Занятие по развитию речи совместно воспитатель и логопед. Тема: Зима. Зимующие птицы.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Иксанова Татьяна Андреевна

Тема: Зима. Зимующие птицы.

Цели:

  1. Активизация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы»; совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза; совершенствование грамматического строя речи.
  2. Развитие речевого дыхания, связной речи, фонематических представлений, навыков фонематического анализа, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  3. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по развитию речи совместно воспитатель и логопед.

Тема: Зима. Зимующие птицы.

Цели:

  1. Активизация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы»; совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза; совершенствование грамматического строя речи.
  2. Развитие речевого дыхания, связной речи, фонематических представлений, навыков фонематического анализа, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  3. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: магнитная доска; маленький столик; контейнер с фасолью; маленькие снежинки с изображением предметов, где есть звук (Ж); конверты с плоскостными частями снеговика на каждого ребёнка и для магнитной доски большего размера; картина с изображением кормушки и зимующих птиц; предметные картинки с изображением перелётных и зимующих птиц; диск с аудиозаписью вьюги и пением птиц; костюм снеговика, бубен.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Упражнение «Волшебные снежинки».

Логопед заводит детей в группу, предлагает поздороваться с гостями и приглашает пройти к столику, на котором стоит контейнер с белой фасолью, среди фасоли спрятаны картонные снежинки с предметными картинками.

Логопед: в этом контейнере спрятаны волшебные снежинки, сейчас вы по очереди достаете волшебную снежинку и рассматриваете её. Ребята вспомните, как произносится звук (Ж), он есть в названии каждой картинки на ваших снежинках, постарайтесь произнести его правильно. (Дети произносят слова: Жаба, Жук, еЖи и др., после рассаживаются на свои места). Вы правильно назвали свои картинки, а теперь давайте повторим их названия все вместе. Молодцы! Сегодня мы продолжим разговор о зиме и зимующих птицах.

Логопед включает музыку «Вьюга», появляется снеговик (воспитатель).

  1. «Узнай по частям»

Снеговик: Здравствуйте ребята, здравствуйте гости! Вы меня узнали? А давайте ещё раз хором, прохлопаем по слогам кто я такой. (СНЕ –ГО –ВИК), молодцы!

Я гулял по лесу и услышал, что у вас тут очень интересное занятие, можно я останусь с вами? Спасибо! А пришёл я к вам не с пустыми руками, игру для вас принёс, называется «Узнай по частям» (снеговик поворачивает к детям магнитную доску, на которой расположены части снеговика). Как вы думаете, что получится, если правильно собрать все эти части? Мой брат-(СНЕГОВИК). Снеговик приглашает одного ребёнка к доске, а остальным детям раздаёт конверты с частями снеговика. Попробуйте сделать каждый своего снеговика.

Молодцы! Чем отличаются друг от друга ваши снеговики от того, что на доске? (Размером: на доске большой, а у вас маленькие)

Снеговик: ой, что- то мне жарко стало, ой, ой, ой.

Логопед: ребята, давайте поможем снеговику, подуем на него. Снеговик встаёт в центр круга, дети вокруг него и проводится дыхательная гимнастика (Вдох – выдох).

Снеговик: Спасибо вам ребята, как с вами интересно, проходите на свои места, сейчас мы с вами поиграем ещё в одну игру, называется она «Большие и маленькие».

  1. «Большой и маленький»

Снеговик: Я буду говорить, что есть у большого снеговика, а вы по очереди называть ласково эти же части, что есть  у маленького снеговика. Например: У большого снеговика чёрные глаза, а у маленького снеговика чёрненькие глазки.

У большого снеговика большой нос, а у маленького снеговика маленький носик.

У большого снеговика лохматая метла, а у маленького снеговика лохматенькая метёлочка.

У большого снеговика серое ведро, а у маленького снеговика серенькое ведёрко (ведрышко).

У большого снеговика красный шарф, а у маленького снеговика красненький шарфик.

