Организация НОД в области "Речевое развития" (обучение рассказыванию) в старшей группе детского сада составление рассказа на тему "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект предназначен для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sod_v_starshey_gruppe_obuchenie_rasskazyvaniyu.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в ОО «Речевое развитие» на тему:
Обучение рассказыванию: составление рассказа на тему «Осень»
в старшей группе
Цель: учить детей рассказывать с опорой мнемотаблицу, приобщать к восприятию поэтических произведений о природе
Задачи:
- пробудить интерес к окружающему миру;
- расширять запас слов, обозначающих названия предметов, явлений, действий, признаков по теме «Осень»;
- развивать умение образовывать существительные с уменьшительными, ласкательными суффиксами;
- проводить работу над антонимами;
- упражнять детей в составлении рассказа из небольших предложений;
- воспитывать культуру речевого общения.
Пособия: иллюстрации на тему «Осень», мнемотаблица «Признаки осени», мнемотаблица «Расскажи об осени», мяч.
Ход НОД
1.Беседа на тему «Осенние деньки»
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Вопросы к детям:
- Какое сейчас время года? (Осень.)
- Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Осень – время года, которое следует за летом. Чем отличается осень от лета?
Дети, используя мнемотаблицу «Признаки осени», называют признаки осени.
(День стал короче, ночь длиннее. Темнеет быстрее. Днём стало холоднее. Солнце светит и греет совсем не так. Идут холодные дожди. Листья пожелтели и опадают. Деревья готовятся к зиме. Птицы улетают в тёплые края. Люди собирают урожай овощей и фруктов. Стало холодно, люди надели тёплую одежду.)
- Как называется явление в природе, когда опадают листья? (Листопад).
- Осень бывает разная: ранняя, поздняя, золотая. Почему осень называется золотой? (Листья на деревьях желтеют.)
2. Игра с мячом «Наоборот»
Воспитатель называет слово, а дети придумывают слова, противоположные по значению. Правило игры: называть только «Осенние слова».
Воспитатель говорит: «Сейчас мы с вами превратимся в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я буду бросать вам мячик и называю слово, а вы говорите наоборот, например, темно, а наоборот – светло.
На ветке листья сухие, а в луже они – мокрые.
В сухую погоду дорога чистая, а после дождя – грязная.
Если светит солнце, то настроение радостное, а если идёт дождь, то настроение – грустное.
Солнышко светит днём, а луна – ночью.
День бывает ясный, а бывает – пасмурный.
Если светит солнце, то день солнечный, а если идёт дождь, то – дождливый.
Осенью дни становятся короче, а ночи – длиннее.
Осенью на улице холодно, а летом – тепло.
Осень бывает ранняя, а бывает – поздняя.
3. Игра с мячом «Назови ласково»
Воспитатель называет слово, дети образуют от него существительное с уменьшительными, ласкательными суффиксами:
- солнце – солнышко;
- луч – лучик;
- лист – листик, листочек;
- туча – тучка;
- облако – облачко;
- ветер – ветерок, ветерочек;
- паутина – паутинка, паутиночка.
4. Физкультминутка
Тучи в небе кружатся (Дети плавно покачиваются с ноги на ногу.)
Что ни шаг, то лужица (Ходьба на месте с высоким подниманием колена.)
День осенний хмурится, (Руки на поясе – повороты влево-вправо.)
Листопад на улице (Кружатся на месте.)
По дороге стелется
Лёгкая метелица (Легко бегут по кругу).
Листья осенние тихо кружатся (Дети кружатся на цыпочках, руки вверх)
Листья нам плавно под ноги ложатся (Приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (Движения руками вправо-влево)
Будто опять закружиться хотят (Поднимаются и кружатся)
5. Составление рассказа «Осень» с опорой на мнемотаблицу.
1) Наступила осень.
2) Солнышко всё реже выглядывает из-за туч.
3) Листья на деревьях меняют свою окраску, становятся жёлтыми, красными, оранжевыми.
4) Небо серое, хмурое, затянуто облаками. Идёт дождь
5) Дует холодный ветер.
6) Он срывает с деревьев листья.
7) Птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края.
8) Скоро к нам придёт зима!
Воспитатель выслушивает рассказы 3-4 детей.
6. Чтение стихотворения Плещеева «Осень наступила»
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.\
Воспитатель:
- Какие чувства вызывает это стихотворение?
Дети:
- Грусть.
Воспитатель:
- Почему?
Дети:
- Потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться, загорать. Наступила холодная осень.
7. Итог НОД
- Чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью, и «Нет», если не бывает.
Игра «Да или нет?»
Осенью растут грибы? – Да
Тучи солнце закрывают? – Да
Холодный ветер прилетает? – Да
Ну а птицы гнёзда вьют? – Нет
А букашки прилетают? – Нет
Звери норки закрывают? – Да
Урожай все собирают? – Да
Птичьи стаи улетают? – Да
Часто-часто льют дожди? – Да
Достаём ли сапоги? – Да
Солнце светит очень ярко? – Нет
Можно детям загорать? – Нет
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать? – Да
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по обучению рассказыванию в старшей группе Тема: Пересказ рассказа В.Сутеева «Добрая утка»
Обучение пересказу по опорной схеме....
Сообщение из опыта работы по речевому развитию "Обучение детей рассказыванию" в старшей группе
Сообщение из опыта работы по речевому развитию "Обучение детей рассказыванию" в старшей группе...
Организация НОД в ОО " Познавательное развитие" (ФЭМП) в старшей группе детского сада. На тему: "Волшебное путешествие.Порядковый счет до 10"
старшаая группа...
Методическая разработка «Организация образовательной деятельности по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада»
В разработке представлены цели и задачи,педагогические приёмы работы с художественными произведениями,формы работы, используемые при обучении чтению....
Конспект по образовательной области «Речевое развитие ,обучение грамоте» для детей старшей группы "Звуки речи"
Используемые технологии: Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьмиТехнология деятельностного подходаТехнологии здоровьесбереженияТехнологии игровыеЦель: продолжать знакоми...
План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»...
Организация и проведение мастер-класса совместно родителем в старшей группе детского сада
Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах воспитания и развития детей в условиях детского сада, участие родителей в воспитательно - образовательном процессе детского сада....