"Говорящие пальчики"
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Программа дополнительного образования для работы с детьми 4-5 лет с использованием элементов методики Домана-Маниченко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_govoryashchie_palchiki.docx | 59.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МАДОУ
ДС «Метелица»
________ В.В. Иванова
Рабочая программа факультатива
«Говорящие пальчики»
для работы с детьми 4-5 лет
Разработала:
Лашина Людмила Ивановна,
воспитатель
г. Новый Уренгой
2018
Пояснительная записка
Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие руки тесно связано с развитием мышления и речи ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и в дальнейшем, когда пальчики начнут выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Пальчиковые игры создают эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Когда ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой и яркой. Развитие речи происходит за счет запоминания положения рук и последовательности движений. При этом развивается еще воображение и фантазия. Если ребенок достаточно освоил пальчиковые игры, то у него более развиты память, внимание, связная речь.
В наше время у детей очень слабо развита мелкая мускулатура пальцев рук, этим обосновывается актуальность данной проблемы и разработки данной программы «Говорящие пальчики» Чем раньше начать заниматься с пальчиками, тем быстрее будет протекать процесс развития гибкости пальцев рук и развития речи. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных движений кисти пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий.
Программа имеет познавательно-речевую направленность, что является важным направлением в развитии и воспитании.
Кроме того, образовательная деятельность по программе предусматривает систематическое использование дидактических игр на основе современной технологии познавательного интереса А.Маниченко и Г.Домана. Это определяет новизну данной программы.
Педагогическая целесообразность данной работы заключается в том, что сложная задача по развитию речи детей 4-5 лет будет осуществляться адекватными их возрасту средствами: пальчиковыми играми и упражнениями, самомассажем, действиями с природным материалом и др. Также, использование дидактических игр по методике А.Маниченко и Г.Доманабудет способствовать расширению представлений об окружающем мире, расширению активного словаря, развитию быстроты реакции и познавательного интереса детей.
Цель программы: укрепление и развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста в играх, упражнениях посредством развития познавательного интереса.
Задачи:
- развитие мелкой моторики кистей рук;
- совершенствование координации движений рук;
- формирование гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной чувствительности пальцев рук);
- формирование навыков работы с бумагой, семенами, счетными палочками, прищепками, ножницами и другими материалами и предметами;
- воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, усидчивость, чувство товарищества, целенаправленность, самостоятельность).
Программа разработана на основе авторской работы В.В. Вилисовой «Веселые ладошки» с учетом календарно-тематического планирования МАДОУ "ДС "Метелица" и климатических особенностей региона.
Сроки реализации программы: 2018-2019 учебный год.
Участники: воспитатель, дети средней группы (4-5 лет).
Количество детей в группе:29 детей.
Продолжительность занятий:20 минут.
Занятия проводятся один раз в две недели с сентября по май.
Методы и приемы для реализации программы кружка:
- самомассаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами;
- игровые упражнения;
- дидактические игры;
- показ воспитателя;
- беседы.
Принципы:
• доступности;
• наглядности;
• демократичности и гуманизма;
• научности;
• «от простого к сложному».
Прогнозируемые результаты: совершенствование моторики, развитие конструктивной деятельности, развитие всех психических функций, речевому развитию.
Мониторинг индивидуального развития воспитанников (форма и критерии)
Критерии Ф.И. ребенка | Узнает текст предложенных пальчиковых игр | Выполняет движения пальчиковых игр согласно тексту | Предлагает для игры свои пальчиковые игры (которые знает) | Имеет представление о правилах выполнения предложенных практических упражнений | Умеет выполнять предложенные практические упражнения | Узнает и называет изображенное на карточках «Мир на ладошке» | Активно играет в игры с использованием карточек «Мир на ладошке» | Умело и ловко выполняет задания, требующие кропотливой работы мелкой мускулатуры пальцев рук | Имеет богатый словарный запас, владеет грамотной речью для своего возраста | ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ |
Показатели критериев определяются уровнем:
высокий (В) –3 балла: ребенок владеет данным качеством, пользуется им в самостоятельной деятельности;
средний (С) – 2 балла: ребенок владеет частичными представлениями, умениями, навыками, пользуется помощью взрослого и сверстников;
низкий (Н) – 1 балл: ребенок не владеет (слабо владеет) данным качеством, не проявляет интереса к деятельности.
Высокий уровень: - 17 детей - 58,6%
Средний уровень: - 12 детей - 41,4%
Низкий уровень: - 0%
Материально-техническое обеспечение образовательной программы
Для успешной реализации программы необходима групповая комната, оснащенное столами и стульями для практических упражнений, предусмотренным местом для проведения динамических пауз и игр, доска или мольберт для демонстрационного материала.
Техническое оснащение занятий:
- аудиотехника;
- компьютер;
- проектор.
Материалы:
- манная крупа, косточки от фруктов, семена арбуза, кедровые орехи, бобы;
- веревка, прищепки, нитки;
- бусинки, бигуди, пуговицы;
- счетные палочки;
- бумага, картон, салфетки;
- карандашиграненые;
- пластилин;
- песочница с песком;
- маленькие игрушки – персонажи сказок;
- массажные мячи;
- баночки различных размеров с крышками.
Наглядные пособия:
- комплект карточек «Мир на ладошке» по методике развития познавательного интереса Домана-Маниченко;
- тематические демонстрационные материалы (матрешка, иллюстрации, слайд-шоу).
Видео-, аудио материалы:
– классические музыкальные произведения;
– детские музыкальные произведения (песни, минусовки).
Дидактические материалы:
– малоподвижные игры;
– пальчиковые игры;
– дидактические игры и упражнения;
– иллюстрации.
Календарно-тематическое планирование
Период | Тема занятия | Задачи | Упражнения |
Сентябрь | 1. «Я человек» | Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук Продолжать учить координировать движения с речью Развивать внимательность Стимулировать тактильные ощущения. |
|
2. «Одежда, обувь» | Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Учить работать с бумагой-разглаживать скомканную бумагу. Воспитывать бережное отношение к одежде. |
| |
Октябрь | 3. «Я и мое тело» | Развивать мелкую моторику рук. Развивать координацию пальцев рук. Стимулировать тактильные ощущения. |
|
4.«Дикие животные» | Развивать мелкую моторику рук. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. Воспитывать бережное отношение к животным. |
| |
Ноябрь | 5.«Зима» | Развивать мелкую моторику рук. Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек. Стимулировать тактильные ощущения. Воспитывать самостоятельность. |
|
6.«Моя семья» | Развитие мелкой моторики рук и координации движений. Учить отрывать от листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек. Стимулировать тактильные ощущения. Воспитывать уважение к своей семье. |
| |
Декабрь | 7.«Зимующие птицы» | Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умения работать с бумагой –отрывать кусочки и сминать в комочки. |
|
8.«Новый год» | Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение координировать речь с движениями. Учить проводить прямые линии. Стимулировать тактильные ощущения. |
| |
Январь | 9.«Зимние развлечения» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей работать с пластилином. Стимулировать тактильные ощущения. |
|
10.«Русское народное творчество» | Развивать мелкую моторику рук. Развивать умение сматывать клубочки. Воспитывать интерес к русскому фольклору. |
| |
Февраль | 11.«Книжкина неделя» | Развивать мелкую моторику рук, целенаправленность. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Стимулировать тактильные ощущения |
|
12.«Наши папы. Защитники Отечества» | Совершенствовать мелкую моторику рук. Отрабатывать навык выкладывания изображения счетными палочками. Учить завязывать узелки. |
| |
Март | 13.«8 Марта. О любимых мамах» | Развивать мелкую моторику рук. Тренировать умение создавать узор по образцу. Стимулировать тактильные ощущения. |
|
14.«Моя Родина» | Развивать мелкую моторику рук. Развивать координацию движений, внимание. Стимулировать тактильные ощущения. |
| |
Апрель | 15.«Весна красна» | Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Тренировать навык завязывания узелков. Развивать чувство формы и цвета. Стимулировать тактильные ощущения. |
|
16.«Птицы» | Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. Продолжать учить координировать движения с речью. Стимулировать тактильные ощущения. |
| |
Май | 17.«Насекомые» | Развивать зрительное внимание и мелкую моторику рук. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. Упражнять в умении шнуровать, продевать шнурок в отверстие. Стимулировать тактильные ощущения. |
|
18.«Растем здоровыми и крепкими» | Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Стимулировать тактильные ощущения. Воспитывать любознательность, самостоятельность. |
|
Мониторинг индивидуального развития воспитанников
Дата проведения:_начальный__ Воспитатель:_Лашина Л.И.__________
Критерии Ф.И. ребенка | Узнает текст предложенных пальчиковых игр | Выполняет движения пальчиковых игр согласно тексту | Предлагает для игры свои пальчиковые игры (которые знает) | Имеет представление о правилах выполнения предложенных практических упражнений | Умеет выполнять предложенные практические упражнения | Узнает и называет изображенное на карточках «Мир на ладошке» | Активно играет в игры с использованием карточек «Мир на ладошке» | Умело и ловко выполняет задания, требующие кропотливой работы мелкой мускулатуры пальцев рук | Имеет богатый словарный запас, владеет грамотной речью для своего возраста | Проявляет познавательный интерес, который сохраняется в течение занятия | ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ |
| 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1,3н |
| 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2,6в |
| 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1,8с |
| 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2с |
| 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2,6в |
| 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2,1с |
| 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2,3с |
| 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1,7с |
| 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2,6в |
| 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1,5с |
| 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2,3в |
| 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1,4н |
| 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1,5с |
| 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,9с |
| 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1,8с |
| 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2,3с |
| 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1,5с |
| 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2,4с |
| 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1,5с |
| 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2,5в |
| 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2с |
| 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1,6с |
| 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1,9с |
| 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,9с |
| 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,1с |
| 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,8с |
| 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2,4с |
| 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2,6в |
| 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2с |
Показатели критериев определяются уровнем:
высокий (В) –3 балла: ребенок владеет данным качеством, пользуется им в самостоятельной деятельности;
средний (С) – 2 балла: ребенок владеет частичными представлениями, умениями, навыками, пользуется помощью взрослого и сверстников;
низкий (Н) – 1 балл: ребенок не владеет (слабо владеет) данным качеством, не проявляет интереса к деятельности.
Высокий уровень: - 6 детей – 20,7%
Средний уровень: - 21 детей - 72,4%
Низкий уровень: - 6,9%
Мониторинг индивидуального развития воспитанников
Дата проведения:_итоговый__ Воспитатель:_Лашина Л.И.__________
Критерии Ф.И. ребенка | Узнает текст предложенных пальчиковых игр | Выполняет движения пальчиковых игр согласно тексту | Предлагает для игры свои пальчиковые игры (которые знает) | Имеет представление о правилах выполнения предложенных практических упражнений | Умеет выполнять предложенные практические упражнения | Узнает и называет изображенное на карточках «Мир на ладошке» | Активно играет в игры с использованием карточек «Мир на ладошке» | Умело и ловко выполняет задания, требующие кропотливой работы мелкой мускулатуры пальцев рук | Имеет богатый словарный запас, владеет грамотной речью для своего возраста | Проявляет познавательный интерес, который сохраняется в течение занятия | ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ |
| 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2с |
| 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3в |
3. Ребенок 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,3с |
| 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2,7в |
| 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3в |
| 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3в |
| 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3в |
| 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2с |
| 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3в |
| 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2,1с |
| 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3в |
| 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,3с |
| 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2с |
| 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2с |
| 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2,9в |
| 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3в |
| 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,3с |
| 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3в |
| 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,1с |
| 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3в |
| 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2,3с |
| 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,2с |
| 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2,7в |
| 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,3с |
| 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2,7в |
| 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3в |
| 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3в |
| 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3в |
| 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3в |
Показатели критериев определяются уровнем:
высокий (В) –3 балла: ребенок владеет данным качеством, пользуется им в самостоятельной деятельности;
средний (С) – 2 балла: ребенок владеет частичными представлениями, умениями, навыками, пользуется помощью взрослого и сверстников;
низкий (Н) – 1 балл: ребенок не владеет (слабо владеет) данным качеством, не проявляет интереса к деятельности.
Высокий уровень: - 17 детей - 58,6%
Средний уровень: - 12 детей - 41,4%
Низкий уровень: - 0%
Список литературы
1. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения» С.Е.Большакова
2. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия» Т.М. Грабенко
3.«Пальчиковая гимнастика. Для развития речи дошкольников»Савина Л.П. 1999.
4. «Наши пальчики играют. Развитие мелкой моторики» Борисенко И.В. 2003.
5. «Готовим руку к письму», журнал «Дошкольное воспитание». Баренцова Н. 1999-№2
6. «Тренируем пальчики.» Безруких М. М., Филиппова Т. А. 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
говорящие пальчики
способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей....
Говорящие пальчики.
Развитие мелкой моторики, пальчиковые игры....
Кружок : " Говорящие пальчики"
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский...
Проект "Говорящие пальчики"
В последнее время наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего после...
Проект «Говорящие пальчики» в 1 младшей группе
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук и тактильной чувствительности) - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памя...
«Говорящие пальчики» - почему важна ловкость рук?
Ученые вывели подтвержденную современной наукой закономерность: чем проворнее становились детские пальчики, тем быстрее начинали говорить дети. И так, развитие речи напрямую зависит от тог...