Индивидуальный план работы по самообразованию
материал по развитию речи (младшая группа)
Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Колокольчик»
Индивидуальный план работы по самообразованию
Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Воспитатель: Комиссарова Л.С.
1-я младшая группа «Гномики»
2019 – 2020 г.г
Зубцов 2019
Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Цель: продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи: 1. Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
2. Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.
3. Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
4. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
5. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
6. Улучшить общую двигательную активность;
7. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
8. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Актуальность На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из
рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др.
Стратегия работы : Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.
I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д. Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыков содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственную образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности , где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
II этап – диагностический -на этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.
III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки.
Форма отчётности:
1.Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников. 2.Провести анкетирование родителей.
3.Составить картотеку пальчиковых игр.
Формы работы:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Индивидуальная работа с детьми;
- Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Система работы представлена по следующим направлениям:
1.В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
2.Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);
3.Работа с родителями: консультации; беседы.
Литература:
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб:
СЕНТЯБРЬ | |
Наблюдения за детьми, диагностика | |
Будут пальчики дружить | - Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке (контуры предметов нарисованы на бумаге) - "Найди и положи рядом такой же" - разложить геометрические фигуры по цвету и форме - "Клубочки для котят" - рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа |
Пальчиковая гимнастика " Шарик" | -Катание между ладонями карандашей, орехов, теннисных шариков. - Упражнение с массажными мячиками "Орех" -Расстёгивание и застегивание пуговиц, молний, игра "Собери цветочек" - Игры с мозаикой |
ОКТЯБРЬ | |
Овощи и фрукты | -"Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина -"Сложи картинку" из 4 частей -"Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь -"Найди вторую половинку" - разрезные картинки - Упражнения с массажными мячиками " Прокати по ладошке" Пальчиковая гимнастика "Апельсин |
Птицы осенью | -"Посмотри, кто спрятался в комочке" - разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением птиц - Рисование пальчиками "Птицы" - силуэт птицы закрасить отпечатками разных цветов - "Разрезные картинки" - сложи птичку из 3 частей (голова, туловище, лапки) -"Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками по песку (или манке) - "Крылышки для птички" упражнение с прищепками (силуэт птички, крылья из прищепок) -Заготовка корма для птиц (рассортировать фасоль и горох) |
НОЯБРЬ | |
Труд людей в природе | -"Собери инструменты" - из двух частей, детали вырезаны из картона (лопата, молоток) - "Нарисуй на песке лопату, молоток" - "Определи на ощупь" инструменты из наждачной бумаги - Пальчиковая игра "Строим стенку" -"Покатай, покатай" катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями. -"Разложи по своим местам" - в окошки, вырезанные по форме разложить соответственно лопату, топор, молоток |
Одежда и обувь | - "Что это" -разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви -"Застегни одежду"- на пуговицы, липучки, молнию - "Помоги развесить одежу" - для сушки на веревку и прикрепить прищепками - Рисование горошков на платье - Разложи пуговицы по цвету -"Найди пару" на ощупь в коробке сапожки и туфельки куклы Пальчиковая игра "Ладошки" |
ДЕКАБРЬ | |
Город | - Строим дом из кубиков - Выкладывание дома из геометрических фигур -Упражнение с массажным мячиком "Иголки" |
Транспорт | -"Что у кого" - раскатывание скомканных комочков -"Грузим камушки в грузовик" камушки рассыпаны по ковру Пальчиковый театр по выбору воспитателя |
Дикие животные зимой | - "Волшебный мешочек" -определить на ощупь резиновых животных -"Новогодний подарок для белочки" Собрать в мешочек грецкие, кедровые орехи, фундук, а затем определять х на ощупь |
Зима ,зимний лес | - "Снегопад в лесу" - на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты - "Лепим снежки большие и маленькие" из салфеток скатывание шариков разного размера -"Снежная баба" -лепка из пластилина |
ЯНВАРЬ | |
Дикие животные и их детеныши | -"Кто это" крупные трафареты из наждачной бумаги . детям надо определить где мама, где детеныш -"ЁЖ и ежата" втыкание спичек в пластилиновый комочек -"Подарок для мышек и мышат" сортировка семечек тыквы и подсолнуха -Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками -"Чтобы мишке было теплее" нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку |
Птицы зимой | - "Угощение для птиц" - сортировка семян -"Кто спрятался под листочком" определить предмет под зеленой тканью |
ФЕВРАЛЬ | |
Семья | Пальчиковая игра "Моя семья" -"Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок - "Поможем бабушке развязать узелки на веревке -"Поможем сестричке застегнуть пуговицы" - "Научим дочку шнуровать ботинки" -"Для кого подарок" - волшебный мешочек -Самомассаж ладоней |
Профессии | - "Построим дом из кубиков" -"Рельсы для поезда" рисование прямых линий -"Оторви чек" отрывание кусочков от полоски бумаги - "Помоги повару разложить фасоль по цвету" Пальчиковая игра "Мы капусту режем" - "Витаминный завод" лепим витамины из пластилина -"Собери машину" из геометрических фигур |
МАРТ | |
Праздник мам | -Изготовление подарка для мамы (Из шариков из салфеток) -Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя |
Начало весны | -"Следы от капели" рисуем точки на манке -"Солнце светит ярко" лучики из прищепок на желтом круге - "Аппликация "Цветы" цветы скомканы в комочки, дети разворачивают их и приклеивают на бумагу. Пальчиковая гимнастика "Дождик" |
Игрушки | -Собери пирамидку - "Мячи для котят" лепка из пластилина -"Что спряталось в комочке" разглаживание бумажных комочков с контурами животных -"Матрешки разбежались" собрать матрешки одна в одну - Штриховка и обводка по контуру игрушек - Пальчиковый театр "Репка" -"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь |
АПРЕЛЬ | |
Одежда | "Недошитое платье" пришить воротник, карман, пуговицу (разложить недостающие детали" -Шнуровка, застегивание пуговиц и молний -"Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку |
Дикие и домашние животные | - "Собери картинку из 4 частей" - "Нарви молодой травки для кролика" нарвать плоски зеленой бумаги" -"Кто где живет" выкладывание домика из счетных палочек -Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж" |
Птицы весной | -"Червячки для грачей" лепка из пластилина -"Поможем птицам" выкладывание гнезда комочками выты -"Напоим птиц" работа с водой и пипеткой Пальчиковая гимнастика "Червячки" |
Растительный мир | -"Каждому листочку свое место" закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки - "Красивый одуванчик" втыкание спичек в пластилиновый комочек - Коллективная работа "Весенний луг" скомкать кусочек бумаги и приклеить на общую картину Пальчиковые игры, разученные раннее |
МАЙ | |
Труд весной на даче | -"Посадка фасоли" дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена - "Закрути бутылочки" -"Кто больше соберет фасоли" сбор фасоли, рассыпанной на столе -"Едем на дачу" собрать грузовик из геометрических фигур |
Мы подросли и повзрослели | -Упражнение с мячиками " Крепкий орех" - "Строим дачный дом" из конструктора -"Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре "Рисуем пуговицами" выкладывание картинок из пуговиц |
Пальчиковые игры для малышей - развитие мелкой моторики
ОЧКИ
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
(Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.)
ФЛАЖОК
Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу. (Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе).
ЛОДКА
Лодочка плывет по речке,
По воде бегут колечки. (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
ПАРОХОД
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка
(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх).
СТУЛ
Ножки, спинка и сиденье
Вот вам стул на удивленье. (Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз).
ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО
Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит. (Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны).
СТОЛ
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка. Левая рука в кулачок. (Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз).
ГРАБЛИ
Листья падают в саду,
Я их граблями смету. (Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя).
СКВОРЕЧНИК
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет. (Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь).
Вывод: Основной принцип, по которым выбираются игры для детей младшей группы: занятия должны быть разнообразными, не повторятся часто, и не пересекаться по смыслу или содержанию, сочетаться подвижные развлечения с настольными, направленными на подключение к процессу фантазии и творческих способностей.
