Дид.игры по развитию речи
картотека по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста
В сборнике представлены игры на обогащение словаря новыми словами, активизация словаря, закрепление и уточнение словаря.
Содержание
1. Игры на обогащение словаря новыми словами.
2. Игры на активизацию словаря.
3. Игры на закрепление и уточнение словаря.
Игры на обогащение словаря новыми словами
Тема: «Птицы»
Д/и «Кто как голос подает?»
Дидактическая задача: обогащать глагольный словарь по теме.
Игровая задача: развивать память и речь детей.
Игровой материал: карточки с изображением диких и домашних птиц, игрушка медвежонок.
Игровые правила:
Игровые действия: Воспитатель: «Ребята, к нам из леса пришел в гости мишка. Ему в лесу сорока сказала, что наши детки не знают, какими голосами птицы разговаривают. Мы ведь знаем? Сейчас я вам раздам картинки с птицами. Мишутка к каждому из вас подойдет, и вы каждый скажете ему, как разговаривает его птица.
Слова для обогащения словаря:
o воробей – чирикает
o ворона – каркает
o голубь – воркует
o синица – свистит
o утка – крякает
o соловей - поет
o кукушка – кукует
o петух – кукарекает.
Тема: «Овощи»
Д/и «Овощи»
Дидактическая задача: обогащать словарь детей существительными множественного числа по теме «Овощи».
Игровая задача: помощь товарищу соотнести картинки одни – много.
Игровые правила: найти картинку по названию (один овощ, подобрать пару к этой картинке пару с большим количеством (много) изображения этих овощей, назвать изображения.
Игровой материал: кукла Маша.
Игровые действия: Воспитатель показывает куклу Машу, говорит: «Маше подарили игру «Один овощ – много овощей», ей надо найти картинки с одинаковым изображением овощей. Например: одни лук – много лука».
Слова для обогащения словаря:
Лук – много лука;
Картошка – много картошки;
Свекла – много свеклы;
Капуста – много капусты;
Тыква – много тыквы;
Кабачок – кабачки – много кабачков;
Морковка – морковки – много морковок;
Помидор – помидоры – много помидоров.
Тема: «Игрушки»
Д/и «Угадай игрушку»
Дидактическая задача: обогащать предметный словарь, словарь прилагательных, ориентируясь на его признаки и действия.
Игровая задача: узнать по описанию игрушку.
Игровой материал: игрушки: медвежонок, заяц, лиса, утенок.
Игровые правила: рассмотреть, послушать, узнать игрушку и сказать, как называется.
Игровые действия: Воспитатель приносит волшебную коробку с игрушками, показывает игрушки и называет их. Затем рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, дети называют их.
Предложить ребенку описать одну из игрушек.
Тема: «Профессии»
Д/и «Кто, что делает?»
Дидактическая задача: обогащать глагольный словарь детей.
Игровой материал: мяч.
Игровые правила: поймать мяч и сказать, что делает представитель этой профессии.
Игровые действия: Взрослый бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок возвращает мяч и говорит, что делает представитель этой профессии.
Слова для обогащения словаря:
Врач — лечит. Учитель — учит.
Продавец — продает. Маляр — красит.
Портной — шьет. Дворник — подметает.
Музыкант — играет. Парикмахер — подстригает.
Воспитатель — воспитывает. Балерина — танцует.
Тема: «Осень»
Д/и «Деревья и их плоды»
Дидактическая задача: обогащать словарь детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.
Игровая задача: узнать плоды деревьев.
Игровой материал: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен); картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка).
Игровые правила: узнать дерево, назвать его и подобрать плоды.
Игровые действия: Воспитатель загадывает загадку.
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят. (Осень)
Воспитатель: «Ребята о чем эта загадка? Про какое время года? А вы хотели бы узнать больше о деревьях и о плодах? Предлагаю отправиться в сад, где растут деревья». Рассматривают, проговаривают названия деревьев, затем находят их плоды.
Слова для обогащения словаря: ель, рябина, каштан, липа, клен, шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка.
Игры на активизацию словаря
Тема: «Птицы»
Д/и «Скажи одним словом»
Дидактическая задача: активизировать словарь по теме, учить детей определять и называть обобщенное слово.
Игровая задача: развивать ловкость, умение уважительно относиться к сверстникам.
Игровой материал: мяч.
Игровые правила: поймать мяч, назвать предметы одним словом (обобщающим, вернуть мяч.
