«Путешествие в волшебный осенний лес».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе
«Путешествие в волшебный осенний лес».
Цели и задачи: закрепить знания об основных признаках осени. Учить составлять рассказ об осени по опорным картинкам, активизировать словарь детей по данной теме. Закрепить умение находить место звука в слове. Продолжать учить различать звонкие и глухие звуки. Закрепить навыки составления схем слов.
Ход занятия:
1. работа над стихотворением «Осень», составление схемы слова осень.
Ребята, к нам из волшебного леса пришла фея. Давайте послушаем стихотворение, которое она нам приготовила.
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землею прощается.
Хмурая осень в окошко глядит.
- О чем это стихотворение?
- Назовите осенние месяцы?
- Как можно назвать осень в сентябре? (ранняя, золотая)
- Как можно назвать осень в октябре? (дождливая)
- Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя)
- Назовите осенние признаки?
Ребята, вы хотите отправиться в сказочный лес? Для этого давайте составим схему слова осень. В этом нам помогут друзья феи – звукарики. Выходите, одевайте шапки и составляйте схему. (Дети одевают шапки, на которые наклеены круги, обозначающие гласные звуки – красного цвета и согласные мягкие – зеленого. Выстраиваются друг за другом, составляя схему.) Молодцы, ребята. Все сделали правильно, и мы оказались в волшебном лесу.
2. различение твердого и мягкого согласных звуков.
На этой поляне живет веселый человечек – звукарик Д.
- Я, звук [Д]. Я согласный. Бываю твердым и мягким. А еще, я – звонкий. Предлагаю вам поиграть со мной. У меня в саду растут различные овощи, фрукты и цветы, их нужно собрать в корзинки. В зеленую корзину собирайте овощи, фрукты, цветы, в названиях которых мягкий звук [Д'], а в синюю – в названиях которых твердый звук [Д].
Слова: дыня, помидор, мандарин, виноград, редиска, смородина, гвоздика, гладиолус.
Давайте, скорее, соберем урожай.
Спасибо ребята за помощь.
3. нахождение места звука в слове.
Теперь отправляемся в гости к звукарику [Т].
- Я, звук [Т]. Я согласный. Бываю твердым [Т] и мягким [Т']. А еще, я – глухой.
Помогите мне разложить предметы на полки. На первую полку выложите те предметы, в названиях которых звуки [Т] или [Т'] стоят в начале слова, на вторую – в середине, на третью – в конце.
Слова: тапки, танк, телефон, батон, дятел, кофта, кот, кит, мост.
- Спасибо ребята, вы все сделали правильно.
4. различение звонкого и глухого звука.
Ребята, фея приглашает вас прокатиться на волшебных поездах. Сейчас вы возьмете карточки-билеты и будете занимать свои места в поездах, так чтобы в первом поезде оказались слова со звонким звуком [Д] или [Д'], а во втором – с глухим [Т] или [Т']. Еще обратите внимание на количество слогов в словах. Место с номером 1, должен занять тот, у кого в слове один слог, 2 – у кого два слога, и т.д.
Слова: дом, дыня, дерево, кот, тыква, телефон.
5. подбор родственных слов.
Ребята, мы попали на волшебную поляну. Посмотрите, какие здесь большие деревья. Но что это? С деревьев осыпались листья. Давайте, скорее, вернем их на места. На этом дереве – корень «лист» и мы будем собирать плоды с родственными словами к слову «лист». На этом – корень «вода», а значит мы будем собирать плоды с родственными словами к слову «вода».
Слова: лист – листва, лиственный, листок, листья.
вода – водный, водяной, водопад, водичка.
6. составление рассказа по опорным картинкам.
Ребята, фея принесла нам картинки и просит по ним составить рассказ. Я буду показывать вам картинку, а вы с этим словом придумывайте предложение и составляйте его схему.
картинка предложение
Осень Наступила осень.
Солнце Реже светит солнце.
Облака Небо покрыто серыми облаками.
Дождь Часто идут дожди.
Ветер Дует холодный ветер.
Птицы Птицы улетают в теплые края.
Молодцы. У нас получился рассказ о времени года – осень.
7. составление схем слов.
Вот и закончилась наша прогулка по волшебному лесу. Нам пора отправляться в детский сад. Для этого мы составим схемы слов и окажемся в детском саду. Один из вас будет составлять схемы на доске, а остальные на своих столах.
Слова: облака, дождь, птицы, ветер.
Молодцы, ребята. Мы снова попали в детский сад, а фея оставила нам подарки. Давайте вернемся в группу и посмотрим их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной НОД в старшей группе.Путешествие в волшебную страну <Осень>
В результате непосредственно-образоательной деятельности дети обогащают и расширяют знания о осени, развивают творческое воображение. Педагог реализует поставленные задачи воспитывая эмоциональную отз...
Конспект занятия по логоритмике для детей с ОНР "Волшебное путешествие" (по теме "Осень")
Конспект занятия по логопедической ритмике для детей подготовительного возраста с Общим недоразвитием речи. Конспект включает в себя задания на развитие мелкой и общей моторики, воспитание пластики и ...
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) « Путешествие в волшебный лес осени», для разновозрастной группы старшего возраста (5-6, 6-7 лет).
Тема: «Путешествие в волшебный лес осени».Цель: формирование математических представлений, расширение кругозора детейЗадачи: Образовательные:5-6лет:-упражнять в умении раскладывать чи...
Сценарий Осеннего праздника «Путешествие в волшебный осенний лес» в средней группе
Сценарий осеннего праздника в средней группе «Путешествие в волшебный осенний лес».Действующие лица: Ведущий, Осень, Туча, дети: Огородница, Помидор, Капуста, Морковка, Перец, Огурец, Лук,...
Путешествие в волшебный осенний лес.
Конспект образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие в волшебный осенний лес».
Конспект образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте«Путешествие в волшебный осенний лес»....
Открытое занятие "Путешествие в волшебный осенний лес"
Занятие по ФЭМП с использованием СТЕМ технологий...