Консультация для родителей:
«Развитие речи детей в первой младшей группе»
Самыми важными элементами в развитие ребенка младшего возраста являются речь и моторика, которые, кстати, очень тесно взаимосвязаны друг с другом. Игры на развитие речи всегда сочетаются с пальчиковой гимнастикой, так как, по мнению ведущих ученных из разных стран, кисти рук напрямую влияют на проекцию всего головного мозга. Поэтому строить занятия нужно по принципу совмещения: речь + мелкая моторика. И не забудьте о познании окружающего мира и двигательной активности, ведь чем более подвижен малыш, тем больше знаний он получает в процессе. Существует несколько типов игр, которые можно смело использовать и дома, продолжая начатое воспитателями. Игры по типу вопрос/ответ Обсуждайте с малышом все, что видите вокруг на прогулке, в магазине, дома. Спрашивайте его, и пусть поначалу ответы будут односложными. Чем больше практики, тем лучше результат! Очень скоро ребенок привыкнет к тому, что вопросы и ответы – это часть его жизни, и начнет интересоваться окружающим миром уже сам. Игры на звукоподражание и имитацию Используйте для этого специальные карточки с изображениями животных, обращайте внимание на такие мелочи в книжках, читайте больше стихотворений и сказок. Пальчиковые игры Их огромное множество, и в свет вышли даже несколько очень полезных книг с таким типом игр. Кстати, взрослым тоже не помешает размять ручки, чтобы они были красивыми и гибкими Шнурки как игра на все случаи жизни. Казалось бы, обычный шнурок, но Вы еще не знаете, что с его помощью можно:
• просто шнуровать;
• использовать его в сюжетно-ролевых играх;
• изучать цвета;
• познакомиться с такими понятиями, как длиннее, короче.
• Шнуровка способствует развитию логического мышления, мелкой моторики рук, вследствие чего происходит прямое влияние на речевой аппарат.
То же самое можно сказать о таких играх, как пирамидка или конструктор – простых, но в то же время очень полезных. Подбирайте игры для детей. Заниматься нужно и в выходные дни, и даже во время болезни. Вот один из примеров, который можно использовать хоть каждый день:
1. Мозаика. С ее помощью Вы повторите основные цвета, научитесь соединять детали.
2. Карточки на совмещение. Ребенку необходимо совместить лошадку с лошадкой, киску с киской и так далее. Таким образом, малыш закрепит знания о животных, познакомится с новыми, научится подражать звукам, которые они издают.
3.Лепка. Теперь пришло время слепить что-то, и это может быть та же кошечка или улитка.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Колокольчик»
Индивидуальный план работы по самообразованию
Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Воспитатель: Комиссарова Л.С.
1-я младшая группа «Гномики»
2019 – 2020 г.г
Зубцов 2019
Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Цель: продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи: 1. Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
2. Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.
3. Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
4. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
5. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
6. Улучшить общую двигательную активность;
7. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
8. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Актуальность На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из
рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др.
Стратегия работы : Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.
I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д. Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыков содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственную образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности , где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
II этап – диагностический -на этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.
III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки.
Форма отчётности:
1.Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников. 2.Провести анкетирование родителей.
3.Составить картотеку пальчиковых игр.
Формы работы:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Индивидуальная работа с детьми;
- Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Система работы представлена по следующим направлениям:
1.В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
2.Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);
3.Работа с родителями: консультации; беседы.
Литература:
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб:
СЕНТЯБРЬ | |
Наблюдения за детьми, диагностика | |
Будут пальчики дружить | - Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке (контуры предметов нарисованы на бумаге) - "Найди и положи рядом такой же" - разложить геометрические фигуры по цвету и форме - "Клубочки для котят" - рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа |
Пальчиковая гимнастика " Шарик" | -Катание между ладонями карандашей, орехов, теннисных шариков. - Упражнение с массажными мячиками "Орех" -Расстёгивание и застегивание пуговиц, молний, игра "Собери цветочек" - Игры с мозаикой |
ОКТЯБРЬ | |
Овощи и фрукты | -"Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина -"Сложи картинку" из 4 частей -"Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь -"Найди вторую половинку" - разрезные картинки - Упражнения с массажными мячиками " Прокати по ладошке" Пальчиковая гимнастика "Апельсин |
