениях.

Праздник приближается,

Елка наряжается.

Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.

Мы развешали игр

Бусы, шарики, хлопушки.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».

«Посуда»

Цель - формирование умения образовывать слова от исходных существительных: напр. «хлеб - хлебница»

Девочка Иринка порядок наводила.

Показывают большой палец.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в  хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Поочередно соединяют большой палец с остальными

«Игрушки»

Цель - формирование умения согласовывать прилагательные с существительными

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

 Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.

«Котик» (выполнять действия по смыслу)

Цель - формирование умения образовывать и использовать в речи уменьшительно ласкательные слова.

Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается

Вымыл носик.

Вымыл ротик.

Вымыл ухо.

Вытер сухо.

«Это я»

Цель - повторение и активизация в речи названий частей тела

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

« Снежинки»

Цель - активизация в речи глаголов, ознакомление с новым словом «рой»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.                    Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить

Вдруг из тучи над землёй             Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны.

Полетел снежинок рой.                Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Ветер дунул, загудел –               Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел.       Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится,                Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

Может быть подружится.

«Кулачок»

Цель - обогащение словаря детей прилагательными

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)

Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)

Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)

Ну а вместе — кулачок!

Памятка для родителей по проведению упражнений пальчиковой гимнастики в домашних условиях

C:\Users\Саша\Desktop\2668924969.jpg

C:\Users\Саша\Desktop\i.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя на тему «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»

План самообразования воспитателя на тему "Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений"...

методическая тема «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений».

Из опыта работы в группе раннего возраста, где речь некоторых детей только формируется, у других уже активна, почему так происходит? меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к нау...

Методическая разработка «Развитие речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики»

Методическая разработка содержит перспективный план работы по развитию речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики, развернутые конспекты занятий по развитию речи, информац...

Методическая разработка «Развитие речи детей младшего возраста с использованием нетрадиционных пальчиковых игр и упражнений»

Методическая разработка «Развитие речи детей младшего возраста с использованием нетрадиционных  пальчиковых игр и упражнений»...

Методическая разработка «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к художественной литературе»

Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер, народоволец, ученый (1854-1946)....

Отчёт по самообразованию во II младшей группе «Почемучки» на тему: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений».

Отчёт по самообразованию во II младшей группе «Почемучки»  на тему: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»....

Методическая разработка "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности".

Методические рекомендации  для педагогов дошкольного образования по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности....