Консультация по теме "Счётные палочки в познавательно-речевом развитии"
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация по теме "Счётные палочки в познавательно-речевом развитии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_na_ns_portal.docx | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация по теме: «Счётные палочки в познавательно-речевом развитии»
Система игр и занятий по развитию мелкой моторики разнообразна: все её компоненты должны сочетаться между собой, продолжая друг друга. Мелкая моторика – важный компонент готовности к школе. В дошкольном возрасте(6-7лет) особое значение имеет целенаправленная работа, проводимая в следующих направлениях:
1.Тренировка мышечно-связного аппарата;
2. Развитие координации движений
Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму, одним из средств, повышающим работоспособность коры головного мозга. Я предлагаю проводить с дошкольниками игры со счётными палочками, которые развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность. Игры позволяют закрепить представление о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить их с понятием «симметрия».
Занятия со счётными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Для этого предлагаю следующие задания: сосчитать палочки, из которых составлена фигура; если фигура составлена из палочек разного цвета, то сосчитать палочки разного цвета, изображающие предмет, и уголки фигур; самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек. В разных возрастных группах ДОУ работу с палочками провожу по-разному:
Младший дошкольный возраст. В этом возрасте малышам лучше предложить карандаши вместо палочек, так как им трудно координировать движения рук и пользоваться мелкими предметами. Упражнения выполняются совместно со взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Дети складывают из палочек простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник), а также изображения несложных предметов (забор, окно, дорожка). Обязательным условием является рассматривание полученного изображения и называние предмета.
Средний дошкольный возраст. Изображения, предлагаемые детям, усложняются, так как они состоят уже из двух-трёх частей, например, ёжик, флажок, телевизор. Воспитатель перед выполнением задания решает вместе с детьми, как можно составить ту или иную фигуру, результаты детской деятельности рассматриваются и анализируются.
Старший дошкольный возраст. Предлагаемые фигуры усложняются: теперь они состоят из большего количества элементов, которые дошкольники могут объединить небольшим сюжетом. Дети уже могут самостоятельно выполнять предложенные задания, вместо палочек им можно предложить спички (со срезанной серой). Это усложняет задачу, так как от детей требуются более чёткие движения рук и пальцев. Обязательным условием остаётся анализ результатов деятельности. В этом возрасте можно предложить дошкольникам составить фигуры из заданного количества спичек, что способствует формированию навыков счёта. Также дети любят играть в игры на развитие внимания с использованием выполненных детьми изображений («Угадай, что изменилось?»). Играть можно на время или на использование определённого количества («Кто раньше сложит три фигуры?», «Использовать в фигуре определённое количество палочек»). Когда фигуры готовы, дети показывают их друг другу, проверяя, сколько палочек использовано, и фигуры с «неправильным» числом палочек не засчитываются. Со счётными палочками и спичками можно экспериментировать и играть по-разному.
Таким образом, я считаю, что игры и упражнения со счётными палочками и спичками являются одним из наиболее эффективных средств в системе работы по развитию речи и обучению грамоте. Включение в эту работу упражнений по выкладыванию букв, например, формирует знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, что важно для последующего обучения чтению. Упражнения с палочками также способствуют выработке гибкости и точности движений рук, развитию глазомера.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: «Познавательно-речевое развитие дошкольников»
Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культ...
Консультация для родителей по ОБЖ "Познавательно-речевое развитие детей через детскую исследовательскую деятельность по экологии"
«Познавательно-речевое развитие детей через детскую исследовательскую деятельность по экологии».Основными формами работы по экологическому воспитанию дошкольников являются:самостоятельное наблюдениепр...
Консультация для воспитателей на тему: "Познавательно-речевое развитие на занятиях по конструированию".
Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую успешность в учебной работе по всем предметам....
Консультация для воспитателей на тему: «Познавательно-речевое развитие дошкольников»
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и сво...
Консультация "Роль мордовского фольклора в познавательно- речевом развитии дошкольников"
Консультация "Роль мордовского фольклора в познавательно- речевом развитии дошкольников"...
Консультация для педагогов на тему: «Познавательно – речевое развитие детей при проведении игр развивающего характера».
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...
Консультация для родителей в направлении познавательно-речевого развития детей
КОНСУЛЬТАЦИЯ РОДИТЕЛЯМ ПО ТЕМЕ«Об огне и пожаре»Цель: Систематизировать знания детей о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности и правилах поведения при возникновении...