Птицы осенью | -"Посмотри, кто спрятался в комочке" - разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением птиц - Рисование пальчиками "Птицы" - силуэт птицы закрасить отпечатками разных цветов - "Разрезные картинки" - сложи птичку из 3 частей (голова, туловище, лапки) -"Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками по песку (или манке) - "Крылышки для птички" упражнение с прищепками (силуэт птички, крылья из прищепок) -Заготовка корма для птиц (рассортировать фасоль и горох) |
НОЯБРЬ | |
Труд людей в природе | -"Собери инструменты" - из двух частей, детали вырезаны из картона (лопата, молоток) - "Нарисуй на песке лопату, молоток" - "Определи на ощупь" инструменты из наждачной бумаги - Пальчиковая игра "Строим стенку" -"Покатай, покатай" катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями. -"Разложи по своим местам" - в окошки, вырезанные по форме разложить соответственно лопату, топор, молоток |
Одежда и обувь | - "Что это" -разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви -"Застегни одежду"- на пуговицы, липучки, молнию - "Помоги развесить одежу" - для сушки на веревку и прикрепить прищепками - Рисование горошков на платье - Разложи пуговицы по цвету -"Найди пару" на ощупь в коробке сапожки и туфельки куклы Пальчиковая игра "Ладошки" |
ДЕКАБРЬ | |
Город | - Строим дом из кубиков - Выкладывание дома из геометрических фигур -Упражнение с массажным мячиком "Иголки" |
Транспорт | -"Что у кого" - раскатывание скомканных комочков -"Грузим камушки в грузовик" камушки рассыпаны по ковру Пальчиковый театр по выбору воспитателя |
Дикие животные зимой | - "Волшебный мешочек" -определить на ощупь резиновых животных -"Новогодний подарок для белочки" Собрать в мешочек грецкие, кедровые орехи, фундук, а затем определять х на ощупь |
Зима ,зимний лес | - "Снегопад в лесу" - на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты - "Лепим снежки большие и маленькие" из салфеток скатывание шариков разного размера -"Снежная баба" -лепка из пластилина |
ЯНВАРЬ | |
Дикие животные и их детеныши | -"Кто это" крупные трафареты из наждачной бумаги . детям надо определить где мама, где детеныш -"ЁЖ и ежата" втыкание спичек в пластилиновый комочек -"Подарок для мышек и мышат" сортировка семечек тыквы и подсолнуха -Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками -"Чтобы мишке было теплее" нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку |
Птицы зимой | - "Угощение для птиц" - сортировка семян -"Кто спрятался под листочком" определить предмет под зеленой тканью |
ФЕВРАЛЬ | |
Семья | Пальчиковая игра "Моя семья" -"Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок - "Поможем бабушке развязать узелки на веревке -"Поможем сестричке застегнуть пуговицы" - "Научим дочку шнуровать ботинки" -"Для кого подарок" - волшебный мешочек -Самомассаж ладоней |
Профессии | - "Построим дом из кубиков" -"Рельсы для поезда" рисование прямых линий -"Оторви чек" отрывание кусочков от полоски бумаги - "Помоги повару разложить фасоль по цвету" Пальчиковая игра "Мы капусту режем" - "Витаминный завод" лепим витамины из пластилина -"Собери машину" из геометрических фигур |
МАРТ | |
Праздник мам | -Изготовление подарка для мамы (Из шариков из салфеток) -Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя |
Начало весны | -"Следы от капели" рисуем точки на манке -"Солнце светит ярко" лучики из прищепок на желтом круге - "Аппликация "Цветы" цветы скомканы в комочки, дети разворачивают их и приклеивают на бумагу. Пальчиковая гимнастика "Дождик" |
Игрушки | -Собери пирамидку - "Мячи для котят" лепка из пластилина -"Что спряталось в комочке" разглаживание бумажных комочков с контурами животных -"Матрешки разбежались" собрать матрешки одна в одну - Штриховка и обводка по контуру игрушек - Пальчиковый театр "Репка" -"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь |
АПРЕЛЬ | |
Одежда | "Недошитое платье" пришить воротник, карман, пуговицу (разложить недостающие детали" -Шнуровка, застегивание пуговиц и молний -"Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку |
Дикие и домашние животные | - "Собери картинку из 4 частей" - "Нарви молодой травки для кролика" нарвать плоски зеленой бумаги" -"Кто где живет" выкладывание домика из счетных палочек -Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж" |
Птицы весной | -"Червячки для грачей" лепка из пластилина -"Поможем птицам" выкладывание гнезда комочками выты -"Напоим птиц" работа с водой и пипеткой Пальчиковая гимнастика "Червячки" |
Растительный мир | -"Каждому листочку свое место" закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки - "Красивый одуванчик" втыкание спичек в пластилиновый комочек - Коллективная работа "Весенний луг" скомкать кусочек бумаги и приклеить на общую картину Пальчиковые игры, разученные раннее |
МАЙ | |
Труд весной на даче | -"Посадка фасоли" дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена - "Закрути бутылочки" -"Кто больше соберет фасоли" сбор фасоли, рассыпанной на столе -"Едем на дачу" собрать грузовик из геометрических фигур |
Мы подросли и повзрослели | -Упражнение с мячиками " Крепкий орех" - "Строим дачный дом" из конструктора -"Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре "Рисуем пуговицами" выкладывание картинок из пуговиц |
Пальчиковые игры для малышей - развитие мелкой моторики
ОЧКИ
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
(Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.)
