говорящие пальчики
методическая разработка (младшая группа) на тему
способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_goryachie_palchiki.docx | 33.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический план
занятий кружка « Говорящие пальчики»
на 2012 г. - 2013 г.
Воспитатель: Е.В. Миронова
2013 г.
Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Если брать новорожденного, то большинство клеток его мозга еще не работают, но уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала. К трем годам его структура формируется, размер достигает 70-80%, а к восьми годам рост мозга практически завершен. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.
Учитывая актуальность данной проблемы, было решено активизировать работу по сенсорному воспитанию детей в нашей группе. Был организован кружок «Говорящие пальчики».
Цель кружка – способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Основные задачи:
- развитие тонкой моторики пальцев; развитие движений кистей рук;
развитие подражания движениям рук; развитие понимание речи;
- обогатить чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности.
Для решения данных задач выработаны следующие принципы:
- принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.
Формы работы:
- пальчиковые игры;
- игры с предметами и материалами;
- массаж рук.
Организация кружка:
Кружок организуются с детьми, посещающими группу.
Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 8-10 минут), по подгруппам.
Всего 20 занятий.
Занятия проводятся с января по май.
Методическое обеспечение:
- необходимые материалы и инструменты:
- резиновые игрушки;
- бусы, шнуровки;
- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые, песок);
- бумага, карандаши;
- фигурки пальчикого театра и др.
- картотека пальчиковых игр;
- картотека художественного слова (стихи, загадки);
- фонотека (классические произведения, детский репертуар).
Список литературы.
Абрамова Л.П. «Бушки – барашки. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2003.
Агаян Г.Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.
Агаян Г.Г. «Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.
Бардышева Т.Ю. «Забадаю, забадаю! Пальчиковые игры». – М.: Карапуз.1999.
Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М.: «Генезис», 2008.
РазенковаЮ.А., Одинокова Г.Ю.«Эй, ладошка! Игры с пальчиками». – М.: Карапуз, 2004
«Развивающие игры с малышами до трех лет»: Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Галанова Т.В. – Ярославль: Академия развития, 2002.
Янушко Е.А. «Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3лет. Развитие понимания речи // воспитание и обучение детей с нарушениями развития». – 2004. - № 6. – с.22 – 28.
Тематический план
№ | Содержание занятий | Часы | Дата |
Январь | |||
1. | Дидактическая игра «Спрячь в ладошку» Пальчиковая игра «Апельсин» | 1 | 11.01.13 |
2. | Дидактическая игра «Сдуй игрушку!» Пальчиковая игра «Котик», «Апельсин» | 1 | 18.01.13 |
3. | Дидактическая игра «Погремушка» Пальчиковая игра «Ладошки», «Апельсин» | 1 | 25.01.13 |
Февраль | |||
1. | Дидактическая игра «Погремушка» Пальчиковая игра «Птички» | 1 | 01.02.13 |
2. | Дидактическая игра «Что внутри?» Пальчиковая игра «Птички» | 1 | 08.02.13 |
3. | Дидактическая игра «Непослушные шарики» Пальчиковая игра «Птички», «Котик» | 1 | 15.02.13 |
4. | Дидактическая игра «Непослушные шарики» Пальчиковая игра « Пчелы» | 1 | 22.02.13 |
5. | Дидактическая игра «Спрячь в ладошку!» Пальчиковая игра «Пчелы» | 1 | 28.02.13 |
Март | |||
1. | Дидактическая игра «Погремушка» Пальчиковая игра «Пчелы», «Птички» | 1 | 07.03.13 |
2. | Дидактическая игра «Что внутри?» Пальчиковая игра «Ножки» | 1 | 15.03.13 |
3. | Дидактическая игра «Непослушные шарики» Пальчиковая игра «Ножки» | 1 | 22.03.13 |
4. | Дидактическая игра «Катись, карандаш!» Пальчиковая игра «Пчелы», «Ножки» | 1 | 29.03.13 |
Апрель | |||
1. | Дидактическая игра «Катись, карандаш!» Пальчиковая игра «Птички», «Ножки» | 1 | 05.04.13 |
2. | Дидактическая игра «Катись, карандаш!» Пальчиковая игра «Ножки» | 1 | 12.04.13 |
3. | Дидактическая игра «Сдуй игрушку!» Пальчиковая игра «Ножки» | 1 | 19.04.13 |
4. | Дидактическая игра «Спрячь в ладошку» Пальчиковая игра «Апельсин», «Ножки» | 1 | 26.04.13 |
Май | |||
1. | Дидактическая игра «Веселый шнурок» Пальчиковая игра «Птички», «Ножки» | 1 | 04.05.13 |
2. | Дидактическая игра «Веселый шнурок» Пальчиковая игра «Пальчики играют» | 1 | 16.05.13 |
3. | Дидактическая игра «Что внутри?» Пальчиковая игра «Пальчики играют» | 1 | 23.05.13 |
4. | Дидактическая игра «Забинтуй ранку!» Пальчиковая игра «Пальчики играют» | 1 | 30.05.13 |
Перспективно – тематический план.
№ | Тема | Задачи | Часы | Дата |
Январь | ||||
1 | Дид. игра «Спрячь в ладошку» Пальчик.игра «Апельсин» | Развитие хватания кистью; развитие соотносящих действий рук; практическое усвоение понятия о величине предмета; развитие тонкой моторики пальцев и кистей рук; развитие понимания речи. | 1 | |
2 | Дид. Игра «Сдуй игрушку!» Пальчик.игра «Котик», «Апельсин» | Укрепление мышц пальцев и кистей рук; развитие тонкой моторики пальцев, подражание движениям рук; развитие понимания речи. | 1 | |
3 | Дид. игра «Погремушка» Пальчик.игра «Ладошки», «Апельсин» | Развитие умения хватать щепотью или двумя пальцами (большим и указательным); развитие соотносящих движений рук; развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. | 1 | |
Февраль | ||||
1 | Дид. игра «Погремушка» Пальчик.игра «Птички» | Развитие умения хватать щепотью или двумя пальцами (большим и указательным); развитие соотносящих движений рук; развитие движений кистей рук; развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. | 1 | |
2 | Дид. игра «Что внутри?» Пальчик.игра «Птички» | Развитие соотносящих действий рук; развитие движений кистей рук; развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. | 1 | |
3 | Дид. игра «Непослушные шарики» Пальчик.игра «Птички», «Котик» | Развитие ловкости движений пальцев и кистей рук; развитие тонкой моторики пальцев, подражание движениям рук; развитие понимания речи. | 1 | |
4 | Дид. игра «Непослушные шарики» Пальчик.игра«Пчелы» | Развитие ловкости движений пальцев и кистей рук; развитие тонкой моторики пальцев, подражание движениям рук; развитие понимания речи. | 1 | |
5 | Дид. игра «Спрячь в ладошку!» Пальчик.игра «Пчелы» | Развитие хватания кистью; развитие соотносящих действий рук; практическое усвоение понятия о величине предмета; развитие тонкой моторики пальцев и кистей рук; развитие понимания речи. | 1 | |
Март | ||||
1 | Дид. игра «Погремушка» Пальчик.игра «Пчелы», «Птички» | Развитие умения хватать щепотью или двумя пальцами (большим и указательным); развитие соотносящих движений рук; развитие движений кистей рук; развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. | 1 | |
2 | Дид. игра «Что внутри?» Пальчик.игра «Сапожник» | Развитие соотносящих действий рук; развитие ритмичных движений кистей рук; развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи. | 1 | |
3 | Дид. игра «Непослушные шарики» Пальчик.игра «Сапожник» | Развитие ловкости движений пальцев и кистей рук; развитие ритмичных движений кистей рук; развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи. | 1 | |
4 | Дид. игра «Катись, карандаш!» Пальчик.игра «Пчелы», «Сапожник» | Массаж ладоней; ; развитие ритмичных движений кистей рук; развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи. | 1 | |
Апрель | ||||
1 | Дид. игра «Катись, карандаш!» Пальчик.игра «Птички», «Сапожник» | Массаж ладоней; ; развитие ритмичных движений кистей рук; развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи. | 1 | |
2 | Дид. игра «Катись, карандаш!» Пальчик.игра «Ножки» | Массаж ладоней; развитие движений кистей рук; развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи. | 1 | |
3 | Дид. игра «Сдуй игрушку!» Пальчик.игра «Ножки» | Укрепление мышц пальцев и кистей рук; развитие движений кистей рук; развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи. | 1 | |
4 | Дид. игра «Спрячь в ладошку» Пальчик.игра «Апельсин», «Ножки» | Развитие хватания кистью; развитие соотносящих действий рук; практическое усвоение понятия о величине предмета; развитие тонкой моторики пальцев и кистей рук; развитие понимания речи. | 1 | |
Май | ||||
1 | Дид. игра «Веселый шнурок» Пальчик.игра «Птички», «Ножки» | Развитие движений кистей и пальцев рук; развитие движений кистей рук; развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи. | 1 | |
2 | Дид. игра «Веселый шнурок» Пальчик.игра «Пальчики играют» | Развитие движений кистей и пальцев рук; развитие движений кистей рук; развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи. | 1 | |
3 | Дид. игра «Что внутри?» Пальчик. Игра «Пальчики играют» | Развитие соотносящих действий рук; развитие движений кистей рук; развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. | 1 | |
4 | Дид. игра «Забинтуй ранку!» Пальчик.игра «Пальчики играют» | Развитие соотносящих действий рук; развитие движений кистей рук; развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Говорящие пальчики.
Развитие мелкой моторики, пальчиковые игры....
Кружок : " Говорящие пальчики"
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский...
Проект "Говорящие пальчики"
В последнее время наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего после...
Проект «Говорящие пальчики» в 1 младшей группе
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук и тактильной чувствительности) - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памя...
«Говорящие пальчики» - почему важна ловкость рук?
Ученые вывели подтвержденную современной наукой закономерность: чем проворнее становились детские пальчики, тем быстрее начинали говорить дети. И так, развитие речи напрямую зависит от тог...