Конспекты пальчиковых игр для детей 4-6 лет
материал по развитию речи (средняя группа)
Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуют развитию речи детей дошкольного возраста. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточны развиты память, внимание, связная речь. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге , стимулирует развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.docx | 28.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспекты пальчиковых игр
Для детей 4-6 лет
«ДАЙ НАМ СОЛНЫШКО ТЕПЛА»
Мы ладошки протянули (протянуть вперед ладошки)
И на солнышко взглянули (движение пальцами, словно маня
Дай нам, солнышко тепла к себе)
Наши пальчики – малютки (ритмично сгибать пальцы)
Не хотят ждать ни минутки
Тук – тук – тук молоточками (кулачками по коленям)
Хлоп – хлоп- хлоп лопаточками (хлопки по коленям)
Прыг – прыг словно зайки (стучать пальчиками по
Скачут зайки по лужайке. Коленям)
«ПАЛЬЧИКИ ВЛЕСУ»
Раз, два, три, четыре, пять (сгибать пальцы в кулак)
Мы идем грибы искать
Этот пальчик в лес пошел (разжать мизинец)
Этот пальчик гриб нашел (разжать безымянный)
Этот пальчик чистить стал (разжать средний)
Этот пальчик жарить стал (разжать указательный)
Этот пальчик все съел (разжать большой)
От того и потолстел
«БОЖЬЯ КОРОВКА»
Сложить прямые ладони ребенка, упереть пальцы друг в друга и слегка развести ладони, чтоб получилась коробочка.
Божья коровка
Черная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба.
Черного и белого,
Только не горелого.
«Божья коровка» улетает в небо – ладони разводятся в стороны, большие пальцы переплетаются.
Начинать резко – то опускать, то поднимать ладони.
(Имитация полета)
«ГНОМИКИ-ПРАЧКИ»
Жили-были в домике
(дети сжимают и разжимают кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики,
Чикки, Микки.
(правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого пальчика)
Раз, два, три, четыре, пять,
(правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого)
Стали гномики стирать
(трут кулачками друг о друга)
Токи – рубашки,
Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Чикки – носочки,
(опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого)
Микки умница был,
Всем водичку носил.
«ПОМОЩНИКИ»»
Раз, два, три, четыре (дети сжимают и разжимают кулачки)
Мы посуду перемыли. (трут одной ладошкой о другую)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку. (загибают пальчики, начиная с большого пальчика)
Мы посуду перемыли, (опять трут одной ладошкой о другую)
Только чашку мы разбили, (загибают пальчики, начиная с мизинца)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (сжимают и разжимают кулачки)
«ВАРИМ КОМПОТ»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
(левую ладошку держат «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
(загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика)
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(опять» варят» и «мешают»)
После того, как ручки ребёнка разогрелись, можно приступить к выполнению следующих заданий на развитие мелкой моторики. Это могут быть опять же упражнения для пальчиков.
«ЗДРАВСТВУЙ»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
(пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)
«МИЗИНЧИК»
Маленький мизинчик
Плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет:
Что всё это значит?
Средний пальчик очень важный,
Не желает слушать.
Указательный спросил:
- Может, хочешь кушать?
А большой бежит за рисом,
Тащит рису ложку,
Говорит: - Не надо плакать,
На, поешь немножко! (кисти руки сжаты в кулачок, поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца; с последней строчки большим пальцем и мизинцем касаться друг друга)
«ЦВЕТОК»
Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок – пион!
(подушечки пальцев обеих рук сомкнуть; ладошки немного округлые – получается «бутон»; нижние части ладоней прижаты друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть – получается большой раскрытый «цветок»)
«БАБОЧКА»
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке.
(скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу, пальцы прямые – «бабочка» сидит; ладони прямые и напряжены, пальцы не сгибать; лёгким, но резким движением рук в запястьях имитировать полёт бабочки)
«ПТИЧКИ»
Птички прилетали,
Крыльями махали.
Сели. Посидели.
И дальше полетели.
(пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз)
«ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ»
Улетела птица – мать
Малышам жучков искать.
Ждут малютки-птицы
Мамины гостинцы.
(все пальцы правой руки обхватить левой ладонью – получается «гнездо»; шевеленье пальцами правой руки создаётся впечатление живых птенцов в гнезде)
«КРЕСТИКИ И НОЛИКИ»
У меня на столике
Крестики и нолики,
Захотел Илья Пятков
Сделать их из пальчиков
И фигурки у него
Получаются легко.
Захотите – научу
Девочек и мальчиков
Делать их из пальчиков?
(кисти рук с прямыми пальцами положить на стол: «крестики» – зацепить безымянный палец за мизинец (или средний – за указательный); удерживать это положение как можно дольше; «нолики» – соединить подушечками большой палец с указательным, затем – со средним, безымянным пальцами и мизинцем; одновременно удерживать созданные из пальцев рук крестики и нолики.
«ГРОЗА»
Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
Пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать. Как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)
Дождь полил как из ведра,
(сильнее стучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладоням)
В небе молния сверкает,
(нарисуйте в воздухе пальцем молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!
«ДОМИК»
Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.
Под грибом – шалашик-домик,
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем – дубовый стол.
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом – стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе – тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят.
«ГРИБЫ»
На полянке у избы
Сушит белочка грибы
(Кулочки обеих рук сжаты в кулочки)
Раз опенок
(разжать мизинчики)
Два масленок
( разжать безымянные пальчики)
Три волнушка
(разжать средние пальчики)
А четыре гриб свинушка
(разжать указательные пальчики)
Пять – румяный боровик
(разжать большие пальчики)
На зиму запас велик!
(Сжимать и разжимать все пальчики)
Приложение 2
Комплексы пальчиковой гимнастики
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА
- Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе.)
- Ладошка кулачок ребро (на счет «раз, два, три»).
- Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный суказательным и т.д.)
- Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).
- Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА
- Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
- Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
- Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
- Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
- Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА
- Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
- Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
- Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
- Цветок (то же, но пальцы разъединены).
- Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА
- Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).
- Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
- Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
- Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
- Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА
- Замок (на счет «раз» ладони вместе, а насчет «два» пальцы соединяются в «замок»).
- Лиса и заяц (лиса «крадется» все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц «убегает» перебирая пальцами, быстро движутся назад).
- Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
- Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).
- Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
Приложение 3
Потешки, для проведения пальчиковых игр
«ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК».
Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил. С этим братцем щи варил. С этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел. Воспитатель показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.
«ЭТОТ ПАЛЬЧИК».
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я,
Вот и вся моя семья.
Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
«БЕЛКА».
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди ...
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.
«HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ»
Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому дрова рубить.
Печи все тебе топить.
А тебе воду носить.
А тебе обед варить.
А малышке песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим ...
Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет.
Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет....
«Друзья Ёжика». Конспект НОД с элементами пальчиковой гимнастики для детей среднего дошкольного возраста
Программные задачи:· продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом, использовать навыки работы с природным материалом.·...
План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей».
План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей»....
План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковые игры для детей".
План - конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковые игры для детей"....
Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на
Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...
Конспект пальчиковой гимнастики для детей младшей группы на тему "Жили -были гномики"
Значение мелкой моторикиДвижения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детейУровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка ...