Индивидуальный план работы по самообразованию
материал по развитию речи (младшая группа)

Комиссарова Любовь Сергеевна

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Колокольчик»

Индивидуальный план работы по самообразованию

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Воспитатель: Комиссарова Л.С.

1-я младшая группа «Гномики»

2019 – 2020 г.г

Зубцов 2019

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Цель: продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи: 1. Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.

2. Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.

3. Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.

4. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

5. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

 6. Улучшить общую двигательную активность;

7. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

8. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Актуальность    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.    И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.  Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из

рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др.

Стратегия работы : Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

    I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д. Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыков содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственную образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности , где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

    II этап – диагностический -на этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

     III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки.

 Форма отчётности:

1.Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников. 2.Провести анкетирование родителей.

3.Составить картотеку пальчиковых игр.

Формы работы: 

  1. Совместная деятельность воспитателя с детьми;
  2. Индивидуальная работа с детьми;
  3. Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

1.В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

2.Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);

3.Работа с родителями: консультации; беседы.  

Литература:

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб:

СЕНТЯБРЬ

Наблюдения за детьми, диагностика

Будут пальчики дружить

- Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке (контуры предметов нарисованы на бумаге)

- "Найди и положи рядом такой же" - разложить геометрические фигуры по цвету и форме

- "Клубочки для котят" - рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа

Пальчиковая гимнастика " Шарик"

-Катание между ладонями карандашей, орехов, теннисных шариков.

- Упражнение с массажными мячиками "Орех"

-Расстёгивание и застегивание пуговиц, молний, игра "Собери цветочек"

- Игры с мозаикой

ОКТЯБРЬ

Овощи и фрукты

-"Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина

-"Сложи картинку" из 4 частей

-"Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь

-"Найди вторую половинку" - разрезные картинки

- Упражнения с массажными мячиками

" Прокати по ладошке"

Пальчиковая гимнастика "Апельсин

Птицы осенью

-"Посмотри, кто спрятался в комочке" - разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением птиц

- Рисование пальчиками "Птицы" - силуэт птицы закрасить отпечатками разных цветов

- "Разрезные картинки" - сложи птичку из 3 частей (голова, туловище, лапки)

-"Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками по песку (или манке)

- "Крылышки для птички" упражнение с прищепками (силуэт птички, крылья из прищепок)

-Заготовка корма для птиц (рассортировать фасоль и горох)

НОЯБРЬ

Труд людей в природе

-"Собери инструменты" - из двух частей, детали вырезаны из картона (лопата, молоток)

- "Нарисуй на песке лопату, молоток"

- "Определи на ощупь" инструменты из наждачной бумаги

- Пальчиковая игра "Строим стенку"

-"Покатай, покатай" катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями.

-"Разложи по своим местам" - в окошки, вырезанные по форме разложить соответственно лопату, топор, молоток

Одежда и обувь

- "Что это" -разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви

-"Застегни одежду"- на пуговицы, липучки, молнию

- "Помоги развесить одежу" - для сушки на веревку и прикрепить прищепками

- Рисование горошков на платье

- Разложи пуговицы по цвету  

-"Найди пару" на ощупь в коробке сапожки и туфельки куклы

Пальчиковая игра "Ладошки"

ДЕКАБРЬ

Город

- Строим дом из кубиков

- Выкладывание дома из геометрических фигур  

-Упражнение с массажным мячиком "Иголки"

Транспорт

-"Что у кого" - раскатывание скомканных комочков

-"Грузим камушки в грузовик" камушки рассыпаны по ковру  

Пальчиковый театр по выбору воспитателя

Дикие животные зимой

- "Волшебный мешочек" -определить на ощупь резиновых животных

-"Новогодний подарок для белочки"  Собрать в мешочек грецкие, кедровые орехи, фундук, а затем определять х на ощупь

Зима ,зимний лес

 - "Снегопад в лесу" - на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты - "Лепим снежки большие и маленькие" из салфеток скатывание шариков разного размера

-"Снежная баба" -лепка из пластилина

ЯНВАРЬ

Дикие животные и их детеныши

-"Кто это" крупные трафареты из наждачной бумаги . детям надо определить где мама, где детеныш

-"ЁЖ и ежата" втыкание спичек в пластилиновый комочек

-"Подарок для мышек и мышат" сортировка семечек тыквы и подсолнуха  

-Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками

-"Чтобы мишке было теплее" нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку

Птицы зимой

 - "Угощение для птиц" - сортировка семян -"Кто спрятался под листочком" определить предмет под зеленой тканью

