ООД по развитию речи с использованием инновационного метода наглядного моделирования во 2 младшей группе «Здравствуй лес, зимний лес, полон сказок и чудес!»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
ООД по развитию речи с использованием инновационного метода наглядного моделирования во 2 младшей группе
«Здравствуй лес, зимний лес, полон сказок и чудес!»
Цель: учить воспроизводить последовательность действий при помощи метода моделирования, формировать у детей умение связно передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицы и мнемодорожки. Развивать навыки связной монологической речи с помощью использования метода наглядного моделирования.
Задачи:
Речевое развитие
Учить детей передавать содержание сказки связно, в логической последовательности с использованием мнемотаблицы. Развивать умение соотносить знаковые символы с образами. Закреплять умение составлять короткие предложения о времени года (зима) по мнемодорожкам. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.
Художественно – эстетическое развитие Развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности с помощью приемов мнемотехники. Побуждать выполнять образные движения, передавать эмоционально положительный настрой через инновационные технологии по развитию речи . Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость.
Познавательное развитие
Уточнять и расширять знания о животных леса. Развивать зрительную, слуховую и тактильную память.
Социально – коммуникативное развитие
Помочь детям осознать свои некоторые эмоциональные состояния и освободиться от негативных эмоций.Воспитывать любовь к сказкам, умение сопереживать героям сказок, попавшим в беду, желание прийти на помощь.
Физическое развитие
Упражнять в развитии координации речи с движениями, умение согласовывать слова и действия. Развивать мелкую моторику с помощью пальчиковых игр.
Развивать чувство ритма, умение согласовывать слово с движением посредством логоритмических упражнений.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: ИКТ: музыкальный центр; мнемодорожка и карточки по теме «Зима»; мнемотаблица к сказке «Рукавичка»; мнемокубы: «Заяц», «Лиса»; игрушка – заяц; мольберт; условное обозначение заячьих ушей, выглядывающих из-за сугроба /по технологии ТРИЗ/. «Чудесный мешочек», в котором находится рукавица;
Аудиозапись песни «Саночки» Филиппенко.
ТЕХНОЛОГИИ: Мнемотехника, ТРИЗ, Вальдорфская педагогика, ИКТ, пробковые тренажеры, наглядное моделирование, логоритмика, психогимастика, технология музыкального воздействия, мнемотехника, здоровьесберегающая технология
Логоритмическое упражнение
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Вступительная часть
Приветствие (Вальдофрская педагогика)
Собрались мы с вами в круг.
Я - твой друг, и ты - мой друг!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Улыбнулись и подарили друг другу хорошее настроение!
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в зимний лес.
- Ребята вы любите путешествовать? Я хочу пригласить вас на прогулку в зимний лес, в настоящее царство Зимы. А поедем мы с вами в лес на санках. Становитесь друг за другом и за мной.
Технология музыкального воздействия (Имитационные движения под музыку /песню «Саночки» композитор А.Д.Филиппенко)
2.Основная часть
Дети останавливаются возле стульчиков
- Вот мы с вами и на лесной полянке.
Присаживайтесь на стульчики-пенечки. Ребята, посмотрите, в каком скучном, совсем не волшебном лесу мы с вами оказались. (Демонстрация черно – белой картинки с изображением леса). А вы знаете, что случилось с лесом?(Ответы детей).
-В лес пришел злой волшебник и заколдовал его.
- А хотите расколдовать зимний лес и сделать его красивым, нарядным?
-Давайте с вами превратимся в добрых волшебников.
«Раз, два, три, повернись
в волшебника ты превратись!»
(Достаю из корзинки карточки «Зима» к мнемодорожке)
- У меня в корзинке волшебные картинки. Если с их помощью рассказать о зиме, то можно лес расколдовать.
Дети по очереди берут из корзинки картинки, выставляют на мнемодорожку и рассказывают о зиме. (Зимой идет снег, зимой люди надевают теплую одежду - варежки, шубку, зимой прилетают снегири, дети любят из снега лепить снеговиков, кататься на лыжах, санках, зимой бывает Новый год).