Игровые действия: Взрослый называет 3 предмета, бросает мяч ребенку. Ребенок повторяет слова, называет обобщающее слово, возвращает мяч. Взрослый снова бросает мяч малышу, предлагает из трех названных слов назвать лишнее и объяснить почему.
Слова для активизации словаря:
Волк, заяц, корова.
Воробей, курица, соловей.
Курица, орел, гусь.
Олень, слон, белка.
Индюк, утка, голубь.
Собака, ворона, сорока.
Тема: «Овощи»
Д/и «Скажи ласково»
Дидактическая задача: активизировать словарь уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Игровая задача: внимательное отношение друг к другу.
Игровой материал: корзина, овощи (огурец, помидор, картошка, тыква, перец, капуста, морковь).
Игровые правила: узнать овощ, назвать, образовать уменьшительно-ласкательную форму.
Игровые действия: Воспитатель приходит в наряде «Осени» и говорит: «Урожай собрала, хотите узнать, что я собрала? Вот – огурец, а как мы можем назвать огурец ласково? Как мы можем назвать одним словом то, что я собрала?»
Слова для активизации словаря:
Огурец – огурчик;
Помидор – помидорчик;
Картошка – картошечка;
Тыква – тыковка;
Перец – перчик;
Капуста – капустка;
Морковь – морковка.
Тема: «Игрушки»
Д/и «Скажи какой»
Дидактическая задача: активизировать словарь прилагательных.
Игровая задача: развивать уважительное отношение.
Игровой материал: коробка – посылка, фишки, игрушки из пластмассы, резины, плюша, металла, глины, стекла, бумаги, картона, кожи.
Игровые правила: достать игрушку, определить из чего она сделана, сказать например: «Кубик сделан из пластмассы, значит игрушка пластмассовая». Кто правильно скажет, тот получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
Игровые действия: Воспитатель: «Нам прислали посылку из игрушечного магазина. Посмотрим, что там лежит? Скажите, как называется эта игрушка? Если игрушка сделана из дерева, она какая? - … (деревянная).
Слова для активизации словаря:
Из пластмассы - … (пластмассовая);
Из резины - … (резиновая);
Из плюша - … (плюшевая);
Из металла - … (металлическая);
Из глины - … (глиняная);
Из стекла - … (стеклянная);
Из бумаги - (бумажная);
Из картона - … (картонная);
Из кожи - (кожаная).
Тема: «Профессии»
Д/и «Закончи предложение»
Дидактическая задача: расширять представления детей о профессиях, активизировать предметный словарь по теме «Профессии».
Игровая задача: помощь закончить предложения.
Игровой материал: картинки на тему «Профессии».
Игровые правила: послушать и закончить предложение.
Игровые действия: Воспитатель: «Ребята предлагаю отправиться в картинную галерею, где идет выставка на тему: «Профессии». Нам надо рассмотреть картину, послушать начало предложения и закончить его».
Слова для активизации словаря:
Повар чистит ножом ….
Столяр строгает рубанком ….
Маляр красит кистью ….
Фермер косит косой ….
Парикмахер укладывает феном ….
Портной кроит ножницами ….
Лесоруб рубит топором … .
Тема: «Осень»
Д/и «Осенние слова»
Дидактическая задача: расширять и активизировать словарь по теме «Осень».
Игровая задача: помощь узнать слова осени.
Игровой материал: красные и желтые листья
Игровые правила: услышать слова, относящиеся к осени и поднять листочек, фишки получают правильно поднявшие листья.
Игровые действия: Воспитатель: «Мы сейчас поиграем в игру «Осенние слова». У каждого из вас есть осенний листочек. Если услышите слово, которое относится к осени, поднимите листочек вверх.
Слова для активизации словаря: опадают, поспевают, расцветают, хмурая, зеленеют, золотая, жарко, дождливая, тает, теплеет, желтеют, моросит, улетают, пасмурная, ветреная, холодная.
Игры на закрепление и уточнение словаря
Тема: «Птицы»
Д/и «Зимующие и перелетные птицы»
Дидактическая задача: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.
Игровая задача: развивать умение работать в подгруппе.
Игровые правила: детей – расположить перелетных птиц в «летнем лесу», а зимующих – в «зимнем лесу».
Игровые действия: Воспитатель загадывает загадку.
Чернокрылый,
Красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом,
Тут как тут!