ФЕВРАЛЬ

Семья

 Пальчиковая игра "Моя семья"

-"Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок

- "Поможем бабушке развязать узелки на веревке

-"Поможем сестричке застегнуть пуговицы"

- "Научим дочку шнуровать ботинки"

-"Для кого подарок" - волшебный мешочек  -Самомассаж ладоней

Профессии

- "Построим дом из кубиков"

-"Рельсы для поезда" рисование прямых линий

-"Оторви чек" отрывание кусочков от полоски бумаги

- "Помоги повару разложить фасоль по цвету"

 Пальчиковая игра "Мы капусту режем"

- "Витаминный завод" лепим витамины из пластилина

-"Собери машину" из геометрических фигур

МАРТ

Праздник мам

-Изготовление подарка для мамы (Из шариков из салфеток)

-Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя

Начало весны

-"Следы от капели" рисуем точки на манке -"Солнце светит ярко" лучики из прищепок на желтом круге

- "Аппликация "Цветы" цветы скомканы в комочки, дети разворачивают их и приклеивают на бумагу.

Пальчиковая гимнастика "Дождик"

Игрушки

-Собери пирамидку

- "Мячи для котят" лепка из пластилина

 -"Что спряталось в комочке" разглаживание бумажных комочков с контурами животных

-"Матрешки разбежались" собрать матрешки одна в одну

- Штриховка и обводка по контуру игрушек - Пальчиковый театр "Репка"

 -"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь

АПРЕЛЬ

Одежда

"Недошитое платье" пришить воротник, карман, пуговицу (разложить недостающие детали"

 -Шнуровка, застегивание пуговиц и молний

-"Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку

Дикие и домашние животные

- "Собери картинку из 4 частей"

- "Нарви молодой травки для кролика" нарвать плоски зеленой бумаги"

-"Кто где живет" выкладывание домика из счетных палочек

-Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж"

Птицы весной

-"Червячки для грачей" лепка из пластилина

-"Поможем птицам" выкладывание гнезда комочками выты

-"Напоим птиц" работа с водой и пипеткой  Пальчиковая гимнастика "Червячки"

Растительный мир

-"Каждому листочку свое место" закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки

- "Красивый одуванчик" втыкание спичек в пластилиновый комочек

- Коллективная работа "Весенний луг" скомкать кусочек бумаги и приклеить на общую картину

Пальчиковые игры, разученные раннее

МАЙ

Труд весной на даче

-"Посадка фасоли" дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена

- "Закрути бутылочки"

-"Кто больше соберет фасоли" сбор фасоли, рассыпанной на столе

-"Едем на дачу" собрать грузовик из геометрических фигур

Мы подросли и повзрослели

-Упражнение с мячиками " Крепкий орех" - "Строим дачный дом" из конструктора

-"Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре

"Рисуем пуговицами" выкладывание картинок из пуговиц

Пальчиковые игры для малышей - развитие мелкой моторики

ОЧКИ

 Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

(Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.)

ФЛАЖОК 

Я в руке - флажок держу

И ребятам им машу. (Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе).

ЛОДКА 

Лодочка плывет по речке,

 По воде бегут колечки. (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

ПАРОХОД 

Пароход плывет по речке,

 И пыхтит он, словно печка

(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх).

 СТУЛ 

Ножки, спинка и сиденье

 Вот вам стул на удивленье. (Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз).

ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО

Зайка в зеркальце глядит

 И ушами шевелит. (Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны).

СТОЛ

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка. Левая рука в кулачок. (Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз).

ГРАБЛИ 

Листья падают в саду,

Я их граблями смету. (Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя).

СКВОРЕЧНИК

 Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет. (Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь).

Вывод: Основной принцип, по которым выбираются игры для детей младшей группы: занятия должны быть разнообразными, не повторятся часто, и не пересекаться по смыслу или содержанию, сочетаться подвижные развлечения с настольными, направленными на подключение к процессу фантазии и творческих способностей.