ФЛАЖОК
Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу. (Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе).
ЛОДКА
Лодочка плывет по речке,
По воде бегут колечки. (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
ПАРОХОД
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка
(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх).
СТУЛ
Ножки, спинка и сиденье
Вот вам стул на удивленье. (Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз).
ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО
Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит. (Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны).
СТОЛ
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка. Левая рука в кулачок. (Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз).
ГРАБЛИ
Листья падают в саду,
Я их граблями смету. (Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя).
СКВОРЕЧНИК
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет. (Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь).
Вывод: Основной принцип, по которым выбираются игры для детей младшей группы: занятия должны быть разнообразными, не повторятся часто, и не пересекаться по смыслу или содержанию, сочетаться подвижные развлечения с настольными, направленными на подключение к процессу фантазии и творческих способностей.
Консультация для родителей:
«Развитие речи детей в первой младшей группе»
Самыми важными элементами в развитие ребенка младшего возраста являются речь и моторика, которые, кстати, очень тесно взаимосвязаны друг с другом. Игры на развитие речи всегда сочетаются с пальчиковой гимнастикой, так как, по мнению ведущих ученных из разных стран, кисти рук напрямую влияют на проекцию всего головного мозга. Поэтому строить занятия нужно по принципу совмещения: речь + мелкая моторика. И не забудьте о познании окружающего мира и двигательной активности, ведь чем более подвижен малыш, тем больше знаний он получает в процессе. Существует несколько типов игр, которые можно смело использовать и дома, продолжая начатое воспитателями. Игры по типу вопрос/ответ Обсуждайте с малышом все, что видите вокруг на прогулке, в магазине, дома. Спрашивайте его, и пусть поначалу ответы будут односложными. Чем больше практики, тем лучше результат! Очень скоро ребенок привыкнет к тому, что вопросы и ответы – это часть его жизни, и начнет интересоваться окружающим миром уже сам. Игры на звукоподражание и имитацию Используйте для этого специальные карточки с изображениями животных, обращайте внимание на такие мелочи в книжках, читайте больше стихотворений и сказок. Пальчиковые игры Их огромное множество, и в свет вышли даже несколько очень полезных книг с таким типом игр. Кстати, взрослым тоже не помешает размять ручки, чтобы они были красивыми и гибкими Шнурки как игра на все случаи жизни. Казалось бы, обычный шнурок, но Вы еще не знаете, что с его помощью можно:
• просто шнуровать;
• использовать его в сюжетно-ролевых играх;
• изучать цвета;
• познакомиться с такими понятиями, как длиннее, короче.
• Шнуровка способствует развитию логического мышления, мелкой моторики рук, вследствие чего происходит прямое влияние на речевой аппарат.
То же самое можно сказать о таких играх, как пирамидка или конструктор – простых, но в то же время очень полезных. Подбирайте игры для детей. Заниматься нужно и в выходные дни, и даже во время болезни. Вот один из примеров, который можно использовать хоть каждый день:
1. Мозаика. С ее помощью Вы повторите основные цвета, научитесь соединять детали.
2. Карточки на совмещение. Ребенку необходимо совместить лошадку с лошадкой, киску с киской и так далее. Таким образом, малыш закрепит знания о животных, познакомится с новыми, научится подражать звукам, которые они издают.
3.Лепка. Теперь пришло время слепить что-то, и это может быть та же кошечка или улитка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию педагогических работников.
Оформление плана по самообразованию педагога.Система работы педагогов по самообразованию:В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с ...
индивидуальный план работы по самообразованию "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр....
Индивидуальный план работы по самообразованию Тема : «Современные технологии в становлении ценностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста».
Тематическое планирование деятельности по самообразованию...
Индивидуальный план работы по самообразованию «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника»
Правила дорожного движения- основа безопасности дошкольника....
Индивидуальный план работы по самообразованию
Индивидуальный план работы по самообразованию по теме "Умственное воспитание детей дошкольного возраста в период предшкольной подготовки"...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: « Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской» 2016 г.
Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема:« Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской»...
Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет».
Дата начала работы над темой: с 1.09.2020г Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2021г ТЕМА: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет». ЦЕЛ...