Сочиняем разные лимерики
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи ( технология ТРИЗ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_limeriki.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Обучение дошкольников созданию рифмовок.

Задачи.

Образовательные:

-Упражнять детей в подборе рифмующихся между собой слов;

-Учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения;

-Учить детей составлять четыре рифмующихся между собой предложения;

-Учить детей создавать варианты рифмующихся текстов;

-Продолжать закрепить знания о рифме.

Развивающие:

-Развивать связную и монологическую речь;

-Умение говорить предложениями;

-Развивать логическое мышление;

-Обогащать словарный запас.

Воспитательное:

-Воспитывать способность чувствительность художественную выразительность слова, его точность, образность;

-Воспитывать любовь к родному языку.

Материал: мяч, «модель составления двустрочных рифмовок», предметные картинки, пособие: «Домик признаков», «модель составления лимериков», набор букв для составления слова «ЛИМЕРИК».

Словарная работа:

-Закрепление понятия «рифма»;

-Активизация словаря;

-Подбор существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

Предварительная работа: Д/и: «Склад-несклад», «Загадки-добовлялки», «Кто больше подберёт красивых слов», «Отгадывание загадок», «Придумай рифмованные сточки», «Составь рифму», «Составляем лимерики», «Сочиняем разные лимерики».

Ход НОД:

В: Ребята, мы сегодня с вами, отправимся в большой парк аттракционов, где интересно проведём время. А название парка узнать не просто, за правильно выполненное задание вы получите букву, а из этих букв, нужно будет собрать название нашего парка.

А проходным билетом в парк – будет подобранные вами картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются. (Игра «Складные картинки»)

Д: лук-жук, олень-тюлень, мак-рак и.т.д.

В: Молодцы ребята, мы с вами зашли в парк. За правильно подобранные рифмованные пары, получите, пожалуйста, букву «Л» и прикрепите на доску.

1 аттракцион: Дидактическая игра: «Складушки - ладушки»

(игра с мячом – стоя в кругу)

В: Ребята, я буду называть слова, а вы будете подбирать рифму к заданному слову.

  1. Снежок - пирожок
  2. Бегать - прыгать
  3. Высоко - низко
  4. Белое - чёрное
  5. Арина - Алина
  6. Толстый - тонкий
  7. Солнышко – вёдрышко
  8. Далеко – близко
  9. Большое – маленькое
  10.  Лежать – бежать

В: Вам понравилась играть? Возьмите, пожалуйста, букву «И».

2 аттракцион: Дидактическая игра: «Составь рифмованные строчки»

(стоя – опираемся на модель составления двустрочных рифмовок)

В: Я покажу и назову  два рифмующихся между собой слова, а вы должны составить из них две стихотворные строчки.( Если дети затрудняются, то первую строчку подсказывает воспитатель.)

  1. Клубок – колобок

Д: Бабушка потеряла клубок,

От дедушки убежал колобок.

  1. Мак – рак

Д: В саду растёт красный мак,

Он по цвету, как, рак.

  1. Конфета – ракета

В вазе лежит конфета,

На фантике нарисована ракета.

  1. Кошка - ложка

     Под столом сидит кошка,

     На столе лежит ложка.

В: Очень хорошо сочиняете двустрочные рифмовки, получите следующую букву «М».

3 аттракцион: «Домик признаков».

В: Ребята, как, называется это пособие?

Д: «Домик признаков».

В: Подберите рифму к слову «кошка».

Д: Кошка – ложка, картошка, мошка, дорожка…

В: Перечислите, как можно  больше «дел» про кошку.

Д: Сидел, глядел, лежал, бежал…

В: Давайте с помощью «домика признаков» опишем про кошку.

В: Возьмите любой признак.

Д: Признак «температуры» (опираемся на признаки)

В: Кошка по температуре, какая?

Д: Тёплая.

В: Давайте сравним кошку с кем или с чем - нибудь.

Д: Кошка по температуре тёплая, как – мама.

(одеяло, печка, варежка… и.т.д.)

В: Хорошо справились с заданием, возьмите, пожалуйста, букву «Е».

Физкультминутка: «Кошка»

4 аттракцион: Дидактическая игра «Шаги сочинения рифмованных текстов»

(стоя вокруг стола – опираясь на схему составления рифмованного текста)

В: Ребята, перед вами схема составления лимериков.