Консультация для родителей:

«Развитие речи детей в первой младшей группе»

      Самыми важными элементами в развитие ребенка младшего возраста являются речь и моторика, которые, кстати, очень тесно взаимосвязаны друг с другом. Игры на развитие речи всегда сочетаются с пальчиковой гимнастикой, так как, по мнению ведущих ученных из разных стран, кисти рук напрямую влияют на проекцию всего головного мозга. Поэтому строить занятия нужно по принципу совмещения: речь + мелкая моторика. И не забудьте о познании окружающего мира и двигательной активности, ведь чем более подвижен малыш, тем больше знаний он получает в процессе. Существует несколько типов игр, которые можно смело использовать и дома, продолжая начатое воспитателями. Игры по типу вопрос/ответ Обсуждайте с малышом все, что видите вокруг на прогулке, в магазине, дома. Спрашивайте его, и пусть поначалу ответы будут односложными. Чем больше практики, тем лучше результат! Очень скоро ребенок привыкнет к тому, что вопросы и ответы – это часть его жизни, и начнет интересоваться окружающим миром уже сам. Игры на звукоподражание и имитацию Используйте для этого специальные карточки с изображениями животных, обращайте внимание на такие мелочи в книжках, читайте больше стихотворений и сказок. Пальчиковые игры Их огромное множество, и в свет вышли даже несколько очень полезных книг с таким типом игр. Кстати, взрослым тоже не помешает размять ручки, чтобы они были красивыми и гибкими Шнурки как игра на все случаи жизни. Казалось бы, обычный шнурок, но Вы еще не знаете, что с его помощью можно:

 •    просто шнуровать;

 •    использовать его в сюжетно-ролевых играх;

•    изучать цвета;

 •    познакомиться с такими понятиями, как длиннее, короче.

 •    Шнуровка способствует развитию логического мышления, мелкой моторики рук, вследствие чего происходит прямое влияние на речевой аппарат.

     То же самое можно сказать о таких играх, как пирамидка или конструктор – простых, но в то же время очень полезных. Подбирайте игры для детей. Заниматься нужно и в выходные дни, и даже во время болезни. Вот один из примеров, который можно использовать хоть каждый день:

1. Мозаика. С ее помощью Вы повторите основные цвета, научитесь соединять детали.

2. Карточки на совмещение. Ребенку необходимо совместить лошадку с лошадкой, киску с киской и так далее. Таким образом, малыш закрепит знания о животных, познакомится с новыми, научится подражать звукам, которые они издают.

3.Лепка. Теперь пришло время слепить что-то, и это может быть та же кошечка или улитка.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Колокольчик»

Индивидуальный план работы по самообразованию

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Воспитатель: Комиссарова Л.С.

1-я младшая группа «Гномики»

2019 – 2020 г.г

Зубцов 2019

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Цель: продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи: 1. Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.

2. Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.

3. Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.

4. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

5. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

 6. Улучшить общую двигательную активность;

7. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

8. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Актуальность    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.    И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.  Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из

рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др.

Стратегия работы : Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

    I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д. Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыков содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственную образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности , где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

    II этап – диагностический -на этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

     III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки.

 Форма отчётности:

1.Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников. 2.Провести анкетирование родителей.

3.Составить картотеку пальчиковых игр.

Формы работы: 

  1. Совместная деятельность воспитателя с детьми;
  2. Индивидуальная работа с детьми;
  3. Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

1.В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

2.Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);

3.Работа с родителями: консультации; беседы.  

Литература:

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб:

СЕНТЯБРЬ

Наблюдения за детьми, диагностика

Будут пальчики дружить

- Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке (контуры предметов нарисованы на бумаге)

- "Найди и положи рядом такой же" - разложить геометрические фигуры по цвету и форме

- "Клубочки для котят" - рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа

Пальчиковая гимнастика " Шарик"

-Катание между ладонями карандашей, орехов, теннисных шариков.

- Упражнение с массажными мячиками "Орех"

-Расстёгивание и застегивание пуговиц, молний, игра "Собери цветочек"

- Игры с мозаикой

ОКТЯБРЬ

Овощи и фрукты

-"Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина

-"Сложи картинку" из 4 частей

-"Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь

-"Найди вторую половинку" - разрезные картинки

- Упражнения с массажными мячиками

" Прокати по ладошке"

Пальчиковая гимнастика "Апельсин

Птицы осенью

-"Посмотри, кто спрятался в комочке" - разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением птиц

- Рисование пальчиками "Птицы" - силуэт птицы закрасить отпечатками разных цветов

- "Разрезные картинки" - сложи птичку из 3 частей (голова, туловище, лапки)

-"Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками по песку (или манке)

- "Крылышки для птички" упражнение с прищепками (силуэт птички, крылья из прищепок)

-Заготовка корма для птиц (рассортировать фасоль и горох)

НОЯБРЬ

Труд людей в природе

-"Собери инструменты" - из двух частей, детали вырезаны из картона (лопата, молоток)

- "Нарисуй на песке лопату, молоток"

- "Определи на ощупь" инструменты из наждачной бумаги

- Пальчиковая игра "Строим стенку"

-"Покатай, покатай" катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями.

