Конспект занятия "Памятники письменности"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цели:
- познакомить детей в рождением алфавита;
- сформировать представление о развитии письменности;
- сформировать понятие «памятники письменности»;
- учить передавать свои мысли через рисунок;
- развивать познавательный интерес;
- расширять кругозор детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatniki_pismennosti.docx | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе
«Памятники письменности»
Цели:
- познакомить детей в рождением алфавита;
- сформировать представление о развитии письменности;
- сформировать понятие «памятники письменности»;
- учить передавать свои мысли через рисунок;
- развивать познавательный интерес;
- расширять кругозор детей.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о далеком прошлом нашего народа. Мы уже говорили об истории развития нашей страны. Но есть история развития городов. Представьте себе, что давным-давно были тоже города. У каждого города есть своя биография. А у каждой биографии есть страницы, которые навечно остаются в памяти народа.
Узнавать о далеком прошлом города, народа нам помогают старинные здания, старинные вещи. Вот послушайте, как поэт Алексей Иванович Бунин в своей стихотворении сказал:
Молчал гробницы, мумии и кости
Лишь слову жизнь дана.
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь письмена.
Ребята, а как вы думаете, что такое письмена? Как по-другому можно сказать про это слово?
Дети: Можно сказать «памятники письменности».
Воспитатель:
Правильно, ребята, по-другому можно сказать «памятники письменности». И вот эти памятники письменности, нам лучше всех старинных вещей рассказывают о прошлой жизни людей, о происходящих событиях. Ребята, а что относится к памятникам письменности?
Дети: Указы, грамоты различные подписи.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А на чем раньше можно было сделать подписи?
Дети: На дереве, глине, бересте, веревке, камне, бумаге.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, всегда ли люди умели писать?
Дети: Нет, не всегда.
Воспитатель: А откуда вы знаете?
Дети: Вы говорили, мамы, бабушки.
Воспитатель:
Вот сегодня, ребята, мы с вами поговорим о том, как к нам пришла письменность, как она развивалась.
Давным-давно, в каменном веке люди не знали, что слова можно записывать. Они жили рядом и у них не было в этом надобности. Но проходило время, семей становилось все больше, жить они стали дальше друг от друга и поэтому появилась необходимость делать сообщения друг другу: где можно охотиться, где живут враждебные племена. Вот тогда люди и начали посылать друг другу различные предметы, которые являлись своего рода знаками, на которых они узнавали о любых сообщениях.
Ребята, а вы слышали такое выражение «Завязать узелок на память»?
Дети: Слышали.
Воспитатель: А вы знаете, что оно означает?
Дети: Нет.
Воспитатель: Тогда послушайте
Это выражение к нам пришло с давних времен, когда люди не умели писать. Свои сообщения передавали на узелках. Узелки не передавали саму мысль, а только напоминали о ней. Люди рассматривали, где завязан узелок на веревке, в каком месте, какого цвета, большой или маленький. Так что «узелки на веревке» - это тоже своего рода способ передачи сообщений. Но этот способ тоже был неудобный, разбираться в узелках тоже было нелегко. И тогда люди стали передавать свои мысли при помощи рисунков.
Давайте представим себе, что мы живем в далеком прошлом, не умеем не читать, не писать. И вот сейчас, я буду говорить слова, а вы попробуете нарисовать к ним рисунок.
Воспитатель: Слова «гора», «идти», «летать», «смотреть».
(Затем рисунки отдать гостям, они рассматривают)
Физкультурная пауза «Мы сегодня рисовали»
Воспитатель: Итак, ребята, как вы думаете, разбираться в рисунках было легко?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что не все умели хорошо рисовать.
Воспитатель: Правильно, поэтому сообщения были неточными.
Итак, постепенно люди от рисунков перешли к другим значкам. Эти значки назывались иероглифы. Давайте вместе скажем ИЕРОГЛИФЫ.
Давайте вместе рассмотрим таблицу1. Это иероглифы. Этими иероглифами люди пользовались очень долго. Каждый значок мог обозначать слово, а то и предложение.