- Мои добрые волшебники, вы справились с заданием и расколдовали зимний лес! Посмотрите, каким он стал красивым! (демонстрация цветной картинки с изображением леса).
-На нашей полянке холодно, чтобы нам с вами не замерзнуть, давайте хорошенько разотрем свои щечки, носики и губки (Здоровьесберегающая технология).
Логоритмическое упражнение «Ой! Мороз!».
Ой, мороз, мороз, мороз (указательным и большим пальцем обеих рук
Щиплет щеки, слегка пощипать себя за щеки, нос и т.д.)
Щиплет нос,
Щиплет ушки,
Щиплет губки
Забирается под шубки (спрятать руки под мышки)
Чтоб согреться - посмотри (потереть ладони одна об другую)
Все, как следует, потри:
Щеки, носик, уши, губы…
Пар пошел даже от шубы. (Развести руки в стороны, слегка вытянуть губы и выдохнуть через них струю теплого воздуха)
Демонстрирую детям условное обозначение заячьих ушей, выглядывающих из-за сугроба (по технологии ТРИЗ).
- Дети, посмотрите, а кто же прячется за сугробом? (заяц). А как вы догадались?
- Давайте мы расскажем про зайчика, он услышит рассказ и прибежит к нам.
Дети рассказывают о зайце при помощи мнемокуба.
(Заяц - это дикое животное. Он живёт в лесу. У него четыре лапы. Тело покрыто зимой белой шерстью. На голове два длинных уха, маленький хвостик. Мама зайчиха своих детёнышей – маленьких зайчат кормит молоком. Когда малыши подрастают, они едят морковку, траву, капусту).
- Вот к нам и прибежал зайчик!
Появляется игрушка-зайчик.
-Посмотрите, наш зайчик очень грустный. Как вы думаете, почему он такой грустный?
(ответы детей: «Ему холодно, нет домика, заблудился, грустный» и т. д.)
- Зайчик, что же ты грустишь?
- Здравствуйте, ребятки. Я плачу, потому что за мной гналась лиса. Моя знакомая девочка Маша угостила меня морковкой, а лиса, наверное, хотела отнять у меня морковку. Что же я отнесу своим зайчатам?
Не плачь, зайка! Давайте, ребята, успокоим зайку. Как мы назовем зайку ласково? (Дети подбирают и называют ласковые слова- зайчик, заинька, зайчонок, заюшка, зайчишка)
Предлагаю детям рассказать о лисе с помощью мнемокуба
Рассказывание детьми по мнемокубу «Лиса».
(Лиса — не домашнее животное, а дикое. Живет она в лесу. У нее четыре ноги. Тело покрыто густой рыжей шерстью. Хвост — большой и пушистый. Своих детенышей выкармливает молочком. Лиса — хищное животное, которая добывает себе еду: кур, петухов, мышей.)
Заяц благодарит детей за рассказ
- Спасибо, ребятки, значит, ей была не нужна морковка, она хотела съесть меня. Теперь я тоже знаю все про лису и смогу его перехитрить. Давайте поиграем в нашу заячью игру «Лиса и зайцы».
«Покружились, покружились —
В зайчиков все превратились».
Надеваю шапочку-маску лисы, а остальные дети «превращаются» в зайчиков.
Психогимастика «Зайки-побегайки»
«По лесной полянке
Разбежались зайки
Вот какие зайки, зайки- побегайки!
Вот бежит лисичка, рыжая сестричка,
Ищет, где же зайки,
Зайки- побегайки.
Вот зайки!
«Зайчики» под легкую музыку прыгают, «лиса» в конце игры догоняет «зайчиков», а они убегают от нее.
«Покружились, покружились -
И в ребяток превратились!».
Дети садятся на свои места.
Предлагаю детям вспомнить, в каких сказках встречаются сказочные герои- животные
-Я вам буду показывать картинку-загадку, на которой изображен, какой-то сказочный герой, а вы будете должны угадать, какой же герой из сказки спрятался на картинке-загадке.
Тест-игра (с использованием ИКТ): «Назови сказку».