-"Разложи по своим местам" - в окошки, вырезанные по форме разложить соответственно лопату, топор, молоток

Одежда и обувь

- "Что это" -разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви

-"Застегни одежду"- на пуговицы, липучки, молнию

- "Помоги развесить одежу" - для сушки на веревку и прикрепить прищепками

- Рисование горошков на платье

- Разложи пуговицы по цвету  

-"Найди пару" на ощупь в коробке сапожки и туфельки куклы

Пальчиковая игра "Ладошки"

ДЕКАБРЬ

Город

- Строим дом из кубиков

- Выкладывание дома из геометрических фигур  

-Упражнение с массажным мячиком "Иголки"

Транспорт

-"Что у кого" - раскатывание скомканных комочков

-"Грузим камушки в грузовик" камушки рассыпаны по ковру  

Пальчиковый театр по выбору воспитателя

Дикие животные зимой

- "Волшебный мешочек" -определить на ощупь резиновых животных

-"Новогодний подарок для белочки"  Собрать в мешочек грецкие, кедровые орехи, фундук, а затем определять х на ощупь

Зима ,зимний лес

 - "Снегопад в лесу" - на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты - "Лепим снежки большие и маленькие" из салфеток скатывание шариков разного размера

-"Снежная баба" -лепка из пластилина

ЯНВАРЬ

Дикие животные и их детеныши

-"Кто это" крупные трафареты из наждачной бумаги . детям надо определить где мама, где детеныш

-"ЁЖ и ежата" втыкание спичек в пластилиновый комочек

-"Подарок для мышек и мышат" сортировка семечек тыквы и подсолнуха  

-Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками

-"Чтобы мишке было теплее" нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку

Птицы зимой

 - "Угощение для птиц" - сортировка семян -"Кто спрятался под листочком" определить предмет под зеленой тканью

ФЕВРАЛЬ

Семья

 Пальчиковая игра "Моя семья"

-"Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок

- "Поможем бабушке развязать узелки на веревке

-"Поможем сестричке застегнуть пуговицы"

- "Научим дочку шнуровать ботинки"

-"Для кого подарок" - волшебный мешочек  -Самомассаж ладоней

Профессии

- "Построим дом из кубиков"

-"Рельсы для поезда" рисование прямых линий

-"Оторви чек" отрывание кусочков от полоски бумаги

- "Помоги повару разложить фасоль по цвету"

 Пальчиковая игра "Мы капусту режем"

- "Витаминный завод" лепим витамины из пластилина

-"Собери машину" из геометрических фигур

МАРТ

Праздник мам

-Изготовление подарка для мамы (Из шариков из салфеток)

-Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя

Начало весны

-"Следы от капели" рисуем точки на манке -"Солнце светит ярко" лучики из прищепок на желтом круге

- "Аппликация "Цветы" цветы скомканы в комочки, дети разворачивают их и приклеивают на бумагу.

Пальчиковая гимнастика "Дождик"

Игрушки

-Собери пирамидку

- "Мячи для котят" лепка из пластилина

 -"Что спряталось в комочке" разглаживание бумажных комочков с контурами животных

-"Матрешки разбежались" собрать матрешки одна в одну

- Штриховка и обводка по контуру игрушек - Пальчиковый театр "Репка"

 -"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь

АПРЕЛЬ

Одежда

"Недошитое платье" пришить воротник, карман, пуговицу (разложить недостающие детали"

 -Шнуровка, застегивание пуговиц и молний

-"Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку

Дикие и домашние животные

- "Собери картинку из 4 частей"

- "Нарви молодой травки для кролика" нарвать плоски зеленой бумаги"

-"Кто где живет" выкладывание домика из счетных палочек

-Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж"

Птицы весной

-"Червячки для грачей" лепка из пластилина

-"Поможем птицам" выкладывание гнезда комочками выты

-"Напоим птиц" работа с водой и пипеткой  Пальчиковая гимнастика "Червячки"

Растительный мир

-"Каждому листочку свое место" закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки

- "Красивый одуванчик" втыкание спичек в пластилиновый комочек

- Коллективная работа "Весенний луг" скомкать кусочек бумаги и приклеить на общую картину

Пальчиковые игры, разученные раннее

МАЙ

Труд весной на даче

-"Посадка фасоли" дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена

- "Закрути бутылочки"

-"Кто больше соберет фасоли" сбор фасоли, рассыпанной на столе

-"Едем на дачу" собрать грузовик из геометрических фигур

Мы подросли и повзрослели

-Упражнение с мячиками " Крепкий орех" - "Строим дачный дом" из конструктора

-"Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре

"Рисуем пуговицами" выкладывание картинок из пуговиц

Пальчиковые игры для малышей - развитие мелкой моторики

ОЧКИ

 Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

(Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.)