В иероглифах солнце обозначалось определенным знаком, и гора – тоже. Но это было тоже неудобно для письма, т.к. не все могли запомнить каждый знак-иероглиф.
Давайте на глину нанесем иероглифы.
И вот два брата… Ребята, кто помнит, как звали этих братьев?
Дети: Кирилл и Мефодий.
Воспитатель:
…создали старинный славянский алфавит. Давайте рассмотрим его на таблице2. В этом алфавите каждая буква имела свое имя. И для того, чтобы написать любое слово, нужно было написать большое предложение. Вот посмотрите, слово «дети».
Ищите эти буквы и слова под ними, читали по первой букве, чтобы получить слово. Люди долго пользовались этим славянским алфвитом.
Ребята, а кто знает, на чем раньше писали?
Дети: На бересте, глине, папирусе.
Воспитатель: А чем писали раньше?
Дети: Деревянными, костяными палочками, угольками.
Воспитатель: Вот сейчас мы с вами и попробуем пописать.
Дети пишут на бересте угольками буквы славянского алфавита.
Воспитатель: И вот, ребята, этот старинный славянский алфавит лег в основу современной азбуки. Только здесь уже буквы назывались просто без имени. Послушайте стихотворение про алфавит (воспитатель читает).
Воспитатель: Давайте немного отдохнем. Сейчас представьте себе, что вы стали буквами из алфавита. Сделаем небольшую разминку.
Физкультурная пауза «Буквы прыгают и скачут»
Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете, что же было дальше? Прошло много времени, и люди изобрели бумагу, на которой мы пишем сейчас. И на бумаге люди уже стали писать гусиным пером.
Воспитатель показывает перо и чернильницу и рассказывает. Показ письма.
Прошло много времени. Люди изобрели ручки, карандаши, чем мы и пользуемся. И мы с вами уже умеем читать, и писать.
Ребенок читает стих «Можем мы не только слушать»
Воспитатель: А сейчас мы будем разгадывать кроссворд по нашей теме.
ВОПРОСЫ:
- Материал, на котором писали на Руси? (береста)
- Название растения, обозначающее и происходящее из воды? (папирус)
- Как по-другому можно назвать слово «указ»? (документ)
- Город, где найдены берестяные грамоты (Новгород)
- Город, где находится музей «6 веков письменности» (Суздаль)
Воспитатель: В красной клетке сверху вниз прочитать, получится знак, которым пользуются для обозначения звука при письме. «БУКВА»
Воспитатель: Ребята, а кто знает пословицы к нашей теме.
- К большому терпенью идет и уменье.
- Грамоте учиться – всегда пригодится.
- Где хотенье там и уменье.
Воспитатель: Молодцы. Итак, ребята, мы проследили с вами, как на Руси развивалась письменность. И теперь, каждый год 24 мая вся страна отмечает день письменности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия: "устное и письменное общение"
Показать детям значимость устного общения. Воспитывать умение общаться в команде....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР по профилактике нарушений письменной речи.
Полный конспект подгруппового занятия по профилактике дисграфии . Лексическая тема "Скоро в школу"- выпускное занятие....
Конспект занятия в подготовительной к школе группе.Тема: «Наши буквицы. День славянской письменности и культуры».
Программные задачи: познакомить детей с культурой и наследием своего народа посредством введения их в книжную культуру; приобщать к нравственным устоям на примере святых Кирилла и Мефодия; воспитывать...
Конспект НОД " День славянской письменности" для воспитанников 6-7 лет
Конспект знакомит воспитанников с историей возникновения письменности,создателями алфавита Кириллом и Мефодием,самостоятельно составляют слова читают пословицы на славянском языке....
Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе «Праздник славянской письменности»
Конспект занятия НОД о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, г...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну букв», посвященный Дню славянской письменности и культуры.
Программные задачи: познакомить детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием. Расширять представление детей о культурном наследии нашего народа. Развивать твор...
Конспект НОД ко Дню славянской Письменности и культуры
Тема: День славянской письменности и культурыВозрастная направленность: старший дошкольный возрастФорма проведения: тематическое занятие в свободной деятельностиФормы орг...