Консультация для воспитателей
консультация по развитию речи

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для воспитателей47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Структура занятия по развитию речи»

Занятия по развитию речи бывают:

В зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания занятия:

  • занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);
  • занятия по формированию грамматического строя речи (дидактическая игра «Угадай, чего не стало» – образование существительных множ. числа род. падежа);
  • занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);
  • занятия по обучению связной речи (беседы, все виды рассказывания),
  • занятия по формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте),
  • занятия по ознакомлению с художественной литературой.

В зависимости от применения наглядного материала:

  • занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии);
  • занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);
  • занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры).

В зависимости от этапа обучения, т.е. в зависимости от того, формируется речевой навык (умение) впервые или закрепляется и автоматизируется.

Близка к этому классификация по дидактическим целям (по типу школьных уроков), предложенная А. М. Бородич:

  • занятия по сообщению нового материала;
  • занятия по закреплению знаний, умений и навыков;
  • занятия по обобщению и систематизации знаний;
  • итоговые, или учетно-проверочные, занятия;
  • комбинированные занятия (смешанные, объединенные.

Занятия по развитию речи и обучению родному языку должны отвечать дидактическим требованиям, обоснованным в общей дидактике и предъявляемым и к занятиям по другим разделам программы детского сада.

Необходимы:

  • Тщательная предварительная подготовка к занятию. Прежде всего важно определить его задачи, содержание и место в системе других занятий, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения. Следует также продумать структуру и ход занятия, подготовить соответствующий наглядный и литературный материал.
  • Соответствие материала занятия возрастным возможностям умственного и речевого развития детей. Учебная речевая деятельность детей должна быть организована на достаточном уровне трудности. Обучение должно иметь развивающий характер. Иногда бывает трудно определить восприятие детьми намеченного материала. Поведение детей подсказывает воспитателю, как изменить заранее продуманный план с учетом их поведения и реакции.
  • Воспитательный характер занятия (принцип воспитывающего обучения). На занятиях решается комплекс задач умственного, нравственного, эстетического воспитания. Воспитательное влияние на детей обеспечивается содержанием материала, характером организации обучения и взаимодействия воспитателя с детьми.
  • Эмоциональный характер занятий. Способность усваивать знания, овладевать навыками и умениями не может быть развита у маленьких детей путем принуждения. Большое значение имеет их интерес к занятиям, который поддерживают и развивают путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности материала. Эмоциональный настрой на занятии обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателем и детьми, психологическим комфортом детей в детском саду.

Структура занятия должна быть четкой. В ней обычно выделяют три части — вводную, основную и заключительную.

- во вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста;

- в основной части решаются главные задачи занятия, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей; - заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель закрепить и обобщить знания, полученные на занятии. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др. Распространенной ошибкой в практике являются обязательные и не всегда уместные, часто формальные оценки деятельности и поведения детей.

Структура занятия, посвященного изучению нового материала, может иметь несколько вариантов.
Вариант 1
I. Организационный момент:
а) упражнения, тесты, головоломки на развитие внимания, восприятия, памяти;
б) лексические упражнения.
II. Актуализация опорных знаний и представлений:
а) вводная беседа;
б) упражнения на узнавание, различение, определение предметов и явлений;
в) сообщение темы, целей урока.
III. Изучение нового:
а) рассказ воспитателя;
б) демонстрация наглядности, схем, опор.
IV. Обобщение (обобщающая беседа).
V. Закрепление:
а) программированные задания;
б) графические работы;
в) работа с текстом и т.д.
VI. Итог.
Вариант 2
I. Организационный момент (лексические упражнения).
II. Введение в тему:
а) вводная беседа;
б) сообщение темы, целей урока.
III. Изучение нового:
а) актуализация имеющихся знаний воспитанников;
б) рассказ, объяснение воспитателя.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление:
а) обобщающая беседа;
б) практические работы.
Комбинированное занятие
I. Организационный момент (упражнения на внимание, память, восприятие).
II. Повторение:
а) обобщающая беседа;
б) упражнения в узнавании, различении предметов и явлений;
в) программированный задания;
г) рассказ воспитанника.
III. Изучение нового:
а) вводная беседа, проверка сенсорных эталонов;
б) рассказ педагога.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление:
а) упражнения на узнавание; определение;
б) лексические игры, задания.
VI. Итог.