Снеговик: Молодцы! А сейчас выходите все на ковёр поиграем с вами в игру «Улетают – не улетают»

  1. «Улетают – не улетают»

Предметные картинки с изображением раскладываются в центре круга изображением вниз. (Это делает логопед во время того, как снеговик проводит игру с детьми «Большой и маленький»)

Снеговик: перед вами перевёрнутые картинки изображением вниз, пока звучит бубен, вы бежите по кругу на носочках и делаете взмахи руками, как птицы летят. По команде «Стоп!», вы останавливаетесь, поднимаете и переворачиваете картинки. Те, у кого оказались картинки с изображением зимующих птиц, приседают и сидят, а те, у кого на картинках перелётная птица, делают взмахи руками на месте.

Молодцы! Рассаживайтесь на свои места.

Логопед включает музыку «Пение птиц».

  1. Игра «У кормушки»

(На магнитной доске размещена картинка с изображением кормушки)

Логопед: Ребята, что изображено на рисунке (кормушка), давайте прохлопаем это слово по слогам: КОР-МУШ-КА. Сейчас мы с вами поиграем в игру «У кормушки»

Давайте рассмотрим изображения птиц, которые прилетели к кормушке (синица, воробей, снегирь).

Логопед вызывает одного ребёнка и предлагает поместить воробья в кормушку и проговаривают: воробей сидит в кормушке; вызывает другого ребёнка и предлагает посадить синицу на кормушку, проговаривается: синица сидит на кормушке; вызывается ещё ребёнок и предлагается снегиря посадить на дерево, проговаривается: снегирь сидит на дереве и т.д.

Логопед: Молодцы! Как мы назовём всех этих птиц, одним словом? (Зимующие птицы)

Снеговик: ой, что- то мне жарко стало опять, ой, ой, ой.

Логопед: ребята, давайте поможем снеговику, подуем на него. Снеговик встаёт перед  детьми, дети, стоя у своих стульчиков и проводится дыхательная гимнастика.

  1. Составление описательных рассказов о птицах по коллективно составленному плану.

Логопед: Давайте вспомним план рассказа о птице, который мы составляли на прошлом занятии.

С чего мы начнём рассказ? (мы называем птицу, и говорим, что она зимующая).

О чём расскажите потом? (какая она по размеру и окраске)

Затем, что опишете? (части тела птицы и расскажем о её особенностях)

Как закончите рассказ? (в конце говорим, чем питается птица)

Логопед: сейчас подумайте минутку и начнём наш рассказ по очереди.

Например: Это снегирь. Снегирь – зимующая птица. Он небольшой. У него красная грудка, чёрная головка, крылья и хвост. На крыльях у снегиря белые полоски. А на спине у него тёмно-серые перья. У снегиря широкий клюв и короткий хвост. Снегирь любит лакомиться рябиной.

(Выслушивается несколько вариантов).

  1. Подведение итогов.

Снеговик: Какие вы молодцы! Давайте вспомним, в какие игры мы с вами сегодня играли (дети перечисляют)

Логопед: А ещё, чем мы с вами занимались (ответы детей)

Логопед включает музыку «Вьюга».

Снеговик: спасибо вам ребятки за занятие, а мне пора возвращаться в лес, до новых встреч! (снеговик уходит)

Логопед: ребята вы сегодня хорошо работали, спасибо вам за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Пришла зима"

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему "Пришла зима"...

Открытое занятие по развитию речи в средней группе на тему "Пришла зима"

Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека, учить детей строить предложения на заданную тему, обогащать активный словарь детей, развивать связную речь....

Занятие по развитию речи в средней группе на тему «Зимушка зима»

Занятие по развитию речи в средней группе на тему:                                          ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка-зима»

Интегрированные задачи:-обобщить и систематизировать знания детей о зиме, формировать умение отвечать на вопросы, подбирать родственные (однокоренные) слова, пересказывать текст, используя мнемотаблиц...