В: Для того, чтобы составить лимерик, первый шаг - какой?

Д: Первый шаг: надо выбрать героя или (объект).

В: Какой - второй шаг?

Д: Второй шаг: надо описать какой, он?

В: Какой - третий шаг?  (надо подобрать его «дела»)

В: Какой - четвёртый шаг?  (ещё нужна рифма, чтобы получилось складно)

В: Какой - пятый шаг? (своеобразный вывод)                                                                              В: Я назову две пары, рифмующихся между собой слов, а вы попробуйте составить стихотворение.

(Кошка – мошка, лежать - бежать)

Д: Рыженькая кошка,

Как, маленькая мошка.

Любит подолгу лежать,

А потом быстро бежать                                                                                                             Вот какая кошкау нас..

(схематизация стихотворения; 2-3 ребёнка повторяют с места)

В: Хорошо, возьмите букву «Р» и прикрепите на доску.

5 аттракцион: «Сочиняем разные лимерики»

 (сидя на стульчиках – опираясь на модель составления лимериков)

В: Ребята, давайте сочиним нелепицу  про - улитку. Подберите к слову - «улитка», складное слово.

Д: «улитка - плитка», «носила – уносила»

В: «Наше стихотворение может начинаться со слов «Жил – был».

Д: Жила – была маленькая, улитка,

Гладкая была как, плитка.

Ракушку на себе носила,

Ветром её уносила.

Вот какая бедная улитка.

В: Ребята, давайте сочиним небылицу -  про улитку, но оно будет начинаться со слов «Если бы…, но не…».

Д: Если бы улитка,

Не была бы гладкая как, плитка.

То ракушку на себе бы не носила,

И ветром бы её не уносила.

Вырастай скорее улитка!                                                                                                                 В: Я рада за вас, возьмите следующую букву «И».

6 аттракцион: «Стишок про нас»

В: Ребята, а теперь вспомним случаи, которые происходили с нами и напишем стишок про это.

Жил был мальчик по имени Саша

И была у него подружка Маша

Каждый день вместе они играли

И игрушки собирать помогали

Вот  такие дружные ребята!  

В: Получайте букву «К».

В: Ребята, давайте прочтём получившее слово «ЛИ–МЕ-РИК».

Рефлексия:

-Как называется парк, по которому мы гуляли? («ЛИМЕРИК»)

-Напомните, пожалуйста, что такое «Лимерик»?

-Что такое «Рифма»?

- Что больше всего вам понравилось в парке «Лимерик»?

- А все ли вы справились с заданиями аттракционов? Почему?

- Вот вам на память листочки с табличкой, чтобы вы дома с родителями смогли сочинить лимерики.

Использованная литература:

1. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников.2004 г.

2. https://docplayer.ru/106171-Tehnologii-razvitiya-svyaznoy-rechi-doshkolnikov.html

3. http://deti-club.ru/triz-igraem-v-rifmovki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как мы сочиняем стихотворные небылицы - лимерики

Как мы сочиняем стихотворные небылицы - лимерики...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Лимерик сочини – царевну рассмеши!»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Лимерик сочини – царевну рассмеши!»...

Мастер-класс "Сочинять лимерики – весело!"

Мастер-класс для педагогов«Сочинять лимерики – весело!»...

Сочинять лимерики весело и интересно!

Сочинять лимерики весело и  интересно!...

Статья "Сочинять лимерики - это весело"

В статье представлен опыт работы по развитию речи у дошкольников посредством обучения их составлению лимериков,  показано, как можно творчески организовать речевую деятельность детей, чтобы она б...

Сочиняем лимерики, веселые стихи для детей в детском саду.

Сочиняем лимерики, веселые стихи для детей в детском саду.Автор: Волченкова Елена ВикторовнаДолжность: воспитательЯ хочу поделиться опытом работы с детьми по созданию рифмованных стихотворений &m...

Конспект НОД по развитию словесного творчества детей старшая группа Тема: «Сочиняем разные лимерики»

Цель: Обучение дошкольников созданию рифмовок.Задачи.Образовательные:-Упражнять детей в подборе рифмующихся между собой слов;- Формировать умение детей составлять два рифмующихся между собой предложен...