ФЛАЖОК 

Я в руке - флажок держу

И ребятам им машу. (Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе).

ЛОДКА 

Лодочка плывет по речке,

 По воде бегут колечки. (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

ПАРОХОД 

Пароход плывет по речке,

 И пыхтит он, словно печка

(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх).

 СТУЛ 

Ножки, спинка и сиденье

 Вот вам стул на удивленье. (Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз).

ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО

Зайка в зеркальце глядит

 И ушами шевелит. (Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны).

СТОЛ

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка. Левая рука в кулачок. (Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз).

ГРАБЛИ 

Листья падают в саду,

Я их граблями смету. (Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя).

СКВОРЕЧНИК

 Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет. (Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь).

Вывод: Основной принцип, по которым выбираются игры для детей младшей группы: занятия должны быть разнообразными, не повторятся часто, и не пересекаться по смыслу или содержанию, сочетаться подвижные развлечения с настольными, направленными на подключение к процессу фантазии и творческих способностей.

Консультация для родителей:

«Развитие речи детей в первой младшей группе»

      Самыми важными элементами в развитие ребенка младшего возраста являются речь и моторика, которые, кстати, очень тесно взаимосвязаны друг с другом. Игры на развитие речи всегда сочетаются с пальчиковой гимнастикой, так как, по мнению ведущих ученных из разных стран, кисти рук напрямую влияют на проекцию всего головного мозга. Поэтому строить занятия нужно по принципу совмещения: речь + мелкая моторика. И не забудьте о познании окружающего мира и двигательной активности, ведь чем более подвижен малыш, тем больше знаний он получает в процессе. Существует несколько типов игр, которые можно смело использовать и дома, продолжая начатое воспитателями. Игры по типу вопрос/ответ Обсуждайте с малышом все, что видите вокруг на прогулке, в магазине, дома. Спрашивайте его, и пусть поначалу ответы будут односложными. Чем больше практики, тем лучше результат! Очень скоро ребенок привыкнет к тому, что вопросы и ответы – это часть его жизни, и начнет интересоваться окружающим миром уже сам. Игры на звукоподражание и имитацию Используйте для этого специальные карточки с изображениями животных, обращайте внимание на такие мелочи в книжках, читайте больше стихотворений и сказок. Пальчиковые игры Их огромное множество, и в свет вышли даже несколько очень полезных книг с таким типом игр. Кстати, взрослым тоже не помешает размять ручки, чтобы они были красивыми и гибкими Шнурки как игра на все случаи жизни. Казалось бы, обычный шнурок, но Вы еще не знаете, что с его помощью можно:

 •    просто шнуровать;

 •    использовать его в сюжетно-ролевых играх;

•    изучать цвета;

 •    познакомиться с такими понятиями, как длиннее, короче.

 •    Шнуровка способствует развитию логического мышления, мелкой моторики рук, вследствие чего происходит прямое влияние на речевой аппарат.

     То же самое можно сказать о таких играх, как пирамидка или конструктор – простых, но в то же время очень полезных. Подбирайте игры для детей. Заниматься нужно и в выходные дни, и даже во время болезни. Вот один из примеров, который можно использовать хоть каждый день:

1. Мозаика. С ее помощью Вы повторите основные цвета, научитесь соединять детали.

2. Карточки на совмещение. Ребенку необходимо совместить лошадку с лошадкой, киску с киской и так далее. Таким образом, малыш закрепит знания о животных, познакомится с новыми, научится подражать звукам, которые они издают.

3.Лепка. Теперь пришло время слепить что-то, и это может быть та же кошечка или улитка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию педагогических работников.

Оформление плана по самообразованию педагога.Система работы педагогов по самообразованию:В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с ...

индивидуальный план работы по самообразованию "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр....

Индивидуальный план работы по самообразованию

Индивидуальный план работы по самообразованию по теме "Умственное воспитание детей дошкольного возраста в период предшкольной подготовки"...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: « Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской» 2016 г.

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема:« Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской»...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет».

Дата начала работы над темой: с 1.09.2020г Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2021г ТЕМА: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет». ЦЕЛ...