(Снегирь)
Воспитатель: «О ком говорится в загадке? Какие птицы бывают? На столе расположены птицы. Ваша задача расположить перелетных птиц в «летнем лесу», а зимующих – в «зимнем лесу».
А как вы помогаете птицам перенести холодную зиму? (Мы можем сделать кормушки и развесить их на деревьях. В них каждый день класть корм.)
Слова для закрепления и уточнения словаря: снегирь, скворец, синица, воробей, сова, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей.
Тема: «Овощи»
Д/и «Вершки и корешки»
Дидактическая задача: закреплять и уточнять словарь детей на тему: «Овощи», развивать умение классифицировать овощи (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
Игровая задача: помощь определить, что съедобно – корень или плоды на стебле.
Игровой материал: картинки с овощами и фанты.
Игровые правила: назвать овощ, определить, что съедобно и ответить «вершки» это или «корешки».
Игровые действия: В начале игры уточняют с детьми, что они будут называть «вершками», а что – «корешками». Съедобный корень овоща мы будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками». Предупредить, чтобы дети были внимательными, т. к. в некоторых овощах съедобно и то и другое (например, лук). Затем называют овощ, а дети по очереди отвечают, «вершки» это или «корешки». Тот, кто ошибся, платит фант, который в конце игры выкупается.
Слова для закрепления и уточнения словаря: свекла, морковь, репа, горох, бобы, фасоль, лук, петрушка, помидоры, кабачок.
Тема: «Игрушки»
Д/и «Зачем нужны игрушки»
Дидактическая задача: закреплять словарь детей
в употреблении в речи глаголов, сочетать их с
существительными.
Игровая задача: воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым.
Игровой материал: игрушки.
Игровые правила: воспитатель называет предмет, дети говорят, что можно делать с этим предметом.
Игровые действия: Воспитатель задает вопрос: «Зачем нужны игрушки? Вы знаете, что с ними можно делать? Сейчас я покажу игрушку, а вы расскажете, зачем она нужна».
Слова для закрепления и уточнения словаря:
Воспитатель Дети
Машина Ее можно катать, возить за веревочку, перевозить на ней кубики, кукол…;
Конструктор Из него можно построить дом, ворота, башню, мост, дорогу…;
Мяч Бросать, ловить, катать, отстукивать, подбрасывать, передавать, играть в футбол…;
Пирамидка Собирать, разбирать;
Неваляшка Наклонять, качать, слушать звон;
Кукла Одевать, играть с ней, танцевать, укладывать спать, кормить, возить в коляске, в саночках…
Тема: «Профессии»
Д/и «Что кому нужно?»
Дидактическая задача: закреплять и уточнять в речи формы имён существительных в творительном падеже.
Игровая задача: воспитывать уважительное отношение к профессиям.
Игровой материал: Предметные картинки с изображением повара, доктора, музыканта, воспитатель. Картинки с изображением ножа, шприца, пианино, игрушки; фишки.
Игровые правила: узнать предметы ответить на вопросы: «Что изображено на этой картинке? Кому этот предмет нужен для работы? Чем работает: повар, доктор, музыкант, воспитатель?»
Игровые действия: Предложите ребенку рассмотреть изображение людей. Попросите их определить и назвать профессии. Затем спросите: «Что изображено на этой картинке? Показывая поочерёдно на пианино, кастрюлю, шапочку врача и спрашивайте:
«Кому этот предмет нужен для работы?»
Задайте вопросы: Чем повар режет овощи? (ножом).
Чем врач делает уколы? (шприцом).
На чём играет музыкант? (на музыкальных инструментах).
Попросите ребенка назвать профессию человека, которому для работы нужен нож и кастрюля. (Повару). Спросите: «Кому для работы нужен шприц?» (Врачу). «Кому для работы нужно пианино?» (Музыкальному руководителю). «Кто работает с детьми?» (Воспитатель).
Слова для закрепления и уточнения словаря: повар, доктор, воспитатель, нож, шприц, пианино, игрушки.
Тема: «Осень»
Д/и «Найди и назови дерево»
Дидактическая задача: закреплять и уточнять названия деревьев на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе.
Игровая задача: помощь найти деревья.
Игровой материал: деревья на уличной площадке.
Игровые правила: узнать дерево, подойти сказать например: «Это береза».
Игровые действия: Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева.
Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три - к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе. Игра продолжается, пока дети не устанут.
Слова для закрепления и уточнения словаря: береза, клен, рябина, сирень, ель, сосна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....
Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»
Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ
В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...
Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"
В статье раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...
Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.
В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....