Оптимальное сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом к детям. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.
Должна быть правильная организация занятий. Организация занятия должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.

Приведём примеры структуры некоторых занятий по развитию речи.

Обучение пересказу художественного произведения»

I часть: вводная

Подготовка детей к восприятию художественного произведения с использованием следующих приемов:

  • показ картины;
  • сюрпризный момент;
  • художественное слово;
  • использование грамзаписи.

2 часть: основная

1. Первичное чтение. Оно дается без установки на запоминание, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие.

2. Повторное чтение с установкой на запоминание: «Послушайте внимательно, будем пересказывать».

Если произведение знакомо, 1 и 2 этапы опускаются.

3. Беседа по содержанию художественного произведения:

  • уточнить идейное содержание;
  • дать характеристику литературных героев;
  • обратить внимание на языковые средства: образные выражения, зачин, концовка и т.д.;
  • подготовить к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, интонацией, темпом речи, качествами голоса).

Этапы 1-3 опускаются, если произведение разбиралось 3-6 дней.

4. Повторное или выборочное чтение с установкой: «Вслушайтесь, как я читаю» (при необходимости).

5. Пауза для подготовки детей.

6. Пересказ детьми (3-7 человек). Первым вызывают ребенка с хорошей памятью, последнего – с выразительной речью.

3 часть: заключительная.

Подводится итог занятия. Закрепить название произведения, имя автора, отметить детей, которые пересказывали лучше всех.

Структура занятия по рассматриванию картины

1.Вводная часть.

Картина закрыта.

Цель: заинтересовать детей и собрать их внимание перед внесением картины.

Приемы:

  • художественное слово;
  • сюрпризный момент;
  • грамзапись;
  • вводная беседа.

2.Основная часть

Картину поворачивают к детям и дают 1-2 минуты для самостоятельного рассматривания и обмена впечатлениями.

Цель: научить рассматривать картину от главного к второстепенному, развивает словарь.

Приемы:

Вопросы:

1 группа вопросов направлена на выявление общего смысла картины: О чем? Как можно ее назвать?

2 группа вопросов направлена на описание предметов: Кто (что) изображено? Что делает? Кто он? На что (кого) похож? Во что одет? и т.д..

3 группа- на установление связей между отдельными частями картины: Почему? Чем похожи? Чьи?

4 группа– вопросы из личного опыта детей

5 группа– вопросы, выходящие за рамки картины.

Приемы словарной работы.

Словесные упражнения.

3.Заключительная часть

Цель: обобщить знания детей, подвести итог занятия, дать оценку детским ответам.

Приемы:

обобщающий рассказ воспитателя;

чтение отрывка из художественного произведения, близкого по содержанию картины.

 

Развитие у детей связной речи

Структура итоговой беседы

1.Вводная часть (3-5 минут)

Цель: оживить в памяти впечатления детей, используют приемы:

вопросы-напоминания;

загадки;

показ наглядного материала (фото, иллюстрации, картины).

Сформулировать тему беседы, мотивировать ее выбор.

2.Основная часть (20-25 минут).

Вся беседа разбивается на подтемы, после каждой подтемы идут обобщения воспитателя. Внутри каждой законченной части используются различные приемы обучения:

вопросы разных типов (3-4 воспроизводящих, 4-5 поисковых, 1-2 обобщающих и др.);

художественное слово;

показ наглядного материала;

приемы словарной работы;

ТСО.

Воспитатель должен продумать, как закончить одну часть и перейти к другой. О важном говорить вначале, о второстепенном – в конце.

3.Заключительная часть (2-3 минуты).

Детей подводят к формулировке обобщений, выводов, осознанию своего отношения к теме беседы.

Конец беседы должен быть эмоциональным, связанным с практическими действиями.

Приемы:

дидактическая игра;

упражнение;

рассказ воспитателя;

чтение отрывка из художественного произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...