Цель: закрепить знания о русских народных сказках ,их героях, воспитывать интерес к народному творчеству.
- Зайка, а наши ребята знают зимнюю сказку, в которой все звери жили дружно и никого не обижали. Хочешь, мы тебе ее расскажем?
Дети, догадайтесь, как называется сказка, которую мы будем рассказывать Зайцу.
Провожу дидактическую игру «Чудесный мешочек».
Цель: развивать тактильные ощущения, тактильную память.
/Дети на ощупь определяют, что лежит в мешочке. Достают рукавицу/.
- Как называется сказка?
Дети: «Рукавичка».
Рассказывание детьми сказки «Рукавичка» с помощью пробковых тренажеров:
«Ехал дед по дороге и потерял рукавичку. Холодно в лесу, и решили звери поселиться в рукавичке, как в домике. Первая прибежала мышка, за ней зайчик с лисой, да волк с кабаном. Но увидел дед, что потерял варежку, и вернулся за ней, собачка ее нашла. А звери испугались и убежали из домика-рукавички в разные стороны».
Заяц: Спасибо, ребята, за сказку. Теперь мне совсем не грустно. Побегу к своим зайчатам, отнесу им морковку, которую мне Машенька подарила.
3.Заключительная часть:
- Понравилось вам путешествие в сказочный лес?
-Давайте снова превратимся в детей и вернемся в свой любимый детский сад!
Звучит аудиозапись песни «Саночки» /комп. А.Д. Филиппенко/, дети выполняют имитационные движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesa_v_zimnem_lesu.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ООД по развитию речи с использованием инновационного метода наглядного моделирования во 2 младшей группе
«Здравствуй лес, зимний лес, полон сказок и чудес!»
Цель: учить воспроизводить последовательность действий при помощи метода моделирования, формировать у детей умение связно передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицы и мнемодорожки. Развивать навыки связной монологической речи с помощью использования метода наглядного моделирования.
Задачи:
Речевое развитие
Учить детей передавать содержание сказки связно, в логической последовательности с использованием мнемотаблицы. Развивать умение соотносить знаковые символы с образами. Закреплять умение составлять короткие предложения о времени года (зима) по мнемодорожкам. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.
Художественно – эстетическое развитие Развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности с помощью приемов мнемотехники. Побуждать выполнять образные движения, передавать эмоционально положительный настрой через инновационные технологии по развитию речи . Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость.
Познавательное развитие
Уточнять и расширять знания о животных леса. Развивать зрительную, слуховую и тактильную память.
Социально – коммуникативное развитие
Помочь детям осознать свои некоторые эмоциональные состояния и освободиться от негативных эмоций.Воспитывать любовь к сказкам, умение сопереживать героям сказок, попавшим в беду, желание прийти на помощь.
Физическое развитие
Упражнять в развитии координации речи с движениями, умение согласовывать слова и действия. Развивать мелкую моторику с помощью пальчиковых игр.
Развивать чувство ритма, умение согласовывать слово с движением посредством логоритмических упражнений.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: ИКТ: музыкальный центр; мнемодорожка и карточки по теме «Зима»; мнемотаблица к сказке «Рукавичка»; мнемокубы: «Заяц», «Лиса»; игрушка – заяц; мольберт; условное обозначение заячьих ушей, выглядывающих из-за сугроба /по технологии ТРИЗ/. «Чудесный мешочек», в котором находится рукавица;
Аудиозапись песни «Саночки» Филиппенко.
ТЕХНОЛОГИИ: Мнемотехника, ТРИЗ, Вальдорфская педагогика, ИКТ, пробковые тренажеры, наглядное моделирование, логоритмика, психогимастика, технология музыкального воздействия, мнемотехника, здоровьесберегающая технология
Логоритмическое упражнение
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Вступительная часть
Приветствие (Вальдофрская педагогика)
Собрались мы с вами в круг.
Я - твой друг, и ты - мой друг!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Улыбнулись и подарили друг другу хорошее настроение!
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в зимний лес.
- Ребята вы любите путешествовать? Я хочу пригласить вас на прогулку в зимний лес, в настоящее царство Зимы. А поедем мы с вами в лес на санках. Становитесь друг за другом и за мной.
