Консультация для воспитателей "Инновационные формы работы с родителями по развитию речи"
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Маркина Наталья Алексеевна

В напрвлении речевого развития воспитанников одна из основных задач дошкольного учреждения - вооружать родителей конкретными знаниями по методике развития речи через разнообразные инновационные формы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Инновационные формы работы с родителями по развитию речи

Уважаемые педагоги!

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка.

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.

Статистика последних лет показывает печальную картину относительно речевого развития детей – речь начинает развиваться позже. А это ведет к тому что, достигнув школьного возраста, ребенок не освоил устный родной язык в том объеме, который необходим для начала школьного обучения.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей.

В направлении речевого развития воспитанников одна из основных задач детского учреждения - вооружать родителей конкретными знаниями по методике развития речи. При всем многообразии форм сотрудничества детского сада с семьей по вопросам речевого развития дошкольников, педагогам нужно найти свои, те которые эффективно внедрялись бы именно в данной группе.

Взаимодействие по развитию речи с родителями воспитанников дошкольного возраста можно реализовать через:

-информационно-аналитические формы организации общения с родителями;

-досуговые формы организации общения с родителями;

-познавательные формы организации общения с родителями;

-наглядно-информационные формы организации общения.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.

Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

Наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели логопеды и родители действуют согласованно.

Можно использовать разнообразные формы работы, что даст положительные результаты в развитии ребенка.

Педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Эти формы направлены на педагогическое просвещение родителей в направлении речевого развития детей. По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:

Чтобы быть постоянно осведомлёнными степенью удовлетворённостью родителей и выстраивать работу с каждой семьёй в своём направлении, поможет: анкетирование.

Экспресс – опросы позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития речи детей.

Консультации по речевому развитию детей. Анализируя все анкеты родителей и выявив проблемы родителей в направлении развития речи, о которых не желают говорить вслух, педагог изучив весь материал по данной проблеме готовит консультации, как правильно ее решить.

Родительские собрания.

Их можно проводить в не традиционном виде, организовать практическую часть в виде игры, практических занятий, дискуссий, небольшие игровые тренинги. На таких практикумах и тренингах, родители, могут стать участниками игр, учиться играть и общаться с детьми в самых разных ситуациях. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком и особенно с ребенком, имеющим нарушения речи; выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными

Родительские конференции. На этих конференциях могут выступить не только педагоги, но и специалисты: логопеды, дефектологии, а так же родители. Они могут высказать свое мнение и внести предложения. Можно провести мастер – класс с родителями. Например: «Как правильно учить детей составлять рассказ по сюжетным картинам», «Использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов» и др.

К конференции можно подготовить выставку детских работ, педагогической литературы; материалов, отражающих работу.

«Круглый стол» на тему «Проблемы речевого развития детей и пути их решения», где в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы речевого развития детей.

Чтобы эти традиционные коллективные формы общения не были скучными, родители не были пассивными слушателями, в каждом мероприятии необходимо организовать практическую часть в виде игры, практических занятий, дискуссий, небольших мастер-классов, чтобы они были интересны и не формальны.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Такая форма работы как «Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое распространение. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов по развитию речи. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение, пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, общается со сверстниками и взрослыми, самим пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

Можно проводить 2 – 3 раза в год для ознакомления родителей с организацией воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами.

Лучше всего в День открытых дверей показать комплексное занятие, состоящее из простых упражнений (в старших группах – словесные упражнения, звуковой анализ слов), Полезны и открытые занятия по развитию речи, где могли бы участвовать родители. Полученные знания могли бы применить с детьми дома.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях. Также взгляд родителей со стороны дает возможность родителям апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

К данным формам можно отнести: речевые праздники, литературная гостиная, театрализованная деятельность (совместная постановка спектаклей).

Литературная гостиная. В эти дни можно провести конкурс чтецов, постановку любимой сказки, КВН, также можно организовать выставку речевых игр и пособий, поиграть с детьми в речевые игры.

Речевые праздники. Они полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала.

Родители на данных мероприятиях могут читать стихотворения вместе со своим ребенком, петь песни и рассказывать интересные истории, например о профессии или домашних любимцах, имеют возможность проявить свои знания и умения в познавательной, театрализованной деятельности.

Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. Это и начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.   Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Соответственно у них обогащается и словарный запас. После походов дети и родители рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

Наглядно-информационные формы организации общения условно разделены на две подгруппы:

– информационно-ознакомительные;

– информационно-просветительские.

Задачами одной из них – информационно-ознакомительной – являются ознакомление родителей с особенностями работы дошкольного учреждения по развитию речи детей, с педагогами, занимающимися с детьми, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения в данном направлении.

Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок, оформление стендов, папок-ширм, папок-передвижек и др.

Эффективны организации стендов, где даются сведения сформированности звукопроизношения у каждого ребенка. Вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в трудных для детей словах, небольшие заметки, статьи, статьи по развитию речи детей дошкольного возраста.

Информационный стенд «Речевой уголок»

Здесь надо размещать информацию, интересующую родителей.

Родители могут  прочитать статьи из серии: «О развитии речи», «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определенного возраста» или как позаниматься дома по лексической теме.

Дать рекомендации: какую художественную литературу можно прочитать детям разного дошкольного возраста, стихи, пословицы, считалки, скороговорки для заучивания с детьми дома, загадки.

В рубрике «Играем дома» можно знакомить родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.

Необходимо также составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил вежливой речи.

В родительском уголке можно систематически помещать краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений), которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком.

Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном речевом навыке. Также поблагодарить семью за оказанную помощь, здесь могут быть интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Создание речевого альбома «Копилка слов». Где можно поместить, тематические слова, которые родители могут повторить и ввести в словарь детей: «Яркие слова» «Осенние слова», «Новогодние слова»,«Зимние слова» «Добрые слова» «Веселые слова», «Весенние слова».

Устный педагогический журнал. В этих журналах родители получают методическую помощь в работе с детьми дома, также консультации,  рекомендации и советы по их проведению. Важно, чтобы достаточно большой объем информации, представлял значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала – это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Примерные темы устных журналов, предлагаемые педагогами по речевому развитию воспитанников дошкольного возраста: «У порога школы», «Речевые игры», «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей», «Создание развивающей домашней речевой среды», «Подготовка органов артикуляции к постановке звуков», «Артикуляционные упражнения», и др. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы развития и коррекции речи детей.

Рекомендую оформить

- информационную книгу для родителей под названьем: «Играем – речь развиваем», которая может включить в себя материалы по всем лексическим темам для практического использования в играх и занятиях с детьми дома.

-Библиотеку игр и упражнений

Где родители могут взять домой рекомендованные педагогом на время необходимые методические пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми по развитию речи.

Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей в создании предметно-развивающей речевой среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.

Совместные походы и экскурсии – это одна из форм работы с родителями не только в познавательном направлении, но и в направлении речевого развития ребенка. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. Это и начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Соответственно у них обогащается и словарный запас. После походов дети и родители рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества. Это вызывает у детей бурю положительных эмоций, впечатлений, которыми они делятся друг с другом составляя творческие рассказы, тем самым развивают связную речь.

Многие наши коллеги предлагают использование «Видеотеки».

У родителей возникает возможность взять видеокассету с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания воспитателя, логопеда, дефектолога. Я думаю. что это форма работы ближайшего будущего. В настоящий момент мы можем родителям порекомендовать сайты, где проходят вебинары, семинары по речевому развитию дошкольников, в которых они могут поучаствовать через интернет и получить полезную информацию.

Хочется ещё раз отметить, что включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.

Постараться, чтоб родители брали на себя закрепляющие и поддерживающие функции в работе над речью.

Обязательно благодарите родителей за внимательное отношение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с родителями по развитию речи детей

В метерриале даны разнообразные методы работы с ролителями...

Формы работы с родителями по развитию речи дошкольников

Формы работы с родителями по развитию речи дошкольников...

Самообразование:" Формы работы с родителями по развитию речи детей"

Предлагаю вашему вниманию перспективное планирование на учебный год работа с родителями, по данной теме....

Формы работы с родителями по развитию речи

Здесь рассказывается о формах и методах работы с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста...

Выступление на педагогическом совете №2 " Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" по теме: Аукцион методических находок.Работа с родителями по развитию речи.

Ведущую роль в воспитании и развитии ребенка принадлежит семье. В семье закладываются первые умения и навыки ребенка. Формирование правильной речи ребенка зависит от окружения.От того сколько внимания...