Развитие речи дошкольников с ОНР методом наглядного моделирования
статья по логопедии (старшая группа) по теме
В статье обобщен опыт работы учителя-логопеда по использованию метода наглядного моделирования в развитии речи у дошкольников с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.21 КБ |
prilozhenie.docx | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР МЕТОДОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Наглядное моделирование– это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова; А.Н. Леонтьев).
Моделирование
продукт сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов (В.В. Давыдов);
процесс применения наглядных моделей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко);
наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Л.М. Хализеева и др.)
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Применение наглядного моделирования:
опосредованное решение познавательных задач;
формирование представлений о логических отношениях;
развитие способности к перспективной абстракции (Н.М. Ветрова, Е.Л. Агеева)
формирование графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью (Л.И. Цеханская) и детей с речевой патологией (Ю.Ф. Гаркуша).
В своей работе я активно использую опорные схемы и модели.
Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Модель – это объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью.
Моделью называют объект, имеющий существенные признаки объекта оригинала.
Можно создавать и использовать разные модели объекта
Модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит меньше информации
Модели бывают: образные, знаковые, смешанные, натурные.
На всех этапах коррекционной работы я использую метод наглядного моделирования.
В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений.
Применение наглядных моделей в коррекционно-развивающем обучении:
обогащение активного словаря;
закрепление навыков словообразования;
коррекция звукопроизношения;
формирование и совершенствование умения использовать в речи различные синтаксические конструкции;
развитие связной речи.
В своей работе я применяю приемы эйдетики, моделирования и мнемотехники.
Работа проводится с использованием игр: «Цветные дорожки», «Угадай-ка», «Путешествие», «Помоги Наташе разложить вещи по местам», «Опиши фрукты», «Вкусный сок», «Опиши овощи», «Волшебные сундучки», «Весёлая прогулка», «Где мяч?», «Укрась ёлочку», «Где кот?», «Угадай, какие это фрукты?» и др. (см Приложение)
Для развития логического мышления при классификации использую модель «классификационного древа» и кругов Эйлера, которые наглядно отражают родовидовые отношения. Для усвоения звукобуквенного анализа ввела забавных «звуковичков», наряд которых помогает дать характеристику каждого звука.
Я использую приемы мнемотехники для развития связанной речи. Для составления описательных рассказов применяю мнемотаблицы, с опорой на которые дети составляют более содержательные рассказы. Помогают пересказывать прочитанные сказки пространственно-временные модели. Я изготовила загадки о животных, которые представляют собой план-модель описания животного, их дети с удовольствием используют даже вне занятий. Модели выполнены в виде простых символов, что позволяет детям самим их изготовить и применять в своих играх.
Метод наглядного моделирования я использую также на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий, что предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья. Для организации коррекционной работы по этому направлению я использую различные дидактические игры и пособия. Особое внимание я хочу обратить на пиктограммы для развития навыков словообразования у детей с ОНР. “Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Работа с пиктограммами поможет развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля. Таким образом, в сознании слова начнут существовать не разобщено, а “семьями”, объединенными “родственными отношениями”[3].
Анализируя новый материал и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы. Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей. Метод наглядного моделирования можно эффективно использовать для формирования речевой и познавательной активности у старших дошкольников с ОНР.
Рекомендуемая литература
Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.
Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.
Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по развитию описательной речи дошкольников с использованием метода наглядного моделирования
Проект...
Развитие связной речи дошкольников с помощью метода наглядного моделирования
Развитие речи дошкольников...
ООД по развитию речи с использованием инновационного метода наглядного моделирования во 2 младшей группе «Здравствуй лес, зимний лес, полон сказок и чудес!»
ООД по развитию речи с использованием инновационного метода наглядного моделирования во 2 младшей группе«Здравствуй лес, зимний лес, полон сказок и чудес!»Цель: учить воспроизводить п...
ООД по развитию речи с использованием инновационного метода наглядного моделирования во 2 младшей группе «Здравствуй лес, зимний лес, полон сказок и чудес!»
ООД по развитию речи с использованием инновационного метода наглядного моделирования во 2 младшей группе«Здравствуй лес, зимний лес, полон сказок и чудес!»Цель: учить воспроизводить п...
Формирование связной речи дошкольников с использование метода наглядного моделирования
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. В основном, это происходит не отто...
Формирование связной речи дошкольников с использование метода наглядного моделирования
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. В основном, это происходит не отто...
Развитие связной речи дошкольников с использованием метода наглядного моделирования.
Данный доклад об использовании метода наглядного моделирования как одного из приемов развития связной речи....