Технология музыкального воздействия (Имитационные движения под музыку /песню «Саночки» композитор А.Д.Филиппенко)
2.Основная часть
Дети останавливаются возле стульчиков
- Вот мы с вами и на лесной полянке.
Присаживайтесь на стульчики-пенечки. Ребята, посмотрите, в каком скучном, совсем не волшебном лесу мы с вами оказались. (Демонстрация черно – белой картинки с изображением леса). А вы знаете, что случилось с лесом?(Ответы детей).
-В лес пришел злой волшебник и заколдовал его.
- А хотите расколдовать зимний лес и сделать его красивым, нарядным?
-Давайте с вами превратимся в добрых волшебников.
«Раз, два, три, повернись
в волшебника ты превратись!»
(Достаю из корзинки карточки «Зима» к мнемодорожке)
- У меня в корзинке волшебные картинки. Если с их помощью рассказать о зиме, то можно лес расколдовать.
Дети по очереди берут из корзинки картинки, выставляют на мнемодорожку и рассказывают о зиме. (Зимой идет снег, зимой люди надевают теплую одежду - варежки, шубку, зимой прилетают снегири, дети любят из снега лепить снеговиков, кататься на лыжах, санках, зимой бывает Новый год).
- Мои добрые волшебники, вы справились с заданием и расколдовали зимний лес! Посмотрите, каким он стал красивым! (демонстрация цветной картинки с изображением леса).
-На нашей полянке холодно, чтобы нам с вами не замерзнуть, давайте хорошенько разотрем свои щечки, носики и губки (Здоровьесберегающая технология).
Логоритмическое упражнение «Ой! Мороз!».
Ой, мороз, мороз, мороз (указательным и большим пальцем обеих рук
Щиплет щеки, слегка пощипать себя за щеки, нос и т.д.)
Щиплет нос,
Щиплет ушки,
Щиплет губки
Забирается под шубки (спрятать руки под мышки)
Чтоб согреться - посмотри (потереть ладони одна об другую)
Все, как следует, потри:
Щеки, носик, уши, губы…
Пар пошел даже от шубы. (Развести руки в стороны, слегка вытянуть губы и выдохнуть через них струю теплого воздуха)
Демонстрирую детям условное обозначение заячьих ушей, выглядывающих из-за сугроба (по технологии ТРИЗ).
- Дети, посмотрите, а кто же прячется за сугробом? (заяц). А как вы догадались?
- Давайте мы расскажем про зайчика, он услышит рассказ и прибежит к нам.
Дети рассказывают о зайце при помощи мнемокуба.
(Заяц - это дикое животное. Он живёт в лесу. У него четыре лапы. Тело покрыто зимой белой шерстью. На голове два длинных уха, маленький хвостик. Мама зайчиха своих детёнышей – маленьких зайчат кормит молоком. Когда малыши подрастают, они едят морковку, траву, капусту).
- Вот к нам и прибежал зайчик!
Появляется игрушка-зайчик.
-Посмотрите, наш зайчик очень грустный. Как вы думаете, почему он такой грустный?
(ответы детей: «Ему холодно, нет домика, заблудился, грустный» и т. д.)
- Зайчик, что же ты грустишь?
- Здравствуйте, ребятки. Я плачу, потому что за мной гналась лиса. Моя знакомая девочка Маша угостила меня морковкой, а лиса, наверное, хотела отнять у меня морковку. Что же я отнесу своим зайчатам?
Не плачь, зайка! Давайте, ребята, успокоим зайку. Как мы назовем зайку ласково? (Дети подбирают и называют ласковые слова- зайчик, заинька, зайчонок, заюшка, зайчишка)
Предлагаю детям рассказать о лисе с помощью мнемокуба
Рассказывание детьми по мнемокубу «Лиса».
(Лиса — не домашнее животное, а дикое. Живет она в лесу. У нее четыре ноги. Тело покрыто густой рыжей шерстью. Хвост — большой и пушистый. Своих детенышей выкармливает молочком. Лиса — хищное животное, которая добывает себе еду: кур, петухов, мышей.)
