Интегрированное занятие Пересказ рассказа Л. Толстого «Кувшин и галка»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия в подготовительной группе Пересказ рассказа Л. Толстого «Кувшин и галка» | 34.72 КБ |
Приложение 1. Карточки | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Пересказ рассказа Л. Толстого
«Кувшин и галка»
Цель:
Формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом.
Образовательные задачи.
- Уточнение и расширение словаря по теме «зимующие птицы».
- Совершенствование грамматического строя речи.
Развивающие задачи.
1.Развитие связной речи.
2.Развитие слухового внимания.
3.Развитие внимания, мышления, памяти.
4.Развитие общей моторики.
5.Развитие мышления при работе со скрытым смыслом текста.
Воспитательные задачи.
- Ф0рмирование навыков сотрудничества, приобретение детьми опыта коллективной деятельности, умения работать в группе.
Демонстрационный материал:
Картины с изображением зимующих птиц, опорные схемы для составления описательного рассказа, плоскостные фигурки (галка, кувшин, камни), шаблоны; прозрачная мерная чашка с водой, яркий маркер.
Раздаточный материал:
камни.
Методические приемы: игровая ситуация, технология развивающего обучения, технология моделирования, технология проблемного обучения, здоровье сберегающие технологии, беседа-диалог, подведение итога.
Предварительная работа.
Знакомство с зимующими птицами; составление детьми описательных рассказов о птицах; наблюдение за птицами во время прогулки; кормление птиц; разучивание подвижной игры «Снегири».
Ход.
I. 0РГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Дети стоят свободно...
Воспитатель: Ребята сегодня очень интересное занятие, с настоящим учителем из школы. Зовут ее ( имя учителя). Может быть к ... пойдете в 1-й класс.
Из-за ширмы выскакивает ворона и кричит: - Кар, кар. Безобразие в лесу: хмуро, птицы улетели, листья опали, скучно, слякоть...Что происходит?
II,АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Воспитатель: Ребята, поможем вороне разобраться, что происходит в природе.
Ворона нам только, что сказала, что птицы улетели, листья опали, слякоть..
Когда это бывает?
Дети : поздней осенью.
Воспитатель: Какой осенний месяц сейчас. Дети ( ноябрь)
Давайте вспомним приметы ноября.
Дети :
- Ноябрь - пора поздней осени. Ноябрь - ворота зимы. Заканчивается осень. Природа приготовилась к зимнему сну.
Ворона:- Куда птицы улетели? (ответы детей - в теплые края...)
- Почему же они улетели?
Давайте сядем на стульчики и расскажем Вороне: почему улетают птицы и куда!
Воспитатель: Куда птицы улетают?
Почему они улетают? (Дети отвечают)
- Как называются птицы, которые улетают? (Дети отвечают - перелетные)
Не переживай ворона, не все птицы улетели. Многие остались зимовать.
Ребята, как они называются? (ответ детей - зимующие)
Ворона: Все птицы одинаковые? (ответы детей)
Чем же они отличаются?
Дети:- клювами, цветом оперения, размером, ногами и т.д.
Воспитатель: Садись ворона и слушай. А мы с ребятами поиграем в игру "Сложи новое слово"? (дети)
Давайте встанем вокруг стола с обручем. Посмотрите на картинки, что на них изображено?
Дети: - Части тела птицы!
Воспитатель: Возьмите по одной картинке. Дети берут картинки
Воспитатель: Я назову слово, а вы покажите нужную картинку и назовите ее, и придумайте новое слово.
В. Пестрые – Р.: крылья
В.: - Какая птица? Р.: -пестрокрылая
И т.д.
В.:- Какие вы молодцы, ребята. Справились с заданием. Спасибо.
Игра «Отгадай по описанию птичку».
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, у меня есть волшебный сундучок, в котором поселилось несколько зимующих птичек. Сейчас вы будете загадывать загадки друг другу. Главное правило: название птицы вслух не произносить. Загадки помогут нам загадать, любимые схемы. И не забудьте про « новые слова»
Садитесь на стульчики, подойди ко мне....( Таня).
Дети составляют описательные рассказы по опорной схеме. (технология моделирования).
Несколько детей рассказывают о своей зимующей птице в форме загадки, называя, какого размера и цвета птица, называют и описывают части тела, оперение, зимующая или перелетная, где она живет и чем питается, как выводит птенцов, какую пользу приносит человеку.
Другие дети отгадывают название птицы.
Молодцы.
Физминутка. Подвижная игра «Снегири и кот».
(здоровье сберегающие технологии)
Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает выполнить детям упражнения.
Вот на ветках, посмотри | 4 хлопка руками-«крылышками» по бокам и 4 наклона головой |
В красных майках снегири | 4 хлопка руками-«крылышками» по бокам и 4 наклона головой |
Распушили перышки | Часто потряхивают руками-«крылышками», опущенными вниз |
Греются на солнышке | Дети присаживаются на корточки |
Хитрый Васька-кот не спит. Лишь ушами шевелит. Берегитесь снегири, Прячьте красные шары. | Кот пытается схватить детей за животики |
Берегитесь снегири, Прячьте клювики свои. | Дети прячут носики |
Дидактическое упражнение «Назови ласково».
