НОД "Играем - речь развиваем"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Маркина Наталья Алексеевна

Роль игр и игровых упражнений в развитии речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_dlya_roditeley.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи в средней группе

в рамках Дня открытых дверей.

Тема «Играем – речь развиваем» - игры и игровые упражнения.

Цель. Развивать звуковую культуру речи, грамматический строй речи, связную речь.

Задачи.

Обучающие:

Дифференциация звуков с – сь. Упражнять детей в четком произношении этих звуков. Совершенствовать фонематическое восприятие.

учить произносить звук  твердо и мягко.

Обогащать словарный запас детей словами определениями. Учить детей составлять предложения.  Совершенствование грамматический строй речи. формировать и активизировать словарь дикие животные и их детёныши, практиковать в умении пользоваться словами – названиями диких животных и их детенышей в им.падеже, мн. числа и в род. падеже, ед. числа : волк- волчата – волчонок и т.д.

Развивающие.

Развивать фонематический слух, речевое внимание . Совершенствовать интонационную выразительность.

Обогащать и активизировать словарь ребёнка.

Воспитательные.

Воспитывать звуковую культуру речи.

Способствовать освоению культуры общения со взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости.

Методические приемы. Сказка  про Веселого Язычка, использование чистоговорок с дифференциацией звуков с-сь, загадка про мяч, работа по тексту стихотворения А. Барто «Мой веселый звонкий мяч», беседа по содержанию стихотворного текста, логоритмика по тексту стихотворения.

Игра «Кто, где живет?», Словесная  игра «Какой? Какая?» (слайдовая презентация). Пальчиковая гимнастика с веревочкой «Я хватаюсь за веревку», игра «Назови детенышей» (слайдовая презентация).

Оборудование. Слайдовая презентация, веревочка с узлами, корзина с мячом.

                                   Ход занятия.

1.Организационный момент.

Воспитатель. 

Соберемся дети в круг(встают в круг)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются).

2. Сказка про «Веселого Язычка».

Воспитатель. Расскажу я вам сказку про Веселого Язычка. Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Проснулся, выглянул в окошко, подышал свежим воздухом и обратно спрятался. (Язычок то выглядывает из домика, то прячется).

(Педагог предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вернуть его в домик).

Решил он почистить зубки. Сначала нижние, затем верхние. Почистив зубки,  он пробежался по домику. Потом он вспомнил песенку водички и стал напевать.

Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.

Закройте рот, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: «С-с-с».

Давайте послушаем, как песня воды получается у Саши.  (Вызывает 4–5 детей, в том числе тех, кто не овладел произношением звука.)

А теперь споем песенку все вместе.

Если петь песню воды медленно и отрывисто (вот так!), то кажется, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом? Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня (подносит к губам ладонь, но не прижимает к ним), и разрешите ветерку потанцевать на нашей ладошке.

Язычок стал сочинять другие песенки, похожие на песню воды. Сначала он запел: «Са-са-са». Что запел Язычок? Потом: «Ся-ся-ся».

3. Проговаривание чистоговорок.

Затем наш язычок стал сочинять стихи.

Со-со-со - стоп, сломалось колесо.

Ся-ся-ся - мы поймали карася ( произносятся тихо, громко, медленно,быстро).

Нашему язычку пора отдохнуть (дети садятся на стульчики).

4. Воспитатель. Загадка про мяч.

Он резиновый, упругий

Так и просится на руки,

 Чтоб подбросить и поймать,

по дорожке покатать.

 С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Мяч)

5. Работа по тексту стихотворения А. Барто «Мой веселый звонкий мяч»

(Дети вспоминают и рассказывают стихотворение «Мой веселый звонкий мяч»).

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Желтый, красный, голубой —

Не угнаться за тобой!

Воспитатель. Беседа по содержанию стихотворного текста.

Какой был мяч? (Весёлый, звонкий).

А какой по цвету? (красный, жёлтый, голубой).

Почему за мячом не угнаться?

6. Логоритмика. Прохлопывание ладошками каждое слово стихотворного текста для четкого произношения каждого слова.

7. Игра «Кто, где живет?»

Воспитатель. Наш веселый звонкий мяч хочет с вами поиграть . Приготовили свои ладошки. Итак, мячик хочет знать:

-кто живет в лесу? - волк, лиса, заяц, ежик, медведь, белка.

-кто живет в зоопарке? – жираф, рысь, тигр, лев, медведь.

-какие животные живут дома? ( воспитатель по очереди бросает детям мячик).

Ребята вы готовы  попутешествовать со мной по лесу?

Сядьте по - удобнее. 1, 2,3,4,5- начинаем мы играть.

8. Показ презентации «Играем – речь развиваем».

Воспитатель. Отгадывание загадок совместно со словесной игрой  «Какой? Какая?» (слайдовая презентация).

Слайд№  2-3

Воспитатель. Загадка.

1.Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Волк (Какой?) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…

Слайд 4-5

2. Проворная, запасливая,

рыжая или серая. 

Белка (Какая?) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…

Слайд 6-7

3. Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

Лиса (Какая?) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…

Слайд 8-9

4. Что за зверь такой лесной,

 Встал как столбик под сосной?

 Кто стоит среди травы

Уши больше головы?

Заяц (Какой?) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…

Воспитатель. Летом он какой? А зимой?

Теперь скажем все это вместе. (Совместно с воспитателем проговаривается составленная загадка - Летом серый, а зимой белый. ).

Слайд 10-13

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

Медведь (Какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый...

Воспитатель. Давайте расскажем про медведя по этой схеме.

Описательный рассказ.

Это медведь. Он большой и грозный. У медведя есть короткие уши, маленький хвост, туловище, пасть, острые зубы. Тело покрыто густой коричневой шерстью. Медведь дикое животное и живет в лесу.

Слайд 13

Что он любит есть?

Пальчиковая гимнастика с веревочкой «Я хватаюсь за веревку»

Я хватаюсь за веревку.

Правой ловко левой ловко

За узлы ее беру,

и играю на ходу.

Слайд 14-17

9. Игра «У кого кто?» (дети должны назвать детенышей животных в единственном и множественном числе).

10.Итог занятия. 

В какие игры мы с вами играли?

Какая игра вам больше всего понравилась?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

Статья по развитию речи: "Развиваем разговорную речь. Беседа по картинкам."

"РАЗВИВАЕМ РАЗГОВОРНУЮ РЕЧЬ" БЕСЕДА ПО КАРТИНКАМРазвитие разговорной речи занимает центральное место в подготовке ребёнка к школе. Решая эту задачу, продумывается организация речевой среды детей че...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Консультация Развитие речи детей в дошкольном возрасте «С детьми играем — речь развиваем»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного направления развития воспитанников №12 «Бе...

«ЛЭПБУК ОТКРЫВАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ» Дидактическое пособие по развитию речи в младшей группе

 Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением психических процессов человека. Речь выступает сначала как средство общения,...

Лэпбук по развитию мелкой моторики рук и развитию речи "Развиваем руку -развиваем речь".

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему....

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....