Заяц благодарит детей за рассказ
- Спасибо, ребятки, значит, ей была не нужна морковка, она хотела съесть меня. Теперь я тоже знаю все про лису и смогу его перехитрить. Давайте поиграем в нашу заячью игру «Лиса и зайцы».
«Покружились, покружились —
В зайчиков все превратились».
Надеваю шапочку-маску лисы, а остальные дети «превращаются» в зайчиков.
Психогимастика «Зайки-побегайки»
«По лесной полянке
Разбежались зайки
Вот какие зайки, зайки- побегайки!
Вот бежит лисичка, рыжая сестричка,
Ищет, где же зайки,
Зайки- побегайки.
Вот зайки!
«Зайчики» под легкую музыку прыгают, «лиса» в конце игры догоняет «зайчиков», а они убегают от нее.
«Покружились, покружились -
И в ребяток превратились!».
Дети садятся на свои места.
Предлагаю детям вспомнить, в каких сказках встречаются сказочные герои- животные
-Я вам буду показывать картинку-загадку, на которой изображен, какой-то сказочный герой, а вы будете должны угадать, какой же герой из сказки спрятался на картинке-загадке.
Тест-игра (с использованием ИКТ): «Назови сказку».
Цель: закрепить знания о русских народных сказках ,их героях, воспитывать интерес к народному творчеству.
- Зайка, а наши ребята знают зимнюю сказку, в которой все звери жили дружно и никого не обижали. Хочешь, мы тебе ее расскажем?
Дети, догадайтесь, как называется сказка, которую мы будем рассказывать Зайцу.
Провожу дидактическую игру «Чудесный мешочек».
Цель: развивать тактильные ощущения, тактильную память.
/Дети на ощупь определяют, что лежит в мешочке. Достают рукавицу/.
- Как называется сказка?
Дети: «Рукавичка».
Рассказывание детьми сказки «Рукавичка» с помощью пробковых тренажеров:
«Ехал дед по дороге и потерял рукавичку. Холодно в лесу, и решили звери поселиться в рукавичке, как в домике. Первая прибежала мышка, за ней зайчик с лисой, да волк с кабаном. Но увидел дед, что потерял варежку, и вернулся за ней, собачка ее нашла. А звери испугались и убежали из домика-рукавички в разные стороны».
Заяц: Спасибо, ребята, за сказку. Теперь мне совсем не грустно. Побегу к своим зайчатам, отнесу им морковку, которую мне Машенька подарила.
3.Заключительная часть:
- Понравилось вам путешествие в сказочный лес?
-Давайте снова превратимся в детей и вернемся в свой любимый детский сад!
Звучит аудиозапись песни «Саночки» /комп. А.Д. Филиппенко/, дети выполняют имитационные движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи дошкольников с ОНР методом наглядного моделирования
В статье обобщен опыт работы учителя-логопеда по использованию метода наглядного моделирования в развитии речи у дошкольников с ОНР...
Тематический проект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы "Здравствуй сказка!"с использованием метода наглядного моделирования.
Тематический проект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы «Здравствуй сказка! » с использованием метода наглядного моделирования....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми раннего возраста (2-3г.) «Чудеса в зимнем лесу» С использованием инновационного метода наглядного моделирования
Развивать навыки связной монологической речи с помощью использования метода наглядного моделирования....
ООД по развитию речи с использованием инновационного метода наглядного моделирования во 2 младшей группе «Здравствуй лес, зимний лес, полон сказок и чудес!»
ООД по развитию речи с использованием инновационного метода наглядного моделирования во 2 младшей группе«Здравствуй лес, зимний лес, полон сказок и чудес!»Цель: учить воспроизводить п...
Методические разработки по развитию речи с использованием инновационных методов
Введение.Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. Развитие речи самым...
Методическая разработка по теме «Развитие речи детей с ТНР методом наглядного моделирования»
Развитие речи детей с ТНР методом наглядного моделирования...
Методические разработки по развитию речи с использованием инновационных методов
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использоватьв качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ педагога с незнач...