Дети стоят
А теперь вставайте в кружок, поиграем в нашу любимую игру с мячом " Назови ласково". Воспитатель бросает мяч, называет птицу, а поймавший возвращает мяч, называет птицу ласково.
Воробей- воробушек, галка-галочка, снегирь-снегирек, синица - синичка, голубь-голубок, ворона-воронушка, сойка-соечка, чиж- чижик, куропатка-куропаточка, глухарь- глухаречек, дрозд - дроздочек, дятел- дятлик.
II.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
(проблемное обучение)
продолжают стоять
У или В: Ребята, как вы думаете, какая из птиц самая умная? Учеными были проведены опыты, когда корм для птиц выкладывался на вагончик, который въезжал в тоннель. Догадайтесь, какая из птиц встретила вагончик с кормом с другой стороны? (Ответы детей, дети предлагают найти ответ в книгах)
IV. З АТРУДНЕНИЕ СИТУАЦИИ
В или У: Давайте сядем на стульчики.
Послушайте внимательно рассказ «Кувшин и галка» , который написал Л. Толстого.
Чтение рассказа Л. Толстого.
Кувшин и галка
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько положила, что вода стала выше, и можно было пить.
На магнитной доске по ходу чтения вывешивается картинки крассказу и (птица Галка, кувшин и камешки).
Беседа по прочитанному тексту.
- Как вы думаете, почему галка смогла пить?
Выслушиваются ответы детей.
V.ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП.
(открытие нового знания)
Организуется экспериментальная деятельность
Воспитатель:- А теперь научный эксперимент. Подойдите к столу. Встаньте удобнее, не мешая друг другу. Внимательно слушайте и выполняйте инструкции.
Представьте, что мы с вами галки и не можем достать воду
1. Миша, налей пожалуйста в наш прозрачный кувшин немного воды, как в рассказе.
2. Настя, поставь метку , так мы с вами отметим уровень воды.
3. Подойдите и возьмите по камешку. Но прежде чем бросать камешки в воду, немножко поиграем.
(В прозрачную мерную чашку (кувшин) наливается вода. Отмечается ярким маркером уровень воды в чашке. Предлагается детям представить, что они галки.
Дети берут в руки камешки, проводится пальчиковая гимнастика (здоровье сберегающие технологии).
.
Игра «Птички»:
Маленькая птичка
Принесла яичко
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим,
Мы яичко отдадим.
Дети по очереди кидают камешки в чашку.
Дети видят, что вода действительно поднимается.
Воспитатель:- предлагает детям сделать вывод после эксперимента.
Воспитатель: - Как же получилось, так, что вода поднялась...
Дети: - Камни заполняют чашку и вытесняют воду, она поднимается до краев чашки.
Воспитатель:- А вы бы догадались бросать камешки, чтобы достать воду?
Значит галка, какая птица? (умная)
VI.ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ НОВОГО В ТИПОВОЙ СИТУАЦИИ.
Воспитатель: Какая же птица все-таки встретила вагончик с кормом с другой стороны тоннеля?
Дети: Галка.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Галка- умная птица. Галка догадалась, как напиться из кувшина с помощью камешков. Она может догадаться, где встретить корм.
VII.ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
Работа по пересказу текста. Или ворона просит пересказать рассказ детям, т.к. она не запомнила
Воспитатель или Учитель задает подробные вопросы, восстанавливающие структуру текста. Или же без вопросов по опорным картинкам
- Кто главный герой рассказа? (Галка).
- Где стоял кувшин с водой? (Во дворе).
- Почему галке нельзя было достать воду? (Была вода только на дне).
- Что сделала галка? (Галка стала бросать камешки в кувшин).
- После этого, что произошло с водой? (Вода поднялась).
- Смогла галка попить? (Галка смогла напиться воды).
Повторное чтение рассказа???
Перессказ по опорным картинкам по цепочке и 1 ого ребенка!
Ворона: - Спасибо вам большое, мне так было интересно...До свидания…
Дети: До свидания ворона.
VIII. ИТОГ
Воспитатель:
- Что нового вы узнали?
- Чему научились?
-Понравился ли опыт, который вы проводили?
Дети выбирают смайлики, которые соответствуют их настроению.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. пересказ рассказа Л. Толстого "Косточка"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ...
Пересказ рассказа Л.Толстого «Кувшин и галка»
подготовительная к школе группа, ПознаниеЦель: формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом. Образовательные задачи: уточнить и расширить словарь детей по теме «зимую...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа Л.Толстого «Кувшин и галка».
Пересказ рассказа Л.Н Толстого "Кувшин и галка"...
Тема: Пересказ рассказа Л.Толстого «Кувшин и галка».
Конспект занятия по развитию речи в подго товительной группе.Тема: Пересказ рассказа Л.Толстого «Кувшин и галка».Цель: Формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом. Образов...
Занятие по развитию речи на тему: «Птицы. Знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «Кувшин и галка».
Занятие по развитию речи на тему: «Птицы. Знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «Кувшин и галка». Цель: формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом. Образовательны...
конспект занятия "Пересказ рассказа Л.Н. Толстого "Умная галка"
конспект занятия по развитию речи...
Конспект занятия «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» для детей старшей группы 2020 